Оно тебя сожрет: 12 фильмов о монстрах
Они таятся в лесах, под обманчиво безопасной водной гладью, глубоко под землей и в старом темном подвале. Зубы, когти, присоски, смертоносный яд и удушающее дыхание. Порождения древней магии, детской фантазии или недобросовестно разлитых химикатов. Помимо жажды членовредительства и любви к поглощению человеческой плоти, их объединяет еще кое-что — про них снимают очень много кино. Представляем подборку самых запоминающихся фильмов про монстров.
Разнорабочие Вэл (Кевин Бейкон) и Эрл (Фред Уорд) выполняют рутинные работы в захолустных городках Невады и сталкиваются с огромными червеподобными тварями. У гигантов нет глаз, и ориентируются они только по слуху на ту самую дрожь земли, производимую суетливыми людьми на поверхности. Вэл и Эрл оказываются отрезанными от внешнего мира, и судьбы всех 13 жителей бывшего шахтерского города Перфекшн теперь в их руках.
Два секс-символа разных эпох — Бейкон и Уорд — в ставшем классикой приключенческом боевике из девяностых с едва уловимым экоподтекстом. «Дрожь земли» не дает заскучать ни на минуту. Фильм не собрал значительную кассу, но был мгновенно возведен критиками на пьедестал почета за филигранный баланс смешного и ужасного. А последовавшие пачками сиквелы собрали вокруг себя пусть небольшую, но крепкую фан-базу.
Аллен ведет циничный подкаст, где развенчивает истории своих гостей о сверхъестественном. Гостей он при этом хорошенько макает в грязь их дремучести. Такой подход в итоге приводит к тому, что прямо посреди эфира один из участников кончает с собой. Аллен, конечно, в шоке, и подкаст закрывается. Но вскоре ему приходит письмо от какого-то фермера. Тот утверждает, что в лесу рядом с его домом живет тысячеглазый монстр и регулярно подворовывает скот. Воодушевленному подкастеру только это и надо, но есть нюанс. Старый фермер, кажущийся выжившим из ума, хочет, чтобы Аллен лично приехал в его владения и поучаствовал в поимке чудовища.
«Монстр в лесу» — вторая полнометражная работа Тодда Гринли, автора десятка страшных короткометражек и мистического триллера «Дом с видом на монстра». В новом фильме он продолжает разбираться с психологичностью в хоррорах. Тысячеглазый монстр из леса может быть как реален, так и нет, но для главного героя важно не это, а правильно отрефлексировать случившуюся с ним травму. И, конечно, записать отпадный выпуск подкаста.
Монстры колоссальной величины — кайдзю — атакуют Землю, материализуясь в подводном разломе на дне Тихого океана. Для борьбы с ними человечество объединяется и строит огромных человекоподобных роботов — егерей. Роботы настолько сложные, что для управления каждым нужны два пилота, соединенных с машиной и друг с другом нейрокомпьютерной связью. Спустя 12 лет с начала вторжения кайдзю эволюционировали настолько, что программа егерей оказывается под угрозой завершения из-за неэффективности. У группы военных и ученых появляется план по закрытию разлома раз и навсегда, и для этого им нужны все оставшиеся егери.
«Тихоокеанский рубеж» — это оживший сон очарованного аниме тинейджера. Огромные роботы наваливают уродливым монстрам огнем и мечом. А режиссирует всё это безумие сам мастер диковинных существ Гильермо дель Торо. Он лично контролировал создание образа каждого кайдзю, отчего захватчики получились один уникальнее другого. Пафос, эпик и незамутненный детский восторг.
Джулия возвращается в родной город, из которого сбежала много лет назад, и устраивается учительницей в местную школу. Там она знакомится со странноватым мальчиком Лукасом. Тот на уроках рисует жуткие картины и живет с отцом и братом, которых никто из местных не видел уже давно. Параллельно шериф города Пол расследует серию жестоких убийств. И Джулию, пытающуюся помочь ребенку, и Пола, просто делающего свою работу, ждет страшное открытие, напрямую связанное с загадкой семьи Лукаса.
