На обочине: 10 фильмов про бездомных
Знаменитый путешественник Тур Хейердал говорил: «Счастливого человека чаще встретишь среди бродяг, нежели среди миллионеров». А благодаря Чарли Чаплину бродяжка стал одним из самых знаменитых персонажей мирового экрана. Сентиментальный и благородный с одной стороны, но вместе с тем способный поднять с тротуара окурок, отобрать у малыша конфету или совершить преступление. Смесь отталкивающего и романтического сделала лишенного крова жителя улиц одним из классических уже кинообразов. Собрали 10 фильмов про бездомных и бродяг.
А также рекомендуем ознакомиться с подборкой фильмов о полной опасностей жизни в гетто.
Когда у Ферн (Фрэнсис МакДорманд) рушится ее привычный мир — умирает муж и закрывается завод по производству гипсокартона, где она проработала всю жизнь, — женщина продает дом и покупает фургончик, чтобы путешествовать по стране в поисках временных заработков. Однажды Ферн попадает на «Рандеву бродяг на колесах» ― проходящий в аризонской пустыне слет современных кочевников, где учат навыкам жизни в дороге. Эти кочевники не знают слова «прощай», но всегда говорят «до встречи на пути». И действительно, покинув пустыню, Ферн будет суждено снова встречать на пути новых знакомых.
Фильм поставлен по одноименному документальному роману Джессики Брудер, посвященному тем, кто по тем или иным обстоятельствам выбирал жизнь в пути. Во второстепенных ролях в картине снялись настоящие современные номады, например Боб Уэллс, организатор «Рандеву бродяг», который вот уже много лет ведет популярный блог с советами современным кочевникам. Сама Фрэнсис МакДорманд выступила продюсером фильма, а режиссером стала Хлоя Чжао, китаянка, перебравшаяся в США. Фильм взял «Золотого льва» на Венецианском фестивале, а также несколько «Оскаров», причем МакДорманд стала первой женщиной в истории, получившей награды сразу за продюсирование и главную роль, а Хлоя Чжао — лишь второй обладательницей «Оскара» за режиссуру. Притом вскоре картина была запрещена в Китае, а все упоминания о Чжао в интернете удаляются коммунистическими властями.
Это последний режиссерский фильм Джона Хьюза, создателя культовых «Клуба „Завтрак“» и «Выходного дня Ферриса Бьюллера», а также продюсера и автора сценария «Один дома», который как раз вышел в прокат во время съемок «Кудряшки Сью». Картина полна легкомысленного юмора, который уравновешивает всю серьезность поднятой в фильме проблемы бездомности. Билл Дэнсер (Джеймс Белуши) — типичный уличный бродяга и аферист, пытающийся как-то выжить в этом мире. У него на попечении оказывается маленькая сирота Кудряшка Сью (Элисон Портер), и вместе с ней они ловко обходят «плохие законы». Однажды Биллу удается спровоцировать аварию, после чего сбившая его адвокат Эллисон Грейс (Келли Линч) решит приютить парочку у себя дома. Но вскоре герою становится ясно, что, возможно, в этом месте его названая дочь обретет счастье, которое со своей бродяжьей жизнью он не в силах ей обеспечить. В конечном итоге герой Белуши понимает, что ему и самому было бы лучше, если бы в его жизни появилась хоть какая-то стабильность.
За роль Кудряшки Сью Элисон Портер получила «Оскар» для юных артистов. В картине было много импровизации, например песенки, которые напевает юная Сью: их добавили прямо по ходу съемок, когда обнаружили у актрисы прекрасные вокальные данные. Эта роль стала впечатляющим стартом для девочки, а позднее большой помехой — когда Элисон подросла, ей было сложно найти новые образы. Она почти перестала сниматься в кино и даже лечилась от алкоголизма, но потом вспомнила о своей любви к музыке, занялась вокалом и в 2016 году стала победительницей национального конкурса «Голос».
Алекс (Дени Лаван) — уличный артист, глотающий огонь. Он наркоман и клошар, живущий среди других бродяг на знаменитом парижском Новом мосту, закрытом на ремонт. Однажды здесь появляется Мишель (Жюльет Бинош), художница, которая медленно слепнет от какой-то необъяснимой болезни. Алексу будет суждено стать ее последним поводырем. А когда находится способ ее спасти и, казалось бы, наступает счастье, возникает вопрос, как долго оно продлится для героев, которым больше не нужно быть поводырем или спасать кого-то от самоубийства.
