Подборки9 мин.

Между прошлым и будущим: Фильмы про попаданцев

Человек не волен выбирать, в какой эпохе ему жить. Но магия искусства позволяет нам вместе с героями переноситься из прошлого в будущее и обратно, а то и вовсе в иные миры. Неслучайно истории про путешественников во времени неизменно популярны как в литературе, так и в кино. В подписке Okko появилась комедия про исправление «Холоп 2», это один из кассовых хитов 2024 года. Предлагаем ознакомиться с 10 фильмами про попаданцев.

Пришельцы

Les Visiteurs
Рейтинг: 7.4IMDb: 7.1
Жанры: Фэнтези, Комедии
1993, 102 мин
Франция, 12+
Режиссер: Жан-Мари ПуареГлавные роли: Кристиан Клавье, Жан Рено, Валери Лемерсье, Мари-Анн Шазель, Кристиан Бюжо, Изабель Нанти

В средневековой Франции отважный шевалье Годфруа Амори де Мальфет (Жан Рено) готовится к женитьбе на своей даме сердца Френегонде. Но козни ведьмы заставляют его убить из арбалета на охоте будущего тестя. Опечаленная смертью отца Френегонда отменяет свадьбу и решает уйти в монастырь. Годфруа и его верный оруженосец Жакуй (Кристиан Клавье) идут за помощью к местному волшебнику. Тот приготовил зелье, которое должно перенести героев в прошлое за несколько мгновений до рокового выстрела. Увы, рассеянный волшебник забыл важный ингредиент для своего отвара, и Годфруа с Жакуем перенеслись из XII столетия в конец XX века, где вместо лошадей по дорогам несутся причудливые «железные повозки». Пытаясь вернуться в свое время, герои встретятся с собственными дальними потомками.

Комедия Жана-Мари Пуаре о попаданцах из прошлого стала суперхитом и одним из самых кассовых фильмов в истории Франции. Гости из Средневековья изображены без прикрас — с гнилыми зубами, ужасным запахом и бесцеремонным по меркам обывателей XX века поведением. И хотя некоторые шутки могут показаться излишне грубоватыми, авторам всё же удалось избежать пошлости и снять действительно смешной фильм. Во многом благодаря удачному дуэту Жана Рено и популярного французского комика Кристиана Клавье. У «Пришельцев» было два продолжения, но энергии первого фильма им уже не хватило.

Иван Васильевич меняет профессию

Рейтинг: 8.4IMDb: 8.4
Жанры: Советское, Комедии
1973, 91 мин
СССР, 16+
Режиссер: Леонид ГайдайГлавные роли: Александр Демьяненко, Юрий Яковлев, Леонид Куравлёв, Наталья Крачковская, Савелий Крамаров, Наталья Селезнёва

Неувядающая классика и, без сомнения, самый популярный отечественный фильм про попаданцев. Сюжет про приключения царя Ивана Грозного и его двойника, советского управдома Ивана Васильевича Бунши, пожалуй, знаком всем. Напомним только, что Гайдай, экранизируя пьесу Михаила Булгакова, перенес место действия из Москвы 1930-х годов в свою современность. В те годы писателя только-только начали публиковать. Поговаривают, что режиссер прежде хотел снять фильм по другой булгаковской пьесе, «Бег», но получил решительный и твердый отказ от чиновников Госкино.

Несмотря на правки, на которых настаивала цензура, у фильма была счастливая судьба. Картина оказалась конгениальна комическому дарованию Булгакова. Не провисающий ни на минуту ритм, хлесткие цитаты, ударные музыкальные номера и, конечно, обаяние любимых комедийных актеров — наверняка вы захотите всё это еще раз пересмотреть. Синефилы же могут взглянуть на фильм через призму эйзенштейновского «Ивана Грозного», которого во многом и пародировал Гайдай.

