Купить, нельзя забыть: Лучшие фильмы и сериалы про рекламу
Рекламный бизнес — одна из тех сфер, которая всегда была и будет окружена большим количеством баек, слухов и легенд. В рекламе зачастую трудятся настоящие антигерои нашего времени, и киноэкран — убедительное тому доказательство. Вспоминаем лучшие фильмы и сериалы, посвященные рекламе и рекламщикам.
Октав (Жан Дюжарден) трудится в одном из самых знаковых рекламных агентств Франции. У того, кто умеет хорошо продавать, есть всё — женщины, наркотики, куча денег и внимания к собственной персоне. Так Октав и жил, ни в чем себе не отказывая. До поры до времени. Роман с коллегой Софи (Ваина Джоканте) и рядовое совещание с одним из клиентов, огромным молочным концерном, переворачивают жизнь героя. Теперь он понимает настоящую цену каждого своего слова и действия и готов идти против системы.
Нидерландец Ян Кунен в 2007 году взялся за экранизацию главного романа нулевых, написанного Фредериком Бегбедером, — и не прогадал. Главную роль в «99 франках» играет звезда французского кино Жан Дюжарден. Мир рекламы в картине — гротескный и отталкивающий, показывающий отвратительное нутро той машины, которая может всучить потребителю любой товар, заставив того поверить, что он не сможет прожить без именно этой вещи.
Еще одна успешная экранизация не менее успешного романа, написанного в 1994 году Кристофером Бакли. Последний признавался, что создал книгу на основе собственного опыта: он, так же как и главный герой «Здесь курят» Ник Нэйлор (Аарон Экхарт), работал в рекламе и убеждал всех, что курить — это здорово и нисколько не вредно. Вот только сам Ник к сигаретам не притрагивается, и всем вокруг известно, что он делает свою грязную работу ради того, чтобы растить сына.
Удивительным образом создателям удалось снять фильм про курение, в котором в кадре никто не держит сигарету, — в одной из сцен главный герой лишь сминает пустую пачку в руках. Самого Кристофера Бакли тоже можно заметить в картине в эпизоде — он читает газетную статью, посвященную деятельности главного героя.
Пожалуй, самый великий сериал о рекламе из ныне существующих. Первые эпизоды «Безумцев» вышли в 2007 году, сразу завоевав сердца зрителей и продержав фанатов у экранов в течение семи сезонов. Кроме того, у сериала четыре награды «Золотой глобус» и огромное количество номинаций на другие престижные премии.
Причем, как водится, главный герой сериала по имени Дон Дрейпер (Джон Хэмм) — человек явно не высоких моральных принципов. Он работает в рекламном агентстве «Стерлинг-Купер», умеет плести интриги и выбивать почву из-под ног конкурентов, чего бы ему это ни стоило. Дрейпер — антипример для подражания, но его любят окружающие благодаря невероятной харизме и так же сильно ненавидят те, кому он переходит дорогу. Действие сериала разворачивается в Америке 1960-х, и это не только отличный портрет человека, который готов идти по головам ради своей цели, но и детальнейшая зарисовка нравов общества той эпохи.
Кажется, что Ник Маршал (Мэл Гибсон) добился всего, ну или почти всего в жизни. Он харизматичен и умен, поэтому его успешная карьера в рекламе никого не удивляет. На горизонте у главного героя повышение, и Ник не сомневается в том, что получит должность креативного директора. Но ее, к огромному изумлению Маршала, занимает его коллега Дарси Макгуайр (Хелен Хант). Мало того что Ник не ожидал такого унизительного поворота событий, так еще и вскоре герой становится жертвой несчастного случая. После него мужчина вдруг начинает буквально читать мысли окружающих его женщин. Маршал решает воспользоваться этой удивительной возможностью, чтобы снова оказаться лучшим из лучших на работе.
«Чего хотят женщины» подарил Мэлу Гибсону одну из самых ярких мелодраматических ролей в карьере. В паре с актером играет бесподобная Хелен Хант, в которую в конце концов главный герой без памяти влюбляется. Фильм сняла Нэнси Майерс, которая через несколько лет выступит постановщицей еще одного громкого хита — «Отпуска по обмену».
Очаровательная чета Джонсов вместе с детьми переезжает в новый городок. Соседям сразу же начинает казаться, что Джонсы — просто идеальная семья, в которой все любят друг друга, все дела спорятся, да и вообще всё идет как по маслу как в личной жизни, так и во всех других сферах. Однако никто из соседей даже не подозревает, что Стив и Кейт — не муж и жена, а их дети не имеют к ним никакого биологического отношения. Все герои — тайные засланцы из мира рекламы и маркетинга, цель которых — рекламировать товары для «идеальной жизни» ничего не подозревающим окружающим.
«Семейка Джонсов» Деррика Борте — отличное и никогда не лишнее напоминание всем нам про то, как часто мы становимся чересчур зависимы от материальных благ, которыми обкладываемся со всех сторон. Семейную пару в фильме сыграли Дэвид Духовны и Деми Мур — излишне говорить, что как минимум их появление в фильме — повод не отрываться от экрана до финальных титров.
