Подборки9 мин.

От казахской «новой волны» до «Твин Пикса»: 10 фильмов с рок-музыкантами

21 июня Виктору Цою мог бы исполниться 61 год. Несмотря на невероятно короткую жизнь, он успел записать два десятка хитов, по сей день знакомых практически каждому жителю постсоветского пространства. Кроме того, лидер группы «Кино» — олицетворение кинематографа эпохи перестройки. По случаю дня рождения Виктора Робертовича вспоминаем наиболее удачные фильмы с участием рокеров.

Игла

Рейтинг: 7.4IMDb: 7.3
Жанр: Советское
1988, 76 мин
СССР, 16+
Режиссер: Рашид НугмановГлавные роли: Виктор Цой, Марина Смирнова, Петр Мамонов, Александр Баширов, Архимед Искаков, Геннадий Люй

Моро прибывает на поезде в Алматы с целью вернуть деньги, которые ему когда-то задолжал приятель Спартак. Он останавливается на ночлег у давней возлюбленной Дины, как оказалось, подсевшей на морфин. Наркозависимость девушки — дело рук хирурга Артура Юсуповича, использующего ее квартиру как тайник для хранения ампул. Рассчитывая помочь, Моро увозит Дину из города в вымершее село, расположенное на территории пересыхающего Аральского моря.

Эпоха перестройки обернулась существенным ослаблением цензуры и, как следствие, обращением советских кинематографистов к табуированным темам. Одновременно с этим отечественный рок вырвался из подполья в массы, что в конечном счете привело к слиянию двух искусств в молодежных субкультурных лентах второй половины 80-х. В «Игле», где с предельной аутентичностью демонстрируется процесс употребления морфина, центральную роль исполнил Виктор Цой, а режиссером выступил дебютант Рашид Нугманов, ученик Сергея Соловьёва, годом ранее снявшего лидера «Кино» в финале «Ассы». Являясь поклонником французской «новой волны», третьекурсник ВГИКа отказался от строгого следования сценарию, позволив актерам-непрофессионалам импровизировать. В итоге история о таинственном парне в черном, бесцельно бредущем походкой Бельмондо по Алматы, добилась успеха не только в СССР, но и за океаном: в начале 1990 года «Иглу» показали на американском фестивале «Сандэнс», после чего Цой и Каспарян отыграли свой первый и единственный концерт в США, тогда как Нугманов познакомился с писателем Уильямом Гибсоном и чуть было не создал вместе с ним киберпанк-антиутопию о футуристическом Ленинграде.

Лето

Рейтинг: 7.4IMDb: 7.4
Жанры: Музыкальное, Драмы, Биографии
2018, 128 мин
Россия, 18+
Режиссер: Кирилл СеребренниковГлавные роли: Роман Билык, Ирина Старшенбаум, Тео Ю, Филипп Авдеев, Евгений Серзин, Александр Горчилин

Ленинград, начало 1980-х. Майк Науменко из популярной группы «Зоопарк» отдыхает с друзьями на берегу Финского залива. Вскоре к компании неформалов присоединяется начинающий музыкант Витя, который покоряет всех присутствующих своими искренними песнями под гитару. Разглядев в пареньке настоящий талант, Майк решает помочь новичку пробиться на сцену.

«Лето» — вольная фантазия на тему становления Цоя в качестве звезды Ленинградского рок-клуба, не претендующая на статус квазидокументального байопика. Недаром первое же появление музыканта на экране сопровождается ироничным восклицанием «Не похож!», а каждый второй эпизод подытоживает титр «Этого не было». Образ солиста «Кино», ставшего лицом перестройки, воплотил германо-корейский актер Тео Ю (переозвученный двумя другими артистами), тогда как Майка Науменко сыграл дебютант Роман Билык, лидер поп-рок-группы «Звери». Последний не только справился с новым для себя амплуа актера, но и самостоятельно исполнил все песни, завоевав в Каннах приз за лучший саундтрек.

