Мафиозные разборки, прослушка и ад Вьетнама: Фильмы Фрэнсиса Форда Копполы
Автору «Апокалипсиса сегодня» и трилогии «Крестный отец», виноделу и патриарху разветвленного кинематографического семейства Фрэнсису Форду Копполе исполняется 84 года. Маэстро не уходит на пенсию. Недавно режиссер закончил съемки масштабного и загадочного фильма «Мегалополис», премьера которого должна состояться в 2024-м. А пока вспомним картины именинника, сделавшего его одним из самых влиятельных авторов в истории американского кино второй половины XX века.
Молодая жительница Нью-Йорка Нэтали (Ширли Найт) вроде бы счастлива: рядом муж, дом большой, семья не бедствует. Но девушке всё время чего-то не хватает. Однажды, узнав о беременности, она оставляет мужа спящим в кровати, садится за руль машины и отправляется в путешествие по Америке. Никакого четкого плана нет, куда глаза глядят. В дороге Нэтали знакомится с красивым, но слабоумным Джимми (Джеймс Каан). Он не приспособлен к жизни, и девушка вынуждена заботиться о нем, как о ребенке. Получается репетиция материнства.
Один из самых трогательных и недооцененных фильмов Копполы. В 1969-м молодые режиссеры Нового Голливуда только заявляли о себе. Темы свободы, ухода от привычной реальности и раскрепощения доминировали в картинах пока еще малоизвестных авторов. Например, в том же году на экраны вышел «Беспечный ездок» Денниса Хоппера. Копполу заинтересовали борьба женщин с устаревшими гендерными ролями и стремление к обретению себя. Картина получила главный приз на фестивале в Сан-Себастьяне.
Середина XX века, только что закончилась Вторая мировая война. Мафиозная сицилийская семья Корлеоне давно переехала в Нью-Йорк и очень неплохо себя чувствует в Америке. Дон Вито Корлеоне (Марлон Брандо) выдает замуж дочь Конни (Талия Шайр). В это же время с полей сражений возвращается младший сын Вито Майкл (Аль Пачино). Он морской пехотинец, герой войны, который не хочет иметь ничего общего с грязным бизнесом отца. Но времена меняются, на Вито совершается покушение, и сыну приходится ввязаться в мафиозные разборки.
Величайшая гангстерская киносага едва ли нуждается в лишних представлениях. Экранизация одноименного романа Марио Пьюзо завоевала три «Оскара»: за лучший фильм, лучшую мужскую роль (Брандо) и лучший адаптированный сценарий (Пьюзо и Коппола). Фильм по праву считается одним из величайших в истории мирового кино. До «Крестного отца» Коппола был подающим большие надежды автором, после него стал звездой режиссуры. Картина фиксирует превращение из честного героя войны в хладнокровного и безжалостного мафиозного босса.
Гарри Кол (Джин Хэкмен) — пожалуй, лучший в Америке специалист по прослушиванию разговоров. На жизнь он зарабатывает промышленным шпионажем или банальной слежкой за потенциально неверными женами или чересчур дерзкими дочерями. Кол — технологический гуру, который готов придумать решение любой непростой задачи. Глава корпорации дает Гарри задание прослушать разговор молодой пары на людной площади в центре Сан-Франциско. Частный детектив становится одержим полученной пленкой, снова и снова прослушивая ее и подмечая новые детали. Кол решает, что узнал много лишнего, и боится, что теперь слежка ведется за ним.
В 1974 году сразу два фильма Копполы претендовали на «Оскар» — «Крестный отец 2» и «Разговор». Победило продолжение истории семьи Корлеоне, но параноидальный триллер с Джином Хэкменом не остался без наград. Картина завоевала «Золотую пальмовую ветвь» Канн. Сегодня «Разговор» ничуть не теряет актуальности. Фильм вышел за несколько месяцев до Уотергейтского скандала и стал пророческим. Главный герой не только боится, что за ним следят, но и вообще начинает сомневаться в окружающей его реальности. Может быть, привычный мир является всего лишь симуляцией. Так что «Разговор», созданный под влиянием «Фотоувеличения», можно считать предвестником «Матрицы».
