Подборки8 мин.

От панка и байков до околофутбола и граффити: Фильмы о субкультурах

История молодежных движений знает немало самых разных субкультур — по-своему известных, по-своему радикальных, по-своему отразившихся в кинематографе. Вспоминаем 10 фильмов (художественных и документальных), где показаны представители британского и американского панка, рокеры, хиппи, футбольные фанаты и не только.

Панк из Солт-Лейк-Сити

Рейтинг: 7.8IMDb: 7.4
Жанры: Драмы, Мелодрамы, Комедии, Музыкальное
1998, 97 мин
США, 18+
Режиссер: Джеймс МерендиноГлавные роли: Мэттью Лиллард, Майкл А. Гурджиан, Аннабет Гиш, Дженнифер Лиен, Кристофер Макдональд, Девон Сава

Солт-Лейк-Сити, 1985 год. Стиво (Мэттью Лиллард) — образцовый панк, с рвением уважающий принципы своей субкультуры. Он презирает деревенщин и нацистов, ненавидит модов, с кулаками бросается на всех, кто ради позерства перенимает панковские привычки, и с пеной у рта доказывает, что британские панки в сравнении с американскими — ничто. Отец хочет, чтобы Стиво отучился в Гарварде на адвоката, но анархия парню дороже системы — тем более что бунтует он не один, а с лучшим другом Героиновым Бобом (Майкл Гурджиан).

Драмеди Джеймса Мерендино впервые было показано на фестивале «Сандэнс» в 1999 году — фильм, снятый в бойком стиле и высмеивающий клише из фестивального кино, не особенно понравился критикам, но со временем обрел статус культового среди зрителей. Трогательная и самоотверженная игра Лилларда помогла убедительно передать весь спектр чувств, скрывающихся за юношеским бунтом, и отразила уже другой спектр эмоций — от осознания, что у жизни часто совершенно другие планы на убежденных панков.

Сид и Нэнси

Рейтинг: 7.3IMDb: 7
Жанры: Драмы, Мелодрамы, Биографии, Музыкальное
1986, 112 мин
Великобритания, 18+
Режиссер: Алекс КоксГлавные роли: Гари Олдман, Хлоя Уэбб, Дэвид Хейман, Дебби Бишоп, Эндрю Скофилд, Ксандер Беркли

Тот самый британский панк, который так не нравится герою Мэттью Лилларда в «Панке из Солт-Лейк-Сити», раскрыт в биографической драме Алекса Кокса «Сид и Нэнси». Фильм рассказывает о разрушительных отношениях Сида Вишеса (Гари Олдман), бас-гитариста группы Sex Pistols, и Нэнси Спанджен (Хлоя Уэбб). Картина, открывающаяся трагическим финалом этой любовной истории, рассказывает о том, как менялся Вишес под влиянием подруги с момента их знакомства.

Роман Сида и Нэнси считается хоть и одной из самых романтичных, но в то же время и одной из самых трагичных страниц в истории музыки XX века (да-да, отношения напрямую повлияли на творчество Sex Pistols и не только их). На первом плане ожидаемо развивается драма, однако и основные вехи эволюции и будней бритпанка в ленте показаны сполна. Тяга к анархии напрямую связана с разного рода членовредительством (включая последствия наркозависимости) — это постановщик тоже показывает без купюр.

Дом Солнца

Рейтинг: 7.1IMDb: 6.5
Жанр: Драмы
2009, 94 мин
Россия, 16+
Режиссер: Гарик СукачевГлавные роли: Светлана Иванова, Станислав Рядинский, Дарья Мороз, Иван Стебунов, Мойзес Бланко, Кирилл Поликашин

СССР, начало 1970-х. Дочь партийного руководителя Саша (Светлана Иванова), готовясь к учебе в мединституте, случайно знакомится с Гердой (Дарья Мороз) и ее компанией друзей-хиппи. Всё больше общаясь с новыми знакомыми, девушка вскоре встречает лидера их общины Солнце (Станислав Рядинский) и влюбляется в него. Дружба и чувства сулят свободу: вместе с Солнцем, Гердой, революционером Хуаном из Чили, фарцовщиком Малым, патлатым Скелетом и художником Корейцем Саша отправляется в Крым, чтобы жить дикой жизнью.

Режиссер «Дома Солнца» Гарик Сукачёв, снявший фильм по повести Ивана Охлобыстина, отмечал, что его проект прежде всего о любви, а уже потом о культуре советских хиппи. Однако игнорировать колорит субкультурных персонажей в пользу мелодраматической линии Саши и Солнца (тем более на фоне застоя 1970-х) просто невозможно. Сукачёв сконцентрировал внимание на быте центральных героев, а также ярко передал их мировоззрение, так что после просмотра получается сформировать цельный образ молодых людей, которые хотели уйти от серой действительности.

