Капитан Волконогов из купе номер 6: Фильмы и сериалы с Юрой Борисовым
8 декабря Юре Борисову исполнилось всего лишь 30. Пожалуй, сегодня он самый востребованный и разноплановый российский актер. Только в 2021 году с Борисовым вышли сразу 6 фильмов: «Петровы в гриппе» и «Купе номер 6» были показаны в Каннах, «Герда» участвовала в конкурсе Локарно, премьеры картин «Капитан Волконогов бежал» и «Мама, я дома» прошли в Венеции, «Подельники» — на «Кинотавре». Нет сомнений, что лучшие работы актера еще впереди. А пока вспоминаем 10 значимых ролей Борисова.
На носу Новый год, но праздничное настроение в семье Петровых портят симптомы гриппа. Заболевают все: и автослесарь Петров (Семен Серзин), и жена-библиотекарша Нурлыниса (Чулпан Хаматова), и сынишка-школьник (Владислав Семилетков). Супруги вроде бы расстались, но на самом деле после развода их отношения не претерпели никаких изменений. Петрову в троллейбусе встречаются сплошь озлобленные безумцы, даже помятого вида кондукторша-Снегурочка доверия не вызывает. Также главе семейства докучает странноватый приятель Игорь (Юрий Колокольников). Каждая встреча с ним — попойка. Нурлыниса носит в сумочке нож и потихоньку разбирается с неприятными типами. Сын-школьник мечтает о новогодней елке. Нахлынивают воспоминания и на Петрова — стоит закрыть глаза, как перед ним встают картины из прошлого: собственный поход на праздник в начальной школе и самоубийство приятеля студенческих лет. И главному герою, и зрителям крайне трудно разобраться, что сон, что явь, что гриппозные галлюцинации.
В основе картины Кирилла Серебренникова витиеватый и образно богатый роман екатеринбургского писателя Алексея Сальникова «Петровы в гриппе и вокруг него». Премьера экранизации состоялась в основном конкурсе Канн. Борисов исполнил роль Саши — Деда Мороза на новогодней елке, на которую ходил вместе с родителями школьник Петров-старший. Во второй, черно-белой половине фильма чуть ли не главной героиней становится Марина (Юрия Пересильд), играющая на том же школьном утреннике Снегурочку. В спектакле она стала участвовать, влюбившись в артистичного и романтичного Сашу.
Девушка Лера (дебютантка Анастасия Красовская) живет в неназванном провинциальном городе и ведет двойную жизнь: днем учится на социолога в университете, а по ночам танцует в стриптиз-клубе под именем Герда. Скромностью и чужеродностью она отличается от коллег по цеху, а потому вызывает у них частые приступы гнева. Днем для получения зачета Лера проводит скучнейшие опросы, обходя квартиры в панельках. Открывают двери девушке только пенсионеры, местные сумасшедшие и скучающие женщины средних лет. Из вопросов о социальном и материальном положении должен был бы сложиться портрет российского гражданина, но отвечают люди неохотно или и вовсе не понимают, что говорить. Дома девушку ждет страдающая лунатизмом и находящаяся в депрессии мама (Юлия Марченко). Пьющий папа (Дариус Гумаускас) ушел к другой женщине, но упорно возвращается домой, чтобы потрепать всем нервы, выпить водочки и попытаться поговорить за жизнь.
«Герда» — второй фильм актрисы и режиссерки Натальи Кудряшовой, обладательницы приза за лучшую женскую роль в программе «Горизонты» Венецианского фестиваля. Победу ей принесла драма «Человек, который удивил всех». Премьера картины состоялась в конкурсе Локарно, где дебютантка Красовская получила приз за лучшую женскую роль. Фактически мифологическим персонажем является единственный друг Леры Олег (Борисов) — художник и по совместительству гробовщик. На нем иногда мелькает футболка с надписью «Цветы зла» — привет Шарлю Бодлеру и другим проклятым поэтам. Олег — буквально проводник между нашим миром и потусторонним, но у него есть и другая метафорическая роль. Он не относится ни к тошнотворному миру ночных клубов, ни к пейзажам бетонных коробок, магазинов и заваленных хламом квартир. Олег не вписывается в эту дихотомию, ему в ней нет места. Возможно, он сможет спасти Леру, которая видит удивительные сны.
