Из Парижа с любовью: 10 французских боевиков
В подписке Okko можно посмотреть приключенческий экшен «Банды Парижа», поставленный талантливым режиссером Роменом Киро. А мы отобрали 10 французских боевиков, вышедших на экраны за последние 25 лет. Нашлось место как мрачным полицейским историям, так и легкомысленной пародии на шпионскую классику. А тем, кому этого мало, предлагаем также ознакомиться с подборкой лучших американских боевиков.
Франция начала XX века. Билли — выросшая в трущобах беспризорница, отсидевшая срок за преступление, которого не совершала. Оказавшись на свободе, она решает поквитаться со своими обидчиками, разрушившими ее и без того несладкую жизнь. Для этого Билли необходимо внедриться в знаменитую криминальную группировку и всадить ее главарю нож в спину. Беда в том, что постепенно мстительница начинает проникаться к заклятому врагу симпатией.
В режиссерском дебюте «Последний день Земли» молодой француз Ромен Киро заглянул в недалекое будущее, с лихвой компенсировав недостаток бюджета бурной фантазией. Его второй фильм «Банды Парижа», напротив, погружает зрителя во Францию начала прошлого века, но классической костюмной драмой тут и не пахнет. Киро замешивает убойный коктейль из батальных сцен, оперных страстей и черного юмора, а в подчеркнуто фантазийный мир то и дело вводит исторических личностей: помимо «Апашей», когда-то державших в страхе целый город, в кадре мелькают то Сара Бернар, то Жорж Мельес. Чертовски остроумное французское кино, незаслуженно обделенное вниманием широкой аудитории.
Французские суперзвезды экрана Жан Рено и Венсан Кассель объединяются, чтобы распутать серию преступлений в городке Гернон, отрезанном от внешнего мира бескрайними альпийскими горами. Сначала здесь произошло зверское убийство профессора местного колледжа, после чего кто-то осквернил могилу маленькой девочки. Кажется, что между этими двумя происшествиями нет связи, но обнаруженные вскоре улики говорят об обратном.
«Багровые реки» — экранизация одноименного романа Жан-Кристофа Гранже, одного из наиболее успешных писателей современной Франции. И это скорее неонуарный триллер в духе Дэвида Финчера, нежели боевик, однако запоминающихся экшен-сцен здесь с лихвой. Расследование обильно разбавляется рукопашными поединками, перестрелками и погонями на фоне живописных локаций, от которых захватывает дух. Несмотря на неоднозначные отзывы критиков, первая мейнстримная постановка в карьере Матьё Кассовица стала культовой и три года спустя обзавелась абсолютно бездарным сиквелом.
Александр Демарре поступает на работу в столичную инкассаторскую службу, переживающую тяжелые времена. Недавно на один из фургонов компании было совершено вооруженное нападение, в ходе которого погибли все сотрудники. И это отнюдь не первый грабеж средь бела дня, поэтому каждая смена инкассаторов наполнена волнительным ожиданием очередной кровавой бойни. Лишь новичок Демарре всегда сохраняет спокойствие, тем самым вызывая у коллег подозрения.
«Инкассатор» — камерная история про маленьких людей, по неторопливому ритму и всепоглощающей атмосфере фатализма напрямую отсылающая к работам Жан-Пьера Мельвиля. Как можно догадаться, с вольным ремейком Гая Ричи «Гнев человеческий» оригинальный фильм Николя Бухрифа объединяет разве что завязка. В американской версии тихая история о трудовых буднях инкассаторов трансформировалась в тестостероновый экшен, идеально вписавшийся в тематическую линейку боевиков со Стэйтемом. Французская же версия выступает оболочкой для экзистенциальной драмы, где нет ни пацанских цитат, ни сальных шуток, ни голливудского пафоса.
