Не только Бэтмен: 10 фильмов с Беном Аффлеком
Мало у какой голливудской звезды было столько взлетов и падений, как у сегодняшнего именинника Бена Аффлека. Он регулярно становился объектом насмешек и критики, но после каждого провала возвращался на вершину. Как актер он часто попадал в число номинантов на «Золотую малину», как сценарист, режиссер и продюсер — получил пару «Оскаров» и «Золотой глобус». Обычный бостонский парень многое сделал для современного кинематографа и, разменяв шестой десяток, не думает уходить из кинобизнеса. В честь дня рождения Бена Аффлека составили список из десяти фильмов — независимые драмы, громкие блокбастеры, политические триллеры, одна история о Супермене и никакого Бэтмена.
Снятый Дэвидом Финчером фильм-обманка «Исчезнувшая» начинается с кадра, в котором герой Бена Аффлека гладит голову своей жены и думает о том, чтобы вскрыть ей черепушку. Вскоре миловидная блондинка-супруга бесследно пропадает. На протяжении первой половины фильма нет никакого сомнения, что исчезновение бедняжки — дело рук неверного мужа, только спустя час повествования история приобретает неожиданный оборот.
Получить роль обманутого мужа, попавшего в психологическую ловушку психопатки-жены, Аффлеку помогла его характерная ухмылка. Для сюжета была крайне важна сцена, в которой Ник Данн неестественно улыбается перед папарацци на фоне фотографии пропавшей супруги. Улыбку актера на фото для прессы Финчер, очевидно, счел похожей. Несмотря на то что все почести достались исполнительнице главной роли Розамунд Пайк, стоит отметить, что Бен Аффлек здесь играет одну из лучших своих ролей.
На съемках политического триллера «Операция „Арго“» у Аффлека была тройная работа — актера, продюсера и режиссера. Фильм основан на реальных событиях и показывает американский взгляд на Исламскую революцию в Иране через историю операции по спасению шестерых дипломатов. Несмотря на критику за вольную трактовку фактов и принижение роли канадских спецслужб, «Операцию» выбрали лучшим фильмом года на церемонии «Оскар». Кроме того, Аффлек получил «Золотой глобус» как лучший режиссер.
Фильм начинается с нападения исламистов на посольство США в Тегеране осенью 1979 года. Несколько ранее Иран пережил революцию радикалов, после чего отношения с Америкой непоправимо испортились. Шестерым дипломатам удалось избежать участи заложников и скрыться в доме канадского посла. Аффлек сыграл американского специалиста по эвакуации, который придумывает лучшую из худших идей по спасению сограждан. Вместо плана Госдепартамента с отправкой беглецам велосипедов он предлагает вытащить людей под предлогом съемки фальшивого научно-фантастического фильма.
«Умницу Уилла Хантинга» Бен Аффлек придумал и написал вместе со своим другом Мэттом Деймоном. За плечами молодых авторов уже было несколько небольших ролей в кино, но именно после этого фильма их наконец-то заметили. Сценарий удачно попал в руки Гасу Ван Сенту, который поставил по нему один из своих главных фильмов. Множество наград, включая «Оскар» за лучший сценарий, делают эту ленту важнейшей в карьере друзей-актеров.
В центре сюжета — вундеркинд Уилл Хантинг (Мэтт Деймон), который растрачивает свой потенциал, вытирая полы в университете и шатаясь по кабакам с недалекими дружками. После очередной драки он попадает в тюрьму, но быстро выходит под поручительство профессора Ламбо (Стеллан Скарсгард). Одно из условий освобождения — встречи с психологом Шоном (Робин Уильямс), который должен помочь неприкаянному юноше разобраться в себе. Но в конечном итоге именно лучший друг Чаки (Бен Аффлек) становится тем, кто вдохновит героя выбраться из трущоб.
Первый опыт работы на высокобюджетных проектах Бен Аффлек получил на съемках блокбастера Майкла Бэя «Армагеддон». По сюжету команда бурильщиков отправляется в космос, чтобы подорвать астероид и спасти планету от уничтожения. Возглавляет миссию опытный буровик Гарри Стэмпер — его играет Брюс Уиллис. Герой Аффлека по имени Эй Джей Фрост — также член экипажа, которого Гарри не переносит на дух. Дело в том, что на Земле Эй Джей решил приударить за дочерью Стэмпера. Папа был против, но теперь им вместе спасать мир. Терки между героями продолжаются вплоть до драматичного финала, который вызывает смешанные эмоции: не то недоумение, не то слезы.
Взаимоотношениям между героями уделено достаточно времени, но основная ставка сделана на экшен. Взрывы, взрывы и еще раз взрывы — основной ингредиент практически любого фильма Майкла Бэя. Именно к этому времени режиссер окончательно сформировал свой авторский стиль. Несмотря на грубые ошибки и негативные отзывы критиков, «Армагеддон» имел большой кассовый успех и стал своеобразной классикой жанра. Кроме Брюса Уиллиса и Бена Аффлека в фильме снялись звезды первой величины — Лив Тайлер, Билли Боб Торнтон, Стив Бушеми и другие.
Вторым совместным проектом Аффлека и Бэя стала масштабная военная драма «Перл-Харбор» о двух друзьях-летчиках, которые попали в самое пекло во время японской атаки на американскую базу. По своему визуальному содержанию «Перл-Харбор» выглядит как тот же «Армагеддон», только в реалиях Второй мировой войны. На первом плане здесь воздушные и морские бои, но даже в этом эффектном многообразии находится место для любовного треугольника. Оба главных героя влюбляются в военную медсестру, а та никак не может определиться со своими чувствами.