Зеркало для героя

Рейтинг: 7.8IMDb: 7.5
Жанры: Фантастика, Драмы
1987, 139 мин
СССР, 16+
Режиссер: Владимир ХотиненкоГлавные роли: Сергей Колтаков, Иван Бортник, Борис Галкин, Наталья Акимова, Феликс Степун, Елена Гольянова

1987 год, небольшой город в Донбассе. Молодой ученый Сергей Пшеничный после ссоры с отцом идет на концерт «Наутилуса», где знакомится с отсидевшим в тюрьме из-за взрыва на шахте бывшим инженером Андреем Немчиновым. Герои, споткнувшись за торчащую из земли проволоку, неожиданно переносятся в 8 мая 1949 года. Этот день им предстоит прожить бесчисленное количество раз. Сергей встретит молодого отца и беременную им самим мать, а Андрей — себя маленького. Если инженер всеми силами пытается закрыть опасную шахту, то его друг по несчастью пытается сбежать из сталинского прошлого.

Знаковый перестроечный фильм Валерия Хотиненко снят по мотивам одноименной повести Святослава Рыбаса. При этом в экранизации заметно смещены акценты, а повторяющееся 8 мая 1949 года придумала сценаристка Надежда Кожушаная. Сюжетный ход с зацикленным днем спустя шесть лет воспроизведут в знаменитом «Дне сурка». Впрочем, если американцы сняли лирическую комедию с хеппи-эндом, то у советских авторов получилась притча о конфликте поколений и рефлексии перестроечного поколения над сталинской эпохой. Изменить прошлое нельзя, но можно попытаться принять его, по крайней мере, увидев в родителях свое отражение.

Назад в будущее

Back to the Future
Рейтинг: 8.67IMDb: 8.5
Жанры: Приключения, Комедии, Фантастика
1985, 116 мин
США, 12+
Режиссер: Роберт ЗемекисГлавные роли: Майкл Дж. Фокс, Кристофер Ллойд, Лиа Томпсон, Криспин Гловер, Томас Ф. Уилсон, Клаудия Уэллс

Марти МакФлай (Майкл Дж. Фокс) — обычный 17-летний подросток из американского городка Хилл-Вэлли. Его друг-ученый, профессор Эмметт «Док» Браун (Кристофер Ллойд), предлагает юноше снять на видео первое в истории путешествие в будущее. К несчастью, обманутые Доком ливийские террористы убивают Эмметта. Марти вынужден воспользоваться машиной времени, но вместо будущего переносится из своего 1985-го в 1955 год. Там герой встречает собственных юных папу и маму, причем невольно мешает их знакомству. Теперь Марти нужно не только вернуться в свое время, но и влюбить друг в друга подростков-родителей.

Невозможно представить подборку фильмов про попаданцев без культовой комедии Роберта Земекиса. Сейчас в это трудно поверить, но авторы картины долго не могли пристроить свой сценарий. Так, студия Disney посчитала слишком провокационными намеки на инцест между главным героем и его матерью. На выручку пришел товарищ Земекиса Стивен Спилберг, выступивший продюсером фильма. И не прогадал: «Назад в будущее» стал не просто кассовым хитом, а настоящим феноменом массовой культуры. Математически просчитанный сценарий, стопроцентное попадание актеров в персонажей и любовно воссозданные детали эпохи американских пятидесятых — вот только часть слагаемых успеха фильма. И, конечно, подкупает неизбывный оптимизм картины, созвучный времени ее создания. Два продолжения «Назад в будущее» только закрепили успех оригинала, создав одну из первых в истории успешных кинофраншиз.

Спасти Пушкина

Рейтинг: 2.8IMDb: 1.9
Жанры: Комедии, Фантастика
2017, 83 мин
Россия, 6+
Режиссер: Филипп Коршунов, Павел МирзоевГлавные роли: Константин Крюков, Ирина Крутик, Алексей Лукин, Денис Сухомлинов, Арсений Гусев, Юрий Гальцев

Ученики московского лицея находят старинные часы, принадлежавшие Пушкину. Это не только ценный исторический артефакт: часы способны управлять ходом времени буквально. Благодаря им старшеклассники Федя и Егор случайно переносятся в день роковой дуэли поэта с Дантесом и чудом спасают Пушкина (Константин Крюков) от роковой пули. После чего «наше всё» попадает в современную Москву. Переполох на всю страну — каждый хочет пообщаться с классиком вживую. Вот только сам Александр Сергеевич намерен вернуться в свой век аккурат в момент дуэли и просит ребят помочь ему. Сделать это будет непросто — волшебные часы кто-то похитил.