События одного из главных французских экшен-фильмов нулевых происходят в недалеком будущем. Когда уровень преступности в Париже достигает критической отметки, правительство обносит самый неблагополучный район города бетонной стеной, обрекая два миллиона человек на жизнь в полной изоляции. Теперь здесь всем заправляет наркоторговец Таха, возглавляющий целую армию головорезов. Однажды в руках бандитов оказывается нейронная бомба, способная сравнять с землей всю огражденную территорию. Власти поручают спецназовцу Дамьену проникнуть на закрытый участок и предотвратить катастрофу. Проводником и единственным союзником агента под прикрытием становится местный идеалист Лейто, у которого с Тахой давние счеты.
Паркур обрел широкую известность в начале XXI века, когда на экраны вышел французский боевик «Ямакаси. Свобода в движении». Нащупав золотую жилу, выступивший сценаристом Люк Бессон написал и спродюсировал «13-й район», открыто эксплуатирующий популяризированную им же субкультуру. И если прошлый фильм лишь вдохновлялся деяниями «Ямакаси», то теперь одну из главных ролей исполнил Давид Белль, реальный участник той банды паркуристов. Несмотря на некоторую вторичность боевика (гопники из парижских предместий а-ля «Ненависть» вписаны в мир «Побега из Нью-Йорка»), смотреть за каскадом трюков в исполнении профессионала своего дела интересно даже спустя два десятилетия.
Простой доставщик пиццы Даниэль не представляет жизни без быстрой езды. Накопив нужную сумму, он превращает свой «пежо» в гоночный автомобиль, после чего получает удостоверение таксиста. За короткий срок лихач прославляется тем, что всегда довозит своих клиентов в срок, регулярно нарушая правила дорожного движения. До поры до времени Даниэлю удавалось оставлять марсельских патрульных с носом, но однажды удача от него отворачивается. Как-то раз пассажиром неуловимого таксиста становится неказистый полицейский Эмильен, которого никто в участке не принимает всерьез. Коп отбирает у Даниэля права, но обещает закрыть глаза на правонарушения, если тот поможет ему поймать банду грабителей банков на «мерседесах».
Еще один хит, увидевший свет исключительно благодаря Бессону. Как и подобает полицейскому бадди-муви, «Такси» балансирует между комедией и боевиком, чередуя комичные сценки с мастерски снятыми автомобильными погонями. Как водится, одним фильмом Бессон ограничиваться не стал, поставив производство сиквелов на поток. И если вторая часть удалась на славу, то третья и четвертая хороши лишь местами, а пятую лучше забыть как страшный сон.
Юбер Фиорентини — многоопытный полисмен, привыкший решать любые вопросы посредством кулаков. Когда комиссар вновь игнорирует прямой приказ начальства, отдубасив подозреваемого на глазах у нескольких десятков свидетелей, его отстраняют от работы. Между тем из Японии поступает весть о смерти Мико, давней возлюбленной Юбера. Приехав в азиатскую страну на похороны, французский коп с удивлением узнает, что у него есть взрослая дочь Юми. Кроме того, выясняется, что его бывшая возлюбленная умерла не своей смертью. Обстоятельства вынуждают иностранца нарушить очередное правило и взять расследование в свои руки.
И вновь удачный проект вездесущего Люка Бессона. Главную роль в фильме на сей раз исполнил некогда открытый им Жан Рено, к началу нулевых зарекомендовавший себя и как убедительный экшен-герой, и как непревзойденный комедиант. В образе комиссара Юбера из «Васаби» эти две грани таланта Рено гармонично сплелись воедино: на вопиющей невозмутимости брутального полицейского, в одиночку разбирающегося с целым кланом якудза, строится весь юмор фильма. Идеальный вариант для тех, кто хочет на полтора часа выпасть из реальности и от всей души посмеяться.
Как следует из названия, основные события классики французского кинематографа нулевых разворачиваются в штаб-квартире парижской полиции. Действующий начальник убойного отдела Роберт Мансини уходит на повышение, в результате чего за вакантное место начинается ожесточенная борьба между комиссарами Лео Вринксом и Дени Кляйном. Победит тот, кто первым сумеет раскрыть серию жестоких нападений на инкассаторов. В послужном списке бандитов уже семь ограблений, девять трупов и два миллиона евро наличными. Чтобы предотвратить новый налет, беспринципные комиссары вынуждены закопать топор войны и объединить усилия.
