Подборки

Холокост, голос крови и злой дух: 10 фильмов про евреев

Вопреки устойчивым стереотипам, культура и история евреев загадочны. Кинематограф позволяет немного лучше узнать, чем живет этот народ, Причем интересно не только содержание фильмов, но и контекст их создания. Конечно, в центре внимания остается трагедия Второй мировой, но вообще национальная тема в кино многообразна. Это и поиск идентичности, и сложности адаптации в чужеродном обществе. Представляем подборку из 10 фильмов про евреев.

Сын Саула

Saul fia
Рейтинг: 6.7IMDb: 7.4
Жанры: Триллеры, Драмы, Военное
2015, 107 мин
Венгрия, 18+
Режиссер: Ласло НемешГлавные роли: Геза Рёриг, Левенте Мольнар, Урс Рехн, Тодд Шармон, Ежи Валцак, Шандор Жотер

Главный герой фильма — узник Освенцима Саул Ауслендер, попавший в зондеркоманду. По приказу нацистов он вместе с другими членами группы обслуживает газовые камеры, сжигает трупы, одежду и изымает ценные вещи у новоприбывших. Во время одной из зачисток Саул находит в камере умирающего мальчика, в котором ему мерещится его сын. Ауслендер решает во что бы то ни стало похоронить ребенка по иудейскому обряду. В это время другие члены зондеркоманды узнают, что их собираются уничтожить. Они решают устроить побег. Перед Саулом встает моральная дилемма: помочь себе и товарищам обрести свободу или вопреки всему довести миссию до конца.

Авторы картины в одном из интервью рассказали, что были сильно удивлены, когда на одном из показов школьники-подростки после просмотра фильма сравнили его с видеоигрой от третьего лица. Камера неотрывно следует за главным героем и практически всегда находится за его спиной. Своеобразная манера съемки, действительно напоминающая блуждания героя в компьютерном квесте, становится испытанием для зрителя. Вместе с Саулом мы почти физически ощущаем весь ужас, творившийся на «фабрике смерти». При этом расправа над заключенными остается за кадром или в расфокусе, до зрителя доносятся лишь крики жертв. И это визуальное умолчание оказывает еще большее психологическое воздействие. Фильм стал дебютом для венгерского режиссера Ласло Немеша, ученика знаменитого соотечественника Белы Тарра. Картина о моральном выборе в бесчеловечных условиях выиграла гран-при Каннского фестиваля и номинировалась на «Оскар».

Жизнь прекрасна

La Vita è bella
Рейтинг: 8.6IMDb: 8.6
Жанры: Комедии, Драмы, Военное
1997, 111 мин
Италия, 16+
Режиссер: Роберто БениньиГлавные роли: Роберто Бениньи, Николетта Браски, Джорджо Кантарини, Джустино Дурано, Серджио Бини Бустрик, Мариса Паредес

В 1930-х годах в Италии жизнерадостный официант Гвидо (Роберто Бениньи) влюбляется в женщину из соседнего города Дору. Красивым ухаживаниям героя пытается всячески помешать ее жених, местный писарь-фашист, однако Дора уже беззаветно влюблена в обаятельного Гвидо. Они женятся и заводят ребенка. Но начинается война, и семейную идиллию рушит вторжение немецких войск в оккупированную Италию. Еврея Гвидо вместе с маленьким сыном отправляют в концлагерь. Чтобы спасти мальчика, отец объясняет ему, что всё происходящее — игра, а главный приз — настоящий танк. Правила просты: не плакать, не жаловаться, не просить есть и ни в коем случае не попадаться на глаза охранникам.

Режиссер, сценарист и исполнитель главной роли Роберто Бениньи сильно рисковал, используя юмор в фильме о Холокосте. Хотя картина снята по мотивам книги узника Освенцима Ромео Сальмони «Я победил Гитлера», комизм в сакральной для многих теме могли счесть кощунством. Но Бениньи стал триумфатором. Фильм выиграл множество наград, включая гран-при в Каннах и три «Оскара», и, что, может быть, более важно, его приняли и полюбили зрители. Первая часть картины — чистая комедия с буффонадой в стиле немых комедий, а вторая половина заставляет улыбаться сквозь слезы. Злу противостоит отцовская любовь, способная в самых безнадежных ситуациях творить чудеса.

