И в горе и в радости: 10 фильмов о семье и семейных ценностях
Хорошо, когда в семье царит идиллия: споры не нарушают покоя светлых нарядных комнат, на столе ежедневно вкусная домашняя еда, уютные вечера наполнены увлекательными развивающими беседами, и все понимают друг друга с полуслова. Но так не бывает — ни в кино, ни в жизни. Фильмы в этой подборке доказывают, что история любой семьи — причудливая мозаика из уникальных судеб ее членов. Каждый со своими слабостями, страстями, мотивами — корыстными и не очень. Будь то гангстерский боевик или авторское кино, комедия или бытовая мелодрама родом из 1990-х — у истоков любой истории своя неидеальная семья. Вместо идиллической картинки — сложные взаимоотношения и близость, которую каждый понимает по-своему.
«Маленькая мисс Счастье» — идеальный фильм про неидеальную семью. Сценарист Майкл Арндт не жалеет красок и каждого из героев наделяет на редкость своеобразными и выразительными чертами. В итоге картина получается пестрая, но очень органичная: из чересчур эксцентричных частей неожиданно складывается до боли знакомое целое. Вот мать семейства, Шерил Хувер, как обычно, покупает на ужин куриные крылышки из местного фастфуда, а все силы уходят на попытки сохранить крупицы здравого смысла среди полнейшего хаоса. Старший сын (в безупречном исполнении Пола Дано) так остро переживает подростковый кризис, что дал обет молчания. Муж, Ричард Хувер, зациклен на своей теории девяти шагов к успеху. Наконец, дедушка, отец мужа, время от времени юзает наркоту и готовит младшую девочку Олив к конкурсу красоты. Ей при этом всего семь лет.
Искренняя и непосредственная Олив становится причиной дичайшего семейного трипа из Альбукерке в Калифорнию, где проходит конкурс. Едут все вместе плюс Фрэнк — брат Шерил (Стив Карелл, и снова выдающаяся роль второго плана). Он недавно неудачно попытался покончить с собой, потерял работу, возлюбленного и веру в себя. Все члены семьи вынуждены терпеть друг друга, но нервы то и дело сдают. Получается шумно, пронзительно и очень достоверно. Точно обойдется без морализаторства и ханжеских увещеваний, зато фильм отлично иллюстрирует, насколько важно слышать, прощать и любить, несмотря на сложности, которые есть всегда и у каждого.
«Семья — это труд» — заключает одна из главных героинь фильма, Барб (Джулия Робертс). Она приехала к матери Вайолет (в исполнении Мэрил Стрип) вместе с двумя сестрами после того, как узнала, что отец вышел из дома несколько дней назад и пропал. И действительно — в этом фильме все трудятся не покладая рук, чтобы не сойти с ума от общества друг друга и от жары, которая стоит в Оклахоме в августе.
У тиранического поведения матери и душной атмосферы в доме есть страшная и горькая причина: у Вайолет Уэстон рак ротовой полости. Ей плохо, она без конца пьет обезболивающие и курит, изнервлена, взрывается и досаждает всем вокруг. Но эта злость рождается из отчаянной жажды жизни. Каждый из героев хочет жить по-своему, но делает то же самое невозможным для других. Вот и получается, что семья — это еще и умение отпускать и умение уходить. Это непростое, драматургически мощное и актерски бесподобное кино. Приготовьтесь, воздуха будет не хватать.
А вот фильм «Семьянин» — куда более легкий по форме. Это типичный продукт 1990-х, когда легко и непринужденно совмещали бытовые мотивы с фантастическими сюжетными ходами. Было так, например, в романтической мелодраме «Кейт и Лео», где по современному Нью-Йорку разгуливал граф из прошлого столетия. И в «Джордже из джунглей», и даже в совершенно жанровой комедии «Дорогая, я уменьшил детей». Вот и «Семьянин» предлагает один из вариантов, возможность взглянуть на свою жизнь под совершенно другим углом.
Чудесный сюжетный твист приводит к тому, что однажды успешный бизнесмен и холостяк Джек Кэмпбелл просыпается в Рождество семейным человеком. Разумеется, это меняет всё: никаких роскошеств, дизайнерской квартиры, крутой тачки и девушек. Вместо этого — средней паршивости работа, жена, двое детей и собака. И домик в Нью-Джерси. Штука в том, что девушку эту Джек отлично знает, это его пассия студенческих времен, которую он когда-то бросил ради престижной стажировки. И вся эта жизнь — прямо как в мультивселенной — один из возможных вариантов его судьбы. И только Джеку судить, что ему больше по душе: роскошь богатой холостяцкой жизни или безусловной любви и близости в семье. Отдельный вид удовольствия здесь — Николас Кейдж и Теа Леони в главных ролях.
