Каждый может — не каждый умеет: 10 фильмов, снятых на смартфон
Еще лет 15 назад, если бы кому-то пришла в голову идея снять художественный фильм на телефон, его подняли бы на смех. Сейчас — почему бы и нет. Даже если в твоем распоряжении миллионные бюджеты на кино и огромная команда, всё равно руки чешутся попробовать что-то новенькое — например, достать из кармана смартфон и скреативить здесь и сейчас. Или позвать друзей и интересно провести выходные. Как говорится, лучшая камера — та, что у тебя при себе. Здесь мы собрали несколько интересных примеров, когда знаменитые и не очень режиссеры вооружились смартфонами, чтобы сделать классное кино буквально на коленке.
Темнокожая проститутка-трансгендер по имени Син-Ди Релла выходит из тюрьмы, где провела 28 дней, и узнает, что ее парень за это время нашел себе новую подружку, причем из белых. Импульсивная дамочка отправляется на поиски соперницы, намереваясь прочесать весь Лос-Анджелес, но наказать гадину. В это же время по городу ездит таксист-армянин, в течение дня в его автомобиле оказываются самые разные люди, и далеко не все из них приятны.
Картина об уличной жизни снята режиссером Шоном Бэйкером на несколько пятых айфонов. Это позволило не привлекать к процессу излишнего внимания, поскольку самой заметной частью оборудования была звукозаписывающая аппаратура. Для видео понадобились стедикамы, широкоугольные объективы, которые крепятся на смартфоны, и приложение FiLMIC Pro. Премьера состоялась в 2015 году на фестивале «Сандэнс», причем подробности производства не оглашались заранее, и зрители даже не заподозрили, что всё это снято без помощи профессиональной кинотехники за микроскопический бюджет.
Успешная женщина Елена Ивановна не влюбляется и не тусуется, детей у нее тоже нет, равно как и секса. Лучшая подруга заявляет Елене, что та просто-напросто непривлекательна, а чтобы доказать обратное, у нее есть 24 часа. За сутки бизнесвумен должна затащить в постель мужчину и прислать селфи по итогам челленджа. Героиня едет в Санкт-Петербург за романтическим приключением, целый день безуспешно проводит в поисках того, кто захотел бы с ней переспать, и успевает в последний момент. Всё прекрасно, пари выиграно, но Елена Ивановна влюбляется, а номер, оставленный ей прекрасным незнакомцем, недействителен. Начинаются отчаянные поиски.
Сериал-драмеди в стиле ретро начинался как короткометражка, снятая на одиннадцатый айфон. Режиссер Анна Меликян сделала ее для благотворительного аукциона, и выбор камеры был обусловлен не каким-то особым художественным замыслом, а простой усталостью от серьезного съемочного процесса после работы над фильмом «Фея». Кстати, выбор черно-белого формата тоже скорее случайность: Меликян снимала первую серию на телефон самостоятельно и плохо продумала освещение. Ошибку исправила простым переводом отснятого материала в ч/б, и оказалось — то, что надо.
Издерганная молодая женщина Сойер Валентини работает в крупной компании, несмотря на маленький стаж, она на хорошем счету у руководства. Сойер легко нашла бы себе парня, но не может преодолеть свой страх преследования. С этой проблемой она идет к психологу, а психолог неожиданно отправляет героиню в психиатрическую клинику. Пациентка уверена, она тут по ошибке, хотя иногда сомневается, вдруг с головой и правда непорядок. Всё встает на свои места, когда девушка встречает среди медбратьев человека из своего прошлого и понимает, что нужно срочно выбираться отсюда.
Любитель художественных экспериментов Стивен Содерберг снял этот фильм на свеженький тогда седьмой айфон в формате 4К всего за десять дней. Отказ от профессиональной кинокамеры позволил режиссеру использовать необычные ракурсы, визуализирующие тревожное состояние героини. Однако не со всеми задачами слишком легкий смартфон мог справиться: над некоторыми сценами режиссеру пришлось попотеть, а, например, в сцене с багажником и вовсе отказаться от айфона и взять цифровую фотокамеру и штатив.
В баскетбольной лиге NBA локаут — игры приостановлены, игроки не зарабатывают, их агенты на мели. Юный и талантливый баскетболист Эрик попал в свою команду в самый неудобный момент: он уже подписан, уже знает, что крут, но еще не сыграл ни одной игры. Зато взял невыгодный кредит и теперь не может расплатиться. Его агент Рэй тоже в подвешенном состоянии, компания вот-вот разорится. Надо что-то сделать, чтобы ситуация сдвинулась с мертвой точки, все заиграли, а денежный поток снова стал стабильным. У Рэя, разменявшего в этом бизнесе не один сезон, есть план.
После экспериментальной в визуальном плане, но вполне предсказуемой по содержанию картины «Не в себе» режиссер Стивен Содерберг переключился на очень специфическую тему — баскетбол и деньги. Это сильно сузило аудиторию, так что его новые эксперименты в области съемок на айфон, на этот раз восьмой, остались незамеченными. При этом сложно себе представить два настолько непохожих фильма. Если в предыдущем фильме на вас вываливают эмоции по полной программе, то здесь широкий формат, строгость и лаконичность кадра работают на историю, где всё внутреннее напряжение как будто спрятано и проявляется лишь в искривлениях пространства.
В 1970–80-е годы в ЮАР большой популярностью пользовались песни американского певца Сиксто Родригеса. Для молодежи, настроенной против режима апартеида, он был настоящей звездой. Находясь в информационном вакууме, поклонники певца не знали о нем примерно ничего, кроме слухов о том, что он застрелился прямо на сцене. Когда режим пал, в 1990-е годы два поклонника Стивен Сегерман и Крэйг Бартоломью Стридом решили узнать о судьбе Родригеса. Оказалось, что на родине в США он практически неизвестен и найти информацию о нем не так-то просто.