Фантазия на тему встречи Пушкина с далекими потомками в отечественном кино воплотилась в подростковой комедии. Картине крепко досталось в обзоре небезызвестного BadComedian (Евгения Баженова). И у фильма действительно много проблем — от сюжетных неувязок до сомнительных монтажных решений. Но ругать его всё же не хочется. «Спасти Пушкина» — безобидное и при этом вовсе не глупое кино для подростков. Для юных героев фильма Пушкин раскрывается не как гениальный писатель (это они, вероятно, осознают позднее), а прежде всего как прекрасный человек, старший друг, готовый помочь и словом, и делом.

Термы Рима

Рейтинг: 6.2IMDb: 6.4
Жанры: Фантастика, Фэнтези, Комедии
2012, 108 мин
Япония, 18+
Режиссер: Хидэки ТакэутиГлавные роли: Хироси Абэ, Ая Уэто, Кадзуки Китамура, Рики Такэути, Каи Сисидо, Мидорико Кимура

Древнеримский инженер и архитектор Луциус находится в творческом кризисе. Он мечтает построить для императора невиданные доселе термы, но вот с оригинальными идеями туговато. Однажды по неведомой причине герой переносится из римской термы в современную общественную баню Японии. В будущем Луциуса впечатляют не машины и компьютеры, а банные технологии японцев, которые могут сделать купания в любимом им Риме еще более приятными и комфортными. Благо герою удается перемещаться из Японии XXI века в свое время и обратно с завидной регулярностью. Подсмотренные у потомков изобретения предприимчивый Луциус удачно применяет в работе, слава его растет, как и зависть недоброжелателей.

Экранизация популярной комедийной манги Мари Ямадзаки, как ни странно, редкий пример попаданчества в кино, связанный с античностью. Тем удивительнее, что написана и снята эта причудливая история японцами. Главные фишки подобного кино — знакомство чужака из другой эпохи с неведомыми ему технологиями — продуманы остроумно, хотя к середине фильма уже немного приедаются. Если вы одновременно любите историю Древнего Рима, бани, фантастику про попаданцев и японскую поп-культуру, то фильм имеет большие шансы вам понравиться. Хотя, конечно, никакой исторической достоверности не ждите. По мотивам манги в 2022 году вышел также не менее успешный аниме-сериал.

Полночь в Париже

Midnight in Paris
Рейтинг: 7.7IMDb: 7.7
Жанры: Комедии, Драмы
2011, 93 мин
США, Испания, 16+
Режиссер: Вуди АлленГлавные роли: Оуэн Уилсон, Марион Котийяр, Рэйчел Макадамс, Майкл Шин, Кэти Бейтс, Леа Сейду

Голливудский сценарист Гил Пендер и его невеста Инес прилетают на несколько недель погостить в Париж к родителям девушки. Гил очарован городом и надеется, что он вдохновит его дописать роман. Когда Инес отправляется со своим старым другом потанцевать в клуб, Пендер случайно забредает в незнакомый переулок, где мимо проезжают старинные автомобили. Пассажиры одной из машин зовут героя выпить с ними. Так Гил и переносится в Париж 1920-х годов, где знакомится со своими кумирами — Эрнестом Хемингуэем и Фрэнсисом Скоттом Фицджеральдом. Отпуск в Париже превратится для Гила в фантасмагорическое приключение среди богемных художников и писателей.

Кинематографическое признание в любви к Парижу от Вуди Аллена. Городу, где история волшебным образом оживает. Перед зрителями вихрем пронесется вереница легендарных творцов — от Дали и Бунюэля до импрессионистов и Пикассо. Правда, образы знаменитостей тут не без алленовской иронии воплощают скорее современные идеи и представления о них, вроде, например, говорящего исключительно афоризмами Хемингуэй. Но путешествие в прошлое, как и любое другое, когда-нибудь заканчивается. Как не без тоски замечает главный герой, «настоящее кажется нам неудовлетворительным, потому что жизнь вообще неудовлетворительна».

Стрелец неприкаянный

Рейтинг: 7.2IMDb: 6.9
Жанры: Мелодрамы, Фантастика, Триллеры
1993, 96 мин
Россия, Франция, 18+
Режиссер: Георгий ШенгелияГлавные роли: Владимир Ильин, Татьяна Догилева, Ирина Феофанова, Юрий Сенкевич, Николай Пастухов, Ренат Давлетьяров

Журналист-эмигрант Герман (Владимир Ильин), влачащий полунищенское существование в Париже, решает вернуться на родину, чтобы проститься с умирающим дедом. Перед смертью прославленный ученый оставил внуку чемодан с уже недействительными советскими деньгами, а также рассказал про созданный им на даче «коридор времени». Изначально приняв россказни старика за бред, Герман всё же посещает таинственную дачу. Изобретение деда работает, и герой попадает в 1966 год. Портал в прошлое делает Германа богатым. Он скупает за советские деньги золото в прошлом и выгодно перепродает его в настоящем.

