Лучшие зарубежные фильмы 2023 года по мнению редакции Okkoлокино
Многие фильмы с Каннского и Венецианского фестивалей, а также потенциальные участники оскаровской гонки пока не добрались до российского проката и зарубежных стримингов. Однако всё равно пришла пора подводить итоги уходящего киносезона. Монументальный исторический эпос Мартина Скорсезе, нашумевшие «Барби» и «Оппенгеймер», рождественский шедевр Александра Пэйна — представляем 10 лучших зарубежных фильмов 2023 года по версии авторов Okkoлокино.
Канун Рождества 1970 года, академия Бартон для мальчиков в штате Массачусетс. На каникулы в учебном заведении остаются трое: ворчливый учитель античной истории Пол Ханэм (Пол Джаматти), подросток Ангус Талли (Доминик Сесса) и заведующая кафетерием Мэри Лэмб (Давайн Джой Рэндольф). Всем им в праздники грустно и одиноко. Трое, как и положено в Рождество, ненадолго станут близкими людьми и поделят общую тоску.
«Оставленные» Александра Пэйна («Небраска», «На обочине») — один из скрытых шедевров 2023 года, к счастью, постепенно набирающий популярность и вес, которые могут помочь фильму в наградной сезон. Картина уже удостоилась трех номинаций на «Золотой глобус». «Оставленные» попали в десятки лучших фильмов года по версии Американского киноинститута и Национального совета кинокритиков. Теплое драмеди назвал среди своих любимых фильмов года Барак Обама. «Оставленные» обречены стать рождественской классикой. Это редкий случай не излишне приторного, но душевного, вызывающего слезы на глазах фильма, о котором срочно хочется рассказывать всем родным и друзьям.
Оклахома, 1920-е годы. Ветеран Первой мировой войны Эрнест Бёркхарт (Леонардо ДиКаприо) приезжает на огромное ранчо дяди Уильяма Хейла (Роберт Де Ниро) и становится шофером. В Оклахоме на земле племени осейджей сложилась парадоксальная ситуация: после обнаружения нефти представители коренного населения Америки стали сказочно богаты, белые же были прислугой и разнорабочими. Эрнест присматривается, а вскоре выгодно влюбляется в состоятельную Молли Кайл (Лили Гладстоун). Пара женится, а родственники Молли и другие осейджи умирают в этих краях слишком часто. Расследованиями убийств никто не занимается.
Монументальная историческая драма Мартина Скорсезе основана на нон-фикшен-книге Дэвида Гранна «Убийцы цветочной луны. Нефть. Деньги. Кровь». Премьера картины прошла на Каннском фестивале. Национальный совет кинокритиков признал драму Скорсезе лучшим фильмом года, также «Убийцы цветочной луны» получили семь номинаций на «Золотой глобус» и попали в десятку лучших картин 2023-го по версии Американского киноинститута. Гигантское, но в то же время увлекательное кинополотно рассказывает о не самой приятной странице истории США. Скорсезе спокойно и по полочкам раскладывает жестокие преступления, а в центр внимания помещает не самого умного и порядочного конформиста, который мечется между дядей и женой.
Ён-на (Грета Ли) и Хэ-сон (Тео Ю) вместе росли в Корее, каждый день после школы вместе шли домой. Окружающие считали их идеальной парой. Семья девочки эмигрировала сначала в Канаду, а потом в США, а мальчик остался на родине. Проходит 24 года. Всё это время Ён-на и Хэ-сон не видели друг друга. Пара решается на встречу, хотя у девушки есть муж-писатель Артур (Джон Магаро). Но что, если друзьям детства суждено быть вместе?
Мелодрама дебютантки Селин Сон сначала была показана на «Сандэнсе», а потом участвовала в основном конкурсе Берлинале. В обоих случаях фильм считался фаворитом фестиваля, но остался без наград. Тем не менее «Прошлые жизни» попали в десятки лучших картин года по версиям Национального совета кинокритиков и Американского киноинститута, а также удостоились пяти номинаций на «Золотой глобус». Спродюсированная студией А24 картина только на первый взгляд кажется очередной романтической историей о вновь обретенных чувствах и счастливом воссоединении, но жизнь оказывается намного сложнее. А поскольку реалистичные «Прошлые жизни» далеки от стандартного ромкома, чудо вовсе не обязательно. Это очень любопытное и взвешенное кино о природе человеческой памяти и воображаемых конструкциях, которые мы так любим выстраивать у себя в голове.
Фильм поделен на две части. В первой мы видим биографию американского физика Роберта Оппенгеймера (Киллиан Мёрфи). Он учится в Гётеборгском университете, преподаёт в Беркли, изменяет жене, возглавляет Манхэттенский проект, становится героем Америки, но под конец жизни окончательно разочаровывается в главном деле. Во второй половине мы наблюдаем за созданием атомной бомбы группой амбициозных и молодых физиков-ядерщиков.