В 1991 году Леос Каракс был самым модным французским режиссером-автором. После успеха предыдущих работ он смог позволить себе большой бюджет. В итоге картина пострадала от огромного перерасхода, ведь специально для съемок за много километров от Парижа, в Провансе, построили макет моста, где в итоге и отсняли большую часть. А потом еще и переснимали не получившиеся кадры салюта, посвященного двухсотлетию Французской республики. Когда же «Любовники» наконец-то вышли в прокат, критики были в восторге, журналы посвящали модному режиссеру целые полосы. Но, к сожалению, финансово картина провалилась, нанеся непоправимый урон авторскому кино во Франции. В результате, например, Люк Бессон будет снимать боевики и фантастику, а Леос Каракс и вовсе на долгие годы откажется от режиссуры.
Клошар Будю теряет пса, своего настоящего любимого друга, и решает утопиться в Сене. Его спасает зажиточный книготорговец, который решает сделать из бродяги человека и селит его в собственном доме. Но Будю вечно бунтует, хотя постепенно его и «приручают»: бреют, моют, подстригают и одевают в новый костюм. А когда Будю вдруг выигрывает в лотерею 200 тысяч, благодетель решает его выгодно женить.
По фильмографии Мишеля Симона можно изучать историю французского кино 1930-х годов. Так, у Жана Ренуара он играл в экранизации романа Эмиля Золя «Сука» (1931), а следом в экранизации пьесы Рене Фошуа «Будю, спасенный из воды» (1932). Его Будю, конечно, типичный маргинал, которого тяжело романтизировать и увидеть за этим обликом первого хиппи или анархиста, сознательно противопоставляющего себя обществу. Тем не менее Будю также предпочитает свободу спокойной, размеренной жизни. Это было очень в органике Симона, который в следующем году изобразит татуированного морского волка, эксцентричного боцмана на барже «Аталанта» в, увы, последней картине предвосхитившего «новую волну» Жана Виго. Образ Будю остался в истории кино и полвека спустя: американский режиссер Пол Мазурски воздаст должное фильму Ренуара и снимет ремейк с Ником Нолти «Бомж из Беверли-Хиллз» (1986). А в 2005-м ремейк «Будю» снимут уже во Франции, где клошара на этот раз сыграет Жерар Депардье.
Популярный голливудский режиссер Джон Салливан (Джоэл МакКри) хочет снять фильм о тяжелых буднях рабочего класса, но продюсеры убеждают его, что он ничего не знает о жизни простых людей. Тогда Салливан переодевается бродягой и отправляется бродить по стране в поисках материала, а потом ловко убегает от киногруппы, которую специально послали следить за перемещениями режиссера. В придорожном кафе Салливан знакомится с молодой девушкой (Вероника Лейк), думающей уехать из Голливуда, ведь ей так и не удалось стать известной актрисой. Она угощает оставшегося без гроша Салливана завтраком, после чего тот ей раскроется и они отправятся странствовать вместе. Однажды на Салливана нападает бродяга, грабит и сам попадает под поезд. В результате же Салливан окажется в тюрьме по обвинению в убийстве… самого себя, ведь в кармане бродяги нашли его документы.
После выхода фильма в канун нового 1942 года он не вызвал большого ажиотажа. Эта картина Престона Стёрджеса была менее успешной чем его предыдущая, «Леди Ева» (1940). Однако со временем она стала голливудской классикой и в 1990 году была принята на хранение Библиотекой Конгресса США как «имеющая особую историческую и культурную ценность». А книга, которую по фильму хочет экранизировать Салливан, позже дала название картине братьев Коэн на бродяжью тему «О, где же ты, брат?».
Фильм австралийца Уорвика Торнтона «Самсон и Далила» (2009) с успехом прошел по европейским кинофестивалям и даже получил «Золотую камеру» за лучший дебют в Каннах. В главных ролях здесь снялись дебютанты Роуэн Макнамара и Марисса Гибсон, реальные подростки из общины коренных австралийцев.
Это настоящая «история любви на выживание», как называет ее сам режиссер. Картина рассказывает о судьбе немого бездомного подростка Самсона, который живет в ветхом приюте и каждое утро нюхает бензин. Он безнадежно влюблен в Далилу, девочку, живущую по соседству. Когда у Далилы умирает бабушка, Самсон угоняет машину и увозит подругу в Алис-Спрингс, где они живут под мостом и нюхают бензин уже вместе. Впереди тинейджеров ждет множество страшных и опасных приключений, а их бродяжничество превратится в своеобразные мытарства между мирами живых и мертвых. Однако, как ни странно, конец будет счастливым.
