Классики и комиксы: 10 самых ожидаемых российских фильмов 2024 года
2024 год богат не только на долгожданные зарубежные премьеры, но и на россыпь новых российских проектов, которые начнут появляться в кинотеатрах уже с 1 января. Рассказываем о самых интересных отечественных фильмах, которые выйдут в прокат в следующем году. Также предлагаем познакомиться с подборкой самых ожидаемых фильмов осени 2023 года.
Начнем с самого ожидаемого российского фильма 2024 года — вольной экранизации бессмертного романа Михаила Булгакова. Это проект-долгострой: он получил солидную финансовую поддержку от Фонда кино еще в 2018 году, изначально носил название «Воланд», а снимать его должен был Николай Лебедев («Легенда № 17»). Однако после пандемии в проекте произошли большие перестановки, и в режиссерское кресло сел Михаил Локшин («Серебряные коньки»), а сценаристом выступил Роман Кантор («Эпидемия»).
Действие фильма разворачивается, как и в оригинале, в Москве 1930-х годов: известный писатель (Евгений Цыганов) попадает в центр литературного скандала, и только любимая женщина (Юлия Снигирь) поддерживает его в творческих начинаниях. Остальной актерский состав картины тоже впечатляет: Аугуст Диль, Юрий Колокольников, Полина Ауг, Данил Стеклов и другие российские звезды. В прокат фильм выйдет 25 января.
В основе сценария фильма Игоря Волошина («Повелитель ветра») лежит книга Александра Волкова, который в 1939 году переписал на свой лад сказку американского писателя Лаймена Фрэнка Баума о волшебнике из страны Оз. Сюжет зрителю примерно знаком: злая колдунья Гингема устроила ураган, и тот унес девочку Элли и ее собаку Тотошку в диковинную страну Жевунов. Юная героиня, конечно, хочет поскорее оказаться дома, но для этого ей нужно добраться до великого волшебника Изумрудного города, который единственный и может устроить ее возвращение.
Все трудности пути Элли помогут преодолеть новые друзья — Страшила, Железный Дровосек и Трусливый Лев. Волшебная сказка Волошина снималась в республике Дагестан, а также в Москве и Московской области. Главные роли в картине исполнили известные российские актеры: Екатерина Червова, Юрий Колокольников, Артур Ваха, Дмитрий Чеботарёв и Светлана Ходченкова.
14 февраля, в День всех влюбленных, в кинотеатрах появится «Лед 3», финал самой романтичной современной российской франшизы. Картина станет завершением истории хоккеиста Александра Горина (Александр Петров) и его дочки Нади (Анна Савранская). В третьем фильме девочка Надя выросла и стала фигуристкой — о чем мечтала почти с пеленок. Сегодня девушка грезит о «Кубке Льда», как когда-то и ее мама. Горин, всё еще тяжело переживающий потерю жены, не в в восторге от того, что единственная дочь хочет тоже загнать себя в жесткие рамки спортивной карьеры. Однако Надя продолжает тренироваться втайне от отца и однажды знакомится с амбициозным московским хоккеистом (Степан Белозеров). Между молодыми людьми сразу же вспыхивает чувство. Однако отец не верит в эту любовь и пытается разлучить пару.
Первую часть трилогии снял Олег Трофим, позже перешедший во франшизу «Майор Гром». В режиссерском кресле второй части сидел Жора Крыжовников («Горько!», «Слово пацана», «Звоните ДиКаприо!»). Ну а режиссура третьей части была доверена Юрию Хмельницкому, для которого «Лед 3» станет полнометражным дебютом.
Вторая режиссерская работа одной из главных российских сценаристок Любови Мульменко («Верность», «Гипноз», «Разжимая кулаки»). Если игровой дебют Мульменко под названием «Дунай» был скорее пробой пера, то «Фрау» — полноценное авторское высказывание, уверенное и пронзительное. Главный герой фильма — парень Ваня (в его роли солист группы OQJAV Вадик Королёв), который работает в магазине «Охотник и рыболов» и ждет свою единственную и неповторимую «фрау» — так, на немецкий манер, он называет женщин.
Однажды он встречает балерину Кристину (Лиза Янковская) и с этого дня абсолютно уверен, что именно она должна стать его спутницей жизни, женой и матерью детей. Однако какой может оказаться романтическая история этих двух совершенно непохожих людей и возможна ли она в принципе? Фильм Мульменко уже удостоился наград за лучший сценарий и лучшую женскую роль на фестивале актуального российского кино «Маяк», прошедшем в октябре в Геленджике. В прокат картина выйдет 14 марта.
На этот раз за знаменитую повесть Кира Булычёва (до этого книгу экранизировали дважды) взялся Александр Андрющенко («Елки», «Напарник»). Спецэффектами блокбастера занималась компания «Водород», работавшая над такими фильмами, как «Притяжение» и «Лед», — а значит, зрителей точно ждет амбициозное и эффектное зрелище. Согласно сюжету книги, напомним, действие происходит в (уже) недалеком будущем, где космические пираты охотятся за миелофоном — специальным устройством для чтения мыслей. Неожиданно устройство оказывается в руках советского школьника Коли Герасимова, к которому прилетает гостья из будущего Алиса, чтобы вместе спасти галактику от опасности.