Каждый новый фильм Кристофера Нолана — большое событие в мире кино. В 2023-м ситуация стала еще более интересной. «Оппенгеймер» и «Барби» вышли в американский прокат в один день, 21 июля. Дата, может быть, не стала священной, но фильмы навсегда слились воедино, хотя изначально между ними вовсе не было ничего общего. «Оппенгеймер» — тревожное разговорное и перескакивающее между несколькими временными периодами кино. Поклонники экшенов могут быть разочарованы. Большую часть времени фильм представляется головоломкой. Лишь в конце для зрителей сложится хитро устроенный пазл Нолана. Фильм собрал в мировом прокате почти миллиард долларов, попал в десятки лучших картин года по мнению Американского киноинститута и Национального совета кинокритиков и получил восемь номинаций на «Золотой глобус». Наверняка нестандартный байопик будет участвовать в оскаровской гонке.
Безымянный убийца (Майкл Фассбендер) приезжает в Париж на важное задание. Несколько дней он поджидает жертву, глядя на дом напротив из недостроенного коворкинга WeWork. Зрители слышат ни на секунду не замолкающий внутренний голос киллера, который уверяет нас, что всегда тщательно подготовлен, хладнокровен и точен. И тут случается непредвиденное — убийца промахивается, и охота начинается на него. Он мчится домой в Доминиканскую Республику, где находит окровавленную подружку, после чего встает на тропу мести.
Дэвид Финчер не снимал полнометражных триллеров долгих девять лет. После «Исчезнувшей» американский мастер создал черно-белую драму «Манк» и работал над «Охотниками за разумом». Возвращение Финчера, автора «Зодиака» и «Семи», к любимому жанру — подарок всем поклонникам режиссера. «Убийца» — экранизация графических новелл, нарисованных Люком Жакамоном и написанных Алексисом Ноленом. Фильм может несколько разочаровать простотой сюжета, но техническое мастерство Финчера видно в каждом кадре. К тому же это история, которую мы слышим от крайне ненадежного рассказчика. Большая часть фильма доказывает, что киллер только хочет казаться хладнокровным и никогда не промахивающимся, на деле же он совершает глупые ошибки снова и снова. «Убийца» неожиданно стал чуть ли не самой смешной картиной в карьере Финчера, а виртуозное использование в саундтреке хитов группы The Smiths вызывает восхищение. После просмотра фильма трудно не начать слушать или переслушивать английских рокеров.
В Барбиленде, волшебной пластиковой стране, утопающей в розовом цвете, жизнь протекает тихо и спокойно. Вчера похоже на сегодня и завтра. Одна Барби становится президентом страны, другие получают Нобелевскую премию, заседают в Верховном суде и веселятся на вечеринках. А Кенам нужно посверкать мышцами на пляже и потанцевать на тусовке. Но однажды стереотипная Барби (Марго Робби) задумывается о смерти, и так просто от этой мысли не отделаться. Грустная Барби отправляется в реальный мир Лос-Анджелеса, где живет хозяйка куклы. За ней увязывается Кен (Райан Гослинг).
«Барби» стала, пожалуй, самым обсуждаемым фильмом года. В прокате у неординарного летнего блокбастера дела сложились превосходно — картина Греты Гервиг собрала более 1,4 млрд долларов. Фильм номинирован на девять «Золотых глобусов», попал в десятки лучших картин 2023-го по мнению Национального совета кинокритиков и Американского киноинститута. «Барби» впечатляет проработанностью и детализированностью пластмассового мира. Пожалуй, интереснее всего смотрятся первые полчаса, когда знакомишься с реальностью, в которой обитает героиня Робби. Разговоры о картине чуть поутихли ближе к концу года, но фэнтези-антиутопия легко может пошуметь на «Оскаре».
В недостроенном шале во Французских Альпах живут супруги-писатели Сандра (Сандра Хюллер) и Самюэль (Сэмюэл Тейс), их слабовидящий сын Даниэль (Майло Мачадо Гранер) и любимый пес Снуп. Пара словно бы закрылась от внешнего мира. Жена уже успела написать несколько успешных романов. Супруг зарабатывает на жизнь преподаванием в университете, но долгие годы мечтает о писательской карьере. Работа над дебютным романом ведется несколько лет, и неизвестно, закончится ли когда-либо. Даниэль уходит на прогулку со Снупом, а на обратном пути обнаруживает у дома тело отца. Самюэль то ли сам упал с чердака, где обычно работал, то ли ему помогли, дома была только Сандра. Начинается судебный процесс над женой.