После распада Союза попаданческий жанр расцвел в отечественном кинематографе буйным цветом. Герои этих многочисленных фильмов, кажется, готовы были сбежать в любую другую эпоху, лишь бы не оставаться в реалиях девяностых. Но чаще машиной времени их возвращало обратно в СССР. Фантастическое в картине Георгия Шенгелии — скорее спусковой крючок для почти двухчасовой ностальгии по шестидесятым. Эпоха, в которую периодически попадает герой Ильина, идиллически чиста и невинна, тем более на фоне его настоящего — коварного, преступного и жестокого. «Стрелец неприкаянный» довольно точно отражает чаяния части постсоветских интеллигентов, успевших заскучать по временам «развитого социализма».

Черный рыцарь

Black Knight
Рейтинг: 6.4IMDb: 4.8
Жанры: Фантастика, Комедии, Фэнтези, Приключения
2001, 95 мин
США, 12+
Режиссер: Джил ДжангерГлавные роли: Мартин Лоуренс, Марша Томасон, Том Уилкинсон, Винсент Риган, Дэрил Митчелл, Майкл Кантримэн

Непутевый смотритель тематического парка развлечений «Мир Средневековья» Джамал Уокер (Мартин Лоуренс) во время чистки рва падает в воду. Выныривает американец уже в настоящей средневековой Англии. Поначалу Джамал не верит в происходящее, но когда перед ним обезглавливают человека, герой с ужасом понимает, что всё взаправду. Хотя поначалу все принимают странного чужака настороженно, Джамал находит друзей, а в конце концов поможет спасти Англию от короля-узурпатора Лео.

Осовремененная интерпретация произведения Марка Твена «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура». Темнокожий попаданец из XXI века не без гордости покажет англичанам XIV столетия, что такое американский футбол, гольф и хип-хоп. Этого им, конечно, и не хватало. Фильм появился на пике популярности актера и стендап-комика Мартина Лоуренса и стал коммерчески успешным. Интересно, что всего за три года до выхода комедии с Лоуренсом американцы отправили в Средневековье другого «черного рыцаря» — Вупи Голдберг в фильме «Рыцарь Камелота».

Джон Картер

John Carter
Рейтинг: 7.1IMDb: 6.6
Жанры: Фантастика, Боевики, Приключения
2012, 127 мин
США, 12+
Режиссер: Эндрю СтэнтонГлавные роли: Тейлор Китч, Линн Коллинс, Саманта Мортон, Уиллем Дефо, Томас Хейден Чёрч, Марк Стронг

Ветеран Гражданской войны Джон Картер после стычки с апачами прячется в пещере, где на него нападает загадочное существо. Герой убивает его, но случайно активирует медальон создания, который переносит Джона прямо на Марс. Вследствие разной плотности костей человека и инопланетян, а также низкой гравитации на Красной планете, Картер оказывается физически сильнее и быстрее марсиан. Местные правители вовлекают могучего землянина в свои войны.

Диснеевская экранизация романа Эдгара Берроуза «Принцесса Марса», повлиявшего на многие фантастические произведения. Планировалось, что фильм станет частью большой франшизы про марсианские приключения, но продолжения не последовало. «Джона Картера» с одним из крупнейших по тем временам бюджетом ждал оглушительный кассовый провал. При этом в России, наоборот, картина прошла более чем успешно, и у нее даже появилась своя небольшая фан-база. Возможно, благодатную марсианскую почву для наших любителей фантастики подготовил еще Алексей Толстой со своей «Аэлитой». Несмотря на некоторую вторичность и сюжетную тяжеловесность, «Джон Картер» до сих пор впечатляет своим визуальным рядом. И это неудивительно, ведь режиссером фильма выступил оскароносный аниматор Эндрю Стэнтон («ВАЛЛ-И» и «В поисках Немо»).