Подборки8 мин.

Как показывали Рим в кино: От Федерико Феллини до Вуди Аллена

Итальянские классики Федерико Феллини, Роберто Росселлини, Витторио Де Сика и голливудские легенды Уильям Уайлер, Ридли Скотт и Вуди Аллен, да кто только не снимал свои фильмы на просторных площадях и запруженных улицах Рима. Вечный город — и вправду удивительное место, в котором ни на секунду не прерывается жизнь. Всё потому, что ему чужды медитативное любование или аура таинственности, ведь Рим — это люди, которые бесконечно встречаются, расстаются, смеются и страдают где-то между кафе, цветочным магазином и фонтаном Треви. Вспоминаем лучшие фильмы, снятые в городе на семи холмах.

Рим — открытый город

Рейтинг: 7.8IMDb: 8
Жанры: Триллеры, Драмы, Военное
1945, 103 мин
Италия, 16+
Режиссер: Роберто РосселлиниГлавные роли: Альдо Фабрици, Анна Маньяни, Марчелло Пальеро, Вито Анникьярико, Нандо Бруно, Харри Файст

1944 год. Инженер Манфреди занят в итальянском Сопротивлении, и он в большой опасности — гестапо устроило на него серьезную охоту. Но у Манфреди есть друзья и единомышленники. Его прячет у себя Франческо и помогает священник дон Пьетро, который должен на днях обвенчать Франческо с возлюбленной Пиной. Маленькая каждодневная жизнь здесь граничит с такой же будничной постоянной опасностью: улицы Рима таят в себе беспечность и смерть одновременно. Кадры с Пиной в исполнении Анны Маньяни, бегущей за машиной, где сидит схваченный Франческо, — одни из самых пронзительных в истории кино.

Режиссер фильма Роберто Росселлини начинает снимать еще в 1930-е, но именно здесь он нащупывает важные для своего дальнейшего творчества мотивы. Росселлини пристально вглядывается в человека в попытках понять мотивы его души. Он не боится сталкивать своих героев с чистым страданием, пройдя через которое они обретают возможность познать себя. Становится «Рим — открытый город» и отправной точкой для целого направления — итальянского неореализма.

Похитители велосипедов

Ladri di Biciclette
Рейтинг: 8IMDb: 8.3
Жанр: Драмы
1948, 90 мин
Италия, 12+
Режиссер: Витторио Де СикаГлавные роли: Ламберто Маджорани, Энцо Стайола, Лианелла Карелль, Элена Альтьери, Джино Сальтамеренда, Джулио Кьяри

Отец и сын бродят по улицам в поисках похищенного велосипеда. Они всё ходят и ходят, шатаются по каким-то нищим подъездам, уставшие, плетутся вдоль Тибра, попадают под дождь. Двоих — Антонио и мальчика Бруно — играют непрофессиональные актеры Ламберто Маджорани и Энцо Стайола, но фильм приносит им, равно как и этой незамысловатой истории, написанной гениальным сценаристом Чезаре Дзаваттини, настоящую известность. Если «Рим — открытый город» открывал неореализм в кино, то «Похитители велосипедов» стали его расцветом и важнейшим фильмом направления.

Неореализм фокусировался не только на фигуре человека в бедствующем послевоенном мире, но и на самом этом мире. Внезапно неореалистские фильмы начали, помимо основного действия, показывать зрителям улицы городов, толпу, окрестности бедной Италии. Прежде такое было просто невозможно, ведь кинематограф дарил зрителям грезы, роскошные декорации и пронзительные истории. Де Сика берет самый простой сюжет, а его герои бродят по городу так, что зритель успевает не только проникнуться их горем и усталостью, но и вовсю насмотреться на самый настоящий послевоенный Рим.

Римские каникулы

Roman Holiday
Рейтинг: 8.3IMDb: 8.1
Жанры: Комедии, Мелодрамы
1953, 113 мин
США, 0+
Режиссер: Уильям УайлерГлавные роли: Грегори Пек, Одри Хепберн, Эдди Альберт, Хартли Пауэр, Харкорт Уильямс, Маргарет Роулингс

В отличие от персонажей Де Сики, героиню «Римских каникул» наверняка знают даже те, кто фильма не видел, ведь юную принцессу в нем играет тонкая и изящная Одри Хепберн. Монаршая особа приезжает в Рим с дипломатической миссией, она четко следует королевскому этикету и расписанному по минутам плану, пока однажды ночью не оказывается в Риме одна. А дальше начинаются каникулы, а вместе с ними и комедия в лучших голливудских традициях. Американский журналист в исполнении Грегори Пека понимает, что повстречал принцессу, и настроен сделать из этого отличный материал, помогает ему друг-фотограф. Двое вознамерились показать принцессе все самые важные места Рима.

Уильям Уайлер создает легкое, стремительное и полное любви к жизни кино. Кадры пронизаны итальянским солнцем, а сюжет — огромным количеством небольших вставных историй, словно списанных со страниц «Римских рассказов» Альберто Моравиа. Есть тут и погоня на «Веспе», и манерный парикмахер, и городские фонтаны. Много радости и немного грусти от того, что каникулы когда-нибудь кончаются.

