Подборки9 мин.

Одна на миллион: Лучшие фильмы с Алисой Фрейндлих

Ее творческая биография насчитывает уже почти 70 лет (первая роль случилась в 1955 году), она была и остается артисткой, которую благодаря выдающимся ролям знают зрители разных возрастов и вкусов. Алиса Фрейндлих — любимая советская и российская актриса, для которой, кажется, нет ничего невозможного. Собрали ее знаковые роли, с которыми обязательно стоит познакомиться всем, кто интересуется отечественным кинематографом.

Полторы комнаты

Рейтинг: 7.28IMDb: 7.1
Жанр: Биографии
2008, 124 мин
Россия, 16+
Режиссер: Андрей ХржановскийГлавные роли: Алиса Фрейндлих, Сергей Юрский, Григорий Дитятковский, Артем Смола, Сергей Дрейден, Алексей Девотченко

Что будет, если взять лучшие произведения лауреата Нобелевской премии по литературе Иосифа Бродского, Алису Фрейндлих и Сергея Юрского на роли его родителей и попросить снять с ними фильм режиссера-мультипликатора Андрея Хржановского? Шедевр неизбежен! «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на Родину» — картина-фантазия о воображаемом возвращении писателя в Санкт-Петербург, в котором живут его близкие, родные и любимые люди. Вдохновением для сценария послужили материалы биографии Бродского, рисунки и даже заметки на полях.

В одном из интервью Бродский на вопрос, собирается ли он когда-либо вернуться на родину, ответил следующим образом: «Такое путешествие может состояться только анонимно…» В фильме сильно постаревший писатель плывет по реке, которая с одинаковым успехом может оказаться хоть американским Гудзоном, хоть мифическим Стиксом, и вспоминает свое детство и юность. Цветные кадры сменяются черно-белыми или сепией, документальная хроника — игрой выдающихся актеров, а в реалистичный мир врывается анимация — чего только стоит нарисованный кот, которого очень любил Бродский… Если у вас есть два часа свободного времени и желание полностью раствориться в яркой жизни гениального человека — этот фильм для вас.

Служебный роман

Рейтинг: 8.3IMDb: 8.4
Жанры: Мелодрамы, Советское
1977, 159 мин
СССР, 0+
Режиссер: Эльдар РязановГлавные роли: Андрей Мягков, Алиса Фрейндлих, Светлана Немоляева, Олег Басилашвили, Лия Ахеджакова, Георгий Бурков

Фильм Эльдара Рязанова каждый узнает даже по двум нотам — настолько главная музыкальная тема из него известна и давно стала важным элементом нашего культурного кода. А чего уж стоят фразы героев, давно разошедшиеся на цитаты: «У меня такая безупречная репутация, что меня уже давно пора скомпрометировать», «Значит, хорошие сапоги, надо брать», «Идите вы… в бухгалтерию», «Да на тебе пахать надо» и многие другие.

Поэтому наверняка сюжет фильма известен и так, но всё же пару слов сказать стоит. И в Советском Союзе была любовь, и ничто человеческое строителям коммунизма было не чуждо. Служебные романы — вещь житейская, они случались задолго до Майкла Скотта и Джен Левинсон из «Офиса». Начальница статистического управления Людмила Калугина (Алиса Фрейндлих) и ее подчиненный Анатолий Новосельцев (Андрей Мягков) проходят непростой путь от взаимной критики до любви: и неожиданно робкий мужчина превращается в рыцаря, а молодая женщина, превратившая себя от одиночества в старуху, расцветает.

В «Служебном романе» у Фрейндлих одна из главных ролей в ее карьере. Здесь виден и комедийный, и драматический потенциал актрисы (Рязанов снял фильм в жанре драмеди, когда и слова-то такого никто в СССР не знал). А сцена разговора Новосельцева и Калугиной на вечеринке была полной импровизацией со стороны Мягкова, которую Алиса Бруновна с задором подхватила. Фильм стал лидером советского проката 1978 года — свыше 58 млн зрителей.

