От Джобса и Юнга до шекспировского лорда: Лучшие фильмы с Майклом Фассбендером
2 апреля Майклу Фассбендеру исполняется 47. Свою карьеру ирландский актер с немецкими корнями начал рано, но большой успех пришел к нему только в 2011-м, когда ему уже было 34. Зато после прорыва артисту удалось воплотить на экране завидный список героев самых разных мастей: от современных IT-гениев до персонажей британской классики. Вспоминаем самые яркие роли Фассбендера.
Также предлагаем вам посмотреть нашу подборку лучших фильмов Миа Васиковски, партнерши Майкла Фассбендера по фильму «Джейн Эйр».
2011 год стал прорывным в карьере Майкла Фассбендера. Почти один за другим вышли «Опасный метод», «Стыд», «Люди Икс: Первый класс» и «Джейн Эйр». В юбилейной десятой и последней на данный момент экранизации одноименной книги британской писательницы Шарлотты Бронте Фассбендер сыграл главного героя — загадочного и отталкивающе холодного Эдварда Рочестера, архетипического байроновского персонажа. Рочестер владеет поместьем, куда приходит устраиваться на работу молодая гувернантка Джейн Эйр (Миа Васиковска). Жизнь девушки складывалась несладко, но она твердо выстояла, вопреки всем невзгодам. Оттого и напускная грубость мистера Рочестера ее нисколько не смущает. Поселившись в поместье Рочестера, Эйр берется за воспитание его приемной дочери. Постепенно отношения между героями смягчаются, но обстановка в поместье всё равно остается напряженной. Во многом этому способствует загадочный шум, который слышно в коридорах особняка каждую ночь. Когда Рочестер и Эйр решают сочетаться законным браком, выясняется страшная тайна из прошлого жениха.
«Джейн Эйр» снял Кэри Фукунага, также известный в качестве постановщика первого сезона «Настоящего детектива». Лента была высоко оценена зрителями, а известный кинокритик Роджер Эберт дал ей оценку в три с половиной звезды из четырех возможных. В 2012 году картина была номинирована на «Оскар» в категории «Лучшая работа художника по костюмам». И хотя игра Фассбендера была проигнорирована крупными кинопремиями, актеру удалось создать один из лучших экранных образов мистера Рочестера. В его исполнении противоречивый персонаж получился исключительно человечным: в нем много внутренних страстей и боли за ошибки прошлого, но встреча с Джейн обнажает скрытое в глубине души и понятное каждому желание любить и быть любимым.
Следом за «Джейн Эйр» в фартовом для Фассбендера 2011-м на экраны вышла провокационная драма британского постановщика Стива МакКуина «Стыд». Мировая премьера ленты состоялась в основном конкурсе Венецианского фестиваля, где она получила сразу четыре награды. Так, Майкл Фассбендер был удостоен Кубка Вольпи за лучшую мужскую роль, также фильм получил награды ФИПРЕССИ, Young Cinema Award и CinemAvvenire. Кроме того, актер был удостоен награды премии британского независимого кино (British Independent Film Awards), а сам фильм получил ряд номинаций других премий, включая «Золотой глобус» и BAFTA.
«Стыд» – откровенная история про то, к чему приводят детские травмы в нашей взрослой жизни. При этом авторы не дают четкий ответ на вопрос, что же именно произошло с героями много лет назад. Майкл Фассбендер появился на экране в роли Брэндона — современного жителя мегаполиса, мучающегося от неконтролируемой сексуальной зависимости. Ночи он проводит в шумных барах, где заводит романы на одну ночь. Днями Брэндон работает в крупной компании, но даже на работе не может думать ни о чем, кроме секса. Когда к герою внезапно в гости приезжает младшая сестра Сисси (Кэри Маллиган), жизнь окончательно переворачивается с ног на голову. Брэндон отчаянно пытается избавиться от зависимости и вступить в здоровые отношения, но из раза в раз душевные раны уводят его всё дальше от нормальной жизни.