Документальный фильм по итогам расследования сделал Малик Бенджеллуль в 2012 году. Сначала картина снималась на обычную любительскую кинопленку, но, когда запасы иссякли, создатели фильма переключились на айфон. На смартфоне уже тогда появилось приложение, имитирующее эту пленку, — 8mm Vintage Camera. Фильм получился настолько проникновенным и воодушевляющим, что в 2013 году собрал почти все значимые награды на фестивалях и кинопремиях, в том числе и «Оскар» за лучший документальный фильм.
У девушки Маши рак — меланома с метастазами. К своей скорой смерти она старается относиться с юмором: подбирает гроб, обдумывает будущие похороны, утверждает список гостей, собирает в интернете шуточки про онкологию. Муж Петя не разделяет ее легкомысленного настроя и пытается найти несколько миллионов на операцию в Германии. Самый реальный вариант — продать квартиру, но мама не дает согласия. Поэтому Петя решает заработать денег, снимаясь в порнофильме.
Мокьюментари Бориса Гуца напоминает видеоблог на YouTube, разве что кадры выстроены интереснее, чем это обычно бывает у блогеров. У режиссера сейчас всего четыре полнометражных фильма, и два из них сняты на айфон — «Фагот» и «Смерть нам к лицу». Автор считает, что камера — это инструмент, и если история требует камеры смартфона, надо так и снимать. В фильме использовались в том числе кадры, сделанные актерами в личных целях, и даже фрагменты сториз из инстаграма. После двух фильмов Гуц вывел свою философию мобильного кино, главное правило которой гласит: «Если твой сценарий можно снять на обычную камеру, снимай на обычную камеру».
Фильм доступен по подпискам START и «Премиум».
На подпольной студии делают эротические фотографии, а в качестве моделей приглашают проституток. У них, разумеется, нет профсоюза, и их некому защищать, в то время как «бизнесмены» и полицейские легко находят общий язык. Одну из девушек тащат на расправу, но она находит в себе силы, чтобы постоять за себя.
Этот стильный нуар сделали Зак Снайдер и его дети. Снайдер известен как режиссер, который снимает масштабные блокбастеры со спецэффектами и супергероями. А тут маленькая картина на четыре минуты, сделанная на айфон за один уик-энд. В фильме не звучит ни одного слова — только тревожная музыка, мелькают искаженные где злобой, а где болью лица. Камера айфона фиксирует фрагменты разорванного повествования, которые зрителю надо собрать воедино. Вполне органичный формат для мобильного видео.
Франция, безмятежное лето. Мама, папа и две дочки собираются в путешествие на микроавтобусе. Сзади на кронштейны установлены три больших велосипеда, младшая девочка просит не забыть и ее трехколесный, но его не очень надежно привязывают всего одним тросиком. В результате через пару лежачих полицейских он отвязывается и остается на дороге. Пока семья едет дальше, маленький велосипед отправляется на поиски своей хозяйки.
Эту короткометражку в 2017 году Мишель Гондри («Вечное сияние чистого разума») снял на седьмой айфон. Тогда же он сделал несколько роликов, в которых рассказал, как работал над фильмом, используя все возможности мобильной камеры того времени: функции таймлапс и слоу-мо плюс сменные объективы и стабилизаторы. В итоге получилась необычная и вдохновляющая рекламная кампания для Apple и ее смартфонов.
Немолодой корейский мужичок приходит на речку, чтобы спокойно порыбачить. Днем всё идет просто прекрасно: вкусная уха, приятная погода. Но когда спускается ночь, на крючок попадается какая-то очень большая рыба. Рыбаку приходится приложить усилия, чтобы вытащить добычу, а на берегу рыба оборачивается мертвой женщиной, которая вскоре оживает и умерщвляет ловца. Дома мужичка оплакивают мама и маленькая дочка, а приглашенная специалистка по ритуалам призывает к себе дух умершего, чтобы он мог проститься с родными и дать последние наказы.
Эту жуткую короткометражку создал корейский режиссер Пак Чхан-ук, более известный как автор «Олдбоя» и «Служанки». С этим фильмом он стал одним из первых в мире режиссеров, снявших полноценное художественное кино на смартфон. Пак занялся картиной скорее для развлечения и для пробы нового инструмента. Все сцены фиксировались сразу на два айфона, при этом участники съемочного процесса тоже пытались что-то снять, и самые интересные ракурсы вошли в окончательный монтаж. Киносообщество оценило эксперимент «Золотым медведем» на Берлинском кинофестивале в 2011 году.
Никакой особой драматургии: просто уик-энд двух влюбленных. Утро, валяние в кровати, потом девушка долго вертится у зеркала, прихорашиваясь. Парочка идет гулять по Нью-Йорку: в магазине она примеряет платья, он оценивает результат, они гуляют за ручку, валяются в парке на траве, бегают в слоу-мо, смеются. Вечером — ужин в ресторане при свечах и кино перед сном.
Красивая и нежная короткометражка «Любовь в Нью-Йорке» Тристана Поупа не притворяется кинофильмом ни стилистически, ни сюжетно: с первых же кадров и титров становится ясно, что это снято на смартфон. Минимальная дистанция между камерой и актерами позволяет создать более интимную обстановку, а узнаваемые и привычные каждому зрителю ракурсы создают эффект непосредственности и подлинности переживания.