Подборки9 мин.

Классика жанра: 10 любимых фильмов Леонардо ДиКаприо

© Gilbert Carrasquillo/Contributor/Getty Images

Уже несколько поколений зрителей могут сказать, что выросли на картинах с Леонардо ДиКаприо. А вот сам актер, похоже, рос на классике. Список его любимых фильмов представляет собой джентльменский набор киномана: там есть всё, что определяло в XX веке историю голливудского и частично европейского кинематографа.

К востоку от рая

East of Eden
Рейтинг: 7.6IMDb: 8
Жанр: Драмы
1955, 112 мин
США, 6+
Режиссер: Элиа КазанГлавные роли: Джеймс Дин, Джули Харрис, Рэймонд Мэсси, Берл Айвз, Ричард Давалос, Джо Ван Флит

Экранизация романа Джона Стейнбека. По жанру это семейная сага, фактически пересказывающая библейскую притчу о Каине и Авеле. Набожный отец отдает предпочтение одному сыну и не замечает второго, которого отсутствие отцовской любви приводит в полное отчаяние, со временем переходящее в ярость. Это единственный фильм с Джеймсом Дином, вышедший при его жизни. В сентябре 1955-го, спустя полгода после премьеры «К востоку от рая», самый перспективный актер своего поколения погиб в автокатастрофе. Но даже одной роли, сыгранной в этой картине, оказалось бы достаточно, чтобы сделать его легендой американского кино.

В начале карьеры ДиКаприо не раз сравнивали с Дином. Критики отмечали сходство и во внешности, и в манере игры, и, конечно, в масштабе таланта. А в прошлом году режиссер Майкл Манн, автор легендарной «Схватки», признался, что чуть было не снял 19-летнего Лео в посвященном Дину байопике. Актера тогда подвели пробы. По словам постановщика, в некоторых ракурсах претендент на главную роль выглядел «совсем ребенком». Производство фильма было заморожено, да и разговоры о сходстве двух звезд вскоре утихли: всем стало очевидно, что Лео — не «второй Дин», а первый и единственный в своем роде Леонардо ДиКаприо.

2001 год: Космическая одиссея

2001: A Space Odyssey
Рейтинг: 8.1IMDb: 8.3
Жанры: Фантастика, Драмы
1968, 148 мин
США, Великобритания, 12+
Режиссер: Стэнли КубрикГлавные роли: Кир Дуллеа, Гэри Локвуд, Уильям Сильвестр, Дэниэл Риктер, Леонард Росситер, Маргарет Тайзэк

Долгое время фантастика, в том числе и экранная, считалась «низким жанром». Кубрик же доказал, что, снимая о космосе, можно рассуждать на глобальные темы: о жизни, о смерти, о Боге, о любви. Картина о встречах человечества с загадочными черными монолитами, которые воздействуют на ход эволюции, стала эталоном фантастического кино. И зрители, и критики были в восторге от говорящего компьютера с искусственным интеллектом, от сцен с воинственными обезьянами под музыку Рихарда Штрауса (недавно ее спародировала в «Барби» Грета Гервиг) и от финального психоделического трипа, который завершается перерождением.

О своей любви к «Космической одиссее» актер неоднократно рассказывал в интервью. «Это больше, чем фильм. Это духовный опыт», — говорил ДиКаприо. — Вам надо понять, что намерение Кубрика состояло в том, чтобы заставить нас осмыслить наши отношения со Вселенной. Чем чаще вы смотрите эту картину, тем больше вопросов себе задаете». При этом интересно, что в фильмографии самого Лео ни одной ленты о космосе до сих пор нет. Его единственным опытом в жанре научной фантастики остается «Начало» Кристофера Нолана.

8 с половиной

Рейтинг: 7.98IMDb: 8.1
Жанр: Драмы
1963, 138 мин
Италия, Франция, 16+
Режиссер: Федерико ФеллиниГлавные роли: Марчелло Мастроянни, Клаудия Кардинале, Анук Эме, Катерина Боратто, Барбара Стил, Сандра Мило

Знаменитый режиссер Гвидо Ансельми (Марчелло Мастроянни) никак не может приступить к съемкам нового фильма. У него опускаются руки, он разочарован и в жизни, и в любви. В поисках вдохновения Гвидо целиком уходит в собственные мысли и воспоминания. Придумывая эту картину, Феллини, очевидно, и сам не предполагал, какой подарок делает коллегам. После выхода «8 с половиной» рецепт преодоления творческого кризиса путем сублимации своих страхов и фантазий в новый сценарий стал общим местом. Если не знаешь, о чём снимать кино, то снимай о своем незнании, о том, как ты оказался в этом тупике.