Осторожно, дети! Много, очень много детей в фильме режиссера Раджи Госнелла. Совершенно трюковая комедия, которая и родительство превращает в один бесконечный трюк. Правда, и о чувствах успевает рассказать. Все начинается с переезда. Адмирал Береговой охраны Фрэнк Бирдсли недавно овдовел, по долгу службы постоянно мотается из города в город, а с ним — его восемь детей. Они славная и дружная команда, но чего-то им не хватает. И этот недостающий компонент находится в лице школьной любви Фрэнка, Хелен Норт.
Хелен тоже одинока и тоже с детьми. У нее их и вовсе десять, но это не беда: чем больше, тем веселее. У детей при этом своя атмосфера, и пока у взрослых любовь, они устраивают войнушку. На деле в фильме поднимаются и серьезные вопросы: многодетная семья — это непросто. Это повод и для буллинга в школе, и для большего количества конфликтов в семье. А если семьи еще и две… Хорошо, что жанр подкладывает подушки безопасности, и можно беззаботно смотреть кино, не переживая насчет хеппи-энда.
Эту семейку знают все: готический стиль, загробные интересы, пугающий вид и экзотический быт. «Семейка Аддамс» родилась из комиксов Чарльза Аддамса и впервые на экранах появилась в одноименном сериале 1960-х, который сразу завоевал зрительскую любовь. Потом появился мультсериал, но самым известным стал как раз фильм Барри Зонненфельда 1991 года. Для режиссера это был счастливый дебют. Снимать картину звали и Линча, и Гиллиама — но оба отказались. Вынужден был отказаться и режиссер, который, кажется, для фильма был рожден: Тим Бёртон был в это время занят на других проектах. В итоге все сложилось наилучшим образом.
Сложный грим, восстановленный за баснословную сумму сгоревший особняк, летающие руки и орудия пыток — антуража в фильме хватает. Но его сердце все равно — семья. Неповторимая Анжелика Хьюстон в роли матери семейства Мортиши, ее сентиментальный муж Гомес и их очаровательные детки: дочь Уэндзи с садистскими замашками и сын Пагсли — ее вечная жертва. Все они так непохожи на других и так отлично ладят между собой, что неизбежно вдохновляют не бояться быть особенным, не таким, как все. Не бывает двух одинаковых семей, да это и не нужно. Лишь бы в доме был совет да любовь, пусть и макабрические на вид.
Еще одно не менее известное семейство — мафиозный клан Дона Корлеоне. Семья и клан тут фактически одно и то же: все друг за друга горой, не терпят предательства, роли передаются по наследству, договоренности скрепляются семейными узами. И дело не только в сицилийских традициях, но и в том, что для эмигрантов рубежа веков семья была особенно важна. Они приезжали из Италии и восточной Европы на незнакомые земли, и все, что у них оставалось своего, — родные по крови люди. Это деление на «своих» и «чужих» во многом определяло характер мафиозных отношений.
Фрэнсис Форд Коппола переносит патриархальные обычаи Сицилии и их гангстерский извод на улицы Нью-Йорка, чтобы создать эпохальную сагу о жизни большой семьи. И первый «Крестный отец», и второй — это подробное, размеренное, жестокое и эффектное повествование, которое выходит далеко за границы гангстерского жанра. Разборки, отношения, кризис личности и кризис общества — все переплетается, и из очень частной истории одного семейства превращается в фундаментальное полотно, повествующее о жизни целой эпохи.
Ричард Линклейтер даже в жанре авторского кино умудрился выделиться самобытным почерком. Он один из немногих работает в своих фильмах со временем как со средством художественной выразительности. А ведь время для кино — понятие базовое. В трилогии («Перед рассветом», «Перед закатом», «Перед полуночью») он дает зрителям возможность поминутно переживать все, что происходило с героями в один из дней их жизни. Правда, сами дни разводит между собой очень сильно — фильмы снимались с промежутком в 9 лет. В «Отрочестве» Линклейтер идет еще дальше и снимает фильм на протяжении 12 лет.
