От романтичного геолога до брутального капитана милиции: 10 фильмов и сериалов с Владимиром Высоцким
Его называли советским Бобом Диланом за поэтический талант и харизму: на сцене и экране он не просто играл, а жил, отдавая всего себя без остатка. Владимир Высоцкий обладал невероятным актерским диапазоном, мастерски перевоплощаясь из простого советского работяги в шекспировского Гамлета. Он тонко чувствовал время и не боялся высмеивать и воспевать его в песнях, полных юмора и романтики. Его любили и уважали простые работяги, интеллигенция и партийная элита. Вспоминаем самые яркие роли актера, мимо которых никак нельзя пройти.
Действие фильма разворачивается в 1920 году, во время Гражданской войны. Красноармеец-фотограф Некрасов (Олег Янковский) получает задание заснять укрепления белых возле городка Перекоп. За ним присматривает бывший командир роты Карякин (Ролан Быков), который относится к товарищу с подозрением: Некрасов был воспитан священником, а значит, может переметнуться на сторону врага. В то же время в Севастополе случается трагедия с белогвардейцем Брусенцовым (Владимир Высоцкий). Расплатиться за роковую ошибку ему придется, обороняя тот самый Перекоп. Вскоре судьбы троих персонажей окажутся тесно переплетены.
Высоцкого никак не хотели утверждать на роль в драме, пока за его кандидатуру не вступился режиссер Михаил Ромм. В итоге экранное время актера всё равно сильно сократили. Белогвардеец Бруснецов в исполнении Высоцкого получился слишком человечным, благородным и обаятельным, а цензоры не могли допустить волну народной любви к меньшевику. Тем не менее фильм «Служили два товарища» стал классикой советского военного кино именно потому, что показал, как развела и изменила война обычных людей.
Недавно вернувшийся с фронта лейтенант Владимир Шарапов (Владимир Конкин) начинает службу в уголовном розыске Москвы. Послевоенная столица — далеко не самое безопасное место: на ее улицах орудует кровожадная банда «Черная кошка», жителей грабят и убивают. Такая участь настигла и молодую москвичку Ларису, смерть которой предстоит расследовать Шарапову. Шефство над лейтенантом берет дерзкий карьерист, капитан Глеб Жеглов (Высоцкий), уверенный, что женщину убил ее супруг. Но сообразительный новичок замечает детали, которые ускользнули от Жеглова, и благодаря этому расследование получает неожиданный поворот.
Сценарий картины «Место встречи изменить нельзя» основан на детективном романе Аркадия и Георгия Вайнеров «Эра милосердия», написанном в 1975 году. Легенда гласит, что Высоцкий загорелся идеей сыграть Глеба Жеглова сразу после прочтения книги, подаренной ему авторами. Именно он пригласил работать над картиной режиссера Станислава Говорухина и даже заменял его в кресле постановщика, когда тот уезжал в командировки. Готовясь к роли, Высоцкий досконально изучал работу оперуполномоченных и даже одежду для персонажа подбирал самостоятельно, вдохновляясь внешним видом Аль Пачино, предположительно, из «Крестного отца». Актеру удалось создать самого харизматичного советского милиционера. К сожалению, это была его последняя роль в кино. За образ Жеглова артист получил Государственную премию СССР, но уже посмертно — в 1987 году.
Яркая историческая костюмированная драма режиссера Александра Митты является вольным переложением романа Пушкина «Арап Петра Великого». В центре истории — дедушка поэта и реальный исторический персонаж Ибрагим Петрович Ганнибал (Высоцкий). Сын африканского принца, он был пленен в детстве и подарен царю Петру I (Алексей Петренко). Тот крестил арапа, помог ему получить блестящее образование и сделал полноправным дворянином. Когда царь заметил, что повзрослевший воспитанник влюблен в боярыню Наталью Ртищеву (Ирина Мазуркевич), то решил устроить любимцу женитьбу. Однако Ибрагим наотрез отказался насильно склонять девушку к браку, и с этого начался его конфликт с крестным.
