От первой ходки до одинокой старости: 10 современных фильмов про мафию и гангстеров
Казалось бы, гангстерское кино, как и сама мафия, постепенно если не умирает, то явно теряет популярность. И всё же кинематографисты продолжают переносить на экраны сюжеты о легендарных бандитах и известных преступных организациях. Выбрали 10 лучших фильмов про мафию и гангстеров за последние 15 лет: от скандальной драмы про неаполитанских преступников до шедевра Мартина Скорсезе, закрывающего жанр.
Середина нулевых. В неаполитанской мафии начинается внутреннее противостояние кланов, которое напрямую влияет на местных жителей. Подростки мечтают пополнить ряды преступников и соглашаются на жестокие обряды инициации, молодые гангстеры воспроизводят сцены из любимых боевиков и навлекают на себя гнев старших. Но главное — от соперничества и постоянных перестрелок страдают неаполитанские работяги: портные, мусорщики и домохозяйки, которым не повезло оказаться меж двух огней.
«Гоморра» — не только прорывной фильм Маттео Гарроне (гран-при Каннского кинофестиваля и высокая оценка Мартина Скорсезе), но и экранизация скандального журналистского расследования Роберто Савиано. Первоисточник стал бестселлером в Европе и настолько обидел неаполитанскую мафию, что Савиано неоднократно угрожали убить. Экранизация с документальной дотошностью переносит на экран сюжеты о тлетворном влиянии организованной преступности на красочный портовый город и его обитателей. Калейдоскопическая структура создает во время просмотра ощущение масштабности происходящего — становится грустно осознавать, насколько далеко и глубоко протянула свои щупальца мафия.
Алжирец Малик (Тахар Рахим) попадает во французскую тюрьму из-за нападения на полицейского. В заключении неграмотный сирота пытается обособиться от банд и тихо мотать срок. Малика вынуждают пополнить ряды корсиканской мафии, несмотря на то что в тюрьме есть и арабская диаспора. Главный герой терпит презрительное отношение французов, но всё же выполняет одно поручения главаря за другим. Со временем закаленный и набравшийся опыта Малик решает работать на себя.
«Пророк» Жака Одиара — масштабный криминальный эпик и одновременно интимная история взросления. Выживание в тюрьме помогает герою не только стать безжалостным и дерзким преступником, но также лучше понять себя, узнать свое происхождение и научиться мечтать. У фильма достаточно преимуществ — начиная с реалистичной, но в деталях поэтической истории и заканчивая натуралистичными сценами жестокости. Но всё же главное достоинство «Пророка» — выдающаяся роль Тахара Рахима, который трансформацией из наивного юноши в беспощадного авторитета напоминает Аль Пачино в «Крестном отце».
Начало 1930-х. Во время Великой депрессии заметно вырос уровень преступности. Джон Диллинджер (Джонни Депп) становится одним из самых известных преступников страны — он мастерски грабит банки, сбегает из тюрьмы и скрывается от преследования полиции и сотрудников Бюро расследований. Будущий директор ФБР Джон Эдгар Гувер (Билли Крудап) взбешен дерзостью Диллинджера, поэтому называет преступника главным врагом общества и отправляет на охоту своего лучшего агента, Мелвина Первиса (Кристиан Бэйл).
«Джонни Д.» — далеко не лучший фильм Майкла Манна, зато это отличная точка вхождения в фильмографию именитого постановщика. Картина развивает сразу несколько ключевых манновских мотивов: исследует возможности цифровой съемки (несмотря на исторический сеттинг, «Джонни Д.» снят в непривычной манере, напоминающей документалистику), рассказывает о профессионале своего дела (логистике работы уделено много времени, а романтические отношения показаны как помеха), а еще демонстрирует сложные взаимоотношения двух мужчин (грань между преступниками и агентами сильно размыта). Это не значит, что «Джонни Д.» — вторичное кино. У создателей необычный взгляд на сложный и динамично трансформирующийся период, который сформировал современные США, а также на биографию Диллинджера — гангстера, которому удалось стать бессмертным при жизни, а потом умереть.
Осень 2008 года. В мире вовсю идет экономический кризис, США готовятся к очередным выборам президента. Джонни Амато (Винсент Куратола) нанимает двух мелких преступников для ограбления подпольного казино, в котором собираются местные авторитеты. Всё проходит успешно, но из-за случившегося налета временно закрываются другие клубы, поэтому каждый день мафия теряет деньги. Найти и наказать виновных отправляют Джеки Когана (Брэд Питт) — киллера, который предпочитает убивать быстро и на расстоянии, чтобы жертва не успела испугаться.
