Ненависть слепа, гнев безрассуден: 10 фильмов о мести
Не секрет, что мир враждебен и несправедлив. Поэтому иногда люди берут правосудие в свои руки. Истории о мщении беспроигрышно цепляют аудиторию реализацией их темных фантазий, ведь кто из нас не хотел дать обидчику самый жесткий отпор? Предлагаем вам 10 фильмов о надломленных героях и их пути мести.
Начнем с одной из самых необычных, не вписывающихся в канон картин на тему. Режиссер фильма — Паоло Соррентино, автор фестивальных хитов «Великая красота», «Молодость» и «Рука бога» и сериала «Молодой папа». Это первая англоязычная работа Соррентино, в которой главную роль сыграл титан американского кино Шон Пенн. Здесь он появляется в неожиданном образе — с накрашенными губами, напудренным лицом и взлохмаченными волосами под стать Роберту Смиту, фронтмену группы The Cure.
Герой Шона Пенна — стареющая рок-звезда. Он давно отказался от концертов, и единственные его занятия — ленивая торговля на бирже и просиживание штанов у пустого бассейна. Неожиданно фильм с бытовой комедии переключается на драматизм и лирику. Герой Пенна узнаёт, что его почивший отец, побывавший в немецком концлагере, всю жизнь искал своего надзирателя, но так и не нашел. Манерный и гротескный музыкант отправляется по следу нациста по всей Америке, чтобы восстановить справедливость и вновь обрести себя.
Квентин Тарантино — автор, который находит экстравагантные сюжеты на обочине киноистории и адаптирует их под свой фирменный стиль. Отсюда в первой части «Убить Билла» и появилась японская тема. Тарантино заимствует сюжет и идею постоянной мясорубки из японского жанра pinky violence (или пинку эйга). В частности, он ориентируется на фильм «Секс и ярость», в котором главная героиня идет по головам садистов-якудза.
Только у Тарантино получилось лучше. Он поставил не бутафорское, а кроваво-брутальное зрелище, которое удивляет по сей день. Во многом благодаря Уме Турман — главной мстительнице в желтом костюме с катаной в руках и кровью на лице. Она бывшая участница отряда убийц, которая выходит из четырехлетней комы, чтобы отплатить бывшим коллегам за убийство жениха и неродившегося ребенка. Картина была разделена на две части, которые вышли друг за другом с разницей в год. Критиками и зрителями они были приняты с восторгом, как и большинство других работ Тарантино. Стоит также отметить потрясающий саундтрек в который входят песни Нэнси Синатры, Луиса Бакалова, Айзека Хьюза, Куинси Джонса, RZA и не только.
Эффектный боевик с Дензелом Вашингтоном — голливудская классика поджанра фильмов о карательной мести. Актер играет работника строительного магазина, чья жизнь на первый взгляд ничем не отличается от обычной. Но он сбрасывает маску среднестатистического американца, когда русская мафия избивает молодую проститутку (Хлоя Грейс Морец), с которой он частенько беседовал в закусочной. Герой Вашингтона не ждет, пока свершится справедливость, а сам становится орудием возмездия.
Фильм не лишен пафосности и зверской серьезности. Хотя кадры взрывов за спиной медленно идущего героя, конечно, больше забавляют, чем впечатляют. Тем не менее благодаря структурированному сюжету, динамичному монтажу и изобретательным дракам картина выполняет все поставленные задачи. Неудивительно, что боевик с Вашингтоном получил продолжение, — «Великий уравнитель 2» вышел на экраны в 2018 году. Как и первую часть, сиквел снял Антуан Фукуа.
Зритель привык к игривому Гаю Ричи, не упускающему возможности ввернуть дерзкую шутку в диалоги героев, но в свежем боевике с Джейсоном Стэйтемом английский режиссер совершенно серьезен и суров. Фильм начинается с того, что в инкассаторскую компанию устраивается немногословный британец (Стэйтем). Коллеги удивлены, когда смурной новичок на первой же вылазке отпугивает грабителей одним своим видом. Сюжет принимает драматический оборот, когда мы узнаём, что Стэйтем не просто так взялся за работу инкассатора. Он вышел мстить конкретной банде уголовников.
Ричи обновляет жанр трагедии мести. В «Гневе человеческом» мы до последнего не понимаем, что движет героем Стэйтема (конечно, крутой парень в кадре — отличное зрелище, но на нем далеко не уедешь). Ричи отказывается от линейного повествования в пользу одновременного — когда мы видим одно и то же событие с разных точек зрения. Отличный прием для создания дополнительной напряженности между противоборствующими героями. В России британского режиссера любят, возможно, как нигде больше в мире, поэтому «Гнев человеческий» вполне предсказуемо в отечественном прокате собрал более 13 млн долларов.
В оригинале фильм называется прямо и честно: «Месть». В стеклянном доме посреди песчаной пустыни молодой мужчина отдыхает вместе со своей любовницей Джен. К ним приезжают двое его друзей, и, когда хозяин дома на следующий день уезжает, один из них насилует девушку. После этого инцидента ее пытаются успокоить, но не выходит. Поэтому мужчины решают столкнуть любовницу друга со скалы и оставляют ее умирать. Поступок этот оказался опрометчивым. Джен возвращается практически с того света и выходит на тропу войны.
