Никто не хотел умирать: 7 фильмов ужасов про выживание
В сегодняшнем мире выживать приходится буквально каждый день. Землю атакуют то зомби, то неизвестно откуда взявшиеся монстры, то сошедшие с ума соседи, то религиозные фанатики… Список можно продолжать бесконечно. В качестве предупреждения и развлечения предлагаем сразу 7 фильмов ужасов о выживании.
Куб — это конструкция, в которую невесть как попадают шестеро героев. Все они оказываются заперты в замкнутом пространстве, все — с разным жизненным бэкграундом, все — перед одной большой задачей: выбраться. Это будет непросто, ведь куб — это система комнат: из одной комнаты в другую ведут люки, и каждая таит в себе смертельную опасность. Эта игра на выживание потребует от участников сложить все доступные им знания, чтобы дойти до финала, то есть не умереть.
Замкнутое пространство — отличная площадка для развития действия. Его используют режиссеры и писатели в очень разных жанрах. Это может быть фарсовая трагикомедия, как у Поланского в «Резне». Это может быть идеальный детектив — что не раз доказывала Агата Кристи и в своих «Десяти негритятах», и в «Убийстве в Восточном экспрессе» (и их многочисленных экранизациях и парафразах). Взяла на заметку этот прием и хоррор-индустрия. Ощущение безысходности и ужаса в закрытом пространстве только множится, а испытания, которые преодолевают герои, становятся еще более изощренными. «Куб», как, скажем, и «Клаустрофобы» — это чистый пример использования жанром подобного приема. Герои в фильме вынуждены, словно жуткий ребус, разгадывать загадки на выживание и не имеют никакой возможности выбраться за пределы комнаты. И хотя в случае режиссера фильма Винченцо Натали ограниченное пространство было вызвано небольшим бюджетом картины, вместе со сценаристами Грэмом Менсоном и Андре Бижеликом он сумел превратить картину в незабываемое и полное ужаса жуткое приключение.
Сначала один герой, испуганный, а потом и второй, на удивление спокойный, обнаруживают, что прикованы цепями к трубам одной комнаты. После недолгого расследования они выясняют, что должны убить друг друга, иначе пострадают их семьи. Ад, который не хуже сартровского, постепенно раскрывается перед героями — это план маньяка по прозвищу Пила. Пила придумал множество садистских испытаний для своих жертв, и жестокая игра, к которой он раз за разом принуждает участников, — это не столько путь к победе, сколько смерть за работой. Если в «Кубе» герои спасались, то здесь убивают сами, ведь такова цена спасения.
«Пила» — еще один отличный пример работы с замкнутым пространством. Важен тут уже не столько ребус, как это было в «Кубе», сколько антураж. Грязный кафель, сантехника, битое стекло, замызганные и облупленные фрагменты стены, пятна крови — все эти элементы из сугубо выразительных постепенно становятся функциональными. Детали раскрываются в голой, казалось бы, ванной комнате. И происходит это настолько эффектно, что запланированный для выпуска на видео фильм после оглушительного успеха на фестивале «Сандэнс» выпускают в прокат. И, конечно же, продюсеры не ошибаются. Снятый на мизерные 1,2 миллиона долларов фильм собирает в прокате 103 миллиона. Так начинается самая известная хоррор-франшиза.
Бредни маньяков, которые берут в плен жертв и заставляют их играть в свои жестокие игры, — это не единственное условие для борьбы за жизнь. Постапокалипсис — вот еще один важный вызов, который встает на пути человека. А еще это отличный повод пофантазировать. Мир могут постичь катастрофы разной степени реалистичности и живописности. Выгоревшие и опустелые пейзажи, ядерная зима или вот, например, слепые, но чуткие твари, которые убивают всех на своем пути. Последние и становятся главной угрозой семейства Эббот. Неизвестно, есть ли во внешнем мире хоть кто-то живой. И едва ли станет известно, ведь новое положение дел обстоит так: если хочешь выжить, нельзя произносить ни звука.
На смену замкнутому пространству приходит новый прием — полная тишина. Проблема даже не в том, что у героев двое детей, дело в том, что третий на подходе. А как объяснить младенцу, что нельзя кричать? Джон Красински, который является и режиссером, и сценаристом «Тихого места», проявляет чудеса находчивости и по праву получает признание критиков и зрителей, не говоря уже о хвалебном отзыве от непревзойденного мастера ужаса Стивена Кинга. Красински вместе со своей супругой Эмили Блант исполняют в фильме главные роли.