Главную роль в «Сказе про то, как царь Пётр арапа женил» мог исполнить американский актер и певец Гарри Белафонте, заинтересовавшийся необычным советским проектом. Но Александр Митта отказал зарубежной звезде, так как считал, что актер должен понимать менталитет русского человека, чтобы воплотить образ на экране. Роль арапа режиссер предложил Высоцкому, который написал для фильма песни «Разбойничья» и «Купола» на музыку Альфреда Шнитке. К сожалению, песни решили не включать в картину, чтобы не усложнять ее прокатную судьбу и не перетягивать внимание зрителей на Высоцкого.
Остросюжетная драма о группе альпинистов, отправившихся покорять выдуманную неприступную вершину на Кавказе. Пока четверо товарищей совершают восхождение, радист Володя (Высоцкий) узнает о приближающейся буре. Он отправляет сообщение альпинистам с требованием срочно спускаться, но связист Гена (Геннадий Воропаев), горящий идеей завершить подъем, скрывает информацию от друзей. Мечта сбывается, но на спуске с горы команда оказывается в смертельной опасности.
«Вертикаль» стала первой полнометражной режиссерской работой Бориса Дурова и Станислава Говорухина, имевшего большой альпинистский опыт за плечами (на съемках он даже выступил в роли дублера главных героев). Актеров для пущей реалистичности обучали навыкам скалолазания и выживания в дикой природе, которые в итоге пригодились им не только на экране. Во время тренировок на леднике Кашкаташ коллеги по фильму наблюдали трагедию: группа из трех альпинистов попала под камнепад, была заблокирована и не могла выбраться из западни. Один из скалолазов умер. Актеры не смогли бездействовать и спасли спортсменов. Вдохновившись этой историей, Высоцкий написал композицию «Вершина». В саундтрек фильма вошли и другие песни, специально написанные музыкантом и моментально ставшие народными хитами.
Остросюжетная музыкальная комедия рассказывает о событиях 1910 года, происходящих в Одессе. Большевики придумывают сложную схему по ввозу в городской порт запрещенной пропагандистской литературы. Они открывают самое нелепое и надежное прикрытие — театр-варьете под руководством революционера Жоржа Бенгальского (Владимир Высоцкий). Он умело притворяется талантливым артистом, распевая веселые куплеты под гитару и развлекая зрителей вместе с танцовщицей Софи (Лионелла Пырьева). Вскоре девушка привлекает внимание высокопоставленного полицейского Ивана (Ефим Копелян), а операция оказывается под угрозой.
Режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич и сценарист Михаил Мелкумов вдохновлялись воспоминаниями революционерки Александры Коллонтай, согласно которым большевики ввозили оружие в Россию под видом театрального реквизита. Однако в сценарии по приказу цензоров оружие заменили на листовки, чтобы не заострять внимание на насилии, а перевести историю в идеологическое русло. Когда фильм был готов, на авторов обрушился шквал критики — мешать благородное дело революции с песнями и плясками было недопустимо в глазах чиновников Госкино. По легенде, судьбу истории решил закрытый показ для советской элиты. Бывший революционер Анастас Микоян проронил скупую слезу во время просмотра и заявил, что именно так развивались события, легшие в основу фильма. После этого «Опасные гастроли» попали в прокат, где и были по достоинству оценены 37 миллионами зрителей.
Зоолог-идеалист Фон Корен (Высоцкий) терпеть не может чиновника Лаевского (Олег Даль) и ему подобных — людей, погрязших в разврате и удовольствиях, живущих исключительно для себя. Неприязнь взаимна, Лаевский считает, что за маской праведника скрывается жестокий тиран, способный на насилие ради защиты своих убеждений. Конфликт между мужчинами достигает апогея во время словесной перепалки, переросшей в дуэль. В этой экстремальной ситуации и проявятся настоящие моральные ценности героев.
Сценарий «Плохого хорошего человека» основан на рассказе «Дуэль» Чехова. В первоисточнике Фон Корен описан как мощный человек с широкими плечами, транслирующий свою силу и власть. Специально под Высоцкого образ переделали. Посоветовавшись, актер и режиссер Иосиф Хейфиц решили, что их Фон Корен компенсирует неуверенность из-за небольшого роста стремлением подавлять других. В фильме очень хотела сняться жена Высоцкого, французская актриса Марина Влади, но кастинг на роль не прошла — на экране вместе пара так и не появилась.
