Подборки12 мин.

Непутевая мать, убитая горем жена и взбалмошная провинциалка: Фильмы с Яной Трояновой

У героинь Яны Трояновой*(*внесена Минюстом в реестр иноагентов и внесена Росфинмониторингом в список террористов и экстремистов) есть одна особенность. На первый взгляд кажется, что они все друг на друга похожи — этакие женщины из народа, готовые постоять не только за себя, но и за всех, кого любят. Но, хорошо присмотревшись, понимаешь, что на самом деле они очень разные, а некоторые из них, пожалуй, даже невзлюбили бы друг друга, если бы однажды встретились. Чтобы в этом убедиться, достаточно ознакомиться с достойными внимания фильмами с участием актрисы.

Волчок

Рейтинг: 7IMDb: 7.2
Жанр: Драмы
2009, 85 мин
Россия, 18+
Режиссер: Василий СигаревГлавные роли: Полина Плучек, Яна Троянова, Вероника Лысакова, Марина Гапченко, Галина Долганова, Андрей Дымшаков

Капли крови на белом. Ноги, увязающие в снегу. Беременная женщина убегает от милиции. Ее быстро догнали, через полчаса она родила девочку, потом был суд и тюрьма. Так начинается «Волчок», история страшная, трагическая, но все-таки о детстве, о его первых впечатлениях, надеждах, разочарованиях, о том времени, когда мир видится ярким хотя бы потому, что ты ребенок и еще не знаешь, как тут всё устроено, и пытаешься это понять. Через семь лет женщина вышла из тюрьмы и приехала к дочери, которую всё это время воспитывала бабушка. Вместо ласковых слов и объятий она сунула ей волчок, маленькую разноцветную игрушку. «Крутить будешь на столе. Потом, потом…» Девочка полюбила мать сразу же, и ее жизнь превратилась в бесконечное ожидание, когда та снова приедет, привезет шоколадку или еще что вкусное и дефицитное, бросит пару фраз и снова укатит с очередным ухажером. А мать, только что вышедшая на свободу, не собиралась сразу же попадать в новую тюрьму — ответственности и материнства.

Яна Троянова в фильме «Волчок» сыграла мать. С режиссером Василием Сигаревым она уже тогда была в отношениях, в том числе и рабочих — играла в его спектакле «Черное молоко». В интервью Яна рассказывала, что много откровенничала с Сигаревым о своем детстве, и он загорелся идеей написать об этом сценарий. Сигарев же говорил, что Троянова была важным человеком при подготовке к съемкам. Они вместе ездили на локации, вместе проводили кастинг и выбрали актрису на роль дочери из пяти тысяч претенденток. Троянова играет так, что не остается сомнений — она не исправится, не задумается о счастье и благополучии девочки, потому что она сама несчастлива и совершенно потеряна в жизни. Она решила, что не будет такой, как ее мать и сестра, что эта «мелкая» жизнь не для нее, что хочет и получит нечто большее. «Я молодая, я жить хочу!» И хотя понимаешь, что ничего у нее не выйдет, что это совершенно не та героиня, от которой стоит ждать какого-то просветления и возрождения, но до последнего все-таки надеешься, что она хотя бы не утянет в пропасть дочь, так тесно привязанную к ней любовью, пусть и невзаимной.

Жить

Рейтинг: 7.5IMDb: 7.3
Жанр: Драмы
2012, 118 мин
Россия, 16+
Режиссер: Василий СигаревГлавные роли: Яна Троянова, Алексей Филимонов, Ольга Лапшина, Евгений Сытый, Анна Уколова, Марина Гаврилова

Через три года после «Волчка» вышел второй фильм Василия Сигарева, и снова главная роль досталась Яне Трояновой. Создавая картину, Сигарев как будто хотел ответить на вопрос, до каких пределов может дойти человеческое горе, какую боль способен вынести человек и способен ли. Даже от истории создания фильма становится не по себе: идея пришла к режиссеру, когда он увидел два детских гроба в квартире соседей и задумался о матери этих детей и о том, как она теперь будет жить.

Фильм параллельно рассказывает три истории, и все они — о потере близких людей. Отец мальчика кончает жизнь самоубийством, любимого человека героини Трояновой насмерть забивают в электричке, а женщина, пытающаяся вернуть опеку над своими детьми, теряет их в автокатастрофе. Всё это происходит в реалиях российской провинции с ее хорошо узнаваемым бытом, проблемами и собственными социальными драмами. По словам режиссера (да и по зрительским ощущениям), вторая история здесь всё же главная. Здесь все герои делают выбор, но в конце не сомневаешься, что именно выбор Гришки, героини Трояновой, ее ответ на вопрос, как дальше жить и жить ли вообще, — это ответ самого Сигарева.