Мертвец

Dead Man
Рейтинг: 7.7IMDb: 7.5
Жанры: Вестерны, Драмы
1995, 121 мин
США, Германия, 18+
Режиссер: Джим ДжармушГлавные роли: Джонни Депп, Лэнс Хенриксен, Криспин Гловер, Майкл Уинкотт, Юджин Бирд, Игги Поп

Вторая половина XIX века. Уильям Блэйк — непутевый бухгалтер из Кливленда, отправившийся покорять Дикий Запад. В захолустье интеллигент тут же наживает себе врага в лице местного воротилы Дикинсона, и одна из потасовок оборачивается для чужака пулевым ранением. Чудом избежав смерти, подстреленный Блэйк бежит в лес, где знакомится с индейцем Никто. Коренной американец принимает бухгалтера за известного поэта, чьи стихи когда-то запали ему в душу. По следу необычного дуэта идет банда наемников, возглавляемая безжалостным каннибалом Коулом Уилсоном.

«Мертвец» — самый дорогой, самый масштабный и первый жанровый фильм в карьере Джима Джармуша. Сегодня черно-белый вестерн с Джонни Деппом воспринимается не иначе как magnum opus режиссера, однако в год выхода критики уничтожили ленту, а в США она с треском провалилась в прокате. Как водится, впоследствии картина обрела статус шедевра. Помимо несвойственного американскому вестерну содержания, вышедший к столетию кинематографа «Мертвец» ценен старательной имитацией эстетики немого кино (тут и экспрессионистская светотень, и подчеркнуто искусственный фон, и двойная экспозиция, тогда как начальной сценой служит прибытие поезда). Однако главной фишкой, как и всегда у Джармуша, оказывается наполнение кадра всевозможными чудаками, маргиналами и людьми не от мира сего. Так, одну из ярчайших второстепенных ролей исполнил дедушка панк-рока Игги Поп, воплотивший образ охотника за головами, переодетого в женский наряд.

Таинственный поезд

Mystery Train
Рейтинг: 7.6IMDb: 7.5
Жанры: Драмы, Комедии, Криминальное
1989, 110 мин
США, Япония, 16+
Режиссер: Джим ДжармушГлавные роли: Синке Ли, Стив Бушеми, Джоди Маркелл, Юки Кудо, Николетта Браски, Сай Ричардсон

Мицуко и Джун — японская парочка, совершающая паломничество в Мемфис, родной город Элвиса Пресли. Посетив Sun Studio, где помимо короля рок-н-ролла записывались Карл Перкинс, Рой Орбисон и Джерри Ли Льюис, иностранцы заселяются в захудалый отель «Аркадия». Той же ночью там останавливается итальянка Луиза, сопровождающая гроб с телом супруга в Рим. Ее соседкой по комнате становится эксцентричная Ди Ли, после ссоры с возлюбленным сбежавшая из дома. Между тем подвыпивший дебошир совершает преступление и вместе с сообщниками скрывается в самом неприглядном номере «Аркадии», предназначенном для извращенцев.

Вероятно, перед нами наиболее меломанский фильм в карьере главного меломана мирового кино. Уже само название четвертой полнометражной картины Джармуша отсылает к одноименному шлягеру Пресли. Помимо короля рок-н-ролла, о котором напоминает буквально каждая сцена, в «Таинственном поезде» снялся Скримин Джей Хокинс (известный по хиту I Put a Spell on You), исполнивший роль невозмутимого портье, тогда как вспыльчивого британца по кличке Элвис из последней новеллы сыграл Джо Страммер, фронтмен The Clash. Ну а в звучащем фоном голосе радиодиджея, конечно же, без труда узнается великий Том Уэйтс.

Тюремный рок

Жанры: Драмы, Музыкальное, Криминальное, Мелодрамы
1957
США, 18+
Режиссер: Ричард ТорпГлавные роли: Элвис Пресли

Простой работяга Винс, заступившись за даму в баре, непредумышленно убивает ее обидчика голыми руками. Оказавшись в местах не столь отдаленных, осужденный заводит дружбу с авторитетным заключенным Ханком. Будучи бывшим певцом кантри, сокамерник Винса охотно берется за обучения новичка и поселяет в его сердце любовь к музыке. Проходит год. На воле Винс пытается найти себя в шоу-бизнесе, но это оказывается не так-то просто.

