Холодный взгляд с экрана: 10 фильмов с Аленом Делоном
Для российского зрителя Ален Делон является главной французской кинозвездой и секс-символом прошлого столетия. Актер появлялся в образах мученика, беспристрастного киллера, оголтелого авантюриста и одинокого дельца в лучших работах европейских мастеров: от Лукино Висконти до Жан-Пьера Мельвиля. Прослеживаем творческий путь великого француза в 10 фильмах.
Первая крупная роль Алена Делона. Сюжет наверняка знаком зрителям по более поздней работе Энтони Мингеллы «Талантливый мистер Рипли» с Джудом Лоу и Мэттом Дэймоном: обе картины являются экранизацией романа Патриции Хайсмит. В ленте Рене Клемана речь идет о Филиппе Гринлифе (Морис Роне), сыне американского миллиардера, прожигающем жизнь в Италии вместе со своей подружкой, и его менее преуспевшем в жизни соотечественнике Томе Рипли (Ален Делон), мечтающем пробиться наверх. После случайного знакомства отец Гринлифа просит Тома поехать в Италию, чтобы вразумить сына-транжиру, но у Рипли появляется другая идея — он решает начать новую жизнь, выдавая себя за Филиппа.
Когда Клеман пригласил Делона сняться в экранизации, у 23-летнего актера ни одной солидной роли в портфолио еще не было — были лишь выдающиеся внешние данные. Изначально он должен был сыграть Филиппа, однако, появившись на площадке, Делон убедил Клемана, что роль Рипли, расчетливого дьявола с ангельскими чертами, должна отойти ему. После премьеры, куда Ален явился одетым как его герой, о нем заговорила вся индустрия. Да и сам актер впоследствии не раз называл Клемана одним из главных наставников в своей карьере.
Другой ментор, которого Ален высоко ценил и уважал, — итальянский режиссер Лукино Висконти. В их первом совместном проекте «Рокко и его братья» француз сыграл главного героя — одного из пяти отпрысков из бедного семейства Паронди. Овдовев, Росарио Паронди перебирается с четырьмя сыновьями из сицилийской деревни к пятому в Милан в надежде на лучшую жизнь. Там братья берутся за любую работу (на стройке, в химчистке…), чтобы прокормить себя и семью, в том числе увлекаются боксом. Постепенно в отношениях между Паронди назревает конфликт, и виной тому распутная девушка Надя (Анни Жирардо), которая вклинивается между братьями.
Это первая в карьере Висконти картина, не основанная на конкретном литературном произведении, хотя источники вдохновения у «Рокко» вполне считываемы: это и «Идиот» Достоевского (персонаж Делона списан с Мышкина), и «Христос остановился в Эболи» Карло Леви, и поэмы Рокко Скотелларо, в честь которого назван фильм, и «Иосиф и его братья» Томаса Манна… Делону на сей раз выпало сыграть полную противоположность Рипли: мученика, который бьется на ринге лишь для того, чтобы не согрешить. Висконти, третировавший актеров на съемках для получения желаемого эффекта от игры, преподал Алену немало уроков: не столько актерских, сколько в целом жизненных. Итальянец слепил из француза Делона истинного аристократа, несколько надменного, но всегда одетого с иголочки и знающего себе цену. Таким актера впоследствии и запомнит весь мир.
После Висконти Ален Делон попытал силы с другим признанным итальянским постановщиком — Микеланджело Антониони. Чтобы поработать с ним, актер отказался от роли в «Старшем Фрешо» Жан-Пьера Мельвиля: итальянское кино на тот момент было на самом пике популярности и выразительных возможностей, да и недавняя картина Антониони «Приключение» заработала в Каннах приз жюри.
После разрыва с очередным возлюбленным (Франсиско Рабаль) переводчица Виттория (Моника Витти) знакомится с молодым биржевым маклером Пьеро (Ален Делон) и завязывает с ним осторожный роман, которому не суждено вылиться во что-то большее. Антониони вновь исследует полюбившуюся ему в конце 1950-х — начале 1960-х годов разобщенность, невозможность коммуникации людей в экономически стабильном, сытом обществе.
Делон вновь работает с Висконти. В «Леопарде» сюжет разворачивается в Италии 1860 года, во время гражданской войны между сторонниками Гарибальди и приверженцами правящей династии Бурбонов. Сицилийский князь Фабрицио ди Салина (Берт Ланкастер) следит за переменами с пессимизмом, в то время как его молодой племянник, беспринципный оппортунист Танкреди (Ален Делон), пробивается в политическую элиту и сватается к дочери нувориша (Клаудия Кардинале). В эпилоге зрителю демонстрируется 51-минутная сцена бала, которая ясно намекает, какая судьба ждет «леопарда» ди Салину: на смену таким, как он, хищникам придут «шакалишки, гиены» нового порядка.
За «Леопарда» Висконти получил на Каннском кинофестивале «Золотую пальмовую ветвь». В масштабной исторической фреске, основанной на романе Джузеппе Томмазо ди Лампедузы, подробно и четко обрисован итальянский социум середины XIX века, и особенно сицилийской аристократии. В образе Танкреди Ален, как это часто бывало в его фильмографии, предстал в знакомом образе обольстительного негодяя, которого едва ли могут подвести его приспособленческие навыки.
За «Леопардом» последовал другой исторический проект — романтическая комедия плаща и шпаги «Черный тюльпан» Кристиан-Жака (он также снял «Фанфан-Тюльпана»). Теперь Ален примерил на себя образ повесы графа Гийома де Сен-Прё, скрывающего удивительную тайну: он же прячется под маской таинственного борца с монархией Черного тюльпана. В канун нападения на очередного аристократа этот народный мститель отправляет ему соответствующий цветок, а после крадет богатство в пользу бедных, оставляя немалую часть и себе.
