Как мы провели этим летом: 10 фильмов о пионерлагерях
К осени тысячи детей возвращаются с отдыха в летних лагерях. Некоторые парни и девчонки сильно вырастают за недели, проведенные в кругу сверстников за городом, — и не только в сантиметрах. Кто-то из них привозит с собой воспоминания о печальных, грустных, чувственных или даже жутких историях. Пионерский лагерь был сакральным местом советского кино, и сегодня мы вспоминаем десять фильмов на эту тему.
Логично открыть подборку главным шедевром о пионерском лете в отечественном кино. Смешно уже на уровне фабулы: непутевого Костю Иночкина выгоняют из лагеря, но он не хочет возвращаться домой, чтоб не расстраивать бабушку. Поэтому пионер остается на лагерной территории втайне от взрослых, а другие дети его покрывают и готовят срыв родительского дня.
Фильм Климова — не просто гениальный дебют, но и беспрецедентная дипломная работа молодого режиссера. Которую, по легенде, удалось защитить лишь после личного одобрения Никиты Хрущева. Картина по сценарию шестидесятников Ильи Нусинова и Семена Лунгина была вполне очевидной оттепельной сатирой на советскую бюрократию и неумную пропаганду. Образ демагога и маленького диктатора товарища Дынина — директора лагеря, блистательно сыгранного Евгением Евстигнеевым, — стал каноническим. В итоге ленту с трудом удалось отстоять, но всё же ее быстро сняли с проката, и многие поколения советских зрителей ее просто не видели. К облегчению некоторых юных актеров, стеснявшихся своего появления в голом виде в знаменитой сцене с крапивой. К слову, именно игра детей, в еще большей степени, чем взрослых, заслуживает здесь внимания и удивления.
Экранизация повести Анатолия Рыбакова, продолжение его же «Кортика». Миша, Генка и Слава — пионеры двадцатых годов, первое поколение подростков, которые воспитываются в новых условиях. Соответственно, и лагерь в фильме не такой ухоженный и освященный собственными традициями, как лагеря позднесоветских лет. И проблемы героев в стране, еще не отдышавшейся после Гражданской войны, скорее взрослые, чем детские.
В антураже пионерского лагеря разворачивается детективная история. Совсем неподалеку расположена бывшая графская усадьба. Говорят, граф, бежавший за границу, успел закопать где-то в окрестностях свои деньги. В поисках клада принимают участие как пионеры, так и случайные люди, вплоть до уголовников. Вскоре в деревне происходит убийство. Любопытные и совестливые герои пробираются в готическую усадьбу, чтобы раскрыть тайну графского клада и изобличить преступников. В целом фильмы, где несовершеннолетние герои ввязываются в опасные игры, советской цензурой не слишком одобрялись, но здесь авантюрный сюжет возможен из-за «околореволюционной» темы. Поэтому многие годы «Птица» оставалась хитом у подростков. Ну и, разумеется, всякий раз приходится вспоминать о трагической судьбе исполнителя роли Миши, Сергея Шевкуненко, который стал бандитом, многие годы провел в тюрьме и был убит в 35 лет.
В элитный лагерь «Гренада» съехались самые умные, старательные и активные дети со всей страны. Но в семье не без урода: одному мальчику, Саше Бурцеву, путевку «достали» по блату. Чего Бурцев даже не думает скрывать, вовсю, как выразились бы дети сейчас, «понтуясь» перед другими. Вскоре элитный хулиган выбирает себе жертву, застенчивого Толю Еремеева, и тот быстро становится изгоем в лагере. Причем как раз Еремеев является во всех отношениях положительным героем: начитанный, воспитанный, смелый и так далее.
Интрига в том, что все хорошие дела, интеллектуальные подвиги и даже поимку преступника, совершенные Еремеевым, остальные пионеры как бы по инерции приписывают Бурцеву. Пожалуй, и авторы картины чувствовали: отрицательный хулиган Бурцев и есть нерв фильма, а будь это образцовый лагерь с образцовым Еремеевым в качестве героя, и снимать оказалось бы нечего. Типичное советское юношески-назидательное кино, сегодня скорее интересное как окошко в странную ушедшую вселенную.
Знаменитое лирическое полотно Сергея Соловьева о первой любви и последнем лете перед надвигающейся взрослой жизнью. В нем речь также идет о советской золотой молодежи, о творческих и одаренных детях. Понятно, что их влюбленность протекает особенно драматически и с тягой к красивому воплощению чувств. Учтем еще, что femme fatale пионерлагеря, Лену Ерголину, играет открытая режиссером юная Таня Друбич.
Формально функцию взрослого героя-наставника в фильме выполняет вожатый Сережа, работающий скульптором, но совладать с этими подростками он вряд ли в силах. Пионеры здесь читают западную литературу, слушают модную музыку, ведут философские разговоры, а взаимоотношения мальчиков и девочек пронизаны скрытым эротизмом. Также картина полна отсылок к классической литературе, и сами герои говорят о своих чувствах, играя в лагерной постановке «Маскарада» Лермонтова, исподволь превращаясь в книжных персонажей. «Сто дней после детства» — авангардный шедевр, который парадоксально смог сказать о молодых людях 1970-х годов наиболее честно и реалистично.
Экранизация трех несвязанных рассказов на лагерную тему Юрия Яковлева, детского писателя, которому вообще везло с киновоплощениями. Первая смена — об асоциальном хулигане Селюжонке, которого уж было совсем выгнали из лагеря, но неожиданно мальчик испытал преобразившее его духовное потрясение. Во второй смене местный парень Микоша встречает девочку из лагеря, после чего вмешивается в пионерскую игру в «свой — чужой». На третьей смене все дети не спят ночами, собираясь послушать рассказы таинственного Фенимора, а затем отправляются в лес встречать инопланетян.
Истории Яковлева порой чуть назидательные для детей, но от этого не менее интересные. Они необычны, загадочны, порой жутковаты. Что заставило туповатого шалуна влюбиться в соловьиное пение? О чем мечтает мальчик Икар из деревни? И кто такой таинственный Фенимор, который появляется и растворяется в ночи? Пожалуй, магию таких рассказов адекватно передать на экране могут очень немногие авторы, но фильм честно старается. Также интересно посмотреть на сквозного героя новелл, директора лагеря, которого играет Юрий Медведев, — обычно он выступает скорее мастером эпизода.
Двухсерийный телемюзикл по рассказам Анатолия Черноусова. Снова молодой вожатый — его играет Сергей Проханов — вместо подготовки к институтским экзаменам занимается возней с великовозрастными пионерами. Которые в этом фильме уже действительно не маленькие озорники, а взрослые лбы. И курить начали, и в лес убегают по ночам. Вожатому надо как-то завоевать авторитет среди молодежи, но для этого неплохо попутно разобраться в себе — с помощью многоопытной коллеги.
Если вы не фанат песен Шаинского, которые регулярно исполняют герои, фильм прежде всего интересен как последняя сценарная работа Михаила Львовского. Именно он писал для «Я вас любил», «Точка, точка, запятая», «В моей смерти прошу винить Клаву К.» — всё это крайне смелые и откровенные фильмы о подростках своего времени. «Завтрак на траве» исполнен не столь блестяще, но и здесь есть остроумные находки, вроде фигуры карикатуриста-сюрреалиста или эффектного прыжка в воду от невозможности любви.
Валентин Горлов успел поставить три запоминающихся детских фильма. История про ложного хулигана Сидорова в лагере стала последней — затем пришла перестройка. Сюжет таков: руководство пионерского лагеря предупреждают о скором приезде известного на всю область «негодяя» Сидорова. Директор, вожатые и девочки-ябеды решают принять упреждающие меры и встречают Сидорова во всеоружии. В результате приехавший мальчик слова сказать не может — все его заранее отчитывают, перевоспитывают и принимают все его творческие или дружеские порывы чуть ли не за преступления. Проблема в том, что это вообще другой Сидоров — однофамилец, отличник и добрый малый.
