Подборки

Великая Отечественная, Афган и Чечня: 8 отличных военных фильмов ко Дню защитника Отечества

В честь Дня защитника Отечества выбрали 8 российских военных фильмов, за просмотром которых стоит провести праздник. В список попали как популярные современные блокбастеры, реконструирующие масштабные сражения, так и авторское кино, осмысляющее ужасы войны.

Мальчик русский

Рейтинг: 6.1IMDb: 6.3
Жанры: Драмы, Военное, Историческое
2019, 72 мин
Россия, 12+
Режиссер: Александр ЗолотухинГлавные роли: Владимир Королёв, Михаил Бутурлов, Артем Лещик, Данил Тябин, Филипп Дьячков, Сергей Гончаренко

Разгар Первой мировой войны. Робкий деревенский парень Алеша идет добровольцем на фронт, но в первом же бою теряет зрение в результате газовой атаки. Возвращаться домой герой отказывается — вместо этого он становится слухачом, дозорным, который сидит за специальной установкой с огромными трубами и прислушивается к небу, стараясь уловить звуки приближающихся вражеских самолетов. Параллельно с историческим сюжетом идет линия с репетицией современного оркестра, который готовится исполнить Концерт для фортепиано № 3 и «Симфонические танцы» Сергея Рахманинова.

Дебютный фильм Александра Золотухина, выпускника мастерской Александра Сокурова, тяжело назвать зрительским: это экспериментальное, поэтическое и концептуальное кино о редко появляющейся на экранах войне. Во-первых, «Мальчик русский» стилизован под безликую, выцветшую военную хронику того времени, а во-вторых, он неожиданным образом скрещивает сюжет о трагической биографии маленького человека с репетицией оркестра. Решение на первый взгляд непонятное, но эффектное, заставляющее зрителей сравнивать готовых к смерти солдат и их ровесников, современных музыкантов.

Битва за Севастополь

Рейтинг: 7.5IMDb: 7.2
Жанры: Боевики, Драмы, Военное
2015, 117 мин
Россия, Украина, 12+
Режиссер: Сергей МокрицкийГлавные роли: Юлия Пересильд, Евгений Цыганов, Олег Васильков, Никита Тарасов, Джоан Блэкэм, Полина Пахомова

Главная героиня фильма — Людмила Павличенко, обычная аспирантка Киевского государственного университета, которая из-за дипломной практики уезжает в Одессу. В это время начинается Великая Отечественная война — девушка проходит снайперские курсы и добровольцем уходит на фронт. Она переживет несколько крупнейших сражений, убьет свыше 300 нацистов и войдет в историю как один из самых эффективных снайперов, но из-за ранения будет вынуждена покинуть Севастополь во время обороны города. После этого Павличенко в составе советской делегации отправится в США, где даст легендарную речь, призвав западных союзников больше не прятаться за спинами других солдат и наконец открыть второй фронт.

Несмотря на точное название «Битва за Севастополь» — это не блокбастер, посвященный отдельному событию в истории Великой Отечественной войны, а масштабный байопик Людмилы Павличенко, в котором сплелись напряженные отношения с отцом, героические подвиги, трагическая любовь и международное признание. Это жестокое, но честное военное кино об отношениях женщины и войны, которая отняла у нее любимых людей и мирное небо над головой.

Т-34

Рейтинг: 6.7IMDb: 6.7
Жанры: Драмы, Военное, Боевики, Историческое, Приключения
2018, 139 мин
Россия, 12+
Режиссер: Алексей СидоровГлавные роли: Антон Богданов, Виктор Добронравов, Семен Трескунов, Василий Буткевич, Александр Петров, Петр Скворцов

В ноябре 1941-го младший лейтенант Николай Ивушкин вынужденно принимает командование уцелевшим танком Т-34, с помощью которого уничтожает большую часть немецкой танковой роты, приближающейся к Москве. Однако герой все равно попадает в плен. В течение трех лет Ивушкина отправляют из одного концлагеря в другой — наконец, его доставляют в Тюрингию. Там героя и еще нескольких заключенных сажают в Т-34 и вынуждают стать учебными мишенями для немецких танкистов. Выжить можно, только если мастерски маневрировать между снарядами. Впрочем, экипажу Ивушкина везет: в танке они находят несколько боевых зарядов и решают использовать их для побега.