Сталкер

Рейтинг: 8.1IMDb: 8.1
Жанр: Советское
1980, 163 мин
СССР, 12+
Режиссер: Андрей ТарковскийГлавные роли: Александр Кайдановский, Анатолий Солоницын, Николай Гринько, Алиса Фрейндлих, Наташа Абрамова, Файме Юрно

Фильм-притча культового советского режиссера Андрея Тарковского, который он снял по мотивам повести братьев Стругацких «Пикник на обочине». Однажды на Землю падает какой-то неопознанный космический объект — и вокруг него появляется Зона. Это место, полное загадочных аномалий, в котором пропадают люди. Однажды в Зону приходят трое: Сталкер (Александр Кайдановский), Писатель (Анатолий Солоницын) и Ученый (Николай Гринько). Первый служит проводником, который проводит нелегальные экскурсии по запретной территории и устанавливает с ней своеобразную связь, помогающую обходить все ловушки и преграды. Второй хочет найти выход из творческого кризиса и попасть в загадочную Комнату, которая может исполнить любое желание. А третий держит мотивы визита при себе.

Алисе Фрейндлих в картине досталась небольшая, но крайне эмоциональная роль жены Сталкера, которая вынуждена каждый раз оставаться с дочкой дома и ждать, не зная, вернется ли он на этот раз или нет. Финальный монолог героини звучит невероятно пронзительно, и за три минуты из ее уст мы понимаем всё, что хотел сказать режиссер о жизни, любви, счастье, одиночестве, людях.

Сам Тарковский считал «Сталкера» своей лучшей работой. Всё потому, что в нем, по мнению режиссера, меньше всего суетливости, преходящего и ложного. Картина вдохновила десятки режиссеров по всему миру на съемки как фильмов в постапокалиптическом жанре, так и авторского кино.

Жестокий романс

Рейтинг: 8.29IMDb: 8.1
Жанр: Советское
1984, 136 мин
СССР, 12+
Режиссер: Эльдар РязановГлавные роли: Лариса Гузеева, Андрей Мягков, Алиса Фрейндлих, Никита Михалков, Алексей Петренко, Виктор Проскурин

Еще один фильм Эльдара Рязанова, к работе над которым он привлек Алису Фрейндлих. Главную роль Ларисы Огудаловой сыграла дебютантка Лариса Гузеева (известная сейчас всем от мала до велика по программе «Давай поженимся»), а Алиса Бруновна перевоплотилась в ее мать, обедневшую дворянку Хариту Игнатьевну. Ее цель — как можно выгоднее выдать замуж младшую дочку, красивую и талантливую, но без какого-либо приданого.

Литературной основой для сценария стала пьеса Александра Островского «Бесприданница». Действие происходит в 1877–1878 годах в провинциальном городе Бряхимове. У Ларисы множество поклонников, особенно ее сердцу близок Паратов (Никита Михалков), владелец судоходной компании. Дело близится к свадьбе, но однажды он без всяких объяснений пропадает. От отчаяния героиня решается выйти замуж буквально за первого встречного — того, кто первый предложит ей руку и сердце. И это решение приводит к череде роковых ошибок.

«Жестокий романс» стал лучшим фильмом 1984 года по версии журнала «Советский экран», романсы из него вышли на виниловых пластинках многомиллионным тиражом, а вот смелость Рязанова в изображении сюжета Островского и желании отойти от комедийного жанра привела его к ссоре с кинокритиками и даже артистом Зиновием Гердтом.

Д`Артаньян и три мушкетера

Рейтинг: 8.14IMDb: 8
Жанры: Советское, Историческое
1979, 1 сезон
СССР, 16+
Режиссер: Георгий Юнгвальд-ХилькевичГлавные роли: Михаил Боярский, Вениамин Смехов, Игорь Старыгин, Валентин Смирнитский, Ирина Алферова, Алиса Фрейндлих

Способный и гордый юноша из обедневшего дворянского рода д’Артаньян (Михаил Боярский) покидает юг Франции и отправляется покорять столицу. В Париже он хочет начать военную карьеру и стать королевским мушкетером. Но здесь ему встречаются всесильный кардинал Ришелье и коварная миледи, его будущие недруги. Только с помощью друзей, Атоса, Портоса и Арамиса, он берется за спасение королевы Франции и борьбу с врагами монархии.