Безымянный бродяга прибывает на товарняке в город Хоуп-Таун, «Город отбросов», как недружелюбно встречает его надпись на вокзале. Кое-как насобирав мелочи, бродяга отправляется в магазин, чтобы купить себе газонокосилку, но в итоге берет дробовик и начинает жестоко и методично очищать город от скверны, отстреливая негодяев.
Фильм, который начинался как шуточный трейлер для проекта Тарантино и Родригеса «Грайндхаус» (2007), вслед за «Мачете» внезапно обрел полнометражное воплощение, уж больно лихой оказалась идея. В полнометражную версию канадец Джейсон Айзенер пригласил Рутгера Хауэра — звезду фильмов про бродяг-мстителей, который еще в 1989 году сыграл похожего персонажа в «Слепой ярости». В результате получилась красочная пародия на трешовое кино, снятая по принципу «чем хуже — тем лучше»: кроваво, задорно и жестоко, на грани фола. И в результате, например, «Бомжа с дробовиком» даже включили в список лучших канадских комедий всех времен.
Поп-притча, вышедшая вслед за прославившей корейского режиссера философской картиной «Весна, лето, осень, зима и… снова весна», собрала сразу несколько наград на Венецианском кинофестивале. Снятая и смонтированная всего за месяц, она стала, наверное, вершиной стиля корейского постановщика Ким Ки-дука, который практически полностью откажется здесь от диалогов в пользу выразительного молчания.
Мы наблюдаем за Тэ Сук (Чэ Хи), современным эксцентричным бродягой, который колесит на мотоцикле по городу и наклеивает рекламные брошюры на замочные скважины многоквартирных домов. А ночью он выбирает себе пристанище среди квартир, куда хозяева так и не пришли ночевать, взамен делая мелкий ремонт или стирая одежду владельцев дома. Но однажды пустой дом оказывается не пустым. Внутри заперта жена хозяина, и вскоре тот возвращается, чтобы ее в очередной раз избить. Тогда Тэ Сук вмешивается и спасает женщину. Теперь уже вдвоем они продолжат колесить по городу и ночевать в чужих квартирах. Не говоря друг другу ни единого слова.
Однажды журналист Стив Лопес (Роберт Дауни — младший) слышит на улице прекрасную игру на скрипке и знакомится с бездомным шизофреником Натаном Айерсом (Джейми Фокс). Бродяга когда-то учился в знаменитой Джульярдской школе, но был отчислен после второго курса и стал уличным музыкантом. Лопес находит сестру Айерса, которая рассказывает журналисту о трагическом прошлом брата, и этот материал производит фурор среди читателей Los Angeles Times. Одна читательница даже дарит Натану виолончель, а друзья уговаривают Лопеса попробовать себя в музыкальной реабилитации гения. Дела идут хорошо, и у журналиста возникает идея организовать для Натаниэля большой концерт. Но предложение приводит подопечного в ужас, он выходит из себя и убегает от Лопеса.
Фильм основан на реальной серии газетных заметок, которые написал обозреватель Стивен Лопес о своем подопечном музыканте, страдающем от шизофрении. К сожалению, в прокате картина провалилась, несмотря на убедительную игру двух главных актеров. В особенности Джейми Фокса, который наряду с большими ролями известен тем, что записал несколько песен в дуэте с Канье Уэстом.
Фильм, основанный на реальных взаимоотношениях отца и сына-писателя, которые позже выльются в книгу. Ник Флинн посвятил роман «Еще одна дерьмовая ночь в отстойном городе» отцу, который всё его детство присылал из тюрьмы длинные письма, где описывал, как отбывает срок за некое таинственное дело. Но, даже освободившись, отец не очень-то стремился увидеться с сыном лицом к лицу.
Молодой писатель Ник Флинн (Пол Дано) работает в приюте, где живет его отец Джонатан (Роберт Де Ниро), алкоголик и самопровозглашенный король историй, питающийся водкой с соком и манией величия. Ник пытается записывать за отцом его рассказы, а тот постоянно вступает в драки с жильцами приюта, и в результате его выгоняют. От стресса Ник начинает злоупотреблять алкоголем и наркотиками, расстается с девушкой и, достигнув дна, понимает, что нужно как-то кардинально менять свою жизнь. Он проходит курс реабилитации, становится учителем, заводит семью и выпускает сборник своих стихов. Отец тоже получает социальное жилье. И однажды Ник решается познакомить папу со своей семьей.