Продолжение криминальной саги состоит из двух сюжетных линий: одна прямо продолжает первую часть, а другая является ее приквелом. Родившийся на Сицилии Вито Корлеоне (Роберт Де Ниро) потерял отца в девятилетнем возрасте. Юность молодой человек провел в итальянских кварталах Нью-Йорка в начале XX века. Вито втягивается в криминальный мир и собирает свою шайку. В 1950-е его сын Майкл (Аль Пачино) едва не погибает вместе с женой. На босса было совершено покушение, а значит, в клане появился предатель. На время Майкл уезжает в Майами, чтобы вернуться еще сильнее.
«Крестный отец 2» — редкий пример сиквела, который ни в чем не уступает оригиналу. Сценарий к фильму вновь был написан Копполой в соавторстве с Пьюзо. Картина была номинирована на 11 «Оскаров» и, как и первая часть, была признана лучшим фильмом года. С одной стороны, криминальная лента рассказывает историю становления Вито в качестве дона итальянской мафии, а с другой — исследует сломанную преступным миром психологию Майкла. Это одно из самых сильных высказываний в истории кино на тему иммигрантского опыта. Кроме того, это большая семейная драма, которая частично оправдывает Майкла. Ведь отцов не выбирают, может быть, у сына было на роду написано повторить путь Вито.
1969 год, война во Вьетнаме в самом разгаре. Капитан Бенджамин Уиллард (Мартин Шин) используется начальством для выполнения специальных задач, которые нигде не афишируются. Высокопоставленные военные и агенты ФБР поручают Уилларду найти бывшего полковника американской армии Уолтера Курца (Марлон Брандо). Один из лучших офицеров в истории страны, по словам руководства, дезертировал, сошел с ума и теперь в джунглях нейтральной Камбоджи командует группой местных жителей, которые почитают его как бога. Капитану приказано устранить Курца.
Первый вариант сценария Джон Милиус написал еще в 1969 году. В основе его лежала повесть Джозефа Конрада «Сердце тьмы». И сам Милиус, и Джордж Лукас отказались ставить масштабный проект. На большой эксперимент пошел самый амбициозный режиссер 1970-х — Фрэнсис Форд Коппола. Автор даже решил снимать на свои деньги, заработанные за двух первых «Крестных отцов». По ходу реализации милитаристский блокбастер в руках Копполы превратился в мрачнейшую антивоенную притчу. Фильм преследовал нескончаемый поток проблем: вмешивались неблагоприятные погодные условия, бюджет рос, а Марлон Брандо отказывался худеть ради роли, забывал свои реплики и немного стал Курцем. Монтаж картины затянулся на два года. Тем неожиданнее был успех фильма. «Апокалипсис сегодня» принес Копполе вторую победу в Каннах, достойные сборы и хорошую критику. Много лет спустя автор выпустил режиссерскую версию, добавив к трехчасовому эпическому полотну еще 40 с лишним минут.
1960-е годы, маленький городок в Оклахоме. За главенство в населенном пункте борются две молодежные банды. «Бриолинщики» живут в не самой благополучной северной части города, а «Тузы» — дети богачей из южных районов. Как-то раз в летнем кинотеатре Понибой (Си Томас Хауэлл) и Джонни (Ральф Мачио) из банды «Бриолинщиков» познакомились с состоятельными девушками с юга. В ответ «Тузы» нападают на дерзких парней. Джонни защищает друга и убивает одного из обидчиков. Юным преступникам приходится пуститься в бега.
«Изгои» — экранизация одноименного романа американской писательницы Сьюзен Элоиз Хинтон, опубликованного в 1967 году. Сегодня картина в первую очередь впечатляет изобилием в кадре юнцов, которые очень скоро станут голливудскими звездами. На экране появляются Том Круз, Мэтт Диллон, Патрик Суэйзи, Роб Лоу и Эмилио Эстевес. В эпизодических ролях можно увидеть Тома Уэйтса и совсем юную Софию Копполу. Это довольно прямолинейная по меркам Копполы, но небезынтересная история о юношеском максимализме, классовом неравенстве, соперничестве и дружбе.
Двух братьев давно бросила мать, и росли они под присмотром отца-алкоголика (Деннис Хоппер). Младшего зовут Расти Джеймс (Мэтт Диллон), старшего все знают под прозвищем Мотоциклист (Микки Рурк). Последний давно уехал на своем железном коне из небольшого городка, предварительно завоевав титул короля улиц. Младший во многом ориентируется на старшего и старается продолжить дело Мотоциклиста и возглавить главную молодежную банду. Однажды старший брат возвращается, но Расти Джеймс запомнил его совсем другим.