Фильм доступен по подпискам START и «Премиум».
Лихие 90-е. Настоящими правителями России стали главари преступных группировок. Антон Быков (Юра Борисов), он же Бык, оставшись без отца, решает зарабатывать на жизнь рэкетом и грабежом — как и многие его друзья. После районной стрелки Бык попадает в отделение милиции, ему грозит тюрьма. Парня освобождает один из видных московских криминальных авторитетов по кличке Моисей (Игорь Савочкин). Естественно, у такой услуги своя высокая цена. Бык попадает в водоворот кровавых событий.
Дебют выпускника ВГИКа Бориса Акопова в 2019 году неожиданно победил на фестивале «Кинотавр». Режиссер не боится открыто цитировать свои любимые фильмы и сериалы о криминальной России после развала СССР и визуально подражать им. И все они начинаются на букву «Б» (как и сам «Бык»): «Брат», «Бригада», «Бумер». Акопов посвятил картину родителям. По словам режиссера, действие фильма развивается в Подмосковье в 1997 году. В то время Акопов с родителями жили в Балашихе, режиссеру тогда было 12. Его отец работал следователем и рассказывал удивительные истории. Короткостриженый Борисов играет отчаянного романтического героя, который обречен, но его путь, как у самурая, поэтичен. Быка никак нельзя назвать положительным героем, но он обаятелен, трудно не сопереживать парню, который ежеминутно ходит по лезвию ножа.
На дворе вторая половина 90-х. Финская студентка-археолог Лора (Сейди Хаарла) садится на поезд Москва — Мурманск. На север России она отправляется, чтобы посмотреть на уникальные петроглифы. Вместе с ней должна была ехать ее любовь — преподавательница русской литературы Ирина (Динара Друкарова), но в последний момент работа внесла свои коррективы. Грустная Лора едет одна, и путешествие обещает быть совсем другим. Долгую дорогу и тесное купе ей приходится делить с бритоголовым грубоватым русским шахтером Лехой (Юра Борисов). Тот даже не в состоянии запомнить слово «петроглифы». Как это часто бывает, за на первый взгляд непривлекательным внешним видом скрывается доброе сердце. Долгое путешествие и ночные стоянки железнодорожного состава полны забавных эпизодов (поездка на украденной машине к какой-то бабушке в Петрозаводске, маленькие торжества в вагоне-ресторане и танцы на снежном перроне). Может быть, Лора хотела совсем другого, но как минимум получила настоящего друга, с которым не пропадешь и не соскучишься. Жить ведь нужно здесь и сейчас — таков принцип Лехи.
Юхо Куосманен рассказал, что у него появилась безумная идея снять фильм в движущемся поезде, но, конечно, она не могла бы быть реализована без помощи русских партнеров. Сценаристка и теперь режиссер (в конкурсе «Кинотавра» вчера показали ее дебютный «Дунай») Любовь Мульменко перевела сценарий с английского на русский. Вряд ли в исходном тексте в речах Лехи была такая витальность. А среди продюсеров картины — Сергей Сельянов и Наталья Дрозд-Макан. «Купе номер 6» уже получило гран-при и приз экуменического жюри Каннского фестиваля. Трогательный и светлый фильм стал настоящим хитом, в том числе благодаря комедийному таланту искреннего Борисова.
В Петербурге 1899 года готовятся ко встрече XX века. Жители города на Неве скользят на коньках по замерзшим рекам и каналам и остаются без кошельков — в столице появилась банда ловких воришек во главе с харизматичным Алексом (Борисов). Возможно, имя герою дал персонаж Малкольма Макдауэлла из кубриковского «Заводного апельсина». К преступникам примыкает прекрасно катающийся сын фонарщика Матвей (Федор Федотов). Незаконные делишки помогают простому парню познакомиться с дочкой министра Алисой (Софья Присс). Девушка мечтает заниматься химией и не готова выходить замуж по расчету. Неожиданно между молодыми людьми вспыхивает чувство.
