«Оскар-2022»: Лучший полнометражный анимационный фильм
Студия Pixar завоевала за свою историю уже 15 «Оскаров». Причем 11 из них в период с 2002 по 2021 годы. На этот раз Walt Disney Animation Studios собирается навязать борьбу гегемону. А есть еще интересный датский анимадок о непростой судьбе эмигранта из Афганистана. Рассказываем о традиционно яркой номинации, в которой соревнуются лучшие мультипликаторы планеты.
Энканто — удивительное место, которое не найти на карте. Это небольшое поселение, окруженное колумбийскими горами, сияет всеми красками радуги, а источником местной магии становится семейство Мадригаль. С их истории и начинается мультфильм. Мирабель, симпатичная кудрявая девчонка в очках и ярких юбках, ходит по уютным дорожкам Энканто и распевает песню о своей семье. Однажды ее бабушка оказалась в большой нужде, с тремя детьми и мужем она вынуждена была покинуть свой дом, а когда на пути их нагнали военные, она лишилась и мужа, тогда-то магия и началась. Свеча в ее руках разгорелась и уже больше не потухала несколько поколений, горы сомкнулись, а перед девушкой из ниоткуда вырос самый настоящий дом. Весь он был пронизан волшебством: стены и лестницы отзывались на каждый жест своих обитателей. Время шло. Дети семейства Мадригаль подрастали, и магия свечи дарила им невероятные способности. Кому-то — силу, кому-то — красоту, кому-то — способность исцелять. Но однажды произошел сбой.
Мирабель — главная героиня, но в своем семействе ей отведено совсем незавидное место, ведь именно ей так и не досталось никаких способностей. Вот она и старается каждый день доказать бабушке, маме, папе и сестрам, что достойна своей фамилии. Неуемная энергичная и очень несчастная. Неудивительно, что в какой-то момент именно на ее долю выпадает выяснить, что же пошло не так.
Не секрет, что «Оскар» любит семейные истории. И «Энканто» далеко не последний анимационный фильм среди номинантов, который рассказывает такую, но подходит к этому вопросу с неожиданной стороны: это не просто история о разрыве поколений или взрослении, это история о тревогах и страхах, которые члены семьи предпочитают хранить в тайне даже друг от друга. Это картина о том, как важно говорить и слышать. В полном яркой магии сюжете есть всё необходимое для мультфильма: краски, музыка, отлично стилизованные песенные номера. Но что важнее, в нём прорабатываются травмы, обладателями которых становятся дети из успешных семей. Груз ответственности за то, чтобы соответствовать идеалу, может оказаться непосильным даже для самых сильных.
Одним из сценаристов выступил Лин-Мануэль Миранда, известный шоумен, певец, драматург и постановщик. Многие наверняка его помнят по роли в сериале «Доктор Хаус», где он играет неумолкающего рэпера, с которым общается персонаж Хью Лори, когда попадает в лечебницу. В этом герое можно узнать и самого Миранду, как можно его узнать и в Мирабель, такого же неуемного, энергичного и бесконечно говорливого. Хорошо, что в доме, где всем давно бы пора высказать всё наболевшее и тревожащее, эта энергия и желание общения Мирабель и может стать ее уникальным даром! У Миранды он уже проявился.
«Энканто» выглядит фаворитом этого года номинации за лучший анимационный фильм, а вот дальнейшая расстановка сил очень условна.
Так повелось, что мультфильмы очень часто воспринимаются как детский жанр. И чаще всего так и оказывается, но далеко не всегда. С тех пор как анимационные картины перестали быть короткометражным довеском к основному фильму в кинотеатрах и стали самостоятельным произведением (а произошло это с выходом первого полнометражного мультфильма Уолта Диснея«Белоснежка и семь гномов» в 1937 году), режиссеры-мультипликаторы научились говорить о разном. Жанровые, драматичные, даже документальные, мультфильмы уже давно рассказывают истории для всех возрастов. И «Побег» — один из тех случаев, когда анимация выступает средством для рассказа сложной взрослой истории жизни. Конечно, это ни разу не детский фильм, ведь речь пойдет о нелегкой судьбе афганского эмигранта Амина. Не вымышленной, а самой настоящей судьбе человека. Главного героя в мультфильме озвучивает его прототип.