Синонимы

Synonymes
Рейтинг: 6.3IMDb: 7.1
Жанр: Драмы
2019, 123 мин
Франция, Израиль, 18+
Режиссер: Надав ЛапидГлавные роли: Кантен Дольмер, Том Мерсье, Луиз Шевильот, Урия Хаик

Йоав эмигрировал из Израиля во Францию. В Париже он намерен начать новую жизнь, полностью порвав с родной культурой, ивритом и семьей. Однако первое знакомство с французской столицей едва не стоит ему жизни. Йоава, обворованного и раздетого до трусов, находит замерзшим в пустой и холодной съемной квартире молодая пара — начинающий писатель Эмиль и его девушка Каролина. Они спасают незнакомца и всячески помогают ему адаптироваться на новом месте. Чтобы побыстрее выучить язык, Йоав ежедневно зубрит по словарю французские синонимы. Параллельно он знакомится с еврейской подпольной организацией, противостоящей неонацистам. Восторг от Парижа сменяется у Йоава горечью и разочарованием.

Картина Надава Лапида выиграла «Золотого медведя» на Берлинском кинофестивале. По признанию режиссера, фильм во многом автобиографичен. Лапид после армии уехал из Тель-Авива в Париж с твердым намерением никогда не возвращаться обратно. Но, покинув Израиль, он так и не обрел во Франции новую родину. Так и главный герой, пытаясь сбежать от всего еврейского, теряет свою индивидуальность. Без базиса в виде родного языка и культуры ему приходится заново пересобирать себя как личность.

Список Шиндлера

Schindler's List
Рейтинг: 8.9IMDb: 8.9
Жанры: Драмы, Историческое, Биографии
1993, 195 мин
США, 18+
Режиссер: Стивен СпилбергГлавные роли: Лиам Нисон, Бен Кингсли, Рэйф Файнс, Кэролайн Гудолл, Эмбет Дэвидц, Йонатан Сэгаль

Краков, 1939 год, нацисты сгоняют местных евреев в гетто. Немецкий промышленник и член НСДАП Оскар Шиндлер (Лиам Нисон) прибывает в город, чтобы открыть фабрику по производству эмалированных изделий. Предприимчивый бизнесмен придумывает схему, как одновременно получить на дело деньги и бесплатную рабочую силу. В обмен на освобождение из гетто он предлагает евреям отдать ему свои сбережения, а заодно поработать на фабрике. Попавшим в безвыходное положение сынам Израиля ничего не остается, как согласиться на сделку. Бизнес Шиндлера процветает, но в Краков прибывает жестокий офицер СС Амон Гетт (Рэйф Файнс) — ему поручили переправить евреев в концентрационный лагерь Плашов, а оттуда в Освенцим. Кровавая ликвидация гетто меняет взгляды Шиндлера. Рискуя быть разоблаченным, он использует все свои связи и деньги, чтобы спасти находящихся под его защитой людей от «поездов смерти».

Стивен Спилберг облек тему геноцида еврейской нации в большую голливудскую форму. Снятая по роману Томаса Кенилли «Ковчег Шиндлера» черно-белая картина на протяжении трех часов плавно перетекает из драмы в остросюжетный триллер. История успеха, рассказанная с гуманистических позиций, выиграла семь «Оскаров» и стала кассовым хитом. При этом фигура реального Шиндлера и его роль в спасении обитателей гетто до сих пор вызывают у историков серьезные вопросы. Кем он был — расчетливым авантюристом, нажившимся на страданиях евреев, или «прозревшим» гуманистом? Возможно, и тем и другим. Спилберг, впрочем, разрешает эту моральную дилемму однозначно. Лейтмотивом картины может служить ее слоган-цитата из Талмуда: «Тот, кто спасает одну жизнь, спасает весь мир».

Храброе сердце Ирены Сендлер

Жанры: Драмы, Военное, Биографии
2009
США, 12+
Главные роли: Анна Пэкуин, Горан Вишнич, Мишель Докери

Телефильм рассказывает о подвиге рядового социального работника, польской католички Ирены Сендлер, вытащившей из Варшавского гетто 2 500 еврейских детей. Во время Второй мировой войны она вступила в подпольную организацию «Жегота». Ежедневно рискуя жизнью, она вместе с соратниками выносила малышей из гетто в ящике для инструментов, а в задней части ее грузовичка прятались в мешках ребята постарше. Спасенных детей под чужими именами отдавали в приюты и монастыри.