«Т-34» вышел на большие экраны в период, когда отечественный кинематограф был забит блокбастерами о Великой Отечественной войне, но фильм Алексея Сидорова все равно смог выделиться на общем фоне. Потому что это безобидное, лишенное идеологической подоплеки кино, которое рассказывает не о спасении Родины, а про жестокость захватчиков, выживание и удачу. А еще это один из самых зрелищных военных блокбастеров последних лет, в котором хватает напряженных и удивляющих динамичностью экшен-эпизодов.

Брестская крепость

Рейтинг: 7.9IMDb: 7.5
Жанр: Драмы
2010, 132 мин
Россия, Белоруссия, 16+
Режиссер: Александр КоттГлавные роли: Алексей Копашов, Андрей Мерзликин, Павел Деревянко, Александр Коршунов, Евгений Цыганов, Максим Костромыкин

21 июня 1941 года — за день до начала Великой Отечественной войны — в Брестской крепости солдаты и гражданские смотрят комедию «Веселые ребята», офицеры НКВД обсуждают слухи о возможном нападении Третьего Рейха и прикидывают возможные варианты спасения, если сооружение окружат враги. Следующим утром и правда начинается война — над небом пролетают немецкие самолеты, а Брестская крепость первой принимает на себя удар врага: в кровавой мясорубке гибнут сотни людей, тогда же начинается героическая оборона крепости, которая продлится месяц.

Было бы кощунством назвать «Брестскую крепость» рядовым военным блокбастером — это исторически точная реконструкция первых, страшнейших и кровавых дней войны. Неудивительно, что фильм Александра Котта впечатлил отечественного зрителя настолько, что до сих пор считается важнейшей и образцовой драмой о войне, в которой не так важна зрелищность, сколько переживания за жизни невинных, случайно попавших в эту суматоху людей. Кроме того, «Брестская крепость» — это еще и убедительное размышление о преемственности и необходимости сохранения истории.

Собибор

Рейтинг: 6.88IMDb: 6.3
Жанры: Драмы, Военное
2018, 117 мин
Россия, 12+
Режиссер: Константин ХабенскийГлавные роли: Константин Хабенский, Кристофер Ламберт, Фелисе Янкелль, Дайнюс Казлаускас

1943 год. Лейтенанта Красной армии, советского еврея Александра Печерского, берут в плен и отправляют в концлагерь Собибор, в котором заключенные практически не работают, а лишь ждут скорой смерти в газовых камерах. Печерский понимает, что времени попросту нет, помогать некому, поэтому за пару недель организовывает восстание заключенных разных стран — среди них немцы, голландцы и поляки. Первоначальный план побега проваливается, но обреченные на смерть узники все равно продолжают наступление. Восстание в Собиборе войдет в историю как единственный успешный массовый побег из нацистских концлагерей.

Пускай финал истории известен заранее, режиссерский дебют Константина Хабенского все равно умудряется держать зрителя в напряжении на протяжении двух часов. Это невыносимо жестокое военное кино о том, как функционировал концлагерь: как нацистские надзиратели издевались над людьми, ломали их психологически и вынуждали думать о грядущей смерти как о долгожданном спасении. Оттого восхищает история Печерского и других узников, которые не только нашли в себе силы сбежать, но и добились своего. «Собибор» — это не просто важное кино о Холокосте, но и эмоциональная ода героизму сбежавших и жертве тех, кому этого не удалось сделать.

