Коллекция видеокассет: Культовые фильмы 1990-х, которые мы пересматриваем до сих пор
Не каждый фильм пройдет проверку временем: иногда детища великих и не очень режиссеров с годами теряют актуальность, иногда со временем вскрываются не самые приятные факты, иногда картину просто не приемлет современная публика. Тем приятнее пересматривать те ленты, которые когда-то стали культовыми и не теряют этого статуса до сих пор. Рассказываем о десятке таких фильмов, снятых в 1990-е.
Когда в собственной спальне находят тело бывшего рок-музыканта, зверски истерзанное ножом для колки льда, главной подозреваемой в убийстве оказывается любовница жертвы — писательница, автор захватывающих детективов Кэтрин Трамелл (Шэрон Стоун). Особенно подозрительно, что преступление очень похоже на описанное в недавней книге Кэтрин. Вести дело берется детектив Ник Каррен (Майкл Дуглас), который сразу влюбляется в девушку и весьма охотно поддается ее манипуляциям. Чем больше обстоятельств дела вскрывает полицейский, тем больше теряется в догадках: могла ли Кэтрин пойти на зверское убийство и не окажется ли он ее следующей жертвой.
Одно из многих достижений голландца Пола Верховена, эпатирующего публику вот уже более 60 лет, — то, что именно он запустил в Голливуде 1990-х мощную волну эротических триллеров. Для многих та эпоха ассоциируется именно с легендарной сценой допроса, о которой и сегодня не утихают споры. Она же сделала суперзвездой Шэрон Стоун — признанный символ той раскрепощенной эпохи.
Очаровательный пройдоха Джек (Леонардо ДиКаприо) — настоящий счастливчик: за несколько минут до отправления роскошного лайнера «Титаник» он в карты выиграл на него билет. Для Розы (Кейт Уинслет) оказаться в числе пассажиров не было удачей: богатая наследница плывет в Америку первым классом, чтобы выйти там замуж и вести дарованный ей по праву рождения привилегированный образ жизни. Встретившись на палубе, герои моментально влюбляются друг в друга, несмотря на разницу в социальном положении. Правда, радоваться возлюбленным суждено недолго — «непотопляемый» лайнер столкнется с айсбергом и пойдет ко дну.
Когда масштабное детище Джеймса Кэмерона вышло на экраны, оно произвело настоящий фурор. При бюджете в 200 миллионов долларов фильм поставил рекорд по сборам, преодолев планку в миллиард долларов. Американская киноакадемия расщедрилась (и очень даже справедливо) настолько, что вручила картине 11 оскаровских статуэток, включая премии за лучший фильм и лучшего режиссера. Романтическая история Джека и Розы стала канонической, за парой исполнителей главных ролей сразу закрепился статус выдающихся актеров, а за песней Селин Дион из саундтрека — хита на все времена.
Пол Эджкомб (Том Хэнкс) — надзиратель в тюрьме «Холодная гора». В ней содержатся заключенные, ожидающие смертной казни на электрическом стуле, — путь к нему по светло-зеленому коридору как раз называют «зеленой милей». Однажды в блок переводят добродушного темнокожего гиганта по имени Джон Коффи (Майкл Кларк Дункан), осужденного за изнасилование и убийство двух девочек, и Пол сразу проникается к нему сочувствием. Коффи при этом — непростой человек: в его силах исцелять людей с помощью наложения рук. Чем больше надзиратель узнает подопечного и общается с ним, тем больше он понимает, что его осудили по ошибке.
Фильм Фрэнка Дарабонта был снят по одноименному роману Стивена Кинга, вышедшему в 1996 году. После релиза ленты некоторые критики ругали ее за затянутость и излишнюю патетичность, однако в большинстве своем журналисты (да и зрители) согласны, что «Зеленая миля» — мощный эмоциональный опыт, созданный кинематографическими средствами на основе не менее эмоциональной книги. К слову, и сам Кинг остался настолько доволен воплощением своего сюжета на экране, что очень не хотел, чтобы у романа когда-либо появилась еще одна киноадаптация.
В основу масштабной исторической драмы Стивена Спилберга лег роман Томаса Кенилли «Ковчег Шиндлера». В центре сюжета, который берет начало в 1939 году, — немецкий бизнесмен Оскар Шиндлер (Лиам Нисон). Он только-только приехал в Краков и взялся за устройство фабрики по производству эмалированных изделий. Работниками на производстве с радостью становятся местные евреи: немецкий фабрикант с немалой выгодой для себя дает им возможность хотя бы иногда покидать гетто. Когда гетто ликвидируют, а евреев начинают отправлять в концентрационный лагерь, Шиндлер поступается коммерческим интересом и за взятку предоставляет немецкому командованию список рабочих на его производстве, чтобы те избежали смерти.