Однако, судя по доступной в сети информации, Андрющенко обошелся с оригиналом весьма вольно — тем интереснее посмотреть на то, что происходит на экране. Главных героев в фэнтези исполнили Даша Верещагина и Марк Эйдельштейн, которые, несмотря на относительно юный возраст, уже успели сняться в крупных проектах, таких как «Оффлайн» (Верещагина) и «Монастырь» (Эйдельштейн). Верещагина в интервью признавалась, что одной из главных радостей подготовки к съемкам для нее стали занятия боевыми искусствами, о которых раньше актриса только слышала. Кроме двух главных названных актеров, в проекте появятся Александр Петров, Виктория Исакова и Юрий Борисов. Премьера запланирована на апрель.
Продолжение комедии Клима Шипенко о мажоре Грише, побывавшем холопом и после этого горького опыта вступившем на путь справедливости. В августе 2022 года вторая глава народного хита получила поддержку Фонда кино, и тогда же было объявлено, что съемки начнутся в конце того же месяца.
Обновленный Гриша очень тонко чувствует любую несправедливость, а потому поведение избалованной и хамливой, похожей на него в прошлом дворянки Кати выводит его из себя. Временной «пункт перевоспитания» в продолжении переезжает из 1860-го в 1812 год, где героиня теряет все свои привилегии и взамен получает настоящие уроки выживания. Этот год был выбран неспроста: согласно продюсерам картины, он гораздо лучше знаком потенциальному зрителю благодаря насыщенности событиями: Отечественная война на фоне крепостного права. Стоит упомянуть и отдельное зрительское удовольствие в «Холопе 2» — костюмные сцены и сцены балов. Аглая Тарасова, исполнившая роль Кати, отмечала трудности съемок танцевальных сцен: нужно было делать сложные хореографические элементы в тяжелых исторических одеяниях.
Премьера нового фильма Дмитрия Давыдова («Пугало», «Нелегал») состоялась на кинофестивале «Маяк», а в 2024 году зрители увидят его и в кинотеатрах. Действие картины происходит в якутской глубинке, где по соседству живут две неполных семьи: два отца и два сына. У плотника Ивана недавно умерла жена, а оставшийся своенравный сын Тарас пеняет отцу на бесхребетность и бедность. Их сосед Влад промышляет криминалом на местном уровне и тоже растит сына, правда, нелюбимого и прозванного им самим «слабаком».
В какой-то момент Тарас начинает сближаться с Владом, видя в нем ту силу, которой ему не хватает в собственном отце. Это, как несложно догадаться, приводит к весьма трагичным последствиям. Давыдова-режиссера снова интересуют герои-изгои, их мотивация и условия существования в беспощадном мире.
Еще один проект-переосмысление в нашем списке, на этот раз — классики советской мультипликации. Музыкальная сказка Алексея Нужного («Я худею», «Громкая связь»), сценарий которой он написал совместно с Игорем Гринякиным («Серебряные коньки», «Движение вверх», «Чебурашка»), подкупает не только своим любимейшим зрителями источником вдохновения, но и россыпью звездных актеров в кадре.
Главные роли в «Бременских музыкантах» исполнили Тихон Жизневский и Валентина Ляпина, а компанию им составили Сергей Бурунов, Ирина Горбачёва и Констатин Хабенский. Фильм расскажет историю трубадура, который влюбляется в прекрасную принцессу, а та бесследно и внезапно исчезает из дворца. Теперь музыкант и его друзья должны отыскать девушку, попутно сочинив настоящий музыкальный хит, чтобы порадовать ее коронованного отца.
Еще один фильм-участник смотра актуального российского кино «Маяк». Согласно сюжету, в неназванном наукограде живут мать и сын. Город готовится к ликвидации за ненужностью, однако главная героиня (Дарья Екамасова) искренне верит, что ее муж-физик, исчезнувший шесть лет назад во время проведения научного эксперимента, находится где-то рядом, в другом измерении. Значит, город не может быть так просто стерт с лица земли.
В наукоград приезжает бывший коллега мужа (Владимир Селезнёв), чтобы отыскать ценные записи пропавшего, а в это время Мария встречает новую любовь, дальнобойщика Стаса (Николай Клямчук). Он хочет увезти героиню из этого места и начать вместе с ней новую жизнь. Но Мария не готова так просто оставить мужа-невидимку. По словам режиссера Антона Бильжо («Рыба-мечта», «Амбивалентность»), настоящие ученые-физики консультировали его во время написания сценария и даже снялись в одном из эпизодов фильма.
Продолжение экранизаций комиксов о майоре петербургской полиции Игоре Громе. После событий предыдущей части прошло больше года. Санкт-Петербург наконец оправился от погромов, а Игорь Гром стал главной городской знаменитостью. Днем он ловит преступников вместе с напарником (Александр Сетейкин), а вечера коротает с журналисткой Юлией (Любовь Аксёнова). Но идиллия не может длиться долго. В городе появляется новый злодей, который называет себя Призраком и втягивает Грома в опасное противостояние.
Петербургские съемки в этой части приобрели новый масштаб. В атмосфере строгой секретности на Дворцовой площади снимали одну из экшен-сцен, а массовка в Цирке на Фонтанке состояла более чем из четырех сотен человек. Актерский состав предыдущей части почти полностью сохранился: в блокбастере снялись Тихон Жизневский, Любовь Аксёнова, Алексей Маклаков, также к ним присоединились Матвей Лыков, Ольга Сутулова и Андрей Трушин, а в качестве камео можно заметить стендап-комиков Евгения Чебаткова и Андрея Атласа.