И вновь Элвис Пресли. В одночасье став музыкальной сенсацией, юноша с незабываемым голосом и вызывающим поведением на сцене получил путевку в Голливуд, став первым музыкантом, прочно закрепившимся на большом экране. С конца 50-х идол молодежи снимался без передышки, выдавая по два-три фильма в год. Вне зависимости от критики практически все они становились кассовыми хитами, а Пресли десятилетие удерживал статус самого высокооплачиваемого актера. Наиболее удачная работа Элвиса в кино — драма «Тюремный рок», где он, по сути, сыграл самого себя: резкого, грубоватого и самовлюбленного парня со звездной болезнью, но всё же вызывающего симпатию за счет искренности и обаяния.

Видеодром

Videodrome
Рейтинг: 7.14IMDb: 7.3
Жанры: Ужасы, Фантастика, Триллеры
1983, 85 мин
Канада, 18+
Режиссер: Дэвид КроненбергГлавные роли: Джеймс Вудс, Лесли Карлсон, Дебби Харри, Соня Смитс, Питер Дворски

Директор маленького канала Макс Ренн сделал себе имя, показывая зрителям то, чего обычно на телевидении не увидишь. Однажды его станция ловит трансляцию садомазохистского шоу, целиком состоящего из пыток и убийств. Игнорируя предостережения коллег, Макс решает во что бы то ни стало отыскать источник сигнала. В процессе поиска он начинает страдать от жутких галлюцинаций, планомерно утрачивая связь с реальностью.

«Видеодром» — новаторский боди-хоррор, который многие зрители небезосновательно считают ключевым в карьере Дэвида Кроненберга. Как и подобает шедевру, пророческий фильм канадца не был понят современниками, но время всё расставило по своим местам. Помимо сочных сцен слияния тела с различными гаджетами, «Видеодром» интересен наличием в касте Деборы Харри. Вокалистка Blondie предстала в образе ведущей Ники, испытывающей неконтролируемую тягу к садомазохистским удовольствиям. И пока герой Джеймса Вудса вставляет во влагалищеобразное отверстие своего живота пистолет, Харри не менее эффектно тушит сигареты о собственную грудь. Одним словом, зрелище не для слабонервных.

Князь тьмы

Жанр: Ужасы
1987
США, 18+
Режиссер: Джон КарпентерГлавные роли: Дональд Плезенс, Виктор Вонг

Загадочно умирает святой отец, последний представитель религиозной секты «Спящих братьев», в келье которого обнаруживается ключ от замка заброшенной церкви из Лос-Анджелеса. Отворив дверь, ученые во главе с безымянным священником обнаруживают сосуд, хранившийся здесь свыше семи миллионов лет. Его содержимое — дьявольская сила, невольно выпущенная исследователями на свободу.

Сценический образ Элиса Купера неразрывно связан с фильмами ужасов, поэтому вполне логично, что он появляется в хоррорах чаще, чем любой другой рокер. Музыкант сыграл превратившегося в оборотня музыканта в «Повелителе собак», жестокого отца Фредди Крюгера в шестом «Кошмаре на улице Вязов», беспокойного пациента в «Приюте кошмаров», бармена-вампира в «Глотке» и написал саундтрек к слэшеру «Пятница, 13-е: Джейсон жив». Но главной работой в кинокарьере Купера, пожалуй, оказался «Князь тьмы», поставленный культовым Джоном Карпентером, где король шок-рока предстал в качестве одержимого бродяги.

Твин Пикс: Сквозь огонь

Жанры: Детективы, Триллеры, Ужасы, Фантастика
1992
Франция, США, 18+
Режиссер: Дэвид ЛинчГлавные роли: Шерил Ли, Рэй Уайз, Дэна Эшбрук

Неизвестный зверски убивает молодую девушк Терезу Бэнкс. Начальник ФБР Гордон Коул поручает дело агентам Честеру Дезмонду и Сэму Стэнли. Поиск ответов приводит напарников в провинциальный город Твин Пикс, где они сталкиваются с явлениями, не поддающимися рациональному объяснению. Между тем местная старшеклассница Лора Палмер живет полной жизнью: встречается сразу с двумя парнями, нюхает кокаин перед уроками и секретничает с подругой Донной после. Но не всё так гладко: королеву класса преследует зловещий Боб, представляющий для нее смертельную угрозу.