Это история одной семьи и главного героя, мальчика по имени Мейсон. Точнее, сначала это мальчик, который за время фильма постепенно взрослеет. Развод родителей, переезд, учеба, первые влюбленности, планы на будущее, выпускной — зритель получает уникальную возможность наблюдать за жизнью героев во всех подробностях. Обычно такие моменты теряются в пене дней — взросление происходит незаметно, пролетает, как летние каникулы, формально фиксируя в памяти лишь основные вехи. Но «Отрочество» дает возможность соприкоснуться с этим невидимым ходом времени. Прожить, понять, вспомнить. Так мы открываем для себя еще одно предназначение семьи. Семья — это те, кто с тобой долгие годы. И в какой-то момент это «долго» просто-напросто превращается во «всегда».
Обычная на вид семья: Тед Крамер работает в рекламном агентстве и планирует блестящую карьеру, его жена Джоанна талантлива, но времени на себя у нее за домашними заботами и воспитанием ребенка не остается. И вот однажды она решает уйти, оставляя Теда наедине с их сыном Билли. Мэрил Стрип и Дастин Хоффман в ролях супругов Крамер рассказывают нам не только о сложностях отношений в паре или в бракоразводном процессе. В фильме поднимается вопрос баланса между родительством и самореализацией. Проблема, актуальная в обществе 1970-х (а фильм 1979 года), остается таковой и сегодня. Роль матери по-прежнему считается ведущей в воспитании детей. Более того, от нее буквально требуют регулярно приносить в жертву свои желания и нужды.
Все это и переносит на экран режиссер и сценарист Роберт Бентон, экранизируя одноименный роман Эвери Кормэна. Фильм оказался очень резонансным, получил пять «Оскаров», а Джастин Генри, который играл Билли, стал самым молодым номинантом на премию (на момент вручения ему нет девяти лет). Картина важна еще и тем, что повествует о проблемах семьи в сложном жанре судебной драмы. А значит, рассматривает не только бытовую и сентиментальную стороны вопроса, но и юридическую. Превосходные актеры и ценные советы — отличное кино.
Разумеется, где есть развод, там могут появиться и новые родители. Этой теме посвятил «Мачеху» режиссер Крис Коламбус. Это история об адвокате Люке, который уходит от своей жены Джеки к молоденькой Изабель Келли. И все бы ничего — разошлись мирно, но есть дети, которых папа время от времени берет к себе. Детям сложно поладить с Изабель, хотя она старается изо всех сил. В роли бывшей жены выступает Сьюзен Сарандон, в роли мачехи — Джулия Робертс. И они вроде бы даже ладят между собой, но Джеки не готова делиться любовью детей.
Ситуация сильно меняется, когда Джеки узнаёт, что больна раком. Для нее настает время важных решений — она задумывается о собственном будущем и о будущем детей. Тут одновременно затрагиваются и тема материнства, и снова — тема неидеальной семьи, которую герои должны суметь перестроить по-новому. С трудом ли, с радостью или с печалью, но уж точно сообща.
А вот и новейшая история семейных отношений от Ноа Баумбака. Семейная пара — Чарли и Николь — оба люди сцены. Чарли — режиссер, Николь — актриса в одном из нью-йоркских театров. У них уже давно что-то не ладится, и семейный психоаналитик не помогает. Поэтому, получив предложение из Лос-Анджелеса, Николь с готовностью отправляется на западное побережье и берет с собой сына. Спустя какое-то время Чарли приезжает навестить их, но вместо радушной встречи получает документы о разводе. Скарлетт Йоханссон и Адам Драйвер, которые в фильме исполняют главные роли, сейчас на пике популярности, и в фильме они играют обремененную популярностью супружескую пару. Речь пойдет и о мелочах, которые незаметно разрушают семью, и о том, как во взаимоотношениях одному часто приходится отказываться от собственных амбиций в пользу другого.
Мастер мамблкора Баумбак создает пространство для глубокого доверительного разговора. Диалог, начиная с дружеских и спокойных интонаций, постепенно доходит до гневных и беспощадных. Здорово в этом помогают адвокаты, которых нанимают супруги для бракоразводного процесса, — блистательные Лора Дерн и Рэй Лиотта. Благо герои вовремя понимают, что семью слишком легко потерять в склоках и попытках интерпретировать события в свою пользу (а адвокаты в этом особенно хороши). Двоим просто нужно спокойно пообщаться. Пусть даже поссориться, но решить все самим. И, к радости зрителя, такую возможность Баумбак им дает.