«8 с половиной» — один из любимых фильмов Мартина Скорсезе, друга и наставника ДиКаприо. Несколько лет назад режиссер написал о Феллини большое эссе, которое было озаглавлено «Маэстро». По мнению Скорсезе, именно в этой картине проявилось «абсолютное визуальное мастерство» итальянца: «Я смотрел этот фильм бессчетное количество раз и всё еще задаюсь вопросом: как он это сделал? Как получается, что каждое движение, жест и порыв ветра идеально подходят друг другу?» Наличие ленты в топ-списке Лео после такого не удивляет: у ДиКаприо и Скорсезе наверняка очень похожие взгляды на кинематограф.

Принцесса Мононоке

Mononoke-hime
Рейтинг: 8.36IMDb: 8.4
Жанры: Аниме, Мультфильмы, Фэнтези, Драмы, Приключения
1997, 127 мин
Япония, 12+
Режиссер: Хаяо МиядзакиГлавные роли: Ёдзи Мацуда, Юрико Исида, Цунэхико Камидзё, Юко Танака, Мицуко Мори, Каору Кобаяси

Действие анимационного шедевра, созданного Хаяо Миядзаки, разворачивается в средневековой Японии. Аситака, принц племени эмиси, убивает вепря, напавшего на его деревню, но в результате сам становится жертвой поразившего животное проклятия. В поисках исцеления герой отправляется в далекое путешествие, которое приводит его в Железный город, где производят оружие. Против жителей города, зверски уничтожающих природу, выступают обитатели Древнего леса: волчица Моро и ее приемная дочь Сан, она же «принцесса Мононоке».

Картина студии Ghibli вышла летом 1997 года и стала самым кассовым фильмом в истории японского кино. На пьедестале она, правда, продержалась всего несколько месяцев: зимой на экранах появился «Титаник», легко сместивший «Принцессу» с первого места. ДиКаприо, исполнивший в американском блокбастере главную роль, превратился в кумира местных девушек и зачастил в Японию. Однако фильм Миядзаки актер, скорее всего, любит вовсе не за приятные воспоминания о промотуре «Титаника». Одна из важнейших тем «Принцессы Мононоке» — неразрешимый конфликт между миром природы и бурным развитием человеческой цивилизации. ДиКаприо, активный борец за защиту окружающей среды, не мог не оценить послание Миядзаки.

Таксист

Taxi Driver
Рейтинг: 8.03IMDb: 8.3
Жанры: Триллеры, Криминальное
1976, 113 мин
США, 18+
Режиссер: Мартин СкорсезеГлавные роли: Роберт Де Ниро, Сибилл Шепард, Джоди Фостер, Харви Кейтель, Питер Бойл, Леонард Харрис

Из всех фильмов голливудского мэтра Мартина Скорсезе ДиКаприо выделяет «Таксиста» — самую известную и, возможно, лучшую работу режиссера. Картину о ветеране Вьетнама, который, страдая от бессонницы, устраивается ночным таксистом и начинает кружить по Нью-Йорку, Лео впервые посмотрел в 15 лет. «Трэвис Бикл, главный герой фильма, меня просто ошеломил, — вспоминал актер. — Помню, я проникся к нему таким сочувствием. Мне казалось, я понимаю его. Понимаю его жизнь, его одиночество. А потом, в финале, он меня подвел. Я сидел, смотрел на него и думал: „Что же это за человек? Кто он вообще?“ Я полностью с ним идентифицировался, и вдруг он оказался совсем не тем, за кого себя выдавал. Это величайший независимый фильм из всех, что когда-либо были сняты».