История об индейском демоне голода Вендиго — одна из любимых страшилок Северной Америки. Здесь монстр, хоть и пугающе реальный — скорее метафора увядания маленьких американских промышленных городов. А внешний вид чудовища — заслуга всё того же Гильермо дель Торо, выступившего на этом проекте продюсером.
Безымянный охотник за головами живет один в лесной хижине. Каждый раз, когда из замка вдалеке доносится звук рога, он облачается в доспехи и отправляется выполнять новый заказ. Им движет не жажда наживы, а желание найти и убить тварь, что когда-то лишила его единственной дочери. Но тому, кто сражается с монстрами, следует остерегаться, чтобы самому не стать чудовищем.
Фэнтезийный микробюджетный хоррор режиссера Джордана Дауни идеально демонстрирует, как минимальными средствами можно создать кино удивительной мощи. Две локации, только естественное освещение, реквизит буквально из бабушкиного сарая (фильм снимали в португальской деревне, где провел детство Кевин Стюарт — продюсер и оператор в одном лице). Минимализм и скупость технических средств идеально работают на пронзительную историю одиночества и безумия.
Грандиозный ремейк оригинального фильма 1933 года, снятый под руководством Питера Джексона, только что спрыгнувшего с иглы «Властелина колец». История верна оригиналу. Съемочная группа неудачливого режиссера (Джек Блэк) ради нового фильма отправляется на затерянный в Индийском океане остров. Там они садятся на мель, а главную актрису (Наоми Уоттс) похищают местные туземцы, чтобы принести в жертву богу острова. Этим богом, конечно, оказывается Конг, король местных джунглей и последний из своего рода. У одинокой обезьяны просыпаются смутные чувства к актрисе, которые и приведут Конга через битвы с доисторическими ящерами и другой островной живностью на вершину Эмпайр-стейт-билдинг.
Гигантомания мистера Джексона на месте: фильм о похождениях огромной обезьяны с острова Черепа длится дольше трех часов. Но это время пролетает незаметно. Настолько «Кинг Конг» получился заряженным действием и драйвом.
Появившийся из попыток Японии отрефлексировать ядерные атаки, завершившие Вторую мировую войну, Годзилла стал символом противостояния природы и человека. Гигантский ящер с термоядерным дыханием, родившийся из атомного взрыва, непременно несет разрушение, но часто становится на защиту людей, вступая в схватку с другими монстрами.
В фильме 2014 года студии Legendary Pictures образ Годзиллы-защитника закрепляется. Ученые обнаруживают гигантский кокон с неопознанным существом внутри и тут же принимаются его изучать в засекреченной подземной лаборатории. Но существо оказывается совсем не дружелюбным, а когда выясняется, что у него есть пара и им нужно как можно больше места для брачных игр, дела принимают совсем нехороший оборот. Тут-то на помощь и проходит Годзилла — только в его силах восстановить на Земле равновесие.
Бомбардировщик B-17 «Летающая крепость» поднимается в небо с важной миссией и неожиданным пассажиром на борту. Мод Гаррэт, молодая женщина-офицер с внешностью пинап-герл, везет с собой некий секретный чемодан. Экипаж самолета — сплошь черствые вояки-сексисты — принимает Мод без особого энтузиазма, ей поручают сидеть в крохотной кабине пулеметчика. Там она слышит только малоприятные радиопереговоры и мельком видит какую-то тварь, карабкающуюся по крылу. Оказывается, что на B-17 на одного нелегального пассажира больше.