Черную маску Делон надел не в последний раз: в 1975 году у Дуччо Тессари выйдет «Зорро» с ним же в главной роли. Согласиться на «Тюльпана» актера сподвиг успех Жан-Поля Бельмондо в похожем приключенческом фильме «Картуш». Да и сама картина располагала к тому, чтобы продемонстрировать профессиональное мастерство: Ален играет не только перевоплощающегося графа, но и его брата-близнеца, что, конечно, усложняет задачу актеру.
Эта экранизация одноименного романа Жозе Джованни от Робера Энрико была знакома многим советским школьникам. Сюжет закручивается вокруг трех неудачливых героев: у автомеханика Ролана (Лино Вентура) не получается спроектировать новый двигатель, первая выставка скульпторки Летиции (Джоанна Шимкус) заканчивается провалом, а пилот Маню (Ален Делон) теряет лицензию из-за розыгрыша страхового агента. Впрочем, все проблемы можно легко решить: Маню узнает, что когда-то у берегов Конго авиакатастрофу потерпел бельгийский бизнесмен, вывозивший из страны свое состояние, — ищи не хочу.
«Искатели приключений» стали первым проектом Делона после возвращения из Голливуда. К слову, гастроли вышли не самыми удачными: хоть работа с Ральфом Нельсоном, Марком Робсоном и Майклом Гордоном и принесла актеру опыт, на Западе о нем так и не заговорили. Работа над «Искателями» шла тяжело: на родной земле Ален с лихвой ставил на съемках свои условия, например пытался продавить на роль Летиции тогдашнюю супругу Натали, — Энрико не сдался. Тем удивительнее, насколько легкой и полной надежды (даже несмотря на финал) вышла картина.
Жеф Костелло (Ален Делон) — профессиональный наемный убийца, славящийся методичностью и практичностью: еще ни разу его рука не дрожала, ни разу он не оставлял следов. Во время выполнения очередного заказа, убийства владельца ночного клуба, Жеф совершает оплошность: неожиданно находится свидетельница, которая видела киллера в лицо. Теперь охоту на него объявляют и полиция, и заказчики преступления.
Фильм режиссера Жан-Пьера Мельвиля сопровождается вымышленной цитатой из бусидо: «Нет более глубокого одиночества, чем одиночество самурая, разве что, может быть, одиночество тигра в джунглях». Эти слова соотносятся не только с персонажем Делона — образ спокойного и собранного наемника французу как нельзя к лицу, — но и с ним самим в то время. Актер уже успел превратиться в бесплотный величественный символ.
Писатель Жан-Поль Леруа (Ален Делон) и его подруга Марианна (Роми Шнайдер) проводят лето в Сен-Тропе, на вилле друзей с большим бассейном. Идиллический отдых омрачается, когда им звонит давний друг Жан-Поля Гарри (Морис Роне), путешествующий по Лазурному Берегу в сторону Милана вместе с дочерью Пенелопой (Джейн Биркин). Когда-то Марианна была возлюбленной Гарри, так что между мужчинами ожидаемо возникает напряжение, приводящее к гибели одного из них.
Обратить внимание на проект малоизвестного Жака Дере Алену порекомендовал продюсер «Искателей приключений» Жерар Бейту. Актер, уставший от безрадостной театральной деятельности, в самом деле заинтересовался сценарием. На главную женскую роль он позвал свою бывшую возлюбленную Роми Шнайдер. Эротический триллер, однако, запомнится не сексуализированной игрой Делона и Шнайдер, а делом Стевана Марковича: неизвестные убили телохранителя Делона под конец продакшна, и виновным полиция будет долго считать актера.
Во время съемок «Бассейна» Алену пришел в голову замысел гангстерской трагикомедии «Борсалино», где главные роли исполнили бы он сам и Жан-Поль Бельмондо — негласным конкурентам уже приходилось работать вместе, но не настолько вплотную. Интерес Делона вызвала книга Эжена Саккомано «Бандиты Марселя», так что он как продюсер загорелся идеей перенести на экран историю марсельских гангстеров 1930-х Поля Карбоне и Франсуа Спирито.
Режиссером был снова выбран Жак Дере, а вот имена героев пришлось поменять, формально открестившись от жанрового клейма «байопик», — к тому же семьи бандитов не захотели снова обращать внимание общественности на их прошлое. Так в ленте, названной в честь марки мужских шляп, появились Франсуа Капелла и Рок Сиффреди, решившие взять нелегальный бизнес тех времен в свои руки.
На роль Джино Страблиджи в криминальной драме Жозе Джованни Ален согласился во многом из-за Жана Габена (он сыграл надзирателя Казнёва): еще на службе в Индокитае будущий актер увлеченно пересматривал фильмы с Габеном. Тогда он и решил быть во всём похожим на него, в том числе заняться актерством. К тому же персонажа такой судьбы — перевоспитавшегося преступника, мечтающего о простом человеческом счастье, — ему играть еще не приходилось.
По сюжету Страблиджи арестовали из-за ограблений банков, но из тюрьмы он вышел досрочно благодаря заботе Казнёва. Герой начинает новую жизнь и устраивается в типографию, но судьба не готова так просто позволить Джино забыть о прошлом: бывшие друзья из местной банды не оставляют его в покое, а из ниоткуда появившийся инспектор Гуатро (Мишель Буке), когда-то арестовавший Страблиджи, с радостью превращает его новую жизнь в ад.