Гришка — молодая женщина, которая очень любит своего парня Антона. Ее внешний облик неформалки и привычка подкалывать Тоху очень трогательно сочетаются с заботой о нем, с вдумчивостью и серьезностью, с которой она реагирует на, казалось бы, простые вещи. Увидев с утра дятла и удивившись тому, что он сидел на стене дома, она размышляет о нем, пока едет с Антоном венчаться, а потом говорит: «А я всё поняла. Там личинки завелись. В стене. Он их ел. Мама, я его боюсь, он такой, как жук-могильщик». Еще через несколько часов, уже после венчания, в жизни Гришки случится трагедия.

Фильм одновременно и тяжело смотреть, и невозможно поставить на паузу. Снимать его, по словам Трояновой и Сигарева, тоже было тяжело. На площадке часто разговаривали шепотом, у всех было ощущение, что здесь произошло настоящее горе. Чтобы входить в нужное состояние, Троянова представляла, что она осталась совершенно одна во всём мире, и это было по-настоящему страшно. Иногда режиссер говорил, что она «потеряла» это ощущение, и тогда Яна уходила подальше от всех, чтобы остаться одной и вернуть его. Судя по тому, что получилось, метод отлично сработал.

Кококо

Рейтинг: 6.8IMDb: 6.8
Жанры: Комедии, Драмы
2012, 83 мин
Россия, 18+
Режиссер: Авдотья СмирноваГлавные роли: Анна Михалкова, Евгений Муравич, Юлия Снигирь, Анна Пармас, Константин Шелестун, Любовь Аркус

В том же году, что и картина «Жить», вышел еще один фильм с Яной Трояновой — «Кококо» режиссерки Авдотьи Смирновой. На этот раз Яне досталась роль не матери и не влюбленной женщины, а подруги.

Ее героиня Вика, хостес в провинциальном ресторане, едет в Петербург, чтобы провести там отпуск и знатно повеселиться. В поезде она знакомится с Лизой, полной своей противоположностью. Лиза живет в Петербурге, в квартире, похожей на музей, и работает в Кунсткамере. В пути у обеих женщин крадут деньги и документы, они знакомятся, и Лиза предлагает Вике пожить у нее, пока милиция будет искать их вещи. Когда Авдотья Смирнова выбрала на одну из главных ролей Яну Троянову, ей говорили, что она сильно рискует, ведь актриса, тогда известная только по двум предыдущим картинам, где она играла довольно специфичные роли, вряд ли выдаст что-то большее, кроме всё того же «волчка». Но режиссерка настояла на своем, и теперь уже трудно представить, что эту роль мог сыграть кто-то другой.

Вика приехала в Петербург развлекаться. Она любит авантюры, не прочь выпить с незнакомыми людьми и привести их в дом к Лизе. Она непосредственная, искренняя и доверяет своей новой подруге: если та говорит, что Вика должна переехать в Петербург и работать на телевидении, — значит, так она и сделает. Когда они ссорятся, Вика пытается загладить вину как может: делает уборку или покупает нелепый портрет Петра Первого взамен испорченной ценной картины.

На вопрос, как ей удалось так точно воплотить героиню на экране, Яна Троянова в одном из интервью ответила, что поняла Вику через подростковую себя. Причем немалую роль сыграло то, что она чувствовала себя подростком при Авдотье Смирновой — «и затащила это ощущение в картину».

В итоге получился фильм о дружбе двух совершенно противоположных душ. До знакомства они жили в разных мирах, а когда узнали друг о друге, то оказалось, что не так уж и сложно эти миры объединить, не такие уж они и разные. Потом первая эйфория от знакомства с чем-то неизведанным пройдет и начнутся конфликты, но есть ощущение, что по отдельности они уже вряд ли смогут, а если и расстанутся, то встреча останется в их памяти навсегда.

Страна ОЗ

Рейтинг: 6.6IMDb: 6.9
Жанр: Комедии
2015, 95 мин
Россия, 16+
Режиссер: Василий СигаревГлавные роли: Яна Троянова, Гоша Куценко, Андрей Ильенков, Александр Баширов, Евгений Цыганов, Владимир Симонов

Комедия от Василия Сигарева? Ну да, ну да, очень смешно. Примерно так отреагировали киножурналисты, когда режиссер рассказал, каким будет его следующий фильм. Но получилось и правда смешно и при этом очень даже по-сигаревски. А на главную роль уже по традиции режиссер позвал Яну Троянову.