Главная ценность фильма, конечно, в самой удивительной истории Ирены Сендлер. Ее отважное сердце спасло от голода, тифа и концлагерей тысячи еврейских детей. Сыгравшая главную роль Анна Пэкуин справилась со сложной задачей. Ее персонаж сдержан, но в пиковых эмоциональных моментах актриса убедительна, вызывая сопереживание. Всё это перекрывает недостатки картины вроде дешевых декораций, ходульных диалогов или назойливых попыток выбить слезу у зрителя звучащей за кадром жалостливой скрипкой. В конце мы видим пронзительный кусочек видео с реальной Иреной Сендлер, что придает телефильму ощущение документальной подлинности.

Жена смотрителя зоопарка

The Zookeeper's Wife
Рейтинг: 7.4IMDb: 7
Жанры: Драмы, Военное, Биографии
2017, 121 мин
Чехия, Великобритания, 18+
Режиссер: Ники КароГлавные роли: Джессика Честейн, Йохан Хелденберг, Даниэль Брюль, Тимоти Редфорд, Эфрат Дор, Иддо Голдберг

Смотрители Варшавского зоопарка Ян Жабинский и его жена Антонина (Джессика Честейн) трепетно ухаживают за своими животными. Но на дворе 1939 год, начало войны — люфтваффе бомбит польскую столицу, многие звери погибли. Чтобы зоопарк не закрыли, Жабинским приходит в голову идея превратить его в свиноферму, которая будет производить мясо для немецких солдат. В опустевших клетках супруги прячут евреев, бежавших из гетто. Ситуацию осложняет появление в Варшаве бывшего друга семьи, немецкого зоолога и директора Берлинского зоопарка Лутца Хека. Работающий на нацистов ученый давно вожделеет Антонину.

Фильм Ники Каро («Оседлавший кита», «Мулан») — мелодраматизированная адаптация одноименной книги Дайан Акерман о реальной истории спасения людей смотрителями Варшавского зоопарка во время Второй мировой войны. Только двое из 300 еврейских «гостей» (как называли их Жабинские), спрятавшихся в зоопарке, были схвачены нацистами и убиты. Супруги получили звание Праведников мира и считаются в Польше национальными героями. В экранизации опущены некоторые особо жестокие моменты из книги Акерман, а глянцевая картинка напоминает, что это продукция Голливуда. Особо впечатлительным зрителям лучше запастись носовыми платками — жалко и людей, и животных.

«Джентльменское соглашение»

Джентльменское соглашение

Жанры: Драмы, Мелодрамы
1947
США, 16+
Главные роли: Грегори Пек, Селест Холм

Журналист Филип Грин (Грегори Пек) после смерти жены переезжает с сыном в Нью-Йорк. Знакомый редактор предлагает ему написать серию очерков об антисемитизме в Америке. Главный герой решает изучить проблему изнутри. Грин становится Гринбергом, везде выдавая себя за еврея. И сразу же у него начинаются проблемы. Ему отказывают в обслуживании в дорогой гостинице, окружающие бросаются колкостями, а дворовые детишки начинают издеваться над сыном. В конце концов Грина бросает его любимая женщина. Во время работы над статьей он знакомится также с богатыми евреями. К удивлению Грина, они просят его не лезть не в свое дело. Несмотря ни на что, смелый журналист решает закончить свою обличительную статью.

«Джентльменское соглашение» по одноименному роману Лауры Хобсон снял голливудский мастер остросоциального кино Элиа Казан. Фильм напомнил американцам о том, что за декларируемым равенством может скрываться ксенофобия. При этом в картине нет ни одного чернокожего, которые, в отличие от евреев, сталкивались с открытой дискриминацией. За эту тему Голливуд возьмется только годы спустя. Казан и его лента выиграли «Оскар», но награда не спасла режиссера и актеров от серьезных проблем. В фильме назывались имена реальных политиков-антисемитов. В 1952 году Казана вызвали в Комиссию по расследованию антиамериканской деятельности. Его, члена компартии США, заставили донести на коллег. Были допрошены также сыгравшие в картине Энн Ривер и Джон Гарфилд (настоящее имя — Яков Гарфинкль). Оба отказались сотрудничать с комиссией, и на их актерской карьере был фактически поставлен крест. Дэррил Занук, продюсер ленты, стоявший у истоков кинокомпании 20th Century Studios, в те же годы перебрался из США в Европу. Вышедшую в 1947 году картину с учетом контекста времени сейчас можно рассматривать как документ эпохи.

