Головоломка с сюрпризом: 10 фильмов о тайнах и загадках
Главная тайна кино — захватывающее повествование. Вот только проверенного рецепта увлекательной истории не существует, однако самые разные секреты и вопросы без ответа часто приходят на помощь кинематографистам. Вспоминаем 10 фильмов о тайнах и загадках, от которых не оторваться.
Также рекомендуем посмотреть подборки лучших фильмов об археологах и раскопках и о поиске сокровищ.
Донни Дарко (Джейк Джилленхол) — 16-летний парень, который живет с родителями и двумя сестрами в маленьком американском городке. Он учится в школе, ходит к психологу, дразнит сестру и грубит родителям — в целом ничего особенного, но есть нюанс. По ночам Донни лунатит, а наутро просыпается где попало: то на извилистой горной дороге, то посреди поля для гольфа. Во время очередной ночной «прогулки» Донни является человек в костюме страшного кролика и сообщает точное время грядущего конца света. У мира осталось 28 дней, 6 часов, 42 минуты и 12 секунд, события которых и составляют сюжет фильма. Первое из них происходит незамедлительно: на крышу дома семьи Дарко обрушивается самолетный двигатель.
«Донни Дарко» — мистический триллер с апокалиптическим лейтмотивом, характерным для рубежа тысячелетий, когда конца света ждали все. Однако тревожное ожидание близкой гибели мира актуализирует здесь ряд вечных загадок о времени, судьбе и обратимости событий. Можно ли предвидеть будущее, а предвидев, его изменить? Является ли реальность источником для художественного вымысла или, напротив, художественный вымысел конструирует реальность? Ответы на эти вопросы Донни Дарко находит где-то между физикой и литературой.
Семеро студентов проходят курс обучения в школе ФБР. Их руководитель помещает своих подопечных в детально продуманную им искусственную среду, которая имитирует место преступления и представляет собой сложноустроенную психологическую загадку. Выпускным экзаменом для будущих агентов становится квест на острове, где им предстоит отыскать место преступления и выследить убийцу. Вот только никто не предполагал, что преступник окажется реальным человеком и будет убивать по-настоящему.
Остров выглядит как тщательно продуманная иммерсивная инсталляция или пространство компьютерной игры-бродилки. Старые вывески, пустые кафе и заправки, и кругом ни души, только ряженые манекены изображают местных жителей. Герои селятся в огромном особняке в стиле ар-деко: то ли музей, то ли обсерватория, то ли тюрьма. Сюжетом «Охотники за разумом» обязаны, конечно, детективному роману Агаты Кристи «Десять негритят». А вот сценография и концепция фильма наследуют классике Дэвида Финчера «Семь»: каждое место преступления обставлено по-своему, каждая смерть не похожа на предыдущую.
Американский профессор Роберт Лэнгдон (Том Хэнкс), специалист по трактовке религиозных символов, выступает в Париже с лекцией и презентацией своей новой книги. После выступления он собирается встретиться с куратором Лувра Жаком Соньером (Жан-Пьер Марьель), однако полиция извещает Лэнгдона о смерти Соньера и просит проехать на место преступления. Как только Лэнгдон узнает, что его подозревают в убийстве, он пускается в бега, ведомый сотрудницей шифровального отдела полиции Софи Невё (Одри Тоту). Скрываясь от преследования, главный герой и его спутница стремятся разгадать тайну смерти Жака Соньера, который оказывается дедушкой Софи.
«Код Да Винчи» — первый фильм из серии по книгам Дэна Брауна. В центре сюжета — тайна происхождения Иисуса Христа. Фильм вслед за книгой ставит вопрос о том, был ли он реальным человеком, каково место Марии Магдалины в жизни Христа и остались ли ныне живущие его потомки.
Средоточием загадок и тайн всегда было и остается изобразительное искусство, в особенности для тех, кто в нём не разбирается, что делает художников и их полотна постоянными героями кино- и литературных и мистификаций. Такие произведения как будто предлагают зрителю самому разгадать загадку картины и тем самым проникнуть в замысел художника, причаститься его мастерству и таланту — как бы сфотографироваться с ним в веках. Однако кино про изобразительное искусство снимать невероятно трудно. Во-первых, произведение в кадре должно быть высокого уровня, но при этом, показанное через объектив камеры, оно не должно терять своей силы. Во-вторых, создателям фильма не обойтись без консультаций искусствоведов. В-третьих, один вид искусства (изобразительное) должен быть органично встроен в другой (кино), вместе соединяясь в единый кинотекст.
Эти непростые задачи мастерски решены в «Тайне Антуана Ватто». В фильме художественный мир французского художника XVIII века тесