Харламов, утята и безумные вышибалы: 10 фильмов про хоккей
Хоккей — один из самых динамичных, эмоциональных и зрелищных видов спорта в мире. Неудивительно, что он раз за разом привлекает кинематографистов из разных стран. Во время зимней Олимпиады мы собрали заметные фильмы о ледовых баталиях: от байопиков великих хоккеистов до комедий про тафгаев из низших дивизионов.
Даг (Шон Уильям Скотт) — приемный сын в семье врачей, который, в отличие от своих родителей и сводного брата, особым умом не блещет. Его единственный талант — умение «вырубать» людей с одного удара: благодаря нему парень успешно работает вышибалой в баре. Однажды он идет с приятелем на матч местной хоккейной команды из низшей лиги. Друг постоянно кричит гадости про игроков, в итоге один из них не выдерживает и поднимается на трибуну, чтобы утихомирить агрессивного болельщика. Но тут вступается Даг и одним точным ударом отправляет хоккеиста в нокаут. Тренер, увидев это, не расстраивается, а, наоборот, видит в вышибале потенциал. Вскоре Дага приглашают в команду на роль тафгая: он должен пугать чужих нападающих и защищать своих. Вот только есть одна проблема — Даг даже не умеет кататься на коньках.
«Вышибала» — несколько нестандартный спортивный фильм: тут нет истории нераскрывшегося таланта, который упорством и трудом достигает успехов. Даг не блестящий хоккеист, а откровенно посредственный и очень узкоспециализированный игрок, для которого попадание в клуб становится способом найти достойное применение своему единственному таланту. В каком-то смысле его история от этого вдохновляет даже больше — гораздо легче сопереживать человеку, который борется за место под солнцем несмотря на то, что ничего особенно и не умеет. Самое удивительное, что «Вышибала» основан на вполне реальных событиях: даже фантастический момент с голом, забитым пятой точкой, взят из жизни.
Нечистый на руку, но очень успешный адвокат Гордон Бомбей (Эмилио Эстевес) садится за руль пьяным после празднования очередной победы и попадает в аварию. За это его приговаривают к 500 часам общественных работ, причем наказание выбирают необычное — он должен тренировать детскую хоккейную команду. Гордон и сам когда-то занимался хоккеем, но бросил после одной неудачной игры. Работа с «Могучими утятами», командой скучающих и плохо тренированных ребят, становится для него способом закрыть старые гештальты.
Вероятно, один из самых известных фильмов про хоккей — милая диснеевская сказка о том, как плохой человек становится лучше, найдя свое истинное призвание. Это довольно прямолинейное кино, в котором каждый сюжетный ход читается наперед, но которым все равно невозможно не умилиться. А его влияние на популяризацию хоккея в США невозможно переоценить: тут и многочисленные сиквелы, и тот факт, что, когда студия Disney организовала свой клуб НХЛ в Анахайме, его назвали «Могучие утята» («Майти дакс») в честь этого фильма.
Через 7 месяцев состоится зимняя Олимпиада в Лейк-Плэсиде, абсолютным фаворитом в хоккейном турнире выступает сборная СССР — ее уже несколько лет никто не может остановить. Тренером американской сборной назначают Херба Брукса (Курт Рассел), человека, не стесняющегося нестандартных методов. Вместо того, чтобы набирать сборную из звезд НХЛ, он начинает искать игроков в студенческих лигах и готовить их к неминуемой встрече с «Красной машиной».
История победы американской сборной на Олимпиаде 1980 года в США известна как «Чудо на льду» — настолько фантастической она тогда казалась. Режиссер Гэвин О’Коннор («Воин», «Расплата») восстанавливает события прошлого с поразительной детальностью (тут даже голы выглядят ровно так же, как в настоящем матче) и без надоедливой патетики. Да, это история о преодолении себя и победе вопреки всем прогнозам. Но также это драма о людях, которые просто хотят играть в хоккей, пока вокруг них сгущается тучи совершенно противных спорту политических конфликтов.
