Музыканты, иммигранты, старцы: Номинанты и лауреат премии «Оскар» за лучшую мужскую роль
В 93-й раз Американская академия отметила главные кинодостижения прошлого года. Единодушно главным итогом церемонии в этом году признана полная победа diversity, но не в том, что касается номинации «Лучшая мужская роль». За статуэтку в этой категории боролись мусульманин Риз Ахмед, кореец Стивен Ян и афроамериканец Чедвик Боузман и два маститых англичанина — Гэри Олдман и Энтони Хопкинс. И выделить среди них фаворита действительно было непросто. Перед тем как речь зайдет о победителях предлагаем вам познакомиться со всеми номинантами и лично выбрать среди них фаворита.
Смотрите полный список номинантов на «Оскар-2021»
Чедвик Боузман
Действие фильма «Ма Рейни: Мать блюза» происходит в конце 1920-х годов в Чикаго. И без того тяжелая атмосфера на одной из студий звукозаписи усугубляется из-за напряженных отношений между музыкантами, продюсерами, менеджерами и непокорной звездой. Чернокожая дива Ма Рейни (Виола Дэвис) записывает новую пластинку, а ее белые покровители мечтают заработать на ней доселе невиданные деньги. Большинство темнокожих музыкантов на студии давно смирились со своей судьбой и стоически живут от концерта к концерту. Но молодой валторнист Ливи (Чедвик Боузман), который привлекает внимание дивы, мечтает о собственной группе, которая будет исполнять его песни.
Ожидания от последней роли Боузмана были заоблачными. Звезда «Черной пантеры» умер в августе прошлого года от рака толстой кишки в возрасте 43 лет. Актер успел сняться в фильме «Ма Рейни: Мать блюза» летом 2019 года, через три года после того, как ему поставили диагноз. За роль музыканта с большими амбициями Боузман уже получил премию «Золотой глобус» и был номинирован множеством других организаций, включая гильдию киноактеров и BAFTA. Не случись в его жизни рака, Боузман наверняка рано или поздно получил бы «Оскар» за свою потрясающую игру. Поэтому будет вполне справедливо наградить его единственной статуэткой Академии, пусть и посмертно.
Станет ли Чедвик Боузман обладателем «Оскара» за лучшую мужскую роль посмертно?
За роль музыканта с большими амбициями Боузман уже получил премию «Золотой глобус» и был номинирован множеством других организаций, включая гильдию киноактеров и BAFTA. Не случись в его жизни рака, Боузман наверняка рано или поздно получил бы «Оскар» за свою потрясающую игру. Поэтому будет вполне справедливо наградить его единственной статуэткой Академии, пусть и посмертно.
Энтони Хопкинс
В основе фильма «Отец» французского писателя и драматурга Флориана Зеллера его же многократно премированная пьеса. Энтони (Энтони Хопкинс) 80 лет, он страдает деменцией и всё сильнее теряет связь с реальностью. Он упорно отказывается от сиделки, но терпение дочери Энн (Оливия Колман) на исходе. Энн переезжает в Париж и хочет найти отцу другого опекуна. Для Энтони, который с трудом понимает, кто он и где находится, эти перемены таят в себе серьезную опасность.
Очевидно, что Хопкинса номинируют на лучшую мужскую роль, потому что в «Отце» он словно персонаж хоррора в реальной драме. В один момент он думает, что задыхается, а в другой — ставит под сомнение саму природу своего существования, поскольку его дочь внезапно становится кем-то другим. Зеллер нашел гениальный способ передать ужас человека страдающего от деменции, когда каждый его день наполнен внезапными потрясениями. Для Хопкинса — это своего рода возрождение карьеры. Поразительно наблюдать, как его герой пытается рационально объяснить себе и окружающим, что он переживает. Хопкинс проходит через весь спектр от ярости и возмущения до огорчения, и его герой ни разу не кажется придуманным персонажем.
Энтони Хопкинсу уже 83 года, он на 20 лет старше Гари Олдмана, но он не получал «Оскар» с тех пор, как завоевал его за роль Ганнибала Лектера в «Молчании ягнят». За прошедшие с выхода той картины 30 лет он был номинирован пять раз, в том числе в прошлом году за фильм«Два папы».
Гари Олдман
Новый фильм Дэвида Финчера о сценаристе Германе Манкевиче ждали многие. Именно Манкевичу Орсон Уэллс поручил написать сценарий будущего шедевра — «Гражданина Кейна». Формально этот тяжеловесный, изобилующий разговорными пассажами фильм о писательстве. Но если посмотреть на стилизацию Финчера чуть шире, то можно смело сказать, что «Манк» исследует кинопроизводство в целом как ролевую игру или перфоманс, погружающий в эпоху и эстетику 30-х годов ХХ века. Фильм снят по сценарию отца режиссера Джека Финчера и полон ярких деталей и приемов. Ключевым же моментом для картины является игра Гари Олдмана, заслуженно номинированного на «Оскар» за лучшую мужскую роль. Второй скрипкой в картине выступает Аманда Сайфред в роли Мэрион Дэвис, поразившая многих кинокритиков своей тонкой игрой.