Амину 36 лет, у него успешная академическая карьера, он готовится к вступлению в брак, но тайна его жизни тяготит его долгие годы. Пережитые давным давно события: смерть отца, побег из Афганистана, мытарства беженца в чужой земле и, наконец, удачная эмиграция в Данию — всё это крепким узлом сжимает сердце героя и не дает ему раскрываться перед людьми. Правда, со своим школьным другом он готов говорить, рассказывать, делиться. Это режиссер фильма Йонас Поэр Расмуссен. Интересно, что путь в Скандинавию для Амина лежал через Москву. Холодным зимним вечерам в неуютной российской столице посвящена отдельная глава картина.
Расмуссен уже давно задумывал рассказать историю Амина, но Амин не был готов. И вот двое нашли идеальный формат — мультипликацию. Сдержанную в цветовой гамме, почти графичную, временами переходящую в монохром и создающую необходимый замер условности: всё как в жизни, но всё нарисовано. И история, и мультфильм. В этом пространстве Амин чувствовал себя безопасно и вместе с Рассмусеном взялся не просто за свои детство и юность, но за истории сотен и тысяч других таких беженцев со сложными судьбами, у которых, быть может, так и не нашлось ни сил, ни друга, который смог бы разделить их ношу.
Сам Рассмусен во время работы над материалом многое понял о судьбе Амина: «Как человек, который постоянно перемещается из одного места в другое, Амин никогда не чувствует себя укоренившимся на одном месте, и во время создания этого фильма я понял, что у него всё еще нет дома. Он будто еще в бегах. Но эта возможность открыться и рассказать свою историю помогла ему смириться со своим прошлым, с чувством вины за те жертвы, которые его семья должна была принести ради хорошей жизни Амина. Вместе с долгими интервью за годы съемок Амин понял, что готов остепениться, что готов не просто жить с травмами своего прошлого, но примириться с ними и стать цельным человеком».
Фильм в прошлом году был отобран на несостоявшийся из-за пандемии Каннский фестиваль, а его премьера прошла на «Сандэнсе». «Побег» удостоился гран-при конкурса мирового документального кино. Среди продюсеров документальной анимации Николай Костер-Вальдау и Риз Ахмед. Оба актера также участвовали в озвучке фильма.
Что, если семейную историю о том, как отец пытается найти общий язык со своей без пяти минут студенткой-дочерью, приправить гипердинамичной графикой, динозаврами и восстанием машин, залить все это кислотным киберпанком в эстетике TikTokа и в каждый второй кадр добавить уморительного мопса?! Тогда получатся «Митчеллы против машин». Да-да, это в доме Митчеллов перед самым отъездом в университет, Кэти ссорится с отцом. Расставаться на такой ноте неправильно, вот папа и решает устроить веселую поездку до университетского кампуса. Рвет авиабилет и приглашает дочь на почетное место в машине. Разумеется, едут все. И мопс Мончи тоже.
Кэти, как и любой подросток, страдает от того, что ее не понимают родные, правда, и признания ей хватает, ведь видео, которые она выкладывает на Youtube, пользуются дикой популярностью. В какой-то момент окажется, что даже прославленный техномагнат Марк «залипает» на пса-полицейского, которого создала Кэти при помощи ловких рук и Мончи. Кажется, что только ее отец и не видел этих видео, и не видит их в упор, даже когда Кэти сует их ему прямо под нос. В общем-то, семейный сюжет в том и заключается, чтобы показать отцу, чем живет его дочь, но это только верхушка айсберга.
Те полдюжины штатов, которые разделяют Митчеллов от пункта назначения, будет очень непросто пересечь. Ведь пока они мирно едут по хайвэю, проходит супермодная презентация нового гаджета Марка, которая и завершится восстанием роботов. И это еще один сюжет — апокалиптичный, яркий, полный экшена. Будет в нем и параллельный монтаж, и схлестывание сцен, драки, примирения и много искр. Но и тут всё не закончится, ведь это еще и уморительная комедия. За комическое, конечно, будет отвечать Мончи, но не только, к нему присоединится младший братишка Кэти, который обожает динозавров и совершенно не умеет общаться со сверстниками. Мать Кэти всё больше будет принимать позицию универсального клея и мирить свое беспокойное семейство. Правда и для нее будет припасена ближе к финалу отдельная сцена с еще одной не столько даже жанровой, сколько авторской отсылкой — прямиком к Тарантино. Вот такой вот стилевой и жанровый коллаж, в котором режиссер и сценарист Майкл Риадна продолжает говорить о вечных ценностях, но не забывает и о современной повестке.