Валентина (Кира Муратова) работает в городской администрации и примерно выполняет свои обязанности: выступает с докладами, осуществляет проверки, подключает водоснабжение к хрущевкам. Живет она по большей части одна. Супруг-геолог Максим (Высоцкий) разъезжает с экспедициями по всей стране, лишь ненадолго навещая Валентину. Такие отношения даются женщине непросто, но она слишком любит мужа, чтобы с ним расстаться. Однажды на пороге дома героини оказывается молодая Надя (Нина Русланова). Валентина принимает ее за домработницу, не подозревая, что на самом деле девушка ищет Максима, в которого по уши влюблена.
«Короткие встречи» — первый самостоятельный полнометражный фильм великой Киры Муратовой. В 1967 году его выпустили ограниченным прокатом, а потом и вовсе положили на полку на 20 лет. Нелинейный монтаж, наличие параллельных сюжетных линий, флэшбеки — всё это было непонятно советским цензорам. К тому же в истории были намеки на супружескую измену. Актерский состав тоже сложился почти случайно — на роль Валентины была утверждена другая актриса, но она заболела, и Муратовой пришлось сниматься самой. Максима должен был сыграть Станислав Любшин, но отказался от роли в пользу другого проекта. Тогда было решено позвать Высоцкого, хотя Муратова и сомневалась в его кандидатуре, считая актера слишком грубым.
Тихая жизнь в небольшом поселении посреди тайги нарушена чрезвычайным происшествием — посреди ночи ограблено местное сельпо. Вскоре вину на себя берет сплавщик леса Николай Ипатов (Михаил Кокшенов). Однако молодой участковый Серёжкин (Валерий Золотухин) находит несостыковки в материалах уголовного дела и не спешит его закрывать. Он подозревает, арестовывает и ловит перед побегом из деревни бригадира сплавщиков Ивана Рябого (Высоцкий). Однако на этом расследование только начинается, ведь Иван является лишь низшим звеном в цепочке вовлеченных в преступление людей.
Для Золотухина роль в таежном детективе стала вторым появлением на большом экране. Он предложил попробовать на роль Рябого Высоцкого и даже заявил режиссеру, что не будет сниматься в фильме без приятеля. Во время съемок команда жила с настоящими сплавщиками леса в деревне в Красноярском крае. Высоцкий к этому времени уже выпустил первую пластинку и был достаточно известен, чем пользовался его приятель: Золотухин показывал звезду местным жителям в обмен на молоко или самогон.
Телевизионный фильм Михаила Швейцера основан на произведениях Пушкина, написанных в период Болдинской осени. В фильме их объединяет фигура итальянского поэта-импровизатора (Сергей Юрский), прибывшего в Петербург, чтобы развлечь дворян своими удивительными историями. Помогает ему в этом литератор Чарский (Георгий Тараторкин), организовавший поэту выступление перед высшим светом. Пока гость блистательно импровизирует на темы, заданные публикой, его петербургского коллегу охватывает зависть к таланту коллеги по ремеслу.
Высоцкий сыграл в экранизации Пушкина знаменитого сердцееда Дона Гуана — по мнению режиссера, он лучше всего подходил на эту роль, сочетая в себе благородство, бесстрашие и силу духа. Актер не смог отказаться от предложения, посчитав кинопробы интересными. Дон Гуан стал последней ролью Высоцкого в кино. Он ушел из жизни, не успев увидеть окончательный монтаж фильма.
Документальный фильм Владимира Савельева о Высоцком, вышедший спустя шесть лет после смерти актера. Это мозаичный портрет кумира, в который вошло множество редких кадров: кинопробы, фрагменты выступлений и интервью, не попавшие в фильмы сцены. Есть в истории и игровая часть, где певица Елена Камбурова стремится исполнить знаменитую песню поэта, пытаясь конкурировать с ним по уровню накала эмоций. Также она посещает важные места, связанные с Высоцким.
Режиссер Савельев и его команда проделали внушительную работу, подбирая материалы для уникального фильма. Некоторые кадры технические специалисты студии отказывались использовать из-за низкого качества съемки. Но Савельеву удалось отстоять эти свидетельства эпохи и оставить их в картине.