По словам самого Бена Аффлека, подготовка к этому фильму оказалась среди сложнейших в его карьере. Вместе с другими актерами он отправился в реальный учебный лагерь армии США и прошел курс подготовки рейнджеров. Этот опыт он описал как самый трудный в своей жизни. В первый же день актер готов был отказаться от участия в проекте, но не хотел подводить съемочную группу. Аффлек также прошел базовую летную подготовку и брал уроки пилотирования — это помогло актеру побороть страх высоты.
Криминальная драма «Город воров» стала вторым режиссерским проектом Бена Аффлека после «Прощай, детка, прощай» и первым, когда он одновременно выступил в качестве актера и постановщика. Кроме того, он помогал писать сценарий и занимался поисками актеров. В итоге ему удалось собрать впечатляющий каст. В фильме снялись Джон Хэмм, Ребекка Холл, Блейк Лайвли и номинант на «Оскар» Джереми Реннер.
В этом фильме Аффлек возвращается в родные бостонские трущобы и показывает их криминальную сторону. Его герой Даг МакРэй возглавляет банду грабителей. После очередного дела друзья по неясным причинам берут в заложники сотрудницу банка, которую почти сразу отпускают. Дагу поручено проследить за девушкой и удостовериться, что от нее не будет проблем. Слежка превращается в знакомство, а знакомство перерастает в бурный роман. Интрига в том, как поведет себя героиня, когда узнает, что ее возлюбленный — преступник.
В провокационной и смелой сатирической комедии Кевина Смита Бен Аффлек и Мэтт Деймон играют двух падших ангелов Бартлби и Локи. Изгнанные из рая, они вынуждены шататься по улицам Висконсина до скончания времен. Убийства случайных прохожих и поддразнивание святош им осточертели, поэтому, когда появляется призрачный шанс вернуться на Небеса, два падших ангела решают воспользоваться им. Если героям удастся провернуть аферу с отпущением грехов в церкви, расположенной в Нью-Джерси, то начнется Апокалипсис. За ангелами отправляют последнюю из Божьего рода, чтобы она предотвратила конец света.
Возмутительно смешная «Догма» противопоказана глубоко верующим и людям без чувства юмора. Остальные должны оценить неканонические библейские образы вроде черного Иисуса и Бога-женщины. Пророками здесь выступают Джей и Молчаливый Боб в своем обычном одеянии, тринадцатого апостола играет Крис Рок, а комик Джордж Карлин в роли кардинала-новатора переосмысляет имидж Иисуса в рамках движения «Католичество — это круто».
Остросюжетный боевик «Расплата» вышел в один год с супергеройским блокбастером «Бэтмен против Супермена». Аффлек сыграл налогового консультанта Кристиана Вульфа с высокофункциональной формой аутизма. Днем Крис работает с черной бухгалтерией, а ночью превращается в беспощадного киллера и наказывает тех, кто нарушает его представления о морали. Борьба за справедливость не мешает Вульфу помогать наркокартелям отмывать деньги. Впрочем, темные делишки покрываются благотворительностью, ведь Крис переводит внушительные суммы на счет психоневрологического центра.
Излишняя серьезность, которая мешала Бену Аффлеку во время работы над Бэтменом, здесь пришлась как нельзя кстати. Он гармонично смотрится в образе асоциального математического гения и демонстрирует новые грани своего актерского таланта. Особой славы и признания эта картина не получила, тем не менее слухи о возможном сиквеле всё еще актуальны.
В напряженной спортивной драме «Вне игры» Бен Аффлек примерил образ школьного тренера по баскетболу, переживающего трудные времена. По сюжету его персонаж страдает от алкогольной зависимости, которая в конечном итоге стоит ему работы. Акцент сделан на внутренней борьбе героя с самим собой. Ему удается взять себя в руки и мотивировать команду на успех, но справиться с внутренними демонами оказывается еще тяжелее.
Бородатый и грустный, Аффлек раскрывается как сильный драматический актер и выдает один из лучших перформансов за всю свою многолетнюю работу в кино. Актер в реальности несколько раз лечился от алкоголизма, и это едва не стоило ему карьеры. Личный опыт борьбы с зависимостью помог Бену убедительно сыграть опустившегося на дно пьющего человека, который замыкается в себе и не может выбраться из порочного круга.
За десять лет до Бэтмена и через три года после Сорвиголовы Бен Аффлек носил еще и костюм Супермена. В картине, повествующей о загадочной смерти актера Джорджа Ривза — исполнителя главной роли в телесериале «Приключения Супермена». Чтобы вжиться в образ, Аффлек посмотрел 104 серии оригинального шоу и другие фильмы с участием актера. После череды сомнительных проектов и откровенных неудач на актерском поприще «Смерть супермена» ознаменовала для Аффлека перезапуск карьеры. За роль Ривза он получил Кубок Вольпи на Венецианском кинофестивале и был номинирован на «Золотой глобус».
Основная сюжетная линия разворачивается в 1959 году. Первый исполнитель роли Супермена Джордж Ривз найден мертвым в своем голливудском особняке. Полиция почти сразу закрывает дело, но мать погибшего отказывается верить в версию с самоубийством. Она нанимает частного детектива Луиса Симо (Эдриан Броуди), чтобы тот докопался до правды. Сыщику предстоит выяснить, выстрелил ли Ривз в себя сам или ему кто-то помог. Знакомство со звездой телеэкранов происходит благодаря многочисленным флешбэкам, которые показывают жизнь отчаявшегося актера, застрявшего в рамках одного образа.