В роли легендарного Манка Олдман много и самозабвенно пьет, шутит и яростно спорит с друзьями. Он ведет поистине дикую и гениальную жизнь, которая может закончиться только полным самоуничтожением. И хотя «Манк» — лидер по номинациям на «Оскар» в этом году (десять номинаций), закономерно встает вопрос: захотят ли академики снова наградить Гари Олдмана? Ведь крайне трудно перечислить все его заслуги перед мировым кинематографом (включая фильмы «Леон» и «Пятый элемент»). Тем более, что в 2011 году он уже был номинирован на «Оскар» за роль в фильме «Шпион, выйди вон», а в 2018-ом получил заветную статуэтку, сыграв толстого Уинстона Черчилля в картине «Темные времена».
Риз Ахмед
«Звук металла» — фильм о внезапном наступлении глухоты, в котором режиссер Дариус Мардер с особым вниманием всматривается и вслушивается в своих героев. Во время концертного тура барабанщик Рубен в исполнении Риза Ахмеда чувствует щелчок в ухе, после которого его слух стремительно ухудшается. Прогноз неутешительный — без дорогого импланта Рубен оглохнет еще до завершения турне. Пройдя все стадии отчаяния, Рубен пытается ответить на вопрос: можно ли после этой травмы вернуться к прежней жизни? Остроты истории добавляет тот факт, что герой в прошлом — героиновый наркоман и теперь находится в шаге от рецидива. Мардер ничуть не романтизирует глухоту, но обстоятельно и сочувственно рассказывает историю о том, каково это — принять неизбежное.
«Звуку металла» потребовалось время, чтобы начать оскаровскую гонку, но у Ахмеда множество фанатов, в том числе и среди кинокритиков. Зрители привыкли видеть его в боевиках («Изгой-один: Звездные войны. Истории», «Веном» и «Джейсон Борн»). Между тем, Ахмед начинал в менее мейнстримовых проектах, таких как «Дорога на Гуантанамо» Майкла Уинтерботтома и «Ярость» Салли Поттер. Всенародную любовь актер заслужил, снявшись в роли Насира «Наза» Хана в мини-сериале HBO «Однажды ночью» и завоевав за нее «Эмми». Пожалуй, Ахмед может получить свой «Оскар», но к явным фаворитам его точно не отнести.
Стивен Ян
«Минари» Ли Айзека Чуна — история, основанная на воспоминаниях режиссера о детских годах, проведенных в Арканзасе. Главный герой фильма в исполнении Стивена Яна — корейский иммигрант, который занимается тем, что определяет пол цыплят на птицеферме. Купив в Арканзасе небольшой трейлер, он переселяется туда с семьей, чтобы основать собственную овощную ферму. Пока его жена Моника заботится о двух детях, Джейкоб трудится в огороде и занимается оросительной системой. Также в дом на колесах переезжает мать Моники — корейская бабушка, которая сажает в лесу траву минари, семена которой она привезла с собой. Когда американская мечта Джейкоба о своем частном бизнесе рушится, минари становится единственным спасением для его семьи.
Всего эта корейско-американская драма представлена в шести номинациях: «Лучший фильм», «Лучший режиссер», «Лучший сценарий», «Лучшего актер», «Лучшая актриса второго плана», «Лучший композитор». Для Стивена Яна это первая в жизни номинация на главный в мире кинематографический приз. Актер родился в Сеуле, но в возрасте пяти лет с родителями переехал в Северную Америку. Еще подростком Ян собирался стать актером, так что совсем не удивил родителей, заявив, что не будет учиться на врача или юриста. Актерская карьера Стивена началась с эпизодической роли в «Теории большого взрыва» и продолжилась главной — в «Ходячих мертвецах», где он сыграл роль разносчика пиццы Гленна, выжившего после зомби-апокалипсиса. Но самой заметной ролью в фильмографии Яна является социопат Бен в картине «Пылающий» Ли Чхан-дона (по рассказу Харуки Мураками). В «Минари» он сыграл тихого, но уверенного в своих силах главу семейства. Он не сомневается, что их ждёт светлое будущее. Не сказать, что у Яна самые большие шансы на победу на «Оскаре», но все же иметь в своем арсенале хотя бы номинацию — уже успех для него.
Награждение
Несмотря на трагическую судьбу Чедвика Боузмана, не успевшего раскрыть свой талант в полной мере, приз за лучшую мужскую роль ушел Энтони Хопкинсу, что тоже в высшей степени справедливо. Единственной наградой 83-летнего Хопкинса до нынешней церемонии OSCARS была статуэтка за роль в «Молчании ягнят», в котором актер на экране находится в общей сложности 16 минут. Согласитесь, Сэр Энтони Хопкинс заслуживал большего. Обо всех прочих неожиданностях, сюрпризах и разочарованиях прошедшей церемонии читайте в нашем итоговом материале, посвященном лауреатам «Оскара» в 2021 году.
Смотрите подборку лауреатов премии «Оскар» за лучшую мужскую роль