Канун Нового года. Ленка Шабадинова приехала в Екатеринбург из поселка Малые Ляли. Где-то здесь, в ларьке на улице Торфорезов, она должна принять первую смену на своей новой работе. Но где эта улица — героиня не знает. И вот она отправляется на поиски — сквозь зимний холод и в совершенно инфернальной атмосфере предновогодней России. На пути Ленка встретит немало персонажей: большого Рому с маленькой собачкой Дюдей, барда — любителя тантрического секса, женщину, которая примет ее за секс-работницу. Всех этих людей тянет к Ленке, они непременно хотят принять участие в ее судьбе.

В отличие от предыдущих фильмов, где Троянова играла шебутных и острых на язык женщин, здесь она тихая, даже подозрительно тихая. Она редко говорит, и нельзя сказать, что всегда по делу. «У меня сестра копчик сломала», — повторяет она своим новым знакомым снова и снова, а на вопрос, как ее зовут, отвечает: «Шабадинова, допустим. Это не татарская фамилия».

Присмотревшись к героине, понимаешь, что она находится в оцепенении — от большого города, от всех этих безумных людей и событий, которые свалились на нее. Именно поэтому она молчит и всматривается в новую для себя действительность, пытаясь понять, есть ли в ней место для нее. Ленка растеряна, но привыкла полагаться на себя, поэтому каждый раз после очередной безумной встречи она просто продолжает свои поиски. А когда думает, что ее новый знакомый Роман погиб от фейерверка с названием «Хиросима», то берет его собачку и продолжает путь с ней.

Троянова в фильме все трюки исполняла без дублера и даже получила сотрясение мозга во время съемок одной из сцен. А еще она так привыкла к терьеру, который играл Дюдю, что в последний съемочный день ей подарили щенка той же породы.

Когда «Страна ОЗ» вышла на экраны, зрители написали несколько сотен жалоб в министерство культуры. Сигарев рассказывал, что позвонил одному из них лично и спросил, чем именно не понравился фильм. И получил ответ: «Вы показываете страну не такой, какая она есть». А какая она есть на самом деле? Не в том ли и ответ, что у каждого своя.

Марафон желаний

Рейтинг: 5.5IMDb: 5.2
Жанры: Комедии, Мелодрамы
2020, 89 мин
Россия, 16+
Режиссер: Даша ЧарушаГлавные роли: Алина Недобитко, Павел Деревянко, Кирилл Нагиев, Мария Миногарова, Аглая Тарасова, Макар Запорожский

Талант Яны Трояновой заключается еще и в том, что она даже второстепенную, а то и вовсе эпизодическую роль может сделать яркой и незабываемой. Например, ее героиня с говорящим именем Пусси Пауэр появляется в «Марафоне желаний» режиссерки Дарьи Чаруши всего на несколько минут, но нельзя переоценить, сколько это появление дает фильму.

Маникюрщица Марина из Воронежа крутится как белка в колесе, одновременно делая ремонт в квартире жениха и пытаясь организовать свадьбу мечты. Но мать ее суженого уже решила, что свадьбы не будет, а сам благоверный не в состоянии спорить с родительницей, так что жизнь Марины внезапно рушится, и она совершенно не понимает, что ей делать дальше. На помощь приходит подруга Лиза и дает гениальный совет: нужно завести блокнот с желаниями и записывать туда всё, что хочешь получить, а еще лучше — полететь в Ханты-Мансийск на крупнейший тренинг, где учат воплощать свои желания в жизнь. Марина сначала сомневается, но в конце концов покупает билет на самолет с пересадкой в Петербурге. Она еще не знает, что эта пересадка, а вовсе не тренинг изменит всю ее жизнь.

В аэропорту Марину задерживает полиция. Ее приводят в отделение, и там она встречает героиню Трояновой — харизматичную женщину с тюрбаном на голове, которая верит не в Бога, не в черта, а исключительно в пусси пауэр. Пусси Пауэр утверждает, что она кармолог, «на всю Восточно-Европейскую равнину одна такая». Консультации она не дает, но Марине решает помочь, ибо «ситуация патовая». Неизвестно, что именно помогло Марине, советы кармолога или здравый смысл, но точно можно сказать, что эпизоды с Пусси Пауэр — одни из самых смешных и остроумных в фильме.