Стиляги

Рейтинг: 6.9IMDb: 7.1
Жанры: Драмы, Музыкальное, Мелодрамы, Комедии
2008, 136 мин
Россия, 18+
Режиссер: Валерий ТодоровскийГлавные роли: Антон Шагин, Оксана Акиньшина, Евгения Брик, Максим Матвеев, Игорь Войнаровский, Екатерина Вилкова

Мэлс (Антон Шагин) — примерный комсомолец, вместе со сверстниками участвующий в облавах на стиляг в СССР в середине 1950-х. Во время одного из таких мероприятий он знакомится с девушкой по ту сторону баррикад — Пользой (Оксана Акиньшина). Влюбившись и раздобыв подходящий прикид, герой погружается в мир стиляг, противопоставляющих себя советскому официозному жлобству с его серостью и выверенностью. Время идет, и каждый из членов стиляжьей компании встречает свою судьбу — продиктованную властными структурами и давлением общества.

Стиляги — поклонники зарубежного джаза и рок-н-ролла, выбравшие путь свободы и раскованности. Поэтому неудивительно, что жанровой формой для своего проекта режиссер Валерий Тодоровский выбрал мюзикл. Вопреки хронологической логике, в фильме звучат хиты американского и русского рока, переиначенные под изображаемую эпоху. А сами стиляги — выбравший другую сторону Мэлс, утонченная Польза, самоуверенный Фред (Максим Матвеев), безбашенный Дрын (Константин Балакирев), педантичный Боб (Игорь Войнаровский) — представляют собой галерею разношерстных, но объединенных общей идеей, запоминающихся персонажей.

За пределами закона

Рейтинг: 7.52IMDb: 6.6
Жанр: Драмы
1993, 108 мин
США, 18+
Режиссер: Ларри ФергусонГлавные роли: Чарли Шин, Линда Фиорентино, Майкл Мэдсен, Кортни Б. Вэнс, Леон Риппи, Деннис Бёркли

После нападения на коллегу сотрудника дорожной полиции Сэксона (Чарли Шин) увольняют, однако долго без дела сидеть ему не приходится. Генпрокуратура Аризоны привлекает правоохранителя в качестве тайного агента, чтобы тот внедрился в ряды байкеров — преступников в кожанках и на мотоциклах, которые угрожают покою жителей штата. С помощью веселого механика Вёрджила (Леон Риппи) герой постепенно перенимает привычки байкеров и втирается в доверие к президенту мотоклуба «Шакалы» Бладу (Майкл Мэдсен).

Телефильм Ларри Фергюсона развивается по такой сюжетной траектории, которая позволяет постепенно погрузиться в байкерскую субкультуру: сначала со стороны наблюдателя, а потом с позиций активного участника. Мэдсен воплотил на экране образ безжалостного вожака мотоциклетной стаи, который не знает границ и попросту не планирует считаться с законом. Вместе с Шином актеры создали контрастный дуэт, раскрывающий как притягательную, свободолюбивую, так и разрушительную стороны байкерства.

Акира

Рейтинг: 7.8IMDb: 8
Жанры: Мультфильмы, Аниме, Фантастика, Боевики, Триллеры
1987, 124 мин
Япония, 18+
Режиссер: Кацухиро ОтомоГлавные роли: Мицуо Ивата, Нодзому Сасаки, Мами Кояма, Тэссё Гэнда, Хироси Отакэ, Коити Китамура

В 1988 году Токио был уничтожен ядерным взрывом, и вскоре началась Третья мировая война. К 2019 году она кончилась, а японская столица была восстановлена, получив имя Нео-Токио. Канэда — предводитель мотобанды «Капсулы», в которой также состоит его лучший друг Тэцуо. После аварии с участием эспера Тэцуо открывает в себе мощные экстрасенсорные способности — подобно тем, которыми владел некий Акира, из-за которого и был разрушен старый Токио. Постепенно юноша начинает привлекать к себе внимание Сил самообороны Японии.

Аниме Кацухиро Отомо, снятое им по собственной манге, — один из самых известных образцов японской анимации и одно из самых популярных произведений в жанре киберпанка (наравне с «Бегущим по лезвию» и «Призраком в доспехах»). И хотя сюжет посвящен исследованию диктатуры, технологического общества будущего и природы религиозных культов, немаловажное место в нём занимают босодзоку — так называется исключительно японская полукриминальная субкультура байкеров. Кадры со скоростным соревнованием «Капсул» с противниками «Клоунами» — одна из самых известных в картине.

Это — Spinal Tap

Рейтинг: 6.8IMDb: 7.9
Жанры: Комедии, Музыкальное
1984, 82 мин
США, 16+
Режиссер: Роб РайнерГлавные роли: Майкл МакКин, Кристофер Гест, Гарри Ширер, Роб Райнер, Тони Хендра, Р.Дж. Парнелл

Культовое мокьюментари Роба Райнера рассказывает о вымышленной рок-группе Spinal Tap, получившей титул «самой громкой команды Великобритании». Главные роли в фильме исполнили Майкл МакКин, Кристофер Гест и Гарри Ширер, которые впоследствии сколотили группу и в реальной жизни. Картина повествует о том, как популярность коллектива постепенно сходит на нет во время прощального турне по США, хотя когда-то музыканты были самыми известными звездами в мире.