Молодой Валерий Харламов (Данила Козловский), взяв на вооружение лишь собственную наглость и доставшуюся от матери горячую испанскую кровь, приезжает в Москву и пробуется в ЦСКА к легендарному советскому тренеру Анатолию Тарасову (Олег Меньшиков). Несмотря на очевидный талант, место в основном составе он сразу не получает, а едет в чебаркульскую «Звезду», чтобы получать необходимый игровой опыт. Там он будет поднимать дух безамбициозной команде, чтобы позже вернуться в столицу и занять свое место в истории хоккея — впереди его ждет попадание в сборную, тяжелая травма и сенсационное возвращение к суперсерии матчей СССР против Канады.
«Легенда №17» изящно проходится по основным этапам жизни великого русского хоккеиста — от детства в Испании до попадания в большой хоккей и триумфа в матче против, как казалось тогда, непобедимой сборной Канады. Основной линией в картине Николая Лебедева («Экипаж», «Звезда») становятся отношения Харламова с его будущей женой и тренером Тарасовым, сильным, но сложным человеком, который не преклоняется перед авторитетами и готовит спортсменов нестандартными методами. Любопытно, что именно успех этой картины породил моду на спортивные байопики в отечественном кино: в той или иной степени формулу «Легенды №17» повторяют все фильмы про великие достижения российских атлетов.
Дерека Томпсона (Дуэйн Джонсон) получил прозвище Зубная фея — не потому что он дарит детям подарки, а потому что на хоккейной площадке постоянно оставляет соперников без зубов. Когда-то он был подающим надежды игроком, но после травмы опустился до уровня низших лиг и ни во что больше не верит. Доходит до того, что Дерек крадет деньги дочери своей подруги, которые та положила под подушку для зубной феи, чтобы потом проиграть их в казино. Вот только оказывается, что крохотные магические создания — не вымысел, и им не очень нравится поведение своего огромного тезки. Дерек оказывается на суде зубных фей, где его приговаривают к двум неделям исправительных работ. Феи делают его крохотным и заставляют исправно трудиться, подкладывая подарки детям.
В «Зубной фее» хоккей выступает фоном — напоминаем об утерянной мечте, которую оставил разочаровавшийся в жизни герой. Основной фокус тут на комично-фантастической истории амбала, вдруг ставшего крохотным созданием с крыльями и вынужденного трястись при виде простой домашней кошки. Задолго до того, как стать одной из главных экшен-звезд современности, Скала Джонсон фокусировался вот на таком кино: добродушных семейных историях о том, что и самые большие люди могут быть слабыми внутри.
В захолустном городке Мистери, штат Аляска, живут люди, безумно увлеченные хоккеем, — каждую субботу все вместе они выходят на замерзшее озеро и смотрят, как игроки местной команды сражаются друг против друга в двухсторонних играх. Однажды новости об их безудержной любви к хоккею достигают популярного глянцевого журнала. И вот НХЛ уже решает организовать показательный товарищеский матч между клубом Мистери и профессионалами из «Нью-Йорк Рейнджерс» на льду под открытом небом. Жители в восторге, игроки в предвкушении и немного ужасе от того, что им придется столкнуться с настоящими мастерами. А вот сами «Рейнджеры» скорее расстроены: немногие хотят вместо отпуска тащиться в далекую Аляску, чтобы играть с беспомощными любителями.
У героев «Тайны Аляски» нет каких-то особо высоких ставок или безмерных спортивных амбиций — кино вовсе не об этом. Оно скорее про конфликт спорта и коммерции, про то, что будет, если столкнуть людей, кто зарабатывает хоккеем, и тех, кто им живет. Фильм Джея Роуча, режиссера «Остина Пауэрса» и «Трамбо», больше заинтересован не в типичном для жанре пафосе, а в нежном портрете маленького городка, где все друг друга знают, где тренируются на фоне красивейших снежных гор, маневрируя между сугробами и тягая повозки.