Если комедия «Игра на понижение» рассказывала о всемирном экономическом кризисе от лица финансистов и аналитиков, то фильм «Ограбление казино» исследует тему с перспективы гангстеров. Лозунги президентской кампании Барака Обамы (например, «Надежда») иронично висят на дальних планах, а предвыборные обещания политиков по радио или телевизору часто идут на фоне, пока преступники цинично рассуждают о том, что у страны нет будущего. Герой Питта даже называет Америку не страной, а бизнес-моделью. Впрочем, куда менее утешительные прогнозы создатели дают организованной преступности — для коллективного занятия в ней слишком много индивидуализма.
Очаровательный боксер Реджи Крэй и его неуравновешенный брат-близнец Рональд (обоих играет Том Харди) постепенно становятся авторитетами преступного мира Лондона 1960-х. Вместе они открывают ночной клуб и параллельно терроризируют город рэкетом и ограблениями. Пока Реджи разбирается в нездоровых отношениях с супругой (Эмили Браунинг), жестокий Рональд раз за разом калечит людей, оступается и в итоге навлекает на себя гнев Скотланд-Ярда.
Братья Крэй — одни из самых скандальных и известных британских преступников XX века. Вопросом времени оставалось создание байопика об именитом дуэте с голливудскими звездами в главных ролях. «Легенда» явно уступает куда более динамичным и интригующим «Острым козырькам» — близкому по духу сериалу о других британских криминальных легендах XX века, но всё равно способна увлечь зрителя. Во-первых, отличился Том Харди, который потрясающе сыграл близнецов с внутренними демонами (появившийся через несколько лет после релиза фильма мем — заслуга актера). Во-вторых, одним из негласных героев фильма выступил город — свингующий Лондон, который наслаждается гедонизмом, расцветом культуры и последствиями сексуальной революции.
1980-е. Итальянская мафия находится на пике могущества — сицилийские кланы мягко враждуют за наркотрафик, прикрываясь обоюдным уважением. Когда противостояние за героиновый рынок всё же перерастает в войну, один из мафиози Томмазо Бушетта (Пьерфранческо Фавино) сбегает в далекую Бразилию. Однако преступника ловит полиция и экстрадирует в Италию, где оба клана уже вовсю истребляют друг друга. Бушетта решает нарушить омерту — мафиози идет на сделку с правоохранительными органами, чтобы спасти себя и семью.
Итальянский режиссер Марко Беллоккьо внезапно обратился к новому для себя криминальному жанру, чтобы экранизировать один из главных судебных процессов XX века. Томмазо Бушетта не был первым пентито, то есть информатором, в истории итальянской мафии, но именно его предательство сильно пошатнуло как репутацию коза ностра, так и иерархию преступной организации. Дело в том, что после показаний Бушетты 475 человек оказались на скамье подсудимых, в том числе старейшие и самые авторитетные боссы мафии, которые всеми возможными способами скрывали свою причастность к криминалу. Основанный на реальных событиях фильм не только занимательно воспроизводит уникальный юридический кейс, но и много времени тратит на то, чтобы исследовать мотивацию Бушетты. К примеру, он считал, что мафия упивается гедонизмом и жестокостью, а главное — напрочь забыла свои изначальные идеалы, среди которых когда-то была помощь бедному населению.
Фильм доступен по подпискам START и «Премиум».
Находящийся в доме престарелых Фрэнк Ширан (Роберт Де Ниро) вспоминает молодость и гангстерские будни. В 1950-х он попадает в мафию — выполняя мелкие приказы и заказные убийства, Фрэнк поднимается по карьерной лестнице. К началу 1960-х Ширан — уважаемый человек в рядах мафии и близкий друг профсоюзного лидера Джимми Хоффы (Аль Пачино). В середине 70-х мафия решает устранить Хоффу — именно Ширану предстоит исполнить смертельный приговор.