Советская экранизация популярного романа Александра Дюма «Три мушкетера». Алисе Фрейндлих в ней досталась роль 24-летней королевы Анны Австрийской (актрисе на момент съемок было 42 года), из-за подвесок которой разгорается главный конфликт картины: она подарила их любовнику, в ходе интриг они пропали, а теперь ей нужно как-то оправдаться перед мужем, королем Франции Людовиком XIII.

Важной частью фильма являются музыкальные номера (их более 30) — изначально это был мюзикл, который режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич захотел перенести на большой экран. Из-за суда с создателями спектакля картина год пролежала на полке. Работа над самим фильмом заняла всего девять дней. В ленте снялись все главные советские актеры того времени: Борис Клюев, Маргарита Терехова, Олег Табаков, Лев Дуров, Вениамин Смехов, Валентин Смирнитский, Ирина Алфёрова и не только.

Подмосковные вечера

Рейтинг: 6.62IMDb: 6.3
Жанр: Драмы
1994, 91 мин
Россия, Франция, 16+
Режиссер: Валерий ТодоровскийГлавные роли: Владимир Машков, Ингеборга Дапкунайте, Александр Феклистов, Алиса Фрейндлих, Наталья Щукина, Юрий Кузнецов

Режиссер Валерий Тодоровский перенес действие повести Николая Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» в конец ХХ века. Критики так и не сошлись в едином мнении, к какому жанру отнести картину — то ли экзистенциальная драма, то ли триллер, то ли нуар. Фильм Тодоровского был номинирован на главный приз «Кинотавра», получил четыре «Золотых овна», а Ингеборга Дапкунайте и Алиса Фрейндлих получили «Нику» за лучшую женскую роль и лучшую роль второго плана соответственно.

Катя Измайлова (Дапкунайте) работает машинисткой у своей свекрови (Алиса Фрейндлих), известной писательницы. Та видит, как невестка утомилась, и предлагает поехать отдохнуть на дачу вдвоем, потому что Митя, ее сын и по совместительству муж Кати, сильно занят делами в Москве. На даче Катя знакомится с Сергеем (Владимир Машков), «мужем на час», который приходит к ним ремонтировать мебель. Очень скоро между Катей и Сергеем вспыхивает роман, и свекровь это замечает. Она умоляет девушку одуматься и вернуться в город, но скандал заканчивается сердечным приступом свекрови.

Большой

Рейтинг: 7.26IMDb: 6.9
Жанр: Драмы
2017, 126 мин
Россия, 12+
Режиссер: Валерий ТодоровскийГлавные роли: Алиса Фрейндлих, Валентина Теличкина, Александр Домогаров, Николя Ле Риш, Маргарита Симонова, Екатерина Самуйлина

Фильм Валерия Тодоровского, который он снял спустя девять лет после предыдущей картины «Стиляги». На одну из главных ролей он пригласил Алису Фрейндлих, блиставшую в его «Подмосковных вечерах». «Большой» показывает изнанку красивого мира балета и соперничество не на жизнь, а на смерть — вы точно оцените фильм, если вам понравился «Черный лебедь» Даррена Аронофски. Первоначально финальный монтаж ленты составлял три часа. Режиссеру пришлось сократить фильм до 132 минут.

Начало нулевых. Покорять Москву приезжает юная балерина Юля. На вступительном экзамене она ведет себя дерзко и нагло, не обращая внимания на возраст и регалии членов приемной комиссии. Ее замечает бывшая прима советской сцены Галина Белецкая (Алиса Фрейндлих), которую в молодости рисовал сам Пикассо. Талантливая девочка западает ей в душу, она берется учить ее балету, а еще дает работу — надо убираться у нее дома. Со временем Юля понимает, что у педагога большие проблемы с памятью и она не запоминает имена учениц. Но благодарная Юля не выдает Белецкую. Вскоре ей предстоит сразиться за партию примы Большого со своей однокурсницей Кариной, у которой за плечами богатые родители и связи.

