Подборки

Номинанты и лауреаты премии «Оскар» за лучший анимационный фильм

По итогам 93-й церемонии вручения премии OSCARS лидеры лишь упрочили свои позиции и доказали, что не зря пользуются всенародной любовью и славой. Но все же весь список финалистов в номинации «Лучший анимационный фильм» заслуживает вашего пристального внимания. В этом году за статуэтку боролись по праву лучшие анимационные проекты, поэтому перед тем как говорить о победителях, представляем вам полный список номинантов и рассказываем о лучших полнометражных анимационных фильмах по мнению Американской киноакадемии.

Душа

Soul
Рейтинг: 8.4IMDb: 8.1
Жанры: Мультфильмы, Фэнтези, Комедии, Приключения, Семейное
2020, 100 мин
США, 6+
Режиссер: Пит Доктер, Кемп ПауэрсГлавные роли: Джейми Фокс, Тина Фей, Грэм Нортон, Рэйчел Хаус, Анджела Бассетт, Алиси Брага

Снова главный претендент этого года – анимационный фильм от Pixar. Оскаровская гегемония студии, кажется, не собирается прерываться, но ничего удивительного в этом нет. На счету компании уже более 18 «Оскаров» в различных категориях. Как и почти все картины студии, «Душа» мастерски лавирует между взрослым и детским (в этот раз все-таки с уклоном в сторону первых), сложными экзистенциальными вопросами и пестрыми фантастическими мирами. Школьный учитель Джо Гарднер мечтает стать успешным музыкантом, но когда наступает его звездный час, он неожиданно проваливается в люк и умирает. Не желая прощаться с жизнью, герой сбегает из загробного мира и вместе с еще не родившейся компаньонкой-душой под номером 22 возвращается на Землю, чтобы вернуть свое тело.

В «Душе» реальный мир сталкивается с трансцендентным. Из обыденной Земли зритель отправляется прямиком в абстрактный Мир После и Мир До, где обитают души. Хотя значительная часть истории все равно происходит на нашей планете, мультфильм Доктера и Пауэрса задается вопросами, простите за каламбур, совсем не приземленными. Призвание и судьба, личность и смерть — об этих вещах, уже вроде бы сто раз проговоренных в кино, «Душа» рассуждает по-новому. Вместо трюизмов о следовании за мечтой — попытка оглянуться и понять, что делает тебя по-настоящему счастливым. «Душа» по праву лучший анимационный проект этого года, и частый лауреат «Оскара» Пит Доктер почти наверняка не останется в этом году без награды.

Легенда о волках

WolfWalkers
Рейтинг: 7.6IMDb: 8.1
Жанры: Мультфильмы, Фэнтези, Приключения, Семейное
2020, 0
Ирландия, Люксембург, 0+
Режиссер: Томм Мур, Росс СтюартГлавные роли: Шон Бин, Саймон МакБерни, Мария Дойл Кеннеди, Эва Уитэйкер, Томми Тирнан, Джон Кенни

«Легенда о волках» – полнометражный анимационный фильм Томма Мура и Росса Стюарта. Режиссеры продолжают исследовать ирландскую мифологию и бытность, попутно рассуждая о британском колонизаторстве. Главная героиня мультфильма — девочка Робин, дочь охотника из местного городка Килкенни, вокруг которого идет вырубка лесов. Обустроиться англичанам мешают волки — те не подпускают незваных гостей к деревьям, из-за чего становятся целью номер один. Однажды героиня попадает прямо в логово к зверям и узнает, что среди них живут так называемые wolfwalkers — люди, способные воплощаться в клыкастых соседей и выступающие проводниками между двумя мирами.

Как и в случае с «Душой», интересно здесь не только содержание, но еще и то, как оно взаимодействует с формой. Трогательная и нежная история взросления маленькой Робин происходит в совершенно рукотворном, осязаемом мире. Авторы «Легенды о волках» намеренно оставляют штрихи в анимации, делают акцент на «нарисованности» деталей и людей. Если кто-то и сможет составить малую, но всё же конкуренцию «Душе», так это новая работа Мура. Визуальное мастерство этой анимационной картины абсолютно справедливо не могло быть не отмечено отборщиками американской киноакадемии.

Вперёд

Onward
Рейтинг: 7.8IMDb: 7.4
Жанры: Мультфильмы, Семейное, Фэнтези, Комедии, Приключения
2020, 98 мин
США, 6+
Режиссер: Дэн СкэнлонГлавные роли: Октавия Спенсер, Джулия Луис-Дрейфус, Трейси Ульман, Том Холланд, Крис Пратт, Кайл Борнхаймер

«Вперед» – еще один номинант производства студии Pixar. Личный горький опыт вдохновил автора «Университета монстров» на на обаятельное городское фэнтези. Режиссер Дэн Скэнлон лишился отца, когда ему был всего год, а его брат — в возрасте трех лет. Однажды к ним в руки попала кассета с голосом папы и с этого момента постановщик медленно, но верно шел к созданию полнометражной истории об утрате и поиске родителя. Сюжет «Вперед» во многом перекликается с этим случаем. Эльфы Иэн и Барли почти не помнят своего отца, а единственной нитью, связывающей их с прошлым, становятся фотографии, опять же, аудиокассета и рассказы знакомых. На очередной день рождения старшеклассник Иэн (младший брат) получает волшебную палочку и почти возвращает папу на следующие 24 часа. Однако заклинание прерывается на полуслове, и теперь два брата вместе с частично вернувшимся родственником (а точнее с вернувшимися ногами родственника — выше пояса дело не зашло) отправляются за волшебным камнем, который поможет им закончить превращение.