Публика приняла проект не сразу, и коммерческого успеха после релиза он не имел, поскольку не все поняли, что речь идет не о реальной группе, а о выдуманной, и это, вероятно, можно расценивать как знак качества. Фильм не только высмеивает затасканные особенности документального кино про рок с их драматизмом и напускной монументальностью, но и рисует иронические портреты рокеров, списанные с участников UFO, Led Zeppelin, The Rolling Stones, Queen, Deep Purple, Kiss и кого только не.

Короли Догтауна

Рейтинг: 7.7IMDb: 7.1
Жанры: Драмы, Биографии
2005, 102 мин
США, Германия, 16+
Режиссер: Кэтрин ХардвикГлавные роли: Эмиль Хирш, Виктор Расук, Джон Робинсон, Хит Леджер, Ребекка Де Морнэй, Джонни Ноксвил

Южная Калифорния, 1970-е. Молодые серферы Тони Альва (Виктор Расук), Стейси Перальта (Джон Робинсон) и Джей Адамс (Эмиль Хирш) из района Догтаун обращаются к другому виду досок — скейтбордам, которые изготавливает их друг Скип (Хит Леджер). Во время засухи в регионе они отыскивают необычный способ кататься, пробираясь на участки к людям с незаполненными бассейнами. Парни изобретают новый вид скейтбординга, и на них обращают внимание СМИ и спонсоры. Неожиданная слава неминуемо сказывается на отношениях в компании.

«Короли Догтауна» — биографическая драма Кэтрин Хардвик, выпущенная ей незадолго до релиза первой части «Сумерек». Критики приняли ленту смешанно, посчитав, что в ней недостаточно аккуратно изображена судьба ребят из скейт-группировки Z-Boys. Однако впоследствии картина стала культовой — как раз за счет универсализма истории, а также из-за заметной роли Леджера. Кроме того, проект отличился характерным саундтреком, передавшим эпоху.

Выход через сувенирную лавку

Рейтинг: 7.9IMDb: 7.9
Жанры: Документальное, Искусство
2010, 82 мин
США, Великобритания, 16+
Режиссер: БэнксиГлавные роли: Бэнкси, Мистер Брэйнуош, Шепард Фейри, Рис Иванс, Дебора Гетта, Space Invader

Сложно в это поверить, но Бэнкси — пожалуй, самый известный современный художник, дорожащий своей анонимностью, — срежиссировал в 2010 году фильм и даже появился в нём (не засвечивая лицо и изменив голос). В центре картины — француз Тьерри Гетта, переехавший в Лос-Анджелес и влюбившийся в искусство граффити. Его попытки разыскать Бэнкси увенчиваются успехом — и вот уже сам Бэнкси берет на себя роль постановщика документального фильма, а Гетта становится уличным художником.

Премьера проекта закономерно прошла на фестивале «Сандэнс», где его встретили очень тепло. Картина также ожидаемо вызвала у публики вопрос: в какой степени можно считать ее очередной уловкой Бэнкси и действительно ли Гетта встал на художественный путь именно благодаря ей? В любом случае фильм дает широкое представление о том, как устроена культура уличных художников в Лос-Анджелесе, и помогает познакомиться с наиболее громкими именами и работами.

Фанаты

Рейтинг: 7.6IMDb: 6.7
Жанры: Драмы, Криминальное, Спорт
2004, 91 мин
США, Великобритания, 18+
Режиссер: Ник ЛавГлавные роли: Дэнни Дайер, Фрэнк Харпер, Тамер Хассан, Роланд Манукян, Нил Мэскелл, Дадли Саттон

Каждую субботу, вдоволь накачавшись алкоголем и наркотиками, четыре фаната футбольного клуба «Челси» (Дэнни Дайер, Фрэнк Харпер, Тамер Хассан, Роланд Манукян) берут ноги в руки и отправляются мутузить фанатов конкурирующей команды — «Миллуолл». У каждого из парней фоном разворачивается своя драма, однако неизменно одно — за честь любимых футболистов (на которую вообще-то никто и не посягает) они готовы драться до конца.

Спортивная драма Ника Лава вольно основана на книге Джона Кинга «Фабрика футбола» — под этим же альтернативным названием фильм известен в России. Кинг документально рассказывает о недовольном жизнью рабочем классе в Британии 1990-х, который от нелегкой жизни занимается кровопролитием под знаменами футбольных клубов. У Лава рассказ принял более личную форму, оставив центральной ту же проблему: из-за социальных обстоятельств молодые мужчины ищут группировки, к которым можно примкнуть и через которые можно идентифицировать себя.