«Воздушный бой» — неожиданный фильм. Начинается как герметичный триллер, где великолепная Хлоя Грейс Морец первые 20 минут слушает по радио нападки хамоватых офицеров и борется с клаустрофобией. А ближе к финалу разгоняется до сверхсветовых скоростей, выводя на сцену того самого монстра из суеверных сказок. Противный гремлин рвет не только провода и оборудование самолета, но и глотки нерасторопного экипажа.
Классика хоррора от мастера Джона Карпентера. Полярная станция, от которой до ближайшей цивилизации можно добраться только на вертолете, да и то если погода позволит. Группа ученых обнаруживает во льдах космический корабль, а рядом — вмерзшего в лед пришельца. Наука снова берет верх над разумом, и глыбу с телом привозят в лабораторию. Там лед, конечно, тает, и существо вырывается наружу.
Когда «Нечто» вышло на экраны в 1982 году, зрители приняли его очень холодно. Экранизация повести Джона В. Кэмпбелла — младшего «Кто идет?» с трудом отбила производственный бюджет и отправилась на полки видеопрокатов. Там-то фильм и настиг культовый статус. История о группе полярников, запертой на станции с враждебным, постоянно мимикрирующим организмом — практически идеальное кино о недоверии к ближним и силе интуиции.
Не менее культовый, чем «Нечто», хоррор Дэвида Кроненберга и одна из многих причин величия Джеффа Голдблюма. Амбициозный ученый Сет Брандл работает над прототипом телепорта. Когда дело доходит до экспериментов на людях, он сам заходит в камеру телепортации, но не замечает, как вместе с ним туда залетает муха. Эксперимент кажется удачным до того момента, пока с Сетом не начинают происходить ужасные метаморфозы.
Мастер боди-хоррора Кроненберг тут развернулся на полную. Жуткий грим главного героя накладывали по пять часов (заслуженная премия «Оскар»). Целый ряд сцен пришлось удалить из-за излишней жестокости. Уровень физиологических трансформаций Брандла одновременно отталкивающий и завораживающий. А Джефф Голдблюм гениально имитирует повадки насекомого в начальной стадии изменений своего героя. «Муха» с ноги ворвалась в зал славы фильмов ужасов и осталась там навсегда.
Хорошо жить на ферме. Только если вокруг не рыщут безглазые кровожадные твари, реагирующие на любой звук. Семья Эббот, впрочем, научилась избегать встречи с опасными существами, построив свою жизнь в полной тишине. Они окружили ферму импровизированной системой оповещения, пользуются языком жестов, а пополнять припасы ходят в город по посыпанной опилками дорожке. Но всё меняется, когда один из детей находит радиоуправляемую фигурку космического шаттла с очень громким сигналом.
Джон Красински всегда для всех был Джимом Халпертом из «Офиса» — веселым продажником, обожающим пранки над коллегами. До «Тихого места» он снял только пару трагикомедий. Но выход постапокалиптического хоррора про захвативших Землю монстров, которые владеют эхолокацией, убедил весь мир в том, что Красински не только хохмач, но и очень перспективный режиссер актуального жанра. «Тихое место» грамотно сочетает скримеры, саспенс и семейную драму, а в концовке вообще выдает настоящий боевик.
Эван тяжело переживает смерть матери — единственного родного человека. Он топит горечь утраты в алкоголе и агрессии и наконец решает всё бросить и сорваться в путешествие по Италии. Там в одном из живописных городов он встречает девушку по имени Луиза и влюбляется без памяти. Но у Луизы есть пугающая тайна, уходящая корнями в глубины веков, и эта связь может стать для Эвана фатальной.
Дуэт Джастина Бенсона и Аарона Мурхеда давно зарекомендовал себя как единая всесильная машина по созданию интеллектуальной хоррор-фантастики. «Весна» — один из первых их фильмов, и концептуально он еще не настолько сложен, как остальные. Что, конечно, не отменяет его качеств. За вывернутой наизнанку сказкой о красавице и чудовище здесь скрывается простая, но монументальная история о том, что любовь способна изменить даже многовековые генные мутации.