Фанатик

Жанр: Драмы
2001
США, 16+
Режиссер: Генри БинГлавные роли: Райан Гослинг, Тереза Расселл, Билли Зейн, Гаррет Диллахант

Молодой ньюйоркец Дэнни Бэлинт — лидер неонацистской банды. Он открыто ходит по городу в футболке со свастикой и вместе с соратниками избивает всех попадающихся под руку евреев. Обладая недюжинным ораторским талантом, Дэнни привлекает внимание местных «интеллектуалов», сторонников превосходства белой расы. Он агитирует их перейти от слов к делу — начать убивать иудеев. Никто не догадывается, что ярый антисемит скрывает от них сокровенную тайну. Дэнни — сам еврей. На людях он обличает своих соплеменников во всевозможных грехах, а в уединении изучает Тору.

Фильм о еврейской самоненависти стал в 2001 году сенсацией Московского фестиваля. «Фанатик» выиграл главный приз и вызвал полемику среди критиков. С одной стороны, очевиден антифашистский посыл картины, с другой — неонацисты и их взгляды показаны без морализаторства, а главный герой и вовсе вызывает сочувствие. Для сыгравшего еврея-антисемита Райана Гослинга «Фанатик» стал настоящим прорывом в карьере. Его смятенного героя раздирают внутренние противоречия. Глубокий интерес к иудаизму в нем сочетается с чуть ли не физическим неприятием его религиозных догматов. Эта двойственность сознания толкает Дэнни на путь саморазрушения. Трагический финал закономерен.

До свидания, дети

Жанры: Драмы, Военное
1987
Франция, Германия (ФРГ), Италия, 12+
Главные роли: Филипп Морье-Жену

На дворе 1944 год, Франция оккупирована немцами. Двенадцатилетний Жюльен после каникул возвращается в закрытый католический колледж. Там он знакомится с новеньким учеником — Жаном Бонне. Взаимная враждебность постепенно перерастает в дружбу. Жюльен догадывается, что его друг скрывается в колледже под чужой фамилией. Учителя прячут в школе несколько еврейский мальчиков, чтобы спасти их от концлагерей.

Фильм о подростковой дружбе и боли первой утраты занимает важное место в творчестве Луи Маля. Вторая мировая война застала его школьником, и Маль сам был свидетелем рейда гестапо, после которого учителя и нескольких еврейских учеников отправили в Освенцим. По признанию режиссера, это трагическое воспоминание преследовало его всю жизнь и во многом повлияло на его мировоззрение. Глубоко переживавший немецкую оккупацию Франции Маль в 1973 году снял провокационную ленту «Лакомб Люсьен» о коллаборационизме среди своих соотечественников. Соотечественники в ответ устроили травлю режиссера. Десять лет он вынужден был работать за границей. Поэтому «До свидания, дети» — это не только фильм-исповедь, но и попытка оправдания, прояснения своей позиции по табуированной для французов теме. В итоге картина выиграла семь премий «Сезар» — на родине простили мэтра.

Диббук

The Vigil
Рейтинг: 5.96
Жанр: Ужасы
2019, 0
США, 18+
Режиссер: Кит ТомасГлавные роли: Линн Коэн, Дэйв Дэвис, Менаш Лустиг, Малки Голдман

Сюжет удивительно напоминает гоголевского «Вия», только на еврейский манер. Безработному парню Якову, недавно покинувшему ортодоксальную общину хасидов, предлагают побыть шомером — человеком, который должен молиться всю ночь у тела усопшего. Обычно эту роль выполняет кто-то из близких покойника, но если таких нет, то можно заплатить за обряд человеку со стороны. Недолго поколебавшись, Яков соглашается. Усопший — старый еврей Литвак. Компанию шомеру составляет вдова Литвака, страдающая деменцией. Первое время Яков относится к своим обязанностям несерьезно, но потом в доме начинают происходить странные вещи. Он с ужасом понимает, что за этим стоит потусторонняя сила.

В отличие от повести русского классика и ее прекрасной экранизации, где ужас сочетался с юмором, «Диббук» слишком серьезен. К слову, никакого диббука в фильме нет. Есть маззик, менее известный персонаж еврейской демонологии. Название «Диббук» — это русская локализация оригинального названия «Бдение». Режиссер Кит Томас наделил маззика способностью питаться страданиями иудеев. Литвак пережил Холокост, а Яков не смог защитить друга от нападения скинхедов. По сути, злой дух в фильме — материализация их душевных травм. Спасает Якова только обретенная им сила веры.