«Список Шиндлера» — один из самых известных и знаковых игровых фильмов о холокосте последних десятилетий. Сравниться с ним может разве что «Пианист» Романа Полански, хотя последний признавал, что показать трагическую судьбу евреев во Второй мировой войне Спилбергу удалось лучше. Режиссер загорелся проектом сразу после прочтения книги во многом потому, что сам имеет еврейские корни и память о холокосте для его семьи очень важна. Браться за картину было коммерчески рискованно — мог ли американцам быть интересен фильм о немецком промышленнике? Однако на деле история, в реальность которой сначала не поверил даже постановщик, завоевала сердца и простых зрителей, и членов Американской киноакадемии.
В комедийной драме Роберта Земекиса рассказывается история простого парня из Алабамы по имени Форрест Гамп (Том Хэнкс). Коэффициент его умственного развития составляет 75, в детстве он долго страдал от проблем со спиной и вынужден был носить специальные металлические скобы. Мать, впрочем, всегда учила Форреста, что он ничем не отличается от остальных, так что мальчик рос открытым и добродушным. И так уж вышло, что Гамп невольно приложил руку ко многим важным событиям в истории США: стал вдохновением для Элвиса и превосходным футболистом, воевал во Вьетнаме, встречался с президентом и Джоном Ленноном, популяризовал бег. А еще Форрест всю жизнь хранил чувства к подруге детства.
Фильм, вольно основанный на одноименном романе Уинстона Грума, представляет собой затейливый и при этом очень сентиментальный калейдоскоп из событий американской истории второй половины прошлого века. Земекис щедро использовал компьютерную графику, так что Форрест Гамп оказался буквально вмонтирован в кадры исторической хроники. Хэнкс настаивал на том, чтобы в фильме речь шла именно об исторических событиях, и хочется верить, что именно эта картина входит в четверку тех, которые актер называет единственными хорошими в своей карьере.
Жизнь главного героя — просто Рассказчика (Эдвард Нортон) — едва ли можно назвать интересной: если он не прозябает в офисе автомобильной корпорации, то разъезжает по скучным командировкам к местам ДТП, в свободное время обставляет квартиру икеевской мебелью, а по ночам страдает от бессонницы. Всё меняется, когда однажды Рассказчик встречает торговца мылом Тайлера Дёрдена, убежденного, что смысл жизни — в саморазрушении. С этой мыслью в голове новоиспеченные приятели учреждают Бойцовский клуб, членство в котором требует одного: драться с незнакомцами. Чем дальше, тем больше ситуация выходит из-под контроля.
«Бойцовский клуб» по роману Чака Паланика — один из главных фильмов рубежа тысячелетий. Дэвид Финчер, до этого уже снявший «Семь», «Игру» и третьего «Чужого», сумел отразить в своей работе и кризис поколения X, и кризис маскулинности, и диктат общества потребления, и смену мировоззренческих парадигм. Словом, фильм неспроста постоянно включают в списки лучших картин всех времен. Внутреннего нерва ему добавляет необычное построение сюжета: раскрывающаяся к финалу интрига в излюбленном пугающем финчеровском ключе.
Черная комедия Квентина Тарантино, уже через месяц после премьеры получившая статус новой классики, собирает воедино три сюжетные линии, которые скрепляются парой сквозных персонажей — головорезами Винсентом Вегой (Джон Траволта) и Джулсом Уиннфилдом (Сэмюэл Л. Джексон). Они пытаются добыть чемодан для своего криминального босса Марселласа Уоллеса (Винг Рэймз), проветрить его скучающую жену (Ума Турман) и довести другие дела до конца. На пути им встретятся и наркодиллеры, и садисты, и парочка, пытающаяся ограбить закусочную… В общем, одна ситуация безумнее другой.