Главную роль в «Таксисте» исполнил Роберт Де Ниро, ставший любимым артистом Скорсезе. Много лет спустя на этом посту его сменил как раз ДиКаприо. В этом году киноманы с нетерпением ждут выхода драмы «Убийцы цветочной луны». Это первый фильм Скорсезе, в котором Де Ниро и ДиКаприо играют вместе. Лента рассказывает о волне убийств, прокатившейся по резервации индейского племени осейджей, после того как на их землях обнаружили нефть. ДиКаприо критики уже прочат за фильм второй «Оскар», Де Ниро — как минимум номинацию.

Похитители велосипедов

Ladri di Biciclette
Рейтинг: 8IMDb: 8.3
Жанр: Драмы
1948, 90 мин
Италия, 12+
Режиссер: Витторио Де СикаГлавные роли: Ламберто Маджорани, Энцо Стайола, Лианелла Карелль, Элена Альтьери, Джино Сальтамеренда, Джулио Кьяри

Антонио Риччи, безработный глава семейства и отец двоих детей, после долгих мытарств находит работу расклейщика афиш, для которой нужен велосипед. Двухколесный друг у героя был, но из-за нехватки денег его сдали в ломбард. Чтобы выкупить велосипед, жена Антонио закладывает последнюю семейную ценность: льняные простыни, которые были ее приданым. В первый же день работы велосипед крадут. Антонио вместе с маленьким сыном Бруно отправляется на его поиски. Время действия — послевоенная Италия, место действия — вечный город Рим.

Сразу два итальянских фильма в списке ДиКаприо едва ли можно счесть случайностью. Возможно, это дань его корням: папа актера — наполовину итальянец, его семья по отцовской линии была родом из Неаполя. Имя у голливудской звезды тоже оттуда. По растиражированной в СМИ легенде, мать Лео приняла решение о том, как назвать ребенка, когда рассматривала картину Леонардо да Винчи в галерее Уффици. В то же время всё может быть намного проще. «Похитители велосипедов» — одна из важнейших картин итальянского неореализма, течения, во многом предопределившего и вдохновившего все последующие европейские киноволны XX века.

Когда Гарри встретил Салли

When Harry Met Sally...
Рейтинг: 7.7IMDb: 7.6
Жанр: Мелодрамы
1989, 91 мин
США, 16+
Режиссер: Роб РайнерГлавные роли: Билли Кристал, Мег Райан, Кэрри Фишер, Бруно Кёрби, Стивен Форд, Лиза Джейн Перски

Классический голливудский ромком, мгновенно разлетевшийся на цитаты. В центре сюжета — он и она, Гарри и Салли. На протяжении 12 лет они периодически встречаются, делятся сокровенным, спорят о возможности дружбы между мужчиной и женщиной, а ближе к финалу понимают, что давно любят друг друга. В самой знаменитой сцене фильма Салли громко стонет в ресторане, демонстрируя Гарри, как легко женщины умеют имитировать оргазм. Дама за соседним столиком (это мама режиссера), обращаясь к официанту, произносит легендарную реплику: «Принесите мне то же, что и ей».

ДиКаприо часто вспоминает эту картину. Во-первых, именно на нее он повел на свидание свою первую школьную любовь, испанскую девочку по имени Сесилия. Встреча, правда, закончилась провалом: будущий актер был так смущен, что после кино не мог вести разговор. Во-вторых, с идеальными парами из фильма он однажды сравнил свои отношения с партнершей по «Титанику» Кейт Уинслет. Фанаты после этого еще долго гадали, не собираются ли звезды заводить роман (они, увы, не собрались). Наконец, режиссер «Гарри и Салли» Роб Райнер сыграл отца персонажа ДиКаприо в «Волке с Уолл-стрит». Круг замкнулся.

Манхэттен

Рейтинг: 7.8IMDb: 7.8
Жанры: Драмы, Мелодрамы, Комедии
1979, 96
США, 18+
Режиссер: Вуди АлленГлавные роли: Вуди Аллен, Дайан Китон, Майкл Мерфи, Мэриэл Хемингуэй, Мэрил Стрип, Энн Бирн Хоффман

В конце 90-х издание New York Magazine посвятило тогда еще совсем юному ДиКаприо статью, которая была озаглавлена «Лео, принц города». Актер действительно обожает Нью-Йорк и проводит в нем большую часть свободного от съемок времени. Поэтому нет ничего странного в том, что в список его любимых фильмов вошел «Манхэттен» Вуди Аллена — картина о болтливом очкарике, который никак не может определиться со своими симпатиями. Отдельным персонажем в этой ленте выступает сам мегаполис с его яркими огнями, монументальными небоскребами и оживленными улицами.

