Кровью и потом: Лучшие российские боевики
Сегодня в нашей стране кинематографисты научились работать в самых разных жанрах, в том числе остросюжетном, со множеством погонь, перестрелок и драк. Вспоминаем 10 лучших боевиков на любой вкус: для фанатов исторических драм, голливудской супергероики и шпионского экшена. Также предлагаем познакомиться с подборкой российских фильмов и сериалов про боевые искусства, а также подборкой лучших фильмов и сериалов про контрразведку.
1999 год, НАТО атакует Югославию. Отряд солдат пытается взять под контроль аэродром в Косово и дождаться армии союзников, но сделать это не так-то просто: территория кишит вооруженными врагами. К тому же объект крайне важен для албанцев — они будут биться за него до последнего. В битве участвуют восемь храбрецов из разных стран: ингуш (Гоша Куценко), узбечка (Равшана Куркова), серб (Милош Бикович), албанец (Александар Радойичич), татарин (Нодари Джанелидзе) и несколько русских (Сергей Марин, Кирилл Полухин, Антон Пампушный).
Боевик «Балканский рубеж» похож не на советское военное кино, а на американские вестерны и патриотические исторические фильмы. От первого здесь — сюжет о восьми бравых героях, которые сражаются с превосходящей армией врагов. А вот «Спасти рядового Райана» и «Взвод» явно повлияли на стиль картины: в «Балканском рубеже» много слоу-мо, эффектных взрывов и разговоров об ужасах войны. Главное достоинство фильма — хороший актерский состав. На экране соседствуют как знакомые лица российского кино (от Гоши Куценко до Антона Пампушного), так и европейские звезды: например, сербы Милена Радулович, Гойко Митич и Эмир Кустурица.
1999 год. Данила Багров (Сергей Бодров — младший) встречает сослуживца по Чеченской войне. Тот рассказывает о проблемах своего брата-близнеца в Америке: молодого спортсмена до нитки обирает местный бизнесмен. На следующий день боевого товарища убивают. Данила понимает, что это как-то связано с историей об уехавшем родственнике. Багров и старший брат Виктор (Виктор Сухоруков) вместе отправляются в США, чтобы навести порядок и пресечь несправедливость по отношению к соотечественнику.
В отличие от сдержанного первого «Брата», сиквел знаменитого народного боевика с Сергеем Бодровым — младшим не стеснялся автоматных очередей, взрывов и погонь на машинах. Франшиза неожиданно трансформировалась из криминального триллера про травмы войны в патриотический экшен-фильм: Виктор расстреливает врагов из пулемета и отбивается от украинской мафии, а Данила скрытно устраняет телохранителей и охранников в офисном пространстве. Патриотический подтекст и хлесткие диалоги («Водочки нам принеси! Мы домой летим») лишь усилили зрительские впечатления: «Брат 2» мгновенно стал классикой.
Боевой киборг Генри приходит в себя в странной лаборатории. Сотрудница учреждения Эстель (Хейли Беннетт) рассказывает, что когда-то он был человеком — но едва не умер и в результате лег на операционный стол. Героя преследует человек-альбинос Акан (Данила Козловский) — незнакомец убивает всех, кто встает на пути. Спастись от злодея Генри помогает ученый по имени Джимми (Шарлто Копли): его тело парализовано, поэтому он использует роботов-аватаров, чтобы сражаться с врагами.
История «Хардкора» началась с музыкального клипа Ильи Найшуллера на песню Bad Motherfucker группы Biting Elbows: идея фильма от первого лица настолько понравилась продюсеру Тимуру Бекмамбетову, что он предложил расширить ее до полного метра. Боевик с лихвой оправдывает свой необычный формат: главный герой паркурит по зданиям, прыгает с одной движущейся машины на другую и постоянно меняет оружие — от стандартных пистолетов до гранат. Происходящее напоминает высококлассный компьютерный шутер: управлять персонажами, к сожалению, нельзя, но авторы фильма постоянно находят, чем удивить публику.
Отличница Киевского государственного университета Елена Павличенко (Юлия Пересильд) уходит добровольцем на фронт и берет в руки снайперскую винтовку. Помимо ужасов на полях войны, женщине придется столкнуться с гибелью любимых людей: битва за Севастополь навсегда изменит ее жизнь и нанесет глубокую душевную травму, но в то же время сделает Павличенко одной из главных героинь Великой Отечественной.
Основанная на реальных событиях «Битва за Севастополь» отличается от современных российских фильмов про войну. Создатели уделяют много внимания личности Павличенко и ее внутренним переживаниям: по поводу родины, семьи и любви. Авторы не гламуризируют Великую Отечественную клиповым монтажом со слоу-мо и эстетской цветокоррекцией — напротив, они показывают все перестрелки и сражения как можно более приземленно. Поэтому после просмотра фильм оставляет мрачный осадок.
2000-е. Четверка молодых людей ведет раскопки на местах Великой Отечественной и продает найденные драгоценности. Среди них — главарь Борман (Данила Козловский), его друг Череп (Дмитрий Волкострелов), скинхед Чуха (Владимир Яглыч) и растаман Спирт (Андрей Терентьев). Во время очередного выезда команда случайно попадает в прошлое, в 1942 год. Теперь легкомысленные мужчины должны пройти все ужасы войны, чтобы вернуться домой.