Перед нами феминистский сюжет об изнасиловании, который оборачивается кровавой бойней для обидчиков. Забавно, что режиссерка Корали Фаржеа в этой картине переворачивает стереотип об охоте как о «мужском деле». К тому же картина очень напоминает ленты французского нового экстрима (Гаспар Ноэ, Клер Дени, Александр Ажа и многие другие баловались им в начале века). Здесь саспенс и загадки уступают место фактурному насилию и другим неприятным проявлениям телесности.
Боевик, который успел стать классикой жанра, и Киану Ривз в роли меланхоличного мстителя. Его герой Джон Уик оставляет прошлое наемника и посвящает себя семье и семейной жизни. Но вскоре жена умирает от рака, и с Джоном остается ее щенок бигля. Для главного героя этот пес — единственное утешение, благодаря которому он справляется с одиночеством. Однажды бандиты врываются в дом и убивают щенка. Ярость берет верх, и Джон Уик решетит пулями всех, чтобы отомстить за смерть друга.
Удивляет, что такой масштабный боевик снят всего за 20 млн долларов. Для сравнения Netflix потратил на «Серого человека» в 10 раз больше, а разница в постановке не такая уж критичная. К слову, Ривз самостоятельно выполнил около 90% трюков в картине. А фильм и герой Ривза настолько понравились зрителям, что обеспечили себе несколько сиквелов. Четвертая часть приключений Джона Уика должна выйти в международный прокат весной 2023 года.
Оригинальная «Железная хватка» с Джоном Уэйном в главной роли вышла на экраны в 1969 году. Фильм сразу же оценили по достоинству, включив в списки великих вестернов. Однако ремейк братьев Коэн ничуть не проигрывает оригиналу, а Джефф Бриджес нисколько не уступает Уэйну в роли федерального маршала на Диком Западе. «Железная хватка» стала первым настоящим вестерном в карьере братьев Коэн. В 2007 году они сняли принесший им «Оскар» «Старикам тут не место», но действие картины развивалось в современных южных штатах, так что это был неовестерн. Как и в случае с «Фарго», у братьев-режиссеров на первых ролях вроде бы слабая героиня, которая на самом деле оказывается сильнее всех.
«Железная хватка» рассказывает историю 14-летней девочки, которая решает отомстить человеку, убившему ее отца. Она нанимает охотников за головами и отправляется с ними в погоню за преступником. Помимо увлекательного сюжета, фильм впечатляет пейзажными кадрами американской природы.
Перед нами ремейк одноименного фильма 1978 года, также известный под названием «День женщины». Во многих странах эта картина была запрещена из-за обилия жестокости и насилия. Сюжет фильма и правда вызывает ужас. Молодая девушка по имени Дженнифер приезжает в глухую местность, где группа мужчин нападает на нее и по очереди насилует. Она выживает и не оставляет безнаказанным надругательство над своим телом.
Если сюжетно два фильма почти не отличаются друг от друга, то стилистически разница существенна. Оригинальная лента сделана в духе классических эротических триллеров, тогда как фильм трэшмейкера Стивена Р. Монро поражает виртуозной жестокостью в кадре. У картины оказалось немало фанатов, тем не менее культовый кинокритик Роджер Эберт заявил, что ни оригинал, ни его ремейк внимания зрителей не заслуживают.
Классика изобретательного триллера 2000-х от режиссера Феликса Гэри Грея. В дом филадельфийского семьянина Клайда Шелтона (Джерард Батлер) врываются два бандита, которые жестоко убивают его жену и дочь. Прокурор, которого играет Джейми Фокс, идет на сделку: настоящий убийца получает всего три года, а его подельник — смертную казнь.
Десять лет спустя герой Батлера проводит грандиозную кампанию мести всем, кто причастен к убийству его семьи. Под прицелом оказывается в том числе самодовольный прокурор. Лента цепляет нарративным обманом. Зритель постепенно понимает, что на самом деле герой Батлера не тот тихий американец, которого показали в начале фильма. Он оказывается то ли магом, то ли гением смертоносных искусств, способным добраться до своих врагов через расстояния и тюремные стены.
Вестерн Клинта Иствуда, который нарушает правила жанра. Манни — его играет сам режиссер — бывший хладнокровный убийца, о чьих зверствах ходят легенды по всему Дикому Западу. Теперь он уединенный фермер, пытающийся забыть свое прошлое. Однако резонансная новость о жестоком избиении проститутки доходит до его глуши. Из сочувствия Манни отправляется на праведную миссию, но смерть двух садистов едва ли обернется катарсисом.
Вся соль «Непрощенного» не столько в сюжете о мщении, сколько в исследовании зыбкого морального кодекса героев легенд Дикого Запада. Иначе говоря, Иствуд ставит крест на классическом западном представлении о добре и зле. Противостояние героев Джина Хэкмена и Клинта Иствуда подкреплено нравственным спором — у каждого из них свое представление о том, когда человеку следует вершить высшую справедливость. Картина удостоилась четырех «Оскаров», в том числе победив в номинациях «Лучший фильм» и «Лучший режиссер».