Сеттинг «Вперёд» — современный мир с мифическими персонажами, утративший былое волшебство. Кентавры пересели в автомобили, магию заменили гаджеты, а драконы превратились в домашних животных. Социальная критика Скэнлона ясна и, пожалуй, в какой-то степени даже избита: моралями о чудесном мире за окном и неспособности видеть красоту вокруг все уши уже успел прожужжать Спилберг в фантастике «Первому игроку приготовиться». Самое чувственное в истории Скэнлона лежит как раз не в глобальном, а в локальном — в поиске потерянного детства и родителя, братской любви и ускользающем времени с близкими. Среди номинированных мультфильмов «Вперёд» – далеко не лучший, и, вспоминая «Душу», он даже не фильм года от Pixar, но лиризм этой трогательной истории не смог не обаять отборщиков «Оскара».

Барашек Шон: Фермагеддон

A Shaun the Sheep Movie: Farmageddon
Рейтинг: 7.3IMDb: 6.9
Жанры: Мультфильмы, Семейное
2019, 83 мин
Великобритания, Франция, 6+
Режиссер: Уилл Бечер, Ричард ФеланГлавные роли: Джастин Флетчер, Джон Шпаркс, Энди Найман, Крис Морелл

Приключения барашка Шона и его друзей продолжаются. На ферму к героям попадает инопланетянка Лу-Ла, и за ней тут же выезжает злобная корпорация по отлову пришельцев. Формально это всё тот же полюбившийся «немой» мультфильм (большая часть диалогов здесь заключена в мимике и жестах персонажей) со стоп-моушен модельками, разыгрывающими чаплиновский слэпстик. Все падает, взрывается, свистит и шумит — идеальный, в общем-то, сценарий для такой незамысловатой детской истории. С другой стороны, с заменой авторов (вместо Марка Бертона и Ричарда Старзака — менее опытные Уилл Бечер и Ричард Фелан) слегка потерялась комедийная изящность. Юмор стал попроще, ситуации — поглупее, да и выглядит новый «Барашек Шон» не так задорно, как его предшественник 2014 года. Чего не отнять у франшизы, так это ее визуального лоска: пластилиновая анимация по-прежнему осязаема, и к неугомонным зверям, кажется, даже можно прикоснуться. Фильм точно не возьмет золотую статуэтку, но, учитывая небольшое количество конкурентов в этом году, свою номинацию он заслужил.

Путешествие на Луну

Рейтинг: 6.4IMDb: 6.3
Жанры: Мультфильмы, Музыкальное, Фантастика, Фэнтези, Приключения
2020, 95
Китай, США, 6+
Режиссер: Глен Кин, Джон КарсГлавные роли: Кэти Ан, Глен Кин, Брайсен Холл, Рути Энн Майлз, Джон Чо, Эди Итиока

Очередной мультик об утрате и принятии смерти, будто бы по кускам собранный из остальных номинантов на «Оскара» за лучший анимационный фильм этого года. От «Души» — путешествие в трансцендентный мир, от «Вперед» — история о смирении и потере, от «Барашка Шона» — свистяще-визжащий слэпстик, а от «Легенды о волках» — самобытная этническая эстетика. Всё это, понятное дело, совпадение, но именно такая всеобъемлемость делает из «Путешествия на Луну» жертву авторских амбиций. И не поможет здесь даже трогательная история китайской девочки Фэй-Фэй, которая рано лишилась матери и, вспомнив сказку из детства, отправилась на Луну, чтобы найти легендарную Богиню. Всё это вроде бы мило, но до жути старомодно: песни прямиком из диснеевских мюзиклов нулевых (еще, правда, добавили рэп), раздражающе неловкие комик-релифы и душеспасительные морали. «Путешествие на Луну» — проект от Netflix, где режиссером выступил Глен Кин (уже имеющий в своей копилке «Оскар» за короткометражную работу). Тем не менее это один из самых слабых среди номинированных мультфильмов этого года (а потому — и главный аутсайдер оскаровской гонки), впрочем, не лишенный очаровательной наивности. Попытку копродукции Китая и США мы, как и члены Академии, оценили, но дальше номинации дело точно не зайдет.

Награждение

Приз за лучший анимационный фильм вновь ушел команде студии Pixar за трогательное путешествие за пределы жизни и обратно в самое ее сердце. Для Пита Доктера это была уже шестая номинация на «Оскар» и третья победа. Подробнее о результате читайте в полном списке лауреатов премии «Оскар» в 2021 году.