Как Надя пошла за водкой

Рейтинг: 5.57
Жанр: Комедии
2020, 78 мин
Россия, 18+
Режиссер: Владимир МирзоевГлавные роли: Евгений Цыганов, Яна Троянова, Дарья Емельянова, Евгения Соляных, Надежда Игошина

В трагикомедии «Как Надя пошла за водкой», как и в предыдущем фильме, Яне досталась не главная, но важная для развития сюжета роль.

Сестры Валя и Надя живут на даче, где всё разваливается, а до ближайшего магазина нужно идти через деревню, где городские девушки отнюдь не пользуются уважением. Друг с другом сестры тоже не особенно дружны. Надя любит тусовки и часто пропадает по ночам, а серьезная и начитанная Валя без конца учит ее жизни. Однажды Надя приводит в дом Алексея — несчастного в браке человека, который страдает от стервы-жены и называет ее Псина (за глаза, конечно же). Сестры решают спасти мученика и поселить в своем доме.

Героиня Трояновой — та самая Псина. Она впервые появляется на экране, сидя на диване у себя дома в темно-зеленом плюшевом спортивном костюме. Псина смотрит несмешное юмористическое шоу и ест чипсы, иногда лениво подшучивая над мужем, — он перепутал торф с навозом и заказал на дачу не то, о чём его просили. Когда в квартиру заходит Валя, приехавшая спасать Алексея, и тот начинает ходить по комнате и демонстративно собирать вещи, бормоча что-то невнятное, Псина ведет себя очень спокойно и даже достойно, не спеша выясняя, в чём дело, и давая понять, что хозяйка здесь все-таки она.

Этот эпизод расставляет всё по своим местам, и ужасная Псина оказывается всего лишь женщиной в неудавшемся браке, которой до чертиков надоел муж, умеющий только страдать и искать виновных. В этот момент к героине начинаешь испытывать уважение, и даже становится неловко называть ее Псиной, но что поделать — другого имени у нее в фильме нет.

Фильм доступен по подпискам START и «Премиум».

Ольга

Рейтинг: 7IMDb: 6.7
Жанр: Комедии
2016, 5 сезонов
Россия, 16+
Режиссер: Алексей Нужный, Игорь Волошин, Антон БорматовГлавные роли: Яна Троянова, Василий Кортуков, Алина Алексеева, Ксения Суркова, Сергей Романович, Максим Костромыкин

Роль в сериале «Ольга» сделала Яну Троянову народной любимицей. Сериал начался в 2015 году, тогда Троянову, известную в основном по драматическим ролям, пригласили сниматься в комедийном проекте.

Главная героиня живет в Северном Чертаново, работает мастером педикюра и «тащит» на себе всю семью. Ее дочь Аня учится в колледже и считает, что уже достаточно взрослая, чтобы иметь мужа и ребенка и не слушать советы матери. Младший сын Тимофей переживает подростковый кризис и непременно хочет доказать всем, что он настоящий мужчина. Юрий Геннадьевич, отец Ольги, раньше был футболистом, а теперь постоянно пьет, находится на попечении дочери и без конца попадает в нелепые ситуации. А еще есть сестра Лена, безуспешно пытающаяся наладить личную жизнь. О своей личной жизни Ольга не думает, на это просто нет времени, нужно постоянно вытаскивать родственников из разных передряг. Но однажды в Ольгу влюбляется Гриша — молодой и ответственный водитель катафалка.

В течение пяти сезонов герои сериала проживают целую жизнь. Они женятся и расстаются, рожают детей, хоронят родственников и даже сидят в тюрьме. Неизменно одно — год за годом Ольга занимается чужими жизнями и решает чужие проблемы, упорно не желая признать, что она не всемогуща и не может постоянно выполнять роль Бога. Впрочем, к четвертому сезону жизнь ей покажет, что пора что-то менять.

Интересно, что Ольга — как будто зеркальное отражение героини Трояновой из фильма «Волчок». Та не хотела брать на себя ответственность за жизнь собственного ребенка, а Ольга — мать для всех, даже для своего отца. В одном из интервью Троянова сказала, что создает образ, основываясь на характерах своей матери, подруги и своем собственном. Она считает, что Ольге не помешало бы принять тот факт, что есть что-то более могущественное, чем она сама, и ей не обязательно взваливать на себя все тяготы мира.