Необычная российская военная драма переосмысляет сюжет про попаданцев. Современные россияне, которые не чтят память Великой Отечественной, оказываются в самом пекле — так их испытывает сама судьба. Эпизоды с перестрелками и боями в окопах чередуются милыми сценками из жизни советских солдат: они поют песни, говорят о семьях и размышляют о светлом послевоенном будущем.
Майор Игорь Гром (Тихон Жизневский) — необычный полицейский. Он не подчиняется начальству, не носит форму, а с преступниками разбирается голыми руками. Но однажды в Санкт-Петербурге появляется злодей, которого не победить стандартными методами. Вигилант в маске, который становится известен как Чумной Доктор, убивает коррупционеров и оторвавшихся от реальности богачей — причем местные жители воспринимают это как подвиг. Перед Громом стоит непростая задача: ему нужно узнать, кто скрывается за костюмом и как остановить врага. Возможно, новый криминальный авторитет как-то связан с местным гением-разработчиком Сергеем Разумовским (Сергей Горошко).
Комедийный боевик «Майор Гром: Чумной Доктор» — один из первых отечественных кинокомиксов, который сочетает приемы западной и российской современной классики. От голливудских супергеройских боевиков здесь — злодеи и герои в масках, ограбления банков, масштабные взрывы и размышления о законе и беззаконии. Но в экранизации графических романов Bubble нашлось место и петербургской эстетике: действие разворачивается на улицах Северной столицы, а герои постоянно перекусывают шавермой и сидят на знаменитых крышах с живописным видом на город.
Рейдеры захватывают завод и вынуждают руководство продать предприятие по невыгодной цене. Но всё идет не по плану: один из организаторов нападения (Иван Котик) руководствуется собственными целями и атакует своих напарников.
«Русский рейд» — возможно, самый недооцененный российский боевик. Фильм снимали большие фанаты и знатоки жанра. Например, режиссер Денис Крючков вдохновлялся старомодным экшеном с Брюсом Ли и Чаком Норрисом, а также схожим по названию индонезийским «Рейдом». Исполнитель главной роли Иван Котик и вовсе всю свою жизнь изучал боевые восточные искусства и снимался в фильмах Джеки Чана, поэтому «Русский рейд» может похвастаться реалистичной хореографией драк: начиная от стандартных рукопашных ударов и заканчивая хлесткими фронт-киками с ноги.
Ратник Лютобор (Алексей Фаддеев) отправляется в опасное путешествие за женой и ребенком, которых украли наемники. Ему помогает плененный скиф Куница (Александр Кузнецов). Вместе они проходят через самые опасные земли христианской Руси, встречаются с кровожадными племенами и вступают во множество жестоких сражений.
Боевик молодого режиссера Рустама Мосафира (позже он снимет сериал «Король и Шут») моментально подкупает древнерусской эстетикой: на пути героев встречаются язычники, половцы, скифы и многие другие обитатели диких земель. А еще зрителю показывают жуткие капища и идолов. Это не просто хорошая псевдоисторическая реконструкция: в фильме есть и экшен-сцены, снятые одним кадром, и жестокие кровавые убийства — получается эдакий отечественный «Ведьмак», только без жутких монстров и сложных сюжетных квестов.
1988 год, Афганская война. Новобранцы с прозвищами Чугун (Иван Кокорин), Лютый (Артур Смольянинов), Воробей (Алексей Чадов), Джоконда (Константин Крюков), Стас (Артём Михалков) и Пиночет (Сослан Филатов) попадают в учебную часть под руководством свирепого прапорщика Дыгало (Михаил Пореченков). Бойцы проходят экстремальный курс подготовки и попадают прямо на передовую — здесь солдатам угрожают вооруженные местные, разбросанные мины и суровая жара.
Боевик Фёдора Бондарчука одним из первых показал ужасы Афганской войны. Фильм в деталях рассказывает о суровом быте солдат, которых истязают как морально, так и физически, а затем настолько же беспощадно отправляют на поля боевых действий. В экшен-сценах клиповый монтаж со слоу-мо и броской цветокоррекцией сочетается с гнетущей моралью: на глазах зрителей погибает молодое запутанное поколение ради страны, которой не станет через несколько лет.
Студент Дима Майков (Григорий Добрыгин) получает в подарок от отца (Сергей Гармаш) машину: но вместо новенькой иномарки парню дают ключи от старого ГАЗ-21. Неожиданно герой узнает, что автомобиль умеет летать. Поначалу Дима использует это в корыстных целях и зарабатывает деньги, реактивно доставляя цветы по всей Москве. Но личная трагедия меняет взгляды Майкова: он становится мстителем и сражается с преступностью по всей столице. Местные дают супергерою прозвище — Черная молния.
Продюсер Тимур Бекмамбетов придумал один из самых необычных экшен-фильмов в истории российской кинематографии. Он объединил сюжет «Человека-паука» и «Трансформеров», чтобы создать нового отечественного супергероя: самоотверженного бедного студента на старой советской машине, который летает вокруг Москва-Сити и спасает людей. А иногда даже отправляется в космос.