Автором фильма «Набережная Орфевр, 36» выступил Оливье Маршаль, до прихода в кинематограф работавший следователем. При написании сценария бывший коп брал за основу реальные происшествия, стремясь показать трудовые будни офицеров и преступления бандитов с предельной аутентичностью. Маршаль справился не только как писатель, но и как постановщик уровня Майкла Манна, с оглядкой на «Схватку» которого он, очевидно, работал. На выходе получился образцовый полар (французский аналог нуара, где повествование зачастую ведется от лица полицейского), по-настоящему запустивший карьеру Маршаля в большом кино.
Франция. Загадочный маньяк держит в страхе весь Марсель, каждый раз оказываясь на шаг впереди полиции. Начальство поручает вести дело Луи Шнейдеру, которому приходится сражаться не только с преступностью, но и с собственными демонами. После очередного скандала следователя отстраняют от службы. Несмотря на отсутствие значка и проблемы с алкоголем, он продолжает расследование. Между тем осужденного Шарля Субра, пойманного Шнейдером четверть века назад, за хорошее поведение досрочно выпускают из тюрьмы. Жюстина, на глазах которой освободившийся преступник когда-то убил родителей, просит побитого жизнью полицейского вновь отправить негодяя за решетку.
«Однажды в Марселе» — второй триумф Оливье Маршаля, высоко оцененный и критиками, и простыми зрителями. Режиссеру удалось сохранить не только предельный натурализм «Набережной Орфевр» в отображении полицейских будней, но и почти весь каст. Конечно, всех в кадре затмил Даниэль Отой в качестве достигшего дна флика, без преувеличения это одна из лучших ролей актера. Стилистически новый фильм Маршаля оказался даже холоднее и минималистичнее предыдущего, что определенно придется по душе поклонникам уже упоминавшегося Жан-Пьера Мельвиля.
Эдмонд по прозвищу Момон — человек непростой судьбы, детство которого прошло в лагере для цыган-беженцев. Вопреки обстоятельствам, он гордился своим происхождением, держал слово даже перед врагами и всегда ставил интересы близких выше собственных. Повзрослев, Момон сколотил банду, в 70-е промышлявшую грабежами банков по всей Франции. С тех пор утекло немало воды. Сегодня Момону 67 лет, и он давно ушел из преступного мира, зарабатывая честным трудом. Всё меняется, когда объявляется человек из его темного прошлого.
Благодаря лентам «Набережная Орфевр» и «Однажды в Марселе» Оливье Маршаль стал лицом нового криминального кино Франции. Дважды успешно адаптировав полар под современные реалии, постановщик задумал поработать с самим Аленом Делоном — отошедшим от дел артистом, монополизировавшим этот жанр еще в 70–80-е годы. Предполагалось, что именно мэтр сыграет преступного лидера «Лионцев», история жизни которого послужила основой для сценария. Но Делон отказался, поэтому Маршалю пришлось довольствоваться Жераром Ланвеном. И это лишь сыграло режиссеру на руку: пришедший на замену актер оказался снайперским попаданием в образ. «Неприкасаемые» — пример лучшего французского гангстерского фильма, а также последняя достойная работа в карьере Маршаля.
Египет, 1950-е годы. Каир наводнили шпионы со всех концов света: русские, англичане, немцы и итальянцы. Ситуацию усугубляет тот факт, что семья свергнутого монарха Фарука намеревается вернуть власть в собственные руки. Им противостоит религиозная секта «Орлы Хеопса», лидер которой тоже мечтает занять трон. Когда обстановка достигает критической отметки, Франция посылает в Каир своего лучшего разведчика, известного как агент 117.
Нетрудно догадаться, что фильм представляет собой пародию на многочисленные шпионские боевики, в первую очередь на бондиану. Именно тут сформировался творческий тандем Дюжарден — Хазанавичус, в 2012 году собравший все «Оскары» мира. Но, в отличие от того же «Артиста», «Агент 117» — чистое развлечение, рассчитанное на самую широкую аудиторию. И надо признать, со своей задачей комедия про нелепого супершпиона отлично справляется по сей день.