«Анатомия падения» француженки Жюстин Трие удостоилась «Золотой пальмовой ветви» Каннского фестиваля. Нельзя сказать, что картина была однозначным фаворитом смотра, но с легкой руки жюри во главе с Рубеном Эстлундом судебная драма получила громкий приз, а потому внимание к работе повышенное. В последние годы американские журналисты и академики выбирают один иностранный фильм, который может выстрелить на главных кинопремиях года. Кажется, на этот раз им выбрана «Анатомия падения». Фильм удостоился четырех номинаций на «Золотой глобус». Трие одновременно расследует загадочную смерть и препарирует современный брак, в котором муж и жена не могут назвать себя счастливыми по разным обстоятельствам.
Майлз Моралес смирился с ролью супергероя, теперь он уверенно надевает обтягивающее трико и борется с преступниками на улицах Нью-Йорка. Правда, подростку часто приходится пропускать школьные занятия и врать родителям. Однажды в городе появляется могущественный злодей Пятно. А еще Майлза навещает нравящаяся ему Гвен Стэйси. Теперь девушка живет в другом измерении, где есть целая организация Пауков, куда Моралеса отказываются принять.
Продолжение анимационной картины «Человек-паук: Через вселенные», может быть, не так визуально удивляет, как оригинал, но всё равно это выдающееся произведение мультипликации. У фильма большие шансы на победу на «Оскаре». В последние годы супергеройские блокбастеры часто обращаются к концепции мультивселенной, вот и Майлз Моралес путешествует по удивительным мирам, встречая странных двойников. Пауков стало в разы больше. Но главный герой всё равно чувствует себя одиноко, отрезанным от других. Приходится жить двойной жизнью, но признания собратьев-супергероев нет. «Паутина вселенных» — графическое безумие, поток фантазии и пиршество ярких красок. Пожалуй, сюжет и нельзя назвать революционным, но исполнение не похоже ни на что.
В Японии война. Мальчик Махито остается без матери. Ребенок продолжает горевать, а отец уже знакомит сына с новой женой Нацукэ. А еще у Махито вот-вот родится младший брат. Семья живет в доме на окраине города, вокруг лес. Махито хочет поскорее отсюда убежать. Его интересует таинственная башня, о которой никто толком ничего не знает, но все местные говорят, что лучше ее обходить стороной. Большая цапля посмеивается над мальчиком и уверяет, что именно там Махито ждет его мама. Она жива и здорова.
В 2013 году, после выхода «Ветер крепчает», гениальный Хаяо Миядзаки объявил о завершении карьеры, но вскоре передумал и взялся за анимационную работу, которую хотел подарить своему внуку. Сюжет основан на книге Гэндзабуро Ёсино «Как поживаете?» 1937 года, но в повествование вплетено множество биографических деталей из жизни Миядзаки. «Мальчика и птицу» трудно назвать новым витком в карьере японца. В центре внимания снова слишком рано повзрослевший ребенок, которому приходится проходить сложный квест и сталкиваться с суровой реальностью. Кажется, Миядзаки не может не работать, поскольку представители студии Ghibli после премьеры «Мальчика и птицы» заявили, что постановщик уже начал трудиться над следующим фильмом. Стоит только пожелать здоровья режиссеру, которому вот-вот исполнится 83. На один мультфильм у Миядзаки обычно уходит больше пяти лет.
Плешивый мужчина средних лет по имени Бо (Хоакин Феникс) живет в неназванном крупном американском городе и борется с сотней неврозов. Большим испытанием для пугливого человека становится даже простой выход на улицу. Ему кажется, что каждый прохожий хочет его убить. Бо собирается поехать в гости к богатой маме (Пэтти ЛюПон), чтобы вместе отметить годовщину смерти отца. Мама уверяет, что папочка скончался в момент зачатия ребенка. Бо отправляется в путь, на котором его ждет множество невообразимых препятствий.
«Все страхи Бо» снял Ари Астер, автор блестящих хорроров «Реинкарнация» и «Солнцестояние». Но новый фильм не имеет отношения к ужасам, если только к страданиям и комплексам. Изобретательное кино снято на грани между абсурдистской комедией и психологической драмой. Это совершенно неумный, мегаломанский фильм, который отказывается вписываться в какие-либо рамки. Невозможно предсказать, что произойдет с Бо в следующую минуту. Он может провалиться в другую реальность, прошлое или будущее, а то и вовсе попасть в анимационный мир. «Все страхи Бо» — выставленный на всеобщее обозрение сеанс психотерапии самого режиссера, но и пример невероятной творческой свободы. Остается открытым вопрос, почему Астер снял столь программное и словно бы подводящее жизненные итоги кино в 36 лет.