Всё в том же 2011-м фильмография Фассбендера пополнилась ролью в байопике Дэвида Кроненберга «Опасный метод». В основе сюжета реальная история профессионального союза двух отцов психоанализа: Зигмунда Фрейда и Карла Юнга. Их роли исполнили Вигго Мортенсен и Майкл Фассбендер. А в сценарии задействованы реальные записи исследований ученых. В частности — попытки изучить невроз Сабины Шпильрейн (Кира Найтли), с которой Юнг впоследствии вступает в романтические отношения. События ленты охватывают десятилетие между 1903 и 1914 годами. За это время личные и профессиональные отношения Юнга с коллегой и пациенткой эволюционируют кардинальным образом: их пути с Фрейдом расходятся, в то время как Шпильрейн становится не только возлюбленной Юнга, но и напарницей в научных трудах.
Изначально Кроненберг рассматривал на главные роли Фрейда и Юнга других актеров: Кристиана Бэйла и Кристофа Вальца. Но прямо накануне старта съемок оба артиста выбыли из проекта, и постановщик экстренно искал им замену. Премьера фильма также состоялась на 68-м кинофестивале в Венеции, где была встречена прохладней, чем «Стыд», и не удостоилась призов. Критики отмечали, что Мортенсен и Фассбендер сыграли известных исследователей психоанализа хорошо, но слишком предсказуемо. Кажется, главной задачей Кроненберга было не углубиться во внутренний мир героев, а показать их равными собственным пациентам — такими же растерянными и запутавшимися.
В 2015-м уже в статусе большой международной звезды Фассбендеру выпала возможность сыграть шотландского лорда Макбета из одноименной пьесы Уильяма Шекспира. Также в картине австралийского постановщика Джастина Курзеля сыграли Марион Котийяр (заменила изначально утвержденную на роль леди Макбет Натали Портман), Шон Харрис, Элизабет Дебики, Дэвид Тьюлис. Мировая премьера кровавой и реалистичной экранизации состоялась в основном конкурсе Каннского фестиваля.
Картина, как и литературный источник, разбита на пять актов. Фильм рассказывает трагическую историю шотландского лорда и воина Макбета, который верит в предсказание трех страшных ведьм. Он считает, что его ведет провидение, и решается на отчаянные шаги. Пока герой сражается на полях гражданской войны, его супруга старается пережить недавнюю утрату их ребенка. Опасаясь лишиться и любимого мужа, героиня начинает плести собственные интриги, которые приведут к необратимым последствиям.
За пару лет до международного триумфа Майкл Фассбендер присоединился к завидному актерскому составу военной экшен-комедии Квентина Тарантино «Бесславные ублюдки». В фильме Фассбендер играет одного из британских солдат, идущего по следу нацистов, — лейтенанта Арчи Хикокса. Впоследствии Тарантино рассказывал, что на создание фильма его вдохновили многие известные картины о войне. В частности, драма Элема Климова «Иди и смотри», некоторые сцены отсылают к узнаваемым эпизодам из «Броненосца „Потёмкин“» Сергея Эйзенштейна и к спагетти-вестернам Серджио Леоне. Впервые о съемках фильма Тарантино задумался в 2000 году, а на написание сценария у него ушло семь лет. Кстати, сразу же после премьеры ленты ее сценарий был опубликован в качестве книги и переведен на несколько языков.
В центре истории отряд американских и британских солдат. В разгар Второй мировой войны бойцы идут по следу нацистских военных, подозреваемых в убийстве евреев. Возглавляет фашистов штандартенфюрер Ганс Ланда (Кристоф Вальц) по прозвищу Охотник на евреев. Отомстить ему пытаются не только войска союзников, но и героиня Мелани Лоран, Шошанна, чью семью Ланда когда-то убил.
Ролью главного IT-гения современности Стива Джобса Майкл Фассбендер пополнил свой список работ, основанных на судьбах реальных людей. «Стива Джобса» снял британец Дэнни Бойл, а сценарий написал лауреат премии «Оскар», неподражаемый мастер диалогов Аарон Соркин. За сценарий фильма он был удостоен «Золотого глобуса». Структурно замысел Соркина состоял в том, чтобы разбить сюжет на три эпизода. Один от другого отделяют 16 лет жизни основателя корпорации Apple. Консультантом Соркина на проекте выступил Стив Возняк — близкий друг и сооснователь технологической империи.
