Хулиган, любовник и красивый мужчина: 10 фильмов с Венсаном Касселем
Венсан Кассель — один из самых известных и высокооплачиваемых европейских актеров современности. В свой французский период он сделал себе карьеру у главных режиссеров страны — Гаспара Ноэ, Матьё Кассовица и Жака Одиара. После переезда в Голливуд актер не утонул в бесконечных блокбастерах и выбирал проекты с осторожностью: Кассель поработал с Ксавье Доланом, Дарреном Аронофски и Дэвидом Кроненбергом. Вспоминаем 10 ярких и разнообразных ролей незабываемого француза.
Предлагаем подборку про актрису и бывшую жену Касселя — Монику Беллуччи, и также, чтобы до конца окунуться в атмосферу, читайте про 10 французских фильмов о любви.
Худосочная и застенчивая балерина (Портман) претендует на главную партию в новой постановке «Лебединого озера», которую режиссирует напыщенный хореограф в исполнении Венсана Касселя. Последний требует от героини Портман превратиться из нежного белого лебедя в черного — раскрепоститься, соблазнить не только себя, но и весь мир. Короче говоря, плясать от техники к страсти. И ей это удается, только вот ценой собственного психического здоровья.
К 2010 году Венсан Кассель стал успешным голливудским актером, которому больше не приходится бегать по ночным криминальным парижским улицам. Теперь он прекрасно смотрится в образе карикатурного балетмейстера-искусителя — и если бы «Лебедь» вышел чуть позднее, то его бы точно назвали харассером. Сама же картина Аронофски является галлюцинаторной и мрачной историей одержимости и успеха, в которой не так много самого балета. И, как всегда у режиссера, фильм снят где-то между разухабистым китчем и большими смыслами.
В пригороде Парижа полицейский отправил в кому задержанного 17-летнего араба Абделя. Тогда, в 1993 году, местная молодежь устроила уличные беспорядки и требовала от правительства справедливости. Главный герой Венс обещает, что если парень умрет, то он застрелит одного копа. Но пока что он и его два друга, араб Саид и темнокожий боксер Юбер, слоняются по пригородным улицам, а потом едут в Париж, где застревают на ночь. Под утро, в ожидании обратного поезда, они узнают, что Абдель всё же скончался.
Первый громкий актерский успех Касселя и главная творческая удача режиссера Матьё Кассовица, за которую его признали лучшим режиссером на Каннском фестивале. Черно-белая и местами эстетская картина о жизни молодых мигрантов на задворках Парижа. «Ненависть» состоит из движения: динамичные планы практически не разбиваются монтажными склейками, а герои без конца дрейфуют по улицам города. Именно из этого фильма культовый фрагмент, в котором герой Касселя направляет ствол в зеркало и произносит уморительно грозный монолог. К кому он обращается — к полицейским, к себе или, может, к зрителю, который не верит в его решимость?
В университетский городок во Французских Альпах приезжает комиссар полиции (Жан Рено), чтобы принять участие в расследовании ритуального убийства библиотекаря местного учебного заведения. По соседству молодой детектив (Венсан Кассель) выезжает на другое дело — нацисты осквернили на кладбище склеп девочки, чьи фотографии потом пропали из школьного архива. Детективы, обнаружив мистическую связь между этими двумя преступлениями, объединяют силы.
Как отмечают критики, для Кассовица как режиссера эта работа знаменует переход от философско-социальных работ к жанровым. В данном случае — к адаптации детективной прозы Жан-Кристофа Гранже. Изобретательный сюжет, актерское исполнение и мрачно-снежный сеттинг не позволяют назвать этот фильм «проходным». Более того, режиссер продолжает, хоть и косвенно, прощупывать социальную подоплеку всех зверств, которые произошли в альпийской глубинке. И, к сожалению, после этого фильма Кассовиц и Кассель разорвали как профессиональное, так и личное общение. Говорят, актеру пришлось не по душе, что съемки были трудными, а сценарий менялся аккурат перед «мотором».
Пьер (Альбер Дюпонтель) и Маркус (Венсан Кассель) смачно вбивают огнетушитель в голову посетителя гей-клуба «Прямая кишка». Как выясняется, ранее подонок изнасивал в подземном переходе девушку Маркуса (Моника Беллуччи), и, чтобы его найти, зная только имя, герои подняли на уши весь ночной Париж.
Пожалуй, главный фильм Касселя в карьере и всё еще самый провокационный для Гаспара Ноэ. Все знают, какой шум «Необратимость» наделала на премьерном показе в Каннах, а сцену изнасилования окрестили одной из самых жестоких и натуралистичных за всю историю кино. Но фильм работает не только за счет шокирующего натурализма, но и за счет формальных приемов: инверсия сюжета (когда история смонтирована в обратном хронологическом порядке) и сверхдолгие (как бы без склейки) монтажные кадры. Одно помогает другому — реализм убеждает зрителя в неизбежности того, что должно произойти.
Одинокая адвокатка Тони (Эммануэль Берко) встречает на дискотеке Джорджио, героя Венсана Касселя, человека из ее молодости. К этому времени он стал то ли владельцем ресторана, то ли просто плейбоем. И у них быстро закручивается любовный роман на десять лет, который перерастает в брак и семейную жизнь. Но это всё лишь недавние воспоминания Тони, которая приехала на курорт, чтобы разобраться в том, кем для нее реально является Джорджио и где супруги свернули не туда.