Как актер Дэвид Боуи заявил о себе еще в 1976 году, сыграв инопланетянина Томаса Ньютона в фантастической драме «Человек, который упал на Землю». После этого главный хамелеон мира рока воплотил на экране с десяток незабываемых образов — от майора Джека Селлерса в «Счастливого Рождества, мистер Лоуренс» до Николы Теслы в «Престиже». Он одинаково органичен и как Понтий Пилат из «Последнего искушения Христа», и как судья на модном показе из «Образцового самца», но поклонникам рока наверняка ближе всего вампирский хоррор «Голод», где помимо Боуи засветились легенды пост-панка Bauhaus. Немаловажным в карьере музыканта оказалось сотрудничество с Дэвидом Линчем, начавшееся благодаря полнометражному приквелу «Твин Пикса». Роль главы опергруппы «Голубая роза» Филиппа Джеффриса была эпизодической, но важной для развития всей истории. Предполагалось, что в третьем сезоне Боуи вернется и получит куда больше экранного времени, однако рак унес его жизнь еще до старта съемок.

Неправильные копы

Wrong Cops
Рейтинг: 5.98IMDb: 6
Жанры: Комедии, Криминальное
2013, 78 мин
Франция, Россия, 18+
Режиссер: Квентин ДюпьёГлавные роли: Грейс Забриски, Эрик Жюдор, Марк Бёрнэм, Стив Литтл, Мэрилин Мэнсон

Современный Лос-Анджелес. Дюк — продажный полицейский, который приторговывает наркотиками и кошмарит добропорядочных граждан. Как-то раз коп убивает соседа и помещает его тело в багажник, но вскоре жертва неожиданно приходит в себя. Вместо того чтобы избавиться от трупа, Дюк наведывается к своему одноглазому приятелю, мечтающему о карьере техно-музыканта. Тем временем их коллеги по службе не теряют времени даром: женщина-офицер Холмс обнаруживает компромат на своего напарника Саншайна и принимается его шантажировать, а сексуально озабоченный Де Лука угрожает девушкам пистолетом, требуя, чтобы те показали ему грудь. И это лишь начало.

Мэрилин Мэнсон — еще один колоритный персонаж, поработавший с Дэвидом Линчем. Дебютировав в триллере «Шоссе в никуда», король эпатажа стал регулярно мелькать в независимых кинопроектах. В «Клубной мании» Мэнсон разделил экран с повзрослевшим Маколеем Калкином, сыграв трансвестита Кристину, после чего засветился в откровенной драме «Цыпочки» Азии Ардженто. Поклонники могли видеть своего кумира и в крупных сериальных хитах вроде «Сынов анархии», но свою самую неординарную роль он исполнил в абсурдистской комедии «Неправильные копы» Квентина Дюпьё, электронного музыканта, выступающего под псевдонимом Mr. Oizo. 45-летний Мэнсон играет затюканного подростка, до которого докапывается упивающийся властью коп. Это прекрасная в своем идиотизме сцена, где рок-певец откровенно валяет дурака.

Далласский клуб покупателей

Dallas Buyers Club
Рейтинг: 8.12IMDb: 8
Жанры: Драмы, Биографии
2013, 116 мин
США, 18+
Режиссер: Жан-Марк ВаллеГлавные роли: Мэттью МакКонахи, Джаред Лето, Стив Зан, Дженнифер Гарнер

1985 год. Рон Вудруф — родео-ковбой и простой электрик из Техаса, который однажды начинает испытывать проблемы со здоровьем. Обратившись к врачу, он с удивлением узнает, что у него СПИД. Друзья и коллеги отворачиваются от Рона, считая, что такого рода недуг — удел гомосексуалов. Отказываясь мириться со смертным приговором, озадаченный мачо соглашается на экспериментальное лечение препаратом, эффективность которого не доказана. Ради этого Рон организует нелегальную поставку лекарства через границу, в процессе обретая друга в лице трансвестита Рэйона.

Джаред Лето — редкий американский рок-музыкант, начинавший с кинематографа. Прежде чем записать полноформатный альбом с 30 Seconds to Mars, актер успел сняться в «Бойцовском клубе», «Американском психопате» и «Реквиеме по мечте». Однако именно после мирового успеха в составе альтернативной рок-группы предложения посыпались на Лето одно за другим. Очевидно, лучшую свою роль Джаред исполнил в «Далласском клубе покупателей» ныне покойного Жан-Марка Валле. На пару с Мэттью МакКонахи он продемонстрировал впечатляющую самоотдачу, исхудав до преданорексичного состояния. Оба заслуженно получили за свои трансформации по «Оскару».