Зимний ромком стал дебютом Михаила Локшина. Российский блокбастер стал хитом Netflix благодаря поистине голливудскому размаху. Картина собрала в российском прокате почти 8 миллионов долларов. У Борисова небольшая роль, но позволяющая актеру раскрыть умение быть на экране обаятельным трикстером. Да, он преступник, но непростой, почти что Робин Гуд. Жертвами ловкого воришки становятся только богачи, которые нечестным способом завладели огромными состояниями, пока большая часть страны едва сводит концы с концами.
Модная девушка Эвелина (Алина Насибуллина) разгуливает по Минску 1996 года в ярком красном платье, синем парике, шляпе и черных очках. Вокруг нищета и безысходность. Девушка обожает хаус и слышала, что настоящую музыку играют в Чикаго. Туда и рвется Эвелина. Постоянной работы у нее нет, лишь иногда диджеит. Чтобы получить американскую визу, девушка указывает в анкете случайный номер. А потом Эвелина понимает, что ведь работники посольства могут по нему позвонить, а потому спешно отправляется на поиски абонента. Так модница оказывается в городе Хрустальном, построенном вокруг стекольного завода.
Постановщица «Хрусталя» — давно переехавшая в Нью-Йорк и окончившая сначала Гарвард, а потом и высшие режиссерские курсы Колумбийского университета белоруска Дарья Жук. Это ее дебютный фильм. Картина выдвигалась на «Оскар» от Беларуси. «Хрусталь» посвящен 90-м, удивительным, свободным и одновременно голодным. Борисов играет парня Эвелины Алика — наркомана, который едва ли доживет до нового тысячелетия, и тоже большого любителя танцевальной музыки. Пожалуй, это первая заметная роль российского актера. В нескольких запоминающихся сценах он нарисовал портрет трагического героя эпохи.
В снежной уральской тайге стоит деревня. Мужская часть населения в свободное время предпочитает заливать нелегкую жизнь и все ее горести. Во время одной из таких пьянок местный криминальный авторитет Витька Людоед (Павел Деревянко) убивает художника Сашу (Константин Балакирев) за то, что тот посмел назвать его козлом. Витька подставляет брата с особенностями развития, а сам выходит сухим из воды. В деревне все прекрасно знают, кто настоящий убийца, но помалкивают во избежание неприятностей. Преступление случилось в первую ночь после возвращения в родные пенаты молодого биатлониста Пети (Юра Борисов) и его жены Насти (Лиза Янковская). Парень собирается стать физруком в местной школе. У убитого художника остались жена и 10-летний сын Илья (Ярослав Могильников). Мальчик хочет отомстить Витьке и заключает с Петей пари: Илья будет ходить на тренировки по биатлону, а взамен тренер поможет ему устранить обидчика.
В деревенском морозном вестерне молодой режиссер (а для документалиста Григорьева это игровой дебют) показывает мир закрытого сообщества с его далеко не всегда понятными для чужаков законами. В уральском сельском поселении спокойно уживаются тюремные порядки, язычество и память о горе, связанном с Великой Отечественной войной. В основе «Подельников» лежит личная история Григорьева. Впервые о готовящейся картине стало известно еще в 2011-м. Премьера фильма состоялась спустя 10 лет — в конкурсе «Кинотавра». На фестивале в Сочи в 2021 году было показано сразу пять картин с Борисовым, в том числе и «Подельники». Математические шансы на приз им. Олега Янковского в категории «Лучшая мужская роль» были высоки, но награду получил другой актер из «Подельников» — Павел Деревянко.