После коммерчески успешных «Изгоев» Копполе удалось уговорить продюсеров экранизировать еще один роман Сьюзен Элоиз Хинтон. Но к «Бойцовой рыбке» режиссер подошел с желанием поэкспериментировать. Черно-белая эстетская драма вдохновлена картинами французской «новой волны», американскими нуарами и немецким экспрессионизмом. За новаторский ритмичный саундтрек отвечал основатель и барабанщик The Police Стюарт Коупленд. Камерную историю о саморазрушении, взрослении и фатализме зрители встретили довольно прохладно. Лишь со временем нежный и лирический фильм, напоминающий по сентиментальной интонации и тоске по прошлому «Последний киносеанс» Питера Богдановича, завоевал заслуженный культовый статус.
Майкл Корлеоне (Аль Пачино) хочет завязать с криминалом и легализовать бизнес. В 1979 году он переехал в Нью-Йорк, оставив воспитание детей бывшей жене Кей (Дайан Китон). Майкл через банк Ватикана и при протекции архиепископа Гилдея (Донал Доннелли) хочет завладеть контрольным пакетом акций компании «Иммобилиаре Инт.» и стать одним из богатейших людей мира. Но главы американских мафиозных семей тоже хотят поучаствовать в сделке. Похоже, Майклу снова придется старыми кровавыми методами продвинуть свои интересы.
Финальная часть трилогии «Крестный отец» вышла через 16 лет после второго фильма. Пьюзо и Коппола снова написали сценарий, но успех двух первых картин повторить не удалось. «Крестный отец 3» был номинирован на семь «Оскаров», но не взял ни одного. Сам Коппола считает третий фильм эпилогом истории, не желая его ставить рядом с первыми частями. Кровавое прошлое Майкла дает о себе знать и не позволяет королю преступного мира обелить настоящее и будущее.
1897 год. Агент по продаже недвижимости Джонатан Харкер (Киану Ривз) приезжает в Трансильванию на встречу с графом Дракулой (Гари Олдман). Дома Харкера ждет невеста Мина (Вайнона Райдер). Молодые люди любят друг друга и ждут не дождутся возможности официально оформить свои отношения. Дракула хочет купить недвижимость в Лондоне, а Джонатан призван ему помочь. Среди бумаг Харкера граф обнаруживает фотокарточку Мины. Хозяин мрачного поместья в Трансильвании уверен, что перед ним реинкарнация его погибшей жены Элизабет. Граф пытается познакомиться с Миной и втереться ей в доверие.
Коппола решил сделать вид, что никаких других экранизаций романа Брэма Стокера мировой кинематограф не знал. Он рассказывает историю вампира-кровопийцы от начала и до конца, от смерти Элизабет в XV веке до встречи Дракулы и Мины под занавес XIX века. Сюжет экранизации практически не отступает от первоисточника и блестяще переносит на экран кровавый готический роман. К сожалению, ничего заметнее Копполой не было снято ни в девяностые, ни в нулевые.
Молодой юрист Руди Бэйлор (Мэтт Дэймон) мечтает о звездной карьере. Но для этого ему нужно громкое дело, чтобы его заметили, чтобы о нем заговорили. Но пока ему достается только черная и не самая интересная работа. Но однажды он наталкивается на многомиллионную аферу в страховом бизнесе. Если Руди удастся раскрутить дело и выжить под натиском злых предпринимателей, все его мечты исполнятся в одночасье. Напарником Бэйлора становится пронырливый Дек Шиффлет (Дэнни ДеВито), который уже шесть раз безуспешно сдавал экзамен на адвоката и официально числится просто помощником.
«Благодетель» — экранизация романа «Идеалист» классика производственной прозы Джона Гришэма. Копполе удалось создать убедительную и напряженную судебную драму, хоть революционной картину не назовешь. ДеВито удостоился номинации на «Золотой глобус» за лучшую мужскую роль второго плана в драме. Фильм о проблемах американской системы здравоохранения и сегодня смотрится свежо и бойко.