Римские приключения

To Rome with Love
Рейтинг: 6.9IMDb: 6.3
Жанры: Комедии, Драмы, Музыкальное
2012, 111 мин
США, Италия, 16+
Режиссер: Вуди АлленГлавные роли: Вуди Аллен, Алек Болдуин, Роберто Бениньи, Пенелопа Крус, Джуди Дэвис, Грета Гервиг

Следуя заветам Уайлера, устраивает своим героям приключения на улицах Рима и Вуди Аллен. Тут история посложнее будет, слишком много действующих лиц. И успешный архитектор (Алек Болдуин), который предается воспоминаниям о собственной молодости. И уморительный итальянский клерк, который просыпается известным, — в исполнении искрометного Роберто Бениньи. Есть тут и молодожены из итальянской провинции, и оперный дирижер на пенсии (сам Аллен).

Рим, как некогда Барселона и Париж, становится еще одним городом, в котором Аллену не терпится развернуть бурную режиссерскую деятельность, что он и делает. Американский автор со свойственной ему легкой меланхолией позволяет части героев занудствовать, пока остальные безуспешно борются с жанровыми законами: кому-то в фильме не убежать от комедии положений, а кому-то — от собственного возраста.

Сладкая жизнь

La dolce vita
Рейтинг: 7.9IMDb: 8.1
Жанры: Комедии, Драмы
1960, 174 мин
Италия, Франция, 12+
Режиссер: Федерико ФеллиниГлавные роли: Марчелло Мастроянни, Анита Экберг, Анук Эме, Ивонн Фюрно, Магали Ноэль, Ален Кюни

А теперь серьезно. «Сладкая жизнь» — не просто классика мирового кинематографа, но фильм, с которого многие начинают знакомство с творчеством великого Федерико Феллини. На самом деле это далеко не первый фильм маэстро: Феллини на тот момент в кинематографе давно, но именно «Сладкая жизнь», получившая на Каннском кинофестивале «Золотую пальмовую ветвь», отмечает расцвет его творчества. А сцены из фильма с Марчелло Мастроянни и Анитой Экберг, которые веселятся в фонтане Треви, стали визитной карточкой города.

Много светской публики Рима, много амбиций, много мимолетного и много вечного, а как иначе в Риме. Феллини переплетает разные истории, подтачивая стройность повествования, но заботливо предлагая зрителю проводника, главного героя — Марчелло Рубини (Мастроянни). Марчелло очень легко оказывается очарован красивыми женщинами и красивой жизнью, но время от времени он выходит из забытья, пытаясь вспомнить, а кто же он сам. Удается ему это или нет, Феллини и предлагает выяснить, а заодно заглянуть в души других героев.

Дом Gucci

House of Gucci
Рейтинг: 7.2IMDb: 6.7
Жанры: Биографии, Драмы, Криминальное, Триллеры
2021, 151 мин
США, Канада, 18+
Режиссер: Ридли СкоттГлавные роли: Леди Гага, Адам Драйвер, Джаред Лето, Джереми Айронс, Джек Хьюстон, Сальма Хайек

Фильмы про Рим — это не всегда фильмы про столичных жителей. Вот, например, картина про Маурицио Гуччи, сына и наследника Родольфо Гуччи, основателя модного дома. Это экранизация одноименного романа Сары Форден, которая затевалась давно, режиссером мог стать Вонг Кар-Вай, а главные роли исполнить Анджелина Джоли и Леонардо ДиКаприо. Но фильм достался Ридли Скотту, и тот снял роскошную и чувственную историю о том, как большой бизнес беспощадно и жестко рвет семейные узы.

Маурицио жил и умер в Милане, и всё же без Рима не обошлось. Одна из важнейших, по крайней мере для дальнейшей судьбы героя, сцен снята именно в Риме — это свадьба Маурицио и Патриции, во время которой можно видеть один из архитектурных памятников Рима — церковь Санта-Мария-ин-Портико-Кампителли. Отдельное внимание в фильме уделено актерскому составу: Леди Гага в роли Патриции, жены Маурицио; Джаред Лето в роли кузена Маурицио, Паоло Гуччи; Аль Пачино — отец Паоло, Альдо Гуччи; наконец, сам Маурицио — Адам Драйвер. Роли и итальянские черты героев могут показаться преувеличенными, но нужно отдать должное, ощущение скандальной таблоидности и подглядывания в чужую жизнь Скотту удалось передать сполна.

Новый Папа

The New Pope
Рейтинг: 8IMDb: 8.1
Жанр: Драмы
2020, 1 сезон
Италия, Франция, 18+
Режиссер: Паоло СоррентиноГлавные роли: Джуд Лоу, Джон Малкович, Сильвио Орландо, Сесиль де Франс, Хавьер Камара, Людивин Санье

В популярном продолжении сериала «Молодой Папа» от Паоло Соррентино Рим, как и в первом сезоне, практически сужается до одной лишь площади святого Петра, но и ее оказывается достаточно. Сердце католичества и постоянное место паломничества верующих, не говоря уже о толпах туристов. Эта площадь словно бы отгорожена от суеты города, такой она часто предстает и в сериале, показанная издали, почти с небес, хотя и с земли тоже.