Еще один изобретательный постапокалипсис, от Дэнни Бойла с Киллианом Мерфи в главной роли. На сей раз — вирусный зомби-апокалипсис. Герой Мерфи, Джим, приходит в сознание в больничной палате, но никого вокруг нет. Он выходит на улицу и не верит глазам: опустелый город вокруг него совсем не похож на прежний Лондон. Оказывается, с тех пор пока Джим был в коме, Британию настигла эпидемия, которая и скосила большую часть людей. Те немногие, что убереглись, вынуждены как-то выживать, прячась по углам от опасных тварей, который заняли места их прежних соседей, друзей и родственников.
Сделанный в довольно минималистичной манере — с минимумом спецэффектов, необходимых для подобного сюжета, — фильм щекочет нервы и раз за разом вводит зрителя в состояние, крайне схожее с тем, что испытал Джим. Сложно поверить в то, что из-за угла могут появиться зомби, но вот они появляются, и единственное, что остается — бороться за свою жизнь. Бойл берет не столько визуальным рядом, сколько монтажом и ракурсами, в который раз доказывая, что скупые средства и отдельные детали порой куда более выразительны, чем сложный сюжет и богатое изображение.
А вот и еще одно ограничение, ни комнатой, ни тишиной — но одним днем в году. 21 марта с 7 вечера и до самого утра в США разрешен любой беспредел. Ни скорая помощь, ни спасательные службы не смогут вам помочь. Словом, спасайся, кто может. Этот закон получил название «Судная ночь» и стал необходим потому, что выживать люди научились уж слишком хорошо. Безработица почти истреблена, преступления стремятся к нулю — так и перенаселения ждать недолго. И государство решает устроить эдакую узаконенную чистку.
Все, казалось бы, сводится к банальному «выживут только богатые», ведь каким бы устойчивым ни был общественный уклад, всегда найдутся те, кто умудрился сколотить состояние. Но все не так просто. Даже самую неприступную крепость и самый оснащенный защитными механизмами дом можно взломать — через человеческие слабости и человеческую доброту. Судная ночь и вправду ко всем равна, равно жестока. Антиутопический триллер с Итаном Хоуком в роли отца семейства — это путешествие в ночной кошмар. И с каждым разом — а у фильма еще три сиквела и приквел — этот кошмар насыщается все новыми деталями и сюжетными поворотами.
У современного человека сложности с выживанием могут возникнуть прямо посреди леса! Что делать, если машина не едет, а телефон не ловит связь? Иди к людям. И действительно, герои фильма, четверо друзей, отправляются на поиски людей, крова, телефона и отыскивают в лесу чье-то жилище. Правда, если верить сказкам, в лесных избушках редко случается что-то хорошее. Вот и здесь, домишко принадлежит трем мутантам-каннибалам. И раз уж сказка эта снята в жанре слэшер — крови будет много.
Лес не раз становился и еще станет местом, где разворачивается хоррор-сюжет. Очень уж хорошо таить в тени крон тайны, сказки, легенды и ужасы. Забавно, но выживать в лесу приходится не только героям фильма, но и съемочной группе: во время съемок они не замечают ядовитый плющ, из-за которого многие получают отравление. Все обходится, по крайней мере, для съемочной группы. О героях такого не скажешь: спустя некоторое время в лесном доме четверо понимают, что задерживаться тут не стоит, но уже поздно. Обитатели дома на пороге, с парой мертвых тел наперевес.
Группа молодых людей (почти все антропологи) отправляются в путешествие, которое сулит много познавательного. Они на пути к уникальной шведской коммуне, жители которой соблюдают старинные обряды и ведут уединенный образ жизни. Кристиан, его девушка Дени, Марк и Джош решили отметить там праздник Солнцестояния, а заодно и взглянуть на обычаи старообрядцев и их образ жизни. Только вот увидят они чуть больше, чем ожидали.
Это еще один извод мотива человека, который оказался в чужеродной среде. Глушь где-то вдали от цивилизации таит немало ужаса, только теперь это уже не лес, а сообщество и его альтернативные законы. Режиссеру фильма Ари Астеру даже не обязательно населять эту глушь жуткими существами, ему вполне достаточно самых обычных людей. Стоит лишь сдвинуть привычную систему ценностей, как начнется невероятное, непостижимое, жуткое. Выживать или просто жить — это тот случай, когда сложно провести четкую грань. Можно либо подчиниться, либо бежать (если получится, конечно). Оглушительное воздействие мира, который создает на экране Астер, поддержано буйствующим контрастом: кровавые тайны коммуны скрываются под умиротворяющей пеленой солнечного света и ярким пологом цветов. Это редкий фильм ужасов, который ни на шутку пугает среди бела дня.