Вавилен Татарский (Владимир Епифанцев) вообще-то окончил литинститут, но в реальной послеуниверситетской жизни пришлось торговать алкоголем, сигаретами и презервативами. Однако случайная встреча с бывшим сокурсником Морковиным (Андрей Фомин) всё меняет. Последний видит в Татарском жилку талантливого рекламщика и предлагает старому товарищу податься в новый дивный мир.
Фильм Виктора Гинзбурга снят по известнейшему роману Виктора Пелевина — а значит, те, кто читал книгу, сразу поймут, что классического «внятного» повествования от картины точно ждать не стоит. Мир фильма — галлюциногенный, построенный на отсылках, где не понять, что есть правда, а что — плод воспаленного воображения. Из пелевинского романа Гинзбург, по сути, берет только то, что важно конкретно ему как режиссеру — миф о богине Иштар, мужем которой на время мог стать любой житель Вавилона. Татарский и есть тот самый «любой», человек без отличительных свойств, без рода и племени, которому удается забраться по башне на самый верх.
Единственный документальный фильм в этой подборке, который как раз и обнажает все те способы и средства, которыми добиваются своих целей в рекламном мире. Чего стоит одно название картины Моргана Сперлока — не точно таким ли образом действуют главы брендов, когда хотят поскорее сбыть партию новых кроссовок или очередную новомодную микроволновку? Фильм Сперлока подробно останавливается на ключевых вопросах сферы рекламы: кто стоит за громкими рекламными слоганами, каким именно образом фильмы и сериалы, которые мы смотрим, заставляют зрителей покупать те или иные товары, а также где пролегает грань между искусством и маркетингом.
Создателям, конечно, пришлось проделать гигантскую бумажную работу и подписать с брендами немыслимое число контрактов «о недопустимости пренебрежительного отношения к торговым знакам», однако хитрецу Сперлоку удалось обойти некоторые из соглашений и в финальной версии фильма рассказать свою версию событий.
Рик Хэйман (Джефф Голдблюм) долгое время вел успешное телешоу «Магазин на диване». Но то ли Рик потерял хватку, то ли запросы аудитории поменялись — точного ответа герой не знает, знает он одно: больше его харизма не впечатляет сидящих по ту сторону экрана, и покупать товары, которые превозносит Рик, они не хотят. Денег становится всё меньше, герой ломает голову над тем, как повысить рейтинги передачи. Однажды Рик встречает странного человека, облаченного в белые одежды. У него и имени-то нормального нет — все знают его как некого Джи (Эдди Мёрфи). Однако этот человек обладает тем, что успел растерять Хэйман, — огромным умением убеждать и вести за собой свою аудиторию. И тут герою приходит в голову использовать странного проповедника в своих коварных целях.
Главную роль в картине Стивена Херека исполнил любимец публики Эдди Мёрфи — и, возможно, это самая добрая и искренняя роль во всей его обширной карьере. Рецепт успеха «Святоши» прост как мир, но именно из-за этого работает безотказно: обаятельные актеры, жизненный сюжет и щепотка моральных уроков — фильм Херека до сих пор пересматривают зрители со всех уголков мира.
Джордж Клуни давно известен не только как успешный актер, но и как талантливый постановщик. «Мартовские иды» — его четвертая режиссерская работа, снятая в жанре политического триллера. Стивен (Райан Гослинг) — молодой и амбициозный сотрудник штаба кандидата в президенты Майка Морриса (Джордж Клуни). Последний уверен, что заполучить в команду Стивена — уже половина победы, потому что тот за словом в карман не полезет и может продвинуть по карьерной лестнице кого угодно. Ну а сам Стивен в то же время убежден, что отстаивает благие принципы и готовит к восхождению на важнейший политический пост достойного человека. Однако коллега (Эван Рейчел Вуд), с которой у Стивена начался роман, случайно пробалтывается о том, что совесть Морриса отнюдь не так чиста, как кажется окружающим. Более того, кандидат на пост президента замешан в весьма грязных делах, и теперь Стивену нужно решить, что он будет делать с этим знанием.
Клуни взял за основу сценария пьесу под названием «Фаррагут-Норт», которую написал бывший участник политкампаний Бо Уиллимон. «Мартовские иды» — в целом отличный и полный путеводитель по миру американских предвыборных интриг, но создатели скорее хотели обратить внимание зрителя не на скандалы и грязные способы добиваться своего, а на корпоративную этику в самом широком смысле. Вердикт Клуни-режиссера красноречив: не умеешь быть верным — тебе не место в политике.
Фильм, как несложно предположить из названия, прослеживает историю успеха человека, имя которого известно практически каждому. Стив Джобс (Эштон Кутчер), основатель мегауспешной корпорации Apple, начинал с самых низов. Хиппи-студент, не имевший ни гроша за душой, отчислен из колледжа, принимает ЛСД с друзьями, едет в Индию с приятелем, изобретает видеоигру Breakout и получает первую цифру с несколькими нулями в качестве гонорара. В гараже приемного отца паренек с большим количеством идей создает крохотную компанию, которая внезапно становится сверхуспешной.
Фильм Джошуа Майкла Штерна получился скорее броским рекламным роликом к жизни настоящего Джобса, чем реальной въедливой биографией гениального дельца. Возможно, создатели и не ставили себе амбициозных целей — зато фильм охватывает целых четыре десятилетия, давая зрителю представление о том, как менялись не только технологии, но и человеческие нравы.