Маленький человек перед лицом стихии: Лучшие фильмы про землетрясения
Стремление человечества предугадать и проконтролировать всё на свете всегда спотыкалось о неотвратимость и непредсказуемость природных катаклизмов. Кинематографисты непрестанно обращаются к сюжетам, в которых сила стихии способна разделить жизнь героев на до и после. Еще бы, ведь в них есть всё: и ошеломляющая своим величием и зрелищностью бушующая сила природы, и большая человеческая драма. Подобрали лучшие фильмы о катастрофах и стихийных бедствиях. А если этих 10 сценариев вам покажется недостаточно, у нас для вас приготовлены еще 20: про стихийные бедствия и угрозы из космоса.
На планету надвигается череда катастроф из-за стремительного нагревания ядра планеты от воздействия Солнца. Главы государств уже предупреждены об опасности, однако решают не распространять информацию среди жителей, чтобы избежать паники. Когда Лос-Анджелес настигает землетрясение, писатель-фантаст Кёртис (Джон Кьюсак) видит наяву свои вымышленные сюжеты и делает всё, чтобы попытаться спасти близких. Им предстоит отправиться в Китай, чтобы получить укрытие на специальном корабле, только вот мест на нём намного меньше, чем желающих.
Апокалиптическая картина Роланда Эммериха — зрелищная фантазия о том, какой сценарий мог бы принести конец света, предсказанный в календаре майя. Помимо эффектного изображения буйной стихии, разрушающей крупнейшие города Земли, в фильме присутствует яростная сатира, обличающая законы мировой политики и капиталистического общества. Хотя достоверность происходящего на экране была поставлена под большое сомнение специалистами NASA, «2012» стал одной из самых популярных кинофантазий о крахе цивилизации.
После смерти младшей дочери брак пилота-пожарного Рэя (Дуэйн Джонсон) распался — оба родителя так и не смогли пережить трагедию. Но когда Америку настигает волна землетрясений и его старший ребенок Блэйк (Александра Даддарио) и бывшая жена Эмма (Карла Гуджино) оказываются в смертельной опасности, Рэй не раздумывая бросается в самое сердце апокалипсиса, чтобы спасти их. Посреди тотальных разрушений штата Рэй проделает опаснейший путь, ставя жизнь и здоровье своих любимых выше страха перед концом света.
Дуэйн Джонсон был настолько впечатлен сценарием, что незамедлительно согласился исполнить главную роль в приключенческом триллере Брэда Пейтона. Катастрофа в нём становится мощнейшим смыслообразующим контекстом, однако основной фокус сделан на личной истории человека, сталкивающегося с жизненными потрясениями. Создатели фильма уделяли особое внимание достоверности в изображении стихийного бедствия и консультировались с директором Центра землетрясений в Южной Калифорнии. Тем временем Джонсон самоотверженно погружался в историю своего персонажа, общаясь с настоящими спасателями.
Восемь лет назад архитектор Константин (Константин Лавроненко) стал невольным виновником аварии, в которой погибла семья подростка Роберта (Виктор Степанян). После тюремного заключения Константин возвращается в Ленинакан и наблюдает жуткую катастрофу — мощнейшее землетрясение, которое уносит тысячи жизней и разрушает дома до основания. Мужчина еще не знает, что на его поиски отправляется Роберт, который желает отомстить за смерть родных. Однако бескомпромиссные природные катаклизмы заставят каждого жителя города пересмотреть свои жизненные приоритеты и объединиться, пусть даже с врагом, перед лицом опасности.
Душераздирающая драма Сарика Андреасяна основана на реальных событиях и рассказывает о трагедии, произошедшей в Армении в 1988 году. Авторы тщательно воссоздавали на экране ужасающую картину разрушенного города, что подтверждают реальные фотоснимки с места событий, показанные в финальных титрах. В съемках принимали участие жители Гюмри, а сюжетное решение показать город до и после катастрофы пропитывает каждый кадр чувством скорби и уважения к людям, которые боролись за жизнь соотечественников.