Те, кто нашел три с половиной часа свободного времени и досмотрел «Ирландца» до конца, знают, что картина Мартина Скорсезе — по сути эпитафия гангстерского кино. Великий постановщик, которого критиковали за якобы романтизацию криминального образа жизни («Славные парни», «Казино»), снял самый трагичный фильм в истории жанра. «Ирландец» разбивает сердце тем, что раньше оставалось вне кадра: повседневностью мафиози, отношением с семьей и пожилой беспомощностью. В отличие от коллег, Фрэнку Ширану не повезло дожить до старости и переосмыслить жизнь: верный солдат беспрекословно выполнял каждый приказ, пачкал руки ради семьи, но в конце концов остался совсем один. С разъяренными дочерьми и воспоминаниями о друге, которого пришлось убить. Похожую деконструкцию жанра фанаты уже видели в «Сопрано», но удивительно, что Скорсезе удается добиться не менее эффектного результата за меньшее количество времени.
В 1940 году после восьми лет заключения на свободу выходит Аль Капоне (Том Харди) — некогда великий гангстер, а теперь слабый мужчина с букетом заболеваний, от гонореи до нейросифилиса. Бывший мафиози переезжает в семейный особняк во Флориде, где пытается начать новую честную и спокойную жизнь, но не может этого сделать из-за прогрессирующих болезней, которые негативно влияют на психику и разум. Постоянные галлюцинации убитых и погубленных людей, нарушенная моторика и частая дефекация оставляют Капоне в одиночестве — вспоминать бурную молодость и несметные богатства, которые он вроде бы где-то спрятал.
«Капоне. Лицо со шрамом» — разгромленная прессой, но не безнадежная криминальная драма, которая, как и «Ирландец», деромантизирует гангстерский жанр. Аль Капоне, которого обычно показывают или упоминают в кино и сериалах как чуть ли не главного мафиози в истории, в фильме Джоша Транка показан слабым и беззащитным. Вместо дерзких налетов, сложных афер и безжалостных убийств —- последние годы жизни со всевозможными физиологическими жидкостями и с разумом 12-летнего ребенка. Жалкое зрелище и грустное напоминание о том, что даже такая старость была привилегией для гангстеров.
В Детройте середины 1950-х трем мелким преступникам (Дон Чидл, Бенисио Дель Торо и Киран Калкин) поручили новое плевое дело. Двое должны держать семью бухгалтера в заложниках, пока третий едет с ним в офис, чтобы украсть документ из сейфа начальника. Как это часто бывает, всё идет наперекосяк. Бухгалтер не находит нужные бумаги и отдает злоумышленникам подделку, а двое преступников в итоге убивают третьего, когда тот решает избавиться от семейства. Теперь дуэту осталось понять, кто их нанял и как выбраться из неприятной ситуации живыми.
Завязка «Без резких движений» напоминает криминальные комедии братьев Коэн о недотепах и нелепых случайностях, которые портят все планы. Стивен Содерберг и правда снимает фильм как дэдпан-комедию без явных юмористических моментов, но это лишь один из множества жанров, из которых состоит картина. Среди других — историческая драма о расизме, мрачный неонуар, антикапиталистическая притча и атмосферная кинобульварщина. Настоящими гангстерами здесь выступают корпорации, которые всегда действуют из тени, не пачкают руки и никогда не проигрывают.
1950-е. Британец Леонард (Марк Райлэнс) управляет скромным ателье в чикагском районе, которым руководит ирландская мафия. Сын босса Ричи (Дилан О’Брайен) использует заведение, чтобы прятать деньги, а заодно встречается с секретаршей Мейбл (Зои Дойч). Леонард терпит вызывающее поведение гостей, потому что гангстеры — его главные клиенты. Но когда Ричи вместе с раненым телохранителем приходит в ателье ночью и требует помощи, Леонард понимает, что пришло время обрубить связи с мафией.
«Костюм» напоминает один из сегментов «Гоморры» Маттео Гарроне о костюмере, которому не повезло оказаться между преступными организациями. Поначалу кажется, что дебютант Грэм Мур тоже снимает драму о том, как мафия ломает жизни далеким от криминала маленьким людям. Но постепенно картина уходит в сторону психологического триллера и раскрывает Леонарда как умелого манипулятора с темным прошлым. Несмотря на камерность происходящего и наличие всего лишь одной локации (собственно, ателье), фильму удается удерживать высокий уровень напряжения и постоянно подкидывать зрителю неожиданные повторы. А главное — хоть немного, но всё равно просвещает о жизни гангстеров и портных в 1950-х.