Зрители наблюдают за тремя знаковыми презентациями новой продукции Apple, которые Джобс всегда вел лично. Все они демонстрируют рост компании и развитие личного имиджа Джобса, признанного бизнес-гением еще при жизни. Кульминацией же становится презентация 1998 года, когда миру был представлен компьютер iMac. Но Соркин следует за героем не только на сцену, но и в закулисье, где разворачивается личная драма персонажа. Майкл Фассбендер представил Джобса человеком противоречивым и не до конца понятым. Также своим участием картину усилили Кейт Уинслет (сыграла руководительницу маркетингового отдела Джоанну Хоффман) и Сет Роген (исполнил роль Стива Возняка).
Первая по-настоящему большая роль-испытание в карьере Фассбендера, которая хоть и не принесла ему во время премьеры заслуженной славы, но положила начало их успешному сотрудничеству с режиссером Стивом МакКуином. Актер сыграл реального ирландского активиста и члена Временной Ирландской республиканской армии (ИРА) Бобби Сэндса. Он также известен как зачинщик известной Ирландской голодовки 1981 года, приведшей к его трагической смерти.
Режиссер МакКуин, для которого эта картина стала дебютной в карьере, рассказывает историю сопротивления волевых героев из ИРА — не только внешнего, но и внутреннего. Находясь в тюремном заключении и не имея иной возможности отстоять свои взгляды и позицию, борцы за независимость Ирландии объявили массовую голодовку, желая привлечь внимание общественности к тем идеям и ценностям, которые были для них важны. Картина прослеживает путь героев во главе с Сэндсом — человеком несгибаемой воли и завидной силы духа. «Голод» был удостоен «Золотой камеры» Каннского фестиваля, премии Европейской киноакадемии, почетной награды Карла Формана от BAFTA.
Проект и роль, которые повлияли не только на профессиональную, но и на личную жизнь актера. Именно на съемках «Света в океане» Майкл Фассбендер познакомился с будущей женой, шведской актрисой Алисией Викандер. Впервые лента была представлена в основном конкурсе 73-го Венецианского фестиваля. А уже через год после премьеры исполнители главных ролей поженились. В 2021 году у пары родился первенец.
Фильм посвящен тихим будням вернувшегося с войны смотрителя маяка Тома и его молодой жены Изабель, втайне от всех воспитывающих чужого ребенка. Малыша они нашли на прибившейся к берегу лодке, и полюбили как родного. Их размеренная жизнь на отдаленном острове напоминает сказку, пока в эту идиллию не вклиниваются незваные гости с большой земли.
Майкл Фассбендер и Брендан Глисон играют криминальных авторитетов. Фассбендер — ловкого гонщика Чеда, Глисон — его отца Колби, главу нелегальной группировки. Водительский талант сына очень пригождается банде в грабежах, но однажды Чед решает завязать с криминальным миром. Своим стремлением начать честную жизнь герой настраивает против себя не только подельников, но и родителя. Чед и Колби идут на сделку: парень выполнит последнее дело по заказу отца и после этого будет свободен. Но роскошный особняк, который им нужно ограбить, принадлежит самому влиятельному человеку Англии, а он готов пойти на всё ради сохранения своего богатства.
Фильм отчасти пересекается с жизнью самого Фассбендера, много лет увлекающегося профессиональными гонками. Настолько, что в 2019 году он взял четырехлетний перерыв в карьере и посвятил себя участию в различных гонках: German Porsche Racing Experience, Ferrari Challenge и «24 часа Ле-Мана», в которой в 2022 году занял 51-е место. Кстати, в 2013 году Фассбендер в качестве рассказчика также принял участие в документальной картине «1». Она посвящена эволюции систем безопасности в гоночных болидах.
Основанная на реальных событиях драма Стива МакКуина — хроника жизни темнокожего раба Соломона Нортапа. Главная трагедия Нортапа в том, что он был свободным, образованным и работающим семьянином, которого похитили и продали в рабство. В неволе Соломон вел дневниковые записи, описывая все те ужасы, которым подвергали его самого и других невольников белые рабовладельцы. Роль одного из них сыграл Фассбендер. Его персонаж Эдвин Эппс представляет собой квинтэссенцию всего отвратительного, что может быть в человеке.
Рассказывая о проекте, режиссер МакКуин подчеркивал, что он важен для него на личном уровне: он сам является потомком рабов из Вест-Индии. Эпизодическую роль в картине исполнил Брэд Питт, который также выступил продюсером фильма и именно в этом качестве получил свой первый «Оскар» в карьере. Всего же лента выиграла три золотые статуэтки, один «Золотой глобус», три премии BAFTA и ряд других престижных наград.