Соррентино эстетствует не только в изображении площади, он работает с композицией и симметрией, снимая сады, коридоры и улицы Ватикана. На роль папы он, однако, назначает чужестранцев — сначала Джуда Лоу, потом Джона Малковича. Тем звонче на их фоне слышны сплетни ватиканского двора и церковные колокола. Музыка, слова, монтажный ритм — всё Соррентино продумывает до мельчайших деталей. Еще бы — нужно оставаться на коне, когда основное место действия — величайшие памятники архитектурной мысли.

Рим

Rome
Рейтинг: 8.3IMDb: 8.8
Жанры: Боевики, Драмы, Приключения
2005, 2 сезона
Великобритания, США, 18+
Режиссер: Майкл Аптед, Микаэл Саломон, Адам ДэвидсонГлавные роли: Кевин МакКидд, Рэй Стивенсон, Полли Уокер, Керри Кондон, Джеймс Пьюрфой, Линдси Дункан

А вот сериал Майкла Аптеда предлагает историческую ретроспекцию. В «Риме» повествуется о последних днях Римской республики, и сюжет этот далек от спокойного погружения в толщи истории. Всё в «Риме» кипит — страстями, событиями, интригами и заговорами. Аптед превращает историю Юлия Цезаря в увлекательный экшен.

Откровенный уклон в зрелищность эпоса напоминает и о том, что именно Италия была родительницей жанра пеплум еще в далекие 1910-е годы. Свой второй расцвет этот жанр пережил в 1950-е годы и развернулся тогда уже на широком экране. Кажется, новая эпоха сериалов может дать пеплуму нечто большее, чем пространство экрана, — время и возможность детализации. Главное, чтобы денег хватило, ведь именно эта участь постигла «Рим» — на съемки было затрачено слишком много средств, а летом 2007 года на студии «Чинечитта» случился пожар. Все дорогостоящие декорации сгорели, проект пришлось закрыть.

Ешь, молись, люби

Eat Pray Love
Рейтинг: 6.8IMDb: 5.7
Жанры: Драмы, Мелодрамы
2010, 134 мин
США, 16+
Режиссер: Райан МёрфиГлавные роли: Джулия Робертс, Хавьер Бардем, Билли Крудап, Виола Дэвис, Майк О’Мэлли, Джеймс Франко

Главная героиня истории знакома многим, ведь свой фильм Райан Мёрфи снял по одноименному роману-бестселлеру, и тогда, в 2010-м, экранизация имела бурный успех. Главную роль писательницы Элизабет Гилберт исполнила Джулия Робертс. Фильм, как и роман, стал не просто экранизацией, но и автофикшеном, ведь сама Гилберт и написала книгу. После восьми лет брака и благополучной и благоустроенной жизни Элизабет зашла в тупик — ей было плохо, и она ощутила острую потребность что-то срочно поменять. И вот писательница бросается с головой в перемены: разводится и отправляется подальше от дома.

Это частый способ знакомства с городом — то ли побег от прежней жизни, то ли путешествие в поисках себя. Для Элизабет Рим становится всего лишь отправной точкой, после знакомства с гастрономической жизнью итальянской столицы ее ждет еще долгое путешествие. В Индию, на Бали. Но заветы Гилберт просты: где бы ты ни оказывался, окунайся в это место сполна, пусть и совсем ненадолго.

Римские расставания

Lasciarsi un giorno a Roma
Рейтинг: 6.5IMDb: 6.4
Жанры: Мелодрамы, Комедии
2022, 116 мин
Италия, Испания, 18+
Режиссер: Эдоардо ЛеоГлавные роли: Эдоардо Лео, Марта Ньето, Клаудия Джерини, Стефано Фрези, Эстер Ортега, Анна Далтон

Разумеется, должен быть в этом списке и типичный мелодраматический итальянский фильм, действие которого разворачивается в Риме. Ведь именно такими незамысловатыми историями и напитывается город, пропуская через себя сотни, тысячи влюбленных или уже не очень влюбленных пар. В фильме «Римские расставания» таких пар две. И обе — на грани расставания.

Фильм начинается затейливо: Томмазо, молодой писатель, подрабатывает в одной газете, где ведет колонку об отношениях и раздает советы запутавшимся парам. Его девушка Зои об этой работе не знает и без утайки вываливает незнакомому колумнисту свои планы на то, чтобы расстаться с Томмазо. Но это еще полбеды. Нужно помочь советом не только своей девушке, но и другу Умберто. У последнего проблема, отлично знакомая российскому зрителю по фильму «Москва слезам не верит»: его жена не просто успешна, она мэр Рима, и Умберто чувствует себя не у дел. В общем, исходных данных достаточно, чтобы как следует изучить природу человеческих отношений, а заодно отдохнуть вместе с итальянским драмеди на фоне прекрасных римских улиц.