Ржев

Рейтинг: 6.64
Жанры: Военное, Драмы, Историческое
2019, 113 мин
Россия, 12+
Режиссер: Игорь КопыловГлавные роли: Александр Аравушкин, Александр Бухаров, Сергей Жарков, Игорь Грабузов, Александр Горбатов, Иван Батарев

1942 год. Советская рота, которая уже понесла огромные потери, занимает стратегически важную деревню Овсянниково, после чего от командования получает приказ любой ценой удержать позицию. Уставшие и потерявшие надежду солдаты вынуждены ждать возможного подкрепления, понимая, что в любой момент на них могут напасть немцы. В момент, когда необходимо сплотиться и начать верить в успех, всем становится известно, что в роте есть самозванец и предатель, агитирующий солдат сдаться.

Ржевская битва — один из самых продолжительных и кровавых эпизодов Великой Отечественной войны, во время которого погибли почти полтора миллиона советских солдат. Фильм Игоря Копылова не пытается перенести на экран масштаб боевых действий и вместо этого акцентирует внимание на одном крохотном, но все равно важном сражении за деревню, так называемом бое местного значения. Причем, «Ржев» — это не ура-патриотический блокбастер, а среди прочего и драма, наглядно демонстрирующая тяжелую изнанку войны: всеобщую усталость, паранойю, тотальную безысходность и сомнения солдат.

9 Рота

Рейтинг: 6.7IMDb: 7.2
Жанры: Боевики, Драмы, Военное
2005, 134 мин
Россия, Финляндия, 16+
Режиссер: Фёдор БондарчукГлавные роли: Фёдор Бондарчук, Алексей Чадов, Иван Кокорин, Артём Михалков, Константин Крюков, Артур Смольянинов

Конец афганской кампании — через несколько месяцев советские войска будут выведены из страны. А пока новобранцы, вчерашние школьники, попадают в учебную часть к жестокому и контуженному прапорщику, жестоко подготавливающему солдат к реальным военным действиям. После изнурительной закалки их переводят в 9 роту парашютно-десантного полка, в составе которой им поручено самоубийственное задание: солдатам необходимо занять высоту и держать оборону, обеспечив тем самым безопасное прохождение колонны с продовольствием и припасами.

Дебютный фильм Федора Бондарчука изначально воспринимали как непрошенный российский ответ «Цельнометаллической оболочке»Стэнли Кубрика — другой военной драме о том, как военная машина превращает вчерашних подростков в убийц и отправляет на верную смерть. 17 лет и десятки невнятных отечественных блокбастеров про войну спустя стало ясно, что такая попытка творческой конкуренции с великим режиссером — это на самом деле уникальное явление для нашего кинематографа, которым стоит гордиться. Постепенно меняется отношение к «9 Роте» — наконец-то фильм воспринимают как масштабную драму о неудобной военной кампании, ужасы которой обычно принято замалчивать.

Живой

Рейтинг: 7.08IMDb: 6.4
Жанры: Драмы, Приключения, Военное
2006, 92 мин
Россия, 18+
Режиссер: Александр ВелединскийГлавные роли: Алексей Чадов, Александр Робак, Андрей Чадов, Максим Лагашкин, Ольга Арнтгольц

Контрактник Кир возвращается из Чечни с ампутированной ногой и постоянно думает о том, почему он не погиб в горах Кавказа, как его друзья и сослуживцы. Он с трудом пытается приспособиться к мирной жизни — чувствует себя некомфортно среди гражданских, постоянно ссорится с матерью и дождавшейся его прихода девушкой. После того, как главного героя сбивает машина, он начинает видеть призраков убитых друзей — они ни в чем его не винят, но Кир все равно решает отправиться на их могилы и прочитать заупокойные молитвы.

Отечественные кинематографисты обычно избегают разговора о Чеченской кампании — оттого сильнее хочется ценить смелые, осмысляющие еще не зажившую рану драмы конца 1990-х и 2000-х. Фильм Александра Велединского с ироничным названием «Живой» — одна из них: это и метафорическая притча о разнице между жизнью и существованием, и социальная драма о выживании вернувшихся на гражданку солдат с ПТСР, которые не знают, как быть дальше. Это скромное и во многом необъяснимое кино о судьбе одного человека, которое намного честнее и доходчивее рассказывает зрителю об ужасах войны, чем любой блокбастер.