Васильевский остров

Рейтинг: 6.9IMDb: 6.2
Жанр: Драмы
2009, 1 сезон
Россия, 16+
Режиссер: Владимир ШевельковГлавные роли: Зураб Кипшидзе, Екатерина Васильева, Руслан Нанава, Полина Филоненко, Алиса Фрейндлих, Иван Шведов

Мини-сериал о жизни обитателей большой питерской коммуналки в начале ХХ века. Как известно, квартирный вопрос испортил москвичей, а вот жителей Северной столицы он и вовсе превратил в злейших врагов. Всё начинается с того, что умирает Елена, обитательница одной из комнат, которая всю жизнь поддерживала хрупкий мир в большой квартире.

Каждая из четырех семей еще на поминках начинает выяснять, кому же достанется комната покойной. Внезапно в коммуналку приезжает Зинаида (Екатерина Васильева), сестра Елены, и поселяет там дочь подруги, что страшно не нравится соседям. Среди них и Анна Игнатьевна (Алиса Фрейндлих). В суматохе и скандалах внезапно выясняется, что ее мама написала донос на мать Елены и Зинаиды — и ту расстреляли во дворе сотрудники НКВД. Разве можно такое простить, разве можно такое забыть? Коммуналка превращается в настоящее поле боя.

Будни и праздники Серафимы Глюкиной

Рейтинг: 7.33IMDb: 7.4
Жанр: Драмы
1988, 141 мин
СССР, 18+
Режиссер: Ростислав ГоряевГлавные роли: Алиса Фрейндлих, Николай Ерёменко мл., Вацлав Дворжецкий, Владимир Осипчук, Валентина Панина, Борис Мурашкин

Серафима Глюкина (Алиса Фрейндлих) — славная, интеллигентная и очень честная женщина, неспособная на интриги и борьбу за материальные блага. В самом разгаре перестройка, каждый сам за себя. Отец героини подарил городу ценнейшую коллекцию музыкальных инструментов, в то время как она кое-как сводит концы с концами в коммуналке. И в тот момент, когда Серафима меньше всего этого ожидает, к ней приходит настоящая любовь. Но сможет ли она побороть свою гордость и просто радоваться хорошему человеку рядом?

Перестроечный фильм снят в блеклых тонах, а дождливый серый Ленинград навевает особую тоску. Но и в нем можно найти свою романтику, особенно если у вас достаточно меланхоличное настроение. А еще картина примечательна тем, что в ней есть документальные вставки, — журналист подходит к прохожим на улице и задает вопрос: «Зачем вы живете?» Прохожие теряются, зрители тоже.

Алиса. Волнение

Рейтинг: 7.5IMDb: 7
Жанры: Документальное, Биографии
2020, 53 мин
Россия, 16+
Режиссер: Денис КлеблеевГлавные роли: Алиса Фрейндлих, Иван Вырыпаев, Варвара Владимирова, Дмитрий Воробьев, Андрей Могучий, Татьяна Бубнова

Документальный фильм 2020 года о жизни и карьере Алисы Фрейндлих. Основные съемки проходили во время подготовки актрисы к спектаклю «Волнение». Пьеса, по которой его ставят, была специально написана для народной артистки СССР драматургом Иваном Вырыпаевым. В картине сошлись три важные даты — 85-летие героини фильма, 35-летие ее карьеры в Большом драматическом театре им. Товстоногова и 100-летний юбилей БДТ.

В «Волнении» Алисе Бруновне досталась роль эксцентричной американской писательницы польского происхождения, и мы наблюдаем за тем, как она ищет с режиссером рисунок роли, как готовится к премьере. А между репетициями обычные будни дамы за 50: встречается с подружками, чтобы сыграть в карты, вывозит кота на дачу погулять на траве, впервые берет на руки правнука.

Камера беспристрастно фиксирует разные моменты жизни Фрейндлих, фильм смотрится на одном дыхании, и в голове остается лишь один вопрос, вернее просьба: «А можно ли снять продолжение, теперь к 90-летию любимой актрисы?»