Реджи Данлоп (Пол Ньюман) тренирует команду из низшей хоккейной лиги, которая даже там успехами не блистает и прочно закрепилась на последнем месте. В отчаянной попытке хоть как-то освежить состав он подписывает трех братьев Хэнсон (Джефф Карлсон, Стив Карлсон, Джек Хэнсон), безмозглых амбалов, которые быстро наводят смуту на льду. Они уничтожают соперников физически, постоянно ввязываются в драки и становятся настоящей грозой лиги. Видя, как такой грязный стиль игры положительно влияет на результат, Реджи решает превратить всю команду в сборище агрессивных тафгаев.
«Удар по воротам» в России известен не так хорошо, но у себя на родине это настоящая классика комедии и знаковое спортивное кино. Пол Ньюман, игравший в «Афере», «Буче Кэссиди» и многих других культовых фильмах, признавался, что никогда так не веселился на работе, как на съемках этой картины. Настолько ему понравился эксцентричный портрет изнанки большого спорта, где нет места большим трофеям и патетичным речам: только драки, грязные приемы и безудержная любовь к спорту.
Пожарный Даррен МакКорд (Жан-Клод Ван Дамм) берет детей на хоккейный матч. На льду игроки сражаются за кубок Стэнли, это финал, так что на трибунах, помимо простых болельщиков, есть и очень важные фигуры, в том числе вице-президент страны. Именно последний в итоге привлекает беду: ледовый дворец захватывают террористы, ведомые бывшим сотрудником службы безопасности. Они просчитывают все до мелочей, но допускают фатальную ошибку — берут в заложники дочь Даррена. Теперь он не остановится ни перед чем, чтобы наказать преступников.
«Внезапная смерть» изначально задумывался как пародийный боевик, но с приходом на проект Жана-Клода Ван Дамма превратился во вполне себе серьезный рип-офф «Крепкого орешка» (с редко проступающими моментами абсурда вроде драки с пингвином). Хоккея тут как такового немного, зато есть несколько известных фанатам спорта лиц: в роли самих себя тут снялись несколько игроков «Питтсбург Пингвинс» — например, Люк Робитайл и Маркус Нэслунд.
Биографическая драма о великом канадском хоккеисте, который первым в НХЛ забросил 50 шайб за сезон и 5 раз брал кубок Стэнли (чего не удавалось никому прежде). Фильм рассказывает о его спортивной юности, попадании в «Монреаль Канадиенс» и конфликтах с другими игроками. Дело в том, что в то время в НХЛ существовало серьезное соперничество между англо-канадцами и франко-канадцами, и еле говорящий по-английски Ришар постоянно подвергался дискриминации.
Не считая важной социальной составляющей (противостояние франко- и англо-канадцев — не такая уж частая тема в кино), «Морис Ришар» — обычный компетентный байопик, довольно прямолинейно пересказывающий удивительную судьбу своего героя. На фоне других представителей жанра его, в первую очередь, выделяет техническое совершенство: эстетика 50-х передана прекрасно, а хоккейные матчи мало где сняты настолько же живо и реалистично, как здесь.
У 12-летнего Жано (Антуан-Оливье Пилон, актер из «Мамочки» Ксавье Долана) умирает мать, а отец увозит его в новый город, где все парню незнакомо и чуждо. Там он знакомится с Джули, вратарем местной юниорской хоккейной команды. Она видит талант Жано и предлагает ему тоже пойти играть, но тот поначалу не хочет: в хоккей его привела мать, и теперь клюшки с шайбами напоминает ему о погибшей родительнице. Со временем, впрочем, Жано соглашается — но проблемы на этом не заканчиваются. Талантливого новичка недолюбливают одноклубники и стараются напакостить ему при любой удобной возможности. Герою придется как-то решить внутренние конфликты в команде и вместе с «Рысями» победить в юниорском чемпионате, где им будет противостоять российская команда «Медведи».
В канадской драме «Короли льда» хоккей выступает терапевтическим средством — способом перебороть травму и вновь обрести смысл жизни. К тому же, картина прекрасно передает закулисье детского спорта, которое не так часто оказывается на экране. Режиссер Эрик Тессьер показывает, что дети могут быть жестокими и завистливыми, как родители проецируют на них свои амбиции и лишают их самого главного — удовольствия от игры.