«Криминальное чтиво», пожалуй, лучший фильм Тарантино — гениального компилятора, который навсегда разделил кино на до и после. В постмодернистском «Чтиве» режиссер собрал буквально всё, что только можно, — цитаты из фильмов 60-х и стилистику, музыку 50-х и 70-х, поп-культурные феномены настоящего и прошлого — создав ядерную киносмесь, от которой невозможно оторваться. Многие сцены, как, например, танец Турман и Траволты или разговор о чизбургере, стали культовыми в масштабах мировой культуры. Когда Тарантино спрашивают, почему он так и не снял ничего лучше «Криминального чтива», он лишь отвечает: «А кто тогда снял?»
Сюжет первого фильма в динозавровой франшизе, которая активно развивается и по сей день, разворачивается на вымышленном острове, где ученые создали удивительный парк: его посетители могут вживую увидеть древних ящеров, искусно клонированных с помощью фрагментов ДНК, найденных в затвердевшей миллионы лет назад смоле. На остров приглашают группу исследователей (Сэм Нил, Лора Дерн, Джефф Голдблюм) для инспекции парка незадолго до его громкого открытия. По сознательной вине одного из сотрудников динозавры вырываются на свободу, и в опасности оказывается не только персонал, но и любознательные посетители.
Один из шедевров Стивена Спилберга, приобретшего права на книгу Майкла Крайтона еще до того, как она была опубликована, до сих пор хвалят за новаторство по части спецэффектов. Для реалистичного изображения динозавров постановщик решил наравне с традиционными (хоть на тот момент и отчасти устаревшими) методами — аниматроникой — применить спецэффекты, усилив технические наработки экспертизой палеонтологов. Неудивительно, что зрелищный фильм стал одним из самых коммерчески успешных в свое время и постепенно разросся до полноценной медиафраншизы.
Солидный бизнесмен Эдвард Льюис (Ричард Гир) по делам приезжает в Лос-Анджелес и почти сразу расстается с девушкой, которая страдает от его безразличия и необходимости подстраивать всю свою жизнь под его задачи и прихоти. Петляя на автомобиле по улицам города, Льюис оказывается в квартале красных фонарей и случайно знакомится с секс-работницей Вивиан Уорд (Джулия Робертс). Та помогает потерявшемуся богачу добраться до отеля — и остается на ночь. Вся следующая неделя Эдварда расписана неформальными бизнес-встречами, для которых он за приличную сумму нанимает Вивиан в качестве спутницы. Чем больше времени они проводят вместе, тем сильнее влюбляются друг в друга.
Современная версия «Пигмалиона», «Красотка» Гэрри Маршалла — канонический ромком, который дал надежду на лучшую жизнь (и одновременно разбил сердца) доброй части женской аудитории. Изначально фильм, ставший одним из самых кассовых в 1990 году, имел гораздо более радикальный сценарий: главная героиня была к тому же наркоманкой, а главный герой — социопатом. После случайной встречи и нескольких дней вместе девушка должна был влюбиться в клиента, а тот лишь цинично бросить ей оговоренную сумму по окончании оговоренной недели. Благо проектом заинтересовались в Disney (через дочку компании — Touchstone Pictures) и превратили его в культовую романтическую сказку.
МакКаллистеры — семья большая и в целом довольно дружная, пусть и не без конфликтов и споров. Правда, восьмилетнего Кевина (Маколей Калкин) родственники шпыняют и критикуют больше всех. Рассорившись со всеми на семейных сборах накануне рождественской поездки в Европу, мальчик в наказание отправляется ночевать на мансарду. И шутка ли — в утренней суматохе вся семья уезжает в аэропорт без него. Оставшись дома один, Кевин сначала радуется, но быстро начинает скучать по родителям. Дом МакКаллистеров оказывается в зоне интереса местных грабителей Гарри и Марва (Джо Пеши и Дэниэл Стерн соответственно) по прозвищу «Мокрые бандиты». Впрочем, в ночь, когда они порываются обнести уехавшую семью, Кевин готов ко всему: по дому уже расставлены ловушки, которые сведут с ума любого взрослого.
«Один дома» Криса Коламбуса давно вошел в плеяду тех картин, которые принято пересматривать в праздничную пору и от которых невозможно устать. Идея семейной рождественской комедии, заходящей в том числе и на территорию черного юмора, принадлежит Джону Хьюзу — знатоку младшей аудитории, за плечами которого, например, «Клуб „Завтрак“», «Кудряшка Сью» и «Выходной день Ферриса Бьюлера». Лента зажгла звезду Маколея Калкина, который впоследствии, правда, так и остался в памяти многих озорным мальчишкой и карьеру которого во взрослом возрасте едва ли можно назвать успешной.