Критики часто пишут, что Нью-Йорк, созданный Алленом, совершенно не похож на настоящий и является скорее отражением внутреннего мира режиссера, чем рисунком с натуры. В 70-х, возможно, так и было, но произошло удивительное. Кино само стало создавать реальность, и родился город, населенный интеллигентами, спорящими о творчестве Бергмана, бесконечно копающимися в своих неврозах и неспособными на отношения, которые, по словам остроумного героя «Манхэттена», «длились бы дольше связи Гитлера с Евой Браун».

Лоуренс Аравийский

Lawrence of Arabia
Рейтинг: 8.1IMDb: 8.3
Жанры: Приключения, Боевики, Драмы, Военное
1962, 227 мин
Великобритания, 12+
Режиссер: Дэвид ЛинГлавные роли: Питер О’Тул, Алек Гиннесс, Энтони Куинн, Джек Хокинс, Омар Шариф, Хосе Феррер

Грандиозный эпос Дэвида Лина о британском дипломате, археологе и разведчике Томасе Эдварде Лоуренсе, который в годы Первой мировой служил на Ближнем Востоке и принимал участие в арабском восстании против Османской империи. Его размах поражает и сейчас: хронометраж в четыре часа, съемки, которые длились 14 месяцев, самоотверженная игра Питера О’Тула и Омара Шарифа (после «Лоуренса» оба проснулись знаменитыми), панорамные сцены в раскаленной пустыне, семь «Оскаров», в том числе главный — за лучший фильм года.

Уже в наше время Лину начали пенять на то, что в картине нет ни одного полноценного женского персонажа, а сами события арабского восстания упрощены до предела. Фигура главного героя тоже вызывает много вопросов: романтический «белый спаситель» сейчас бы точно не котировался ни зрителями, ни критиками. Но отрицать влияние фильма на историю кино невозможно. Без «Лоуренса» не было бы ни «Звездных войн», ни «Дюны», ни «Апокалипсиса сегодня». Стивен Спилберг — еще один режиссер, которого ДиКаприо боготворит (вместе они сделали «Поймай меня, если сможешь»), — однажды назвал ленту Лина «чудом», повлиявшим на его выбор профессии.

Сансет бульвар

Sunset Blvd.
Рейтинг: 8.1IMDb: 8.4
Жанр: Драмы
1950, 110 мин
США, 16+
Режиссер: Билли УайлдерГлавные роли: Уильям Холден, Глория Свенсон, Эрих фон Штрогейм, Нэнси Олсон, Фред Кларк, Ллойд Гоф

Голливуд не сразу наловчился снимать «внутрицеховые» картины. Поначалу всё, что происходило на «фабрике грез», как правило, там же и оставалось, а зрители видели только блестящую обертку красивой жизни. В драме «Сансет бульвар» режиссер Билли Уайлдер впервые решил впустить публику за кулисы и показать ей изнанку звездного мира. По сюжету нищий сценарист (Уильям Холден) попадает в особняк всеми забытой постаревшей кинодивы Нормы Десмонд (Глория Суонсон), которая живет в мире своих иллюзий и по-прежнему считает себя кумиром миллионов.

«Сансет бульвар» — настоящая энциклопедия Золотого века Голливуда. В кадре появляются великие режиссеры Эрих фон Штрогейм и Сесил Б. ДеМилль, комик Бастер Китон, светская хроникерша Хедда Хоппер и звезда немого кино Анна Нилссон. Главную героиню играет Глория Суонсон, чья биография во многом совпадает с историей персонажа. Но, чтобы получить удовольствие от фильма, зрителю не нужно знать все эти имена. Сюжетно картина Уайлдера совсем не устарела и до сих пор служит грозным предупреждением о том, куда способны завести человека одержимость кино и жажда славы. Вряд ли кто-то из современных небожителей Голливуда, включая ДиКаприо, хочет повторить судьбу Нормы Десмонд.