Как поймать большого дракона: 10 фильмов о Китае
Теперь блокбастер от студии Marvel «Шан-чи и легенда десяти колец» можно смотреть по подписке в Okko. Представляем вам 10 фильмов о Востоке, его неповторимом колорите и тайнах, увиденных иностранцами.
Во многом революционный для киновселенной Marvel комикс. Давным-давно один герой обрел 10 колец, которые сделали его неуязвимым. Он не знал страха, покорял любые страны и государства, брал в одиночку любые крепости. И только однажды столкнулся с тем, кто был сильнее — и этим человеком была хрупкая девушка. Она стала женой героя и родила ему двоих чудесных детей. Однако после ее смерти герой снова взялся за старое, а его сын, Шан-Чи, должен теперь справиться с разбушевавшимся тираном-отцом.
Здесь собраны все мыслимые зрелищные эффекты, которые может подарить кино Востока: единоборства и чудеса человеческой гибкости, пагоды, сады камней и даже огнедышащие драконы. В итоге фильм превращается в готовую энциклопедию всех тем, образов и приемов, которыми Китай обогатил мировой кинематографический лексикон.
Мелодрама великого Джозефа фон Штернберга с Марлен Дитрих в главной роли. Дива мирового кино играет жрицу любви по прозвищу Шанхайская Лили. Сама фактура, выбранная для фильма, уже революционна — Китай здесь предстает филиалом ада на Земле, объятым пламенем насилия и ужаса, ничейной территорией. Здесь бушует гражданская война — и многочисленные европейцы спасаются бегством из опасных для жизни регионов.
Этот образ страны, где война не утихала всю первую половину XX века, надолго закрепился в кино и потом еще не раз возникал на экране. Но фон Штернберг слил его еще и с душещипательным мелодраматичным эпизодом: проститутка оказывается самой жертвенной и любящей из всех хладнокровных и перепуганных пассажиров поезда, она одна может по-настоящему привязываться и готова платить любую цену за тех, кто ей дорог.
Конечно, никто не сделал для популяризации восточных единоборств больше, чем Брюс Ли. И никто не создал настолько яркого образа Востока, как он — миниатюрный, гибкий, подвижный, обладающими какими-то неведомыми европейцам знаниями. При этом снялся Ли всего лишь в 5 полнометражных фильмах.
Дилогия «Путь дракона» и «Выход дракона» придали историям Ли особый размах и масштаб. Здесь осуществилось слияние его гонконгского мастерства и возможностей крупных голливудских студий. В итоге приключения мастера восточных единоборств в Риме превратились в самый яркий бенефис: гений кунг-фу одной левой укладывает все культуры и народы, демонстрируя редкую выдержку и ловкость, какая не снилась больше никому.
Бернардо Бертолуччи, создатель «Конформиста» и «Последнего танго в Париже», перенес на экран самую трогательную и сентиментальную легенду современного Китая — судьбу последнего в истории страны императора Пу И. Никогда прежде глобальное кинопроизводство не создавало настолько гармоничного продукта.
Китайский сюжет встречается в «Императоре» с европейским мастерством (и Бертолуччи, и великого оператора Витторио Стораро) и американскими возможностями. У итальянского режиссера получилась живописная и эмоциональная поэма о прахе, в который обращается любая слава и любое богатство, и о том, как в этом прахе можно разглядеть былое величие.
Еще одно обращение кинематографа к теме революционного Китая. Только если Штернберг не жалел красок на описание хаоса, а Бертолуччи был заворожен переменами, Стивен Спилберг, как всегда, нашел невероятную по своей эффектности историю.
Юный Кристиан Бэйл играет в «Империи» маленького мальчика, который оказался совсем один в хаосе оставленного иностранцами Шанхая. Бэйл уже в детстве демонстрирует чудеса актерского мастерства и перевоплощения. А сам Восток здесь служит местом не только страданий и ужаса, но и завораживающей любого европейца — в том числе героя фильма — фактурой, страной волшебства, таинств и чудес.
Шумный оммаж боевикам с Брюсом Ли: первая, но далеко не последняя попытка поместить в сюжет о восточных единоборствах европейца. Жан-Клод Ван Дамм играет американского военного, который участвует в мировом турнире по кумите и сражается с самыми сильными соперниками из возможных.
Любопытная деталь: по сюжету его изначально никто не собирался готовить в гении дзюдо, наоборот, он должен был быть мальчиком для биться, сильным спарринг-партнером. Но вышло так, что его противник умер — и теперь герою Ван Дамма приходится занимать его место и доказывать, что он тоже чего-то стоит в мире восточных единоборств и нравов.
Майкл Чимино, мастер Нового Голливуда и автор «Охотника на оленей», открыл в восточной теме новую, самую неудобную и противоречивую тему. Ту, что связана с ксенофобией, расизмом, категорическим неприятием китайской культуры и вообще всего восточного.
Главный герой «Года», ветеран Вьетнама в исполнении Микки Рурка, служит в полиции и сражается с преступностью в китайском квартале Нью-Йорка. И ему приходится столкнуться с теми, кого он категорически не принимает и даже не считает в полной мере людьми. И как следствие, он будет вынужден сильно пересмотреть свои взгляды и признать, что загадочный и таинственный Китай коварен и прекрасен одновременно.
Свою роль стиль единоборств, драконов, огненных шаров и специфических нравов сыграл и в мире компьютерных игр. Mortal Combat был буквально собран из общепринятых визуальных элементов «китайщины» — а в фильме, снятом по мотивам игры, они вышли на первый план.
Тут есть не только визуальные образы, но и мифология — разделение миров на внутренний и внешний, сонм богов и героев. Из всего этого материала создателям франшизы удалось собрать невероятный по зрелищности, богатству и увлекательности продукт — к тому же, настолько универсальный, что собирать из инструментария можно все, что угодно.
Каноническая комедия про конфликт культур с главным китайским комиком Джеки Чаном и американским шутником Крисом Такером. Они играют, соответственно, китайского и американского полицейских, которые совместно сражаются с преступностью сперва в Лос-Анджелесе (пусть там и заправляет китайская мафия), а затем и в Гонконге.
Погони и перестрелки превращаются на экране в полноценную экскурсию по городу-государству, пусть и дико динамичную и скоростную. Примерно все достопримечательные места и явления азиатского мегаполиса тут как на ладони. Есть и космополитизм, и злачные заведения, и городское дно, и паромы, и, конечно, без памяти о Брюсе Ли не обходится.
Шведский эстет Михаэль Хофстрем (мировую славу ему принесла экранизация романа-ужастика Яна Гийу «Зло») не смог пройти мимо такого богатого визуального материала, как китайский стиль. Правда, местные власти категорически запретили снимать ленту в Шанхае — так что космополитичную столицу китайской общественной жизни пришлось воссоздавать в павильоне. Но суть от этого не поменялась: Хофстрем собрал вместе все символы загадочного Востока, все темы, с ними связанные, и получил первоклассный и страшно стильный шпионский триллер.
Главный герой в исполнении Джона Кьюсака прибывает в Шанхай, чтобы расследовать гибель своего товарища. А для этого ему придется исследовать город в малейших деталях и погрузиться в его самые сокровенные уголки.