Фильм Майвенн одни ругают за клишированную французскость любовной истории (неожиданная встреча, измены и скандалы), другие же, наоборот, подчеркивают ее раскрывшийся режиссерский почерк, женский взгляд на историю Тони и Джорджио. Который, в свою очередь, отличается от условных голливудских экранизаций Николаса Спаркса. Хоть Касселю неплохо удалось сыграть заправского пижона, главная звезда здесь — Эмманюэль Берко, получившая награду Каннского фестиваля за лучшую женскую роль.
Венсан играет преуспевающего и суматошного бизнесмена, у которого перед свадьбой запланирована деловая поездка из Парижа в Японию. Всё меняется, когда он видит в кафе былую любовь (Моника Беллуччи). Он тайно отменяет поездку и хитростью проникает в ее квартиру, однако на месте оказывается другая, похожая девушка (Роман Боренже). Вступив с ней в связь, герой Касселя попадает в любовный и запутанный многоугольник.
Современному зрителю эта история преимущественно знакома по американскому ремейку под названием «Одержимость». В свою очередь, французский фильм раскручивает тему безумной любви и поиска с оглядкой на «Головокружение» Альфреда Хичкока. Главный вопрос здесь — является ли «та самая любовь» той, за кого себя выдает? Очарования картине придает еще начинающая актриса Моника Беллуччи. Тем более что перед ней стояла самая ответственная задача — загадочно и чуть истерично бегать на красных каблуках, ускользая от взгляда героя Касселя и зрителя.
Героиня Эммануэль Дево, секретарша в компании по продаже недвижимости, по вечерам развлекается тем, что слушает любовные истории от подруг или сидит с их детьми. Устав от одиночества, она просит себе стажера — желательно мужчину в возрасте 25 лет. К ней попадает герой Касселя, недавно вышедший из тюрьмы и задолжавший бандитам. Авантюрист узнает о ее способности читать по губам, обретенной вследствие плохого слуха, и предлагает начальнице провернуть рискованное дело.
Молодому Касселю очень идет образ лихого парня, балансирующего на грани жизни и смерти. Собственно, все ранние роли актера — это разная вариация такого типажа. Но Жак Одиар раскрывает его мелодраматическую сторону благодаря дуэту с Эммануэль Дево. «Читай по губам» — редкий случай того, как романтическо-криминальный фильм не скатывается в клишированную историю любви. Это даже не французская версия «Бонни и Клайда», а что-то совершенно оригинальное.
Молодой и преуспевающий драматург Луи (Гаспар Ульель), возвращается на родину к семье во французскую провинцию после многолетнего отсутствия. Возвращение — прощальное; он хочет сообщить родне, что смертельно болен, но всё никак не может найти для этого момента. То и дело вспыхивают конфликты, у каждого из персонажей Марион Котийяр, Венсана Касселя, Леа Сейду и Натали Бай припасены друг к другу невысказанные обиды и претензии.
Шестой фильм канадца Ксавье Долана, получивший гран-при жюри Каннского фестиваля, и пока последняя творческая удача режиссера. Касселю здесь досталась не совсем типичная для этого периода роль старшего брата героя Ульеля — резкого и невротичного мужчины. Сам фильм принято называть глубоко нежным и лиричным, повествование то и дело проваливается в романтические воспоминания главного героя, который провел детство в этой провинции. Такие чисто киношные отступления и красивые крупные планы уводят картину в сторону от типичного европейского разговорного кино. Также «Конец света» поставлен по пьесе французского драматурга Жан-Люка Лагарса, умершего от СПИДа в 1995-м.
Саймон (Джеймс МакЭвой), работник аукционного дома, получает по голове, когда прячет картину Франсиско Гойи «Ведьмы в воздухе» во время ограбления помещения. Просыпается он уже с амнезией. Главарь налетчиков Фрэнк (Кассель) сперва не верит заложнику и силой пытается «помочь вспомнить» тому, но без толку. Тогда бандит зовет психотерапевтку (Розарио Доусон), специализирующуюся на гипнозе, — у которой между тем есть свой интерес.
Эффектный психологический боевик от Дэнни Бойла. Мотив транса и фантазий-воспоминаний позволяет британскому режиссеру разгуляться в сюжетных поворотах и трюках. Из разума Саймона удается достать много больше, чем требуется для находки полотна. Здесь также есть любовные страсти, которые разгораются между замечательным трио актеров. Но всё это окажется просто бизнесом или того хуже — нереальностью.
Антуан (Франсуа Клюзе) и Лоран (Кассель) приезжают на Корсику провести каникулы с двумя почти совершеннолетними дочерьми — Мари (Алиса Исааз) и Луной (Лола Ле Ланн). И если Мари ищет себе парня на молодежных дискотеках, то Луна влюбляется и успешно соблазняет лучшего друга отца — героя Касселя. Ситуация усложняется, когда Антуан узнает, что его дочь спуталась с неким возрастным любовником, и обещает найти того, чтобы изрешетить из дробовика.
Французская трагикомедия, поднимающая тему «мужчины в беде». Особенно комично наблюдать за беспомощностью и растерянностью Лорана в исполнении Касселя. Ведь за последним крепко закрепилось амплуа маскулинных героев, которые точно не пошли бы на поводу у 17-летней девушки. Радует, что режиссер Жан-Франсуа Рише не пускается в моральные наставления, скорее снимает симптомы современности (проблема приватности, новая диспозиция в мужском и женском), облекая их притом в непринужденную ромкомовую форму.