Интересно, что истории о всяческой путанице оказываются характерны для фильмов о лагере. Видимо, в безобидных шутках из комедийных картин на тему есть некий отзвук лагерных страшилок, которыми по-настоящему увлекались пионеры. Что же до главного достоинства фильма, это, конечно, Владислав Галкин в образе Сидорова, уже прославившийся ролью Тома Сойера.
Упомянутый выше Валентин Горлов успел написать сценарий к этой работе Владимира Аленикова — чем объясняется, видимо, некоторая схожесть сюжетов. Формально первая новелла «Каникул» — вариация на тему «Ревизора» Гоголя. Лагерь также стоит на ушах в ожидании явления хулигана, за которого принимают Васечкина. Впрочем, Васечкин, как известно, действительно не промах, поэтому заставляет всех пионеров вокруг ему прислуживать, грамотно используя власть страха. Однако при появлении настоящего хулигана он и Петров вступают в неравный бой, даже попадают в лазарет.
На больничной койке Васечкин не успокоился и умудрился быстренько прочитать принесенный Машкой неадаптированный вариант «Дон Кихота» Сервантеса. Разумеется, после такого ум пионера несколько помутился, и он утащил Санчо-Петрова в побег из лагеря на поиски подвигов. Где и убедился вскоре, что для героизма недостаточно одного хвастовства и задора. Предперестроечный фильм, продолжающий серию о Петрове и Васечкине, получился приятным: дети здесь действительно обаятельны, шутки уместны, и даже многие песенно-танцевальные номера выглядят неплохо. Поэтому существование ностальгического культа вокруг «Каникул» понятно. А еще здесь есть неожиданное камео Софико Чиаурели.
В крымском лагере начинается игра в «Зарницу», которой с нетерпением ждали дети. Все делятся на «синих» и «зеленых», затем начинается война. Игру пионеры воспринимают абсолютно серьезно. В попытках обмануть противника они дерутся, предают и пытают (в основном психологически). В конце, разумеется, оказывается, что жертвы были напрасны, а война никогда не заканчивается.
Это единственная игровая картина по сценарию Григория Остера. И здесь известный писатель выступил в амплуа не доброго сказочника, но беспощадного исследователя детской (или человеческой) психологии. Иначе говоря, «До первой крови» — советский «Повелитель мух». На дворе была перестройка, поэтому возможно было всякое. Сегодня фильм смотрится, должно быть, еще более тревожно, завораживающе и страшно, чем в свое время: сегодня мы еще больше знаем о том, чего можно ждать от странных детей.
Наконец, страшилки из советского детства ожили на современных малых экранах благодаря сериалу по роману современного классика Алексея Иванова. Мы переносимся в 1980 год, а вожатые лагеря «Буревестник» — в страну подростковых кошмаров. В пионерлагерь, раскинувшийся на живописном берегу Волги, приезжает новая смена. Легенды о нем ходят разные. Они сильно смахивают на детские страшилки (ожившая статуя горнистки и огромный паук по ночам терроризируют юнцов), но кажется, что здесь и правда творится что-то странное. Валерка (Петр Натаров), смышленый мальчуган в очках, днем заводит лучшего друга — Леву (Федор Федосеев), а ночью видит, как тот пьет кровь пионеров. Вожатый Игорь (Даниил Вершинин), спортсмен и битломан, при солнечном свете западает на красотку Веронику (Ангелина Стречина), а под луной наблюдает, как она обнаженная плавает в реке.
Мертвые барабанщики, пиковые дамы, сексуальные вожатые, бесконечные летние ночи и другие атрибуты мифа пионерского лагеря — всё здесь. Пусть, конечно, «Пищеблок» не так силен духом, как «Очень странные дела», он говорит с нами более-менее на одном языке. Сам сюжет, кстати, также связан с рассказом Виктора Пелевина «Синий фонарь» о том, что если ты не веришь в миф, он всё равно всегда может поверить в тебя.