Анимация тем хороша, что способна создавать сколь угодно невероятных персонажей. Правда, хорошая анимация умеет их не только создавать, но и рассказывать о них. И мультфильм «Лука» как раз из таких. Главные герои этой истории — удивительные создания. Они похожи на морских ящериц, чешуйчатые, сине-зеленые, плавают в водах океана, пасут рыб, питаются водорослями. Ссорятся, мирятся и поколениями избегают связи с людьми. Всё потому, что люди однажды решили, что эти создания составляют угрозу, назвали их монстрами и устроили охоту. Вот и в семье Луки строго-настрого запрещено выплывать из глубин. Плохо только, что Лука ровно в том возрасте, когда любопытство вкупе с запретом определяет героя. И однажды он выходит из воды. Каково же его удивление, когда оказывается, что сине-зеленая чешуя сходит, а вместо морского чудика под ярким итальянским солнцем появляется самый обычный мальчишка. Ну, почти обычный.
Еще одна семейная история, которая на этот раз фокусируется на малом. Всё обойдется без апокалиптических всполохов и без крышесносной магии. Лука всего-то находит друга, такого же морского «монстра», который приноровился жить на суше, а еще он находит подругу. А родители всеми правдами и неправдами пытаются Луку от этого страшного мира суши спасти. Правда, не очень понятно, зачем, ведь всё хорошо. И это удивительное качество мультфильма: при том, что большую часть экранного времени всё и вправду совершенно спокойно, трогательно, забавно, ощущение тревоги за Луку не покидает. Чем большим количеством друзей и привычек он обрастает, тем больше ему терять, когда его тайна будет раскрыта. А тут еще, как назло, в городке Порто Россо, куда и приплыл Лука, объявили новую охоту.
Райя в списке номинантов, безусловно, отвечает за самый невероятный из миров. Конечно, «Энканто» порядочно окатывает магией, а «Лука» дает вволю посопереживать удивительным существам, но они ни в какое сравнение не идут со страной Кумандрой. Много лет назад страна процветала, люди жили в мире и согласии, а волшебные драконы хранили и обеспечивали людей водой. Всё переменилось, когда в Кумандру наведались друуны — темные силы и порождения хаоса, которые всё превращают своим прикосновением в камень. И людей, и драконов. Драконы исчезают вовсе, людей удается спасти, а от прежнего мира остается лишь драконий камень.
Кумандра больше не едина — теперь это 5 земель, 5 государств, в одном из них, в Сердце, и хранится драконий камень. Когда 5 столетий спустя Бенжа, отец Райи и хранитель камня, созывает у себя представителей земель, чтобы предложить им снова воссоединиться, происходит ужасное — камень раскалывается. Мир снова в опасности, и теперь Райя, которая только-только была назначена преемницей отца, отправляется его спасать.
Этот мультфильм сделан в лучших традициях супергеройского жанра. Насыщенный экшен, сдобренный дружеским юморком, главная (супер)героиня и ее команда — единомышленники, которых она находит на своем пути. И конечно же, враги, которые постоянно мешают Райе собрать камень заново, чтобы вручить его последнему дракону. Явно подсмотренный у Pixar цвет последнего дракона завораживает не меньше, чем сцены с хореографически отточенными боями, где Райя демонстрирует отличное владение техниками восточных единоборств и навыками ведения поединков. Да и юмор фразами не ограничивается — набор героев неподражаем: начиная с девочки-младенца, которая не даст себя в обиду, заканчивая лучшим другом Райи, Тук-Туком, который выглядит, как смесь медвежонка и мокрицы. Такой экзотичной команде позавидовал бы даже Уэс Андерсон, а он в наборе странных героев толк знает.