Действие картины разворачивается в Советском Союзе в 1938 году. Главный герой, капитан Федор Волконогов (Юра Борисов), служит в правоохранительных органах (все их сотрудники носят стильные красные брюки, черные кожаные куртки и красные рубашки с черными галстуками) и активно принимает участие в карательных мерах против граждан страны под руководством майора (Александр Яценко). Он на хорошем счету у начальства, его уважают коллеги. Но вдруг Волконогова самого объявляют преступником. Капитан чувствует что-то неладное, ему удается сбежать до ареста. Теперь он мечется по городу, спасаясь от преследующих его бывших товарищей во главе с другим майором (Тимофей Трибунцев). Персонаж Яценко уже успел выпрыгнуть в окно. Ночью капитану является вестник с того света (Никита Кукушкин) и сообщает, что после смерти тот попадет в ад на нескончаемые муки. Бегущий Волконогов пытается искупить вину, чтобы спасти себя для вечной жизни. Для этого он навещает родственников своих жертв и старается извиниться перед ними.
Премьера фильма Наташи Меркуловой и Алексея Чупова состоялась в рамках основного конкурса Венецианского фестиваля. Российская премьера прошла на фестивале «Кинотавр», где картина удостоилась приза за лучший сценарий. «Капитан Волконогов бежал» — невероятно честная и разрывающая сердце история о трагической эпохе, которую в нашей стране по-прежнему стараются обходить стороной. Пока картина так и не добралась до российского проката. Есть надежда, что однажды картина все-таки доберется до отечественного зрителя, потому что на сегодняшний день это лучшая работа Борисова. А актер это удивительно талантливый.
Водительница автобуса Антонина (Ксения Раппопорт) живет в поселке вместе с дочерью Ксенией (Екатерина Шумакова) и внуком Егором. Сын Женя уехал в Сирию воевать по контракту в частной военной компании. Когда женщина получает известие о смерти сына, она отказывается верить в произошедшее. Ей говорят, что Женя подорвался на мине, а потому от него фактически ничего не осталось, похоронить можно разве что пустой гроб. Антонина видит в этой истории слишком много странностей. Она устраивает целую кампанию, чтобы докопаться до правды, чем сильно раздражает местные власти. Особо рвет и мечет молодой карьерист Назаров (Александр Горчилин). А вскоре в дверях дома Антонины появляется парень, который называет себя Женей (Юра Борисов). Только мать уверена, что это не ее сын, а какой-то самозванец.
Мировая премьера второй работы ученика нальчикской мастерской Александра Николаевича Сокурова прошла в самом начале сентября в программе «Горизонты» Венецианского фестиваля. Это второй после «Глубоких рек» фильм Владимира Битокова. Трудно не отметить как блестящие актерские работы Раппопорт, Борисова и Горчилина, так и операторское мастерство Ксении Середы («Теснота», «Дылда», «Кислота» и «Чернобыль»). Динамичная, эмоциональная и смелая драма, к сожалению, осталась недооцененной, хотя за последнее время стала еще более актуальной.
Фильм доступен по подпискам START и «Премиум».
Москва охвачена эпидемией неизвестного вируса, который убивает человека за три-четыре дня. Выезды из города перекрыты, орудуют военные и гражданские мародеры. Жители элитного дачного поселка Подмосковья объединяются в отряд и пускаются в путешествие, чтобы вместе пережить чуму. В первом сезоне главные роли исполняли Александр Робак, Кирилл Кяро, Виктория Агалакова, Марьяна Спивак и Юрий Кузнецов. Все эпизоды снял Павел Костомаров.
Первый сезон «Эпидемии» — экранизация романа Яны Вагнер «Вонгозеро». В продолжении успешного сериала новые герои и другой режиссер — Дмитрий Тюрин. Эпидемия никуда не отступила. Юра Борисов играет обмороженного спецназовца, занимавшегося эвакуацией граждан. В едва живом состоянии он прибивается к группе выживших. Это хипстеры, живущие в доме в карельской глуши, вокруг одни только леса. Второй сезон является полностью оригинальным продуктом. Сценарий написал Роман Кантор («Мертвое озеро» и «Серебряные коньки»). Возможно, герой Борисова сможет спасти молодых людей. Актер редко снимается в сериалах, но его работы в проектах «Эпидемия» и «Мир! Дружба! Жвачка!» не стоит пропускать.