Молодой и талантливый пилот Алексей Гущин (Данила Козловский) мечтал о карьере в военной авиации, но из-за своей неуступчивости и принципиальности в итоге был уволен из пограничных войск. Алексей отправляется к отцу (Сергей Шакуров), который пристраивает своенравного сына на новое место. Так младший Гущин и становится пилотом в небольшой авиакомпании. Однако в один из первых полетов ему предстоит задействовать весь багаж негражданских навыков и умений, когда его пассажирский самолет оказывается прямиком над извержением вулкана.
Подготовка картины Николая Лебедева началась после того, как проект получил одобрение Александра Митты (режиссера одноименной картины 1979 года, ставшей первым советским блокбастером). Экшен вышел тоже вполне в советской традиции — об отваге настоящих героев и их готовности рисковать ради спасения людей. История рассказана ужасающе реалистично, словно прямой репортаж из эпицентра катастрофы. А одни из лучших актеров современного российского кино (Данила Козловский, Владимир Машков, Сергей Шакуров, Елена Яковлева и другие) обеспечивают на экране полное ощущение погружения в судьбы обычных людей с личными проблемами и заботами, которым неожиданно предстоит стать героями.
Опытный геолог Кристиан Эйкьорд (Кристоффер Йонер) считается настоящим героем Норвегии, после того как спас тысячи людей во время цунами три года назад. Однако сам мужчина не гордится своим подвигом, а, наоборот, не может перестать думать о тех, кто погиб и кому он не сумел помочь. Оставленный женой и детьми, Кристиан замыкается в себе и обрывает контакты с реальным миром. Однако приближение новой катастрофы заставляет геолога вспомнить о своем призвании и попытаться убедить жителей действовать незамедлительно, чтобы скрыться от надвигающейся опасности.
Продолжение норвежского блокбастера «Волна» о геологе, предсказывающем природные катаклизмы, стало режиссерским дебютом для кинооператора Йона Андреаса Андерсена. Его профессиональный бэкграунд заметен в том, с какой тщательностью, аккуратностью и размахом здесь выстроен каждый кадр: будь то уникальные пейзажи Норвегии, впечатляющие съемки с высоты, или пугающе натуралистичное изображение землетрясения. Одновременно с этим перед нами серьезная драма о проживании посттравматического расстройства и невозможности смириться с потерями, которые можно было предотвратить.
Супружеская пара Матьё (Ромен Дюрис) и Анна (Ольга Куриленко) делают всё возможное, чтобы найти врачей, готовых помочь их дочери Саре (Фантина Ардуин), — девочка вынуждена жить в барокамере из-за генетического расстройства, спровоцировавшего гиперчувствительность. Когда Матьё возвращается в Париж из Канады, где выяснял возможные методы лечения, на город неожиданно обрушивается землетрясение, после которого все улицы стремительно заполоняет ядовитый туман. Матьё и Анна сумели спастись у своих соседей, живущих на верхнем этаже, куда не добралась смертельная мгла. Однако их дочь продолжает оставаться внизу, а из-за отключения электричества воздуха в ее барокамере с каждым часом всё меньше.
Апокалиптический Париж, нетривиальный сюжет, самобытное изображение катастрофы — картина Дэниэла Роби стала прорывом для французского кино как в плане продакшена, так и в плане самого жанра. Триллер о родителях, готовых в буквальном смысле спуститься в ад, окунуться в неизвестное и разрушительное пространство, чтобы спасти своего ребенка, мастерски нагнетает напряжение и умудряется вплести в повествование сентиментальное размышление о семье. Волнение за судьбы героев не затихает ни на секунду, и для создания такого психологически заряженного действия не понадобилось, что удивительно, ни одного монстра или зомби.
Размеренная жизнь семейства Юаньни из Таншаня закончилась в одночасье, когда отец погиб во время сильного землетрясения. Оставшейся в живых матери Ли (Сюй Фань) пришлось выбирать, кого спасти из-под обломков их разрушенного дома: дочь Дэн (Чжан Цзинчу) или сына До (Ли Чэнь). Растерянная и убитая горем женщина решает спасти мальчика, не подозревая, что Дэн тоже удастся выжить под обломками. Спустя несколько десятилетий До, ставший инвалидом и опекающий мать, и Дэн, выросшая в приемной семье, вновь встретятся, чтобы помочь другим людям, оказавшимся в беде.
Китайский блокбастер режиссера Фэн Сяогана не только создает пробирающее ощущение присутствия на месте событий, но и дает представление о судьбе Китая в течение 30 лет, отталкиваясь от драматичной истории одной семьи. Это философское размышление о любви и прощении, а также о тяге спасти окружающих от боли, которую испытал сам. Фильм, который потряс зрителей техническим исполнением и трогательным сюжетом о коллективной боли, был выдвинут от Китая на «Оскар» в 2011 году.
В течение последнего десятилетия власти китайской провинции использовали все возможные ресурсы для строительства массивного тоннеля в горах. Однажды такое грубое вмешательство в недра Земли приводит к катастрофе — из-за спровоцированного движения горных пород начинаются стихийные обвалы. Правительство первым делом призывает во что бы то ни стало защитить тоннель, однако находятся те, кто понимает, что самое главное — спасти как можно больше человеческих жизней. Среди последних оказываются молодой Ичжоу (Чжу Илун) и его отец Юньбин (Хуан Чжичжун), которым потребуется забыть о разногласиях во имя помощи ближним.
Невероятная красота, величие и готовность дать суровый отпор человеческой жадности — такими качествами наделена природа в картине Ли Цзуня, который сделал стихию одним из главных персонажей. Актеры проделали большую работу при подготовке к съемкам, на экране они неотличимы от профессиональных скалолазов и, так же как и они, преисполнены решимости и выдержки. Очевидный фокус создателей на визуальных эффектах не помешал детальной проработке сюжетных линий и характеров храбрых персонажей.
Япония. После жутчайших землетрясения и цунами жители страны пытаются строить жизнь с чистого листа, однако в глубине души безнадежно потеряны. Четырнадцатилетний Юичи Сумида (Сёта Сомэтани) больше всего на свете грезит о нормальной жизни, однако из-за жутких отношений в семье его надеждам не суждено исполниться. Его одноклассница Кейко Чазава (Фуми Никайдо) тоже страдает от психологической жестокости со стороны матери. Однако светлые чувства этих двоих друг к другу становятся последней надеждой и опорой, не позволяющей им уподобиться тем, кто рушит их жизнь.
Суровая криминальная драма Сиона Соно вместо эффектного зрелища разрушительных природных катаклизмов изобличает их последствия — крах ценностей общества, моральный упадок и всеобщую потерянность. Воспоминания о прошедшем землетрясении выражены как в бесконечных палатках вместо разрушенных домов, так и в полной потере ориентиров и притуплении любви к ближним. Среди бурлящей агрессии, которая инстинктивно проявляется в окружающих, показана трогательная история любви и поддержки, из тех, что выше боли и разочарования. Премьера картины состоялась на Венецианском фестивале 2011 года.
7 декабря 1988 года. Землетрясения невероятной силы неожиданно обрушиваются на несколько армянских городов, в том числе на Спитак. Гор (Лерник Арутюнян) когда-то покинул родные края и уехал искать возможности в других странах. Однако внезапные вести о катастрофе подталкивают его вернуться и постараться сделать всё, чтобы помочь своей семье. Однако в любую секунду стихия может безвозвратно уничтожить надежды на светлое будущее.
Еще одна картина про землетрясение 1988 года была снята Александром Коттом («Брестская крепость»). Отчаянные попытки главного героя отыскать под завалами близких символизируют личную драму человека и неугасающую надежду на светлое будущее, которое возможно только в случае спасения близких. Музыкальное сопровождение к фильму написал американский музыкант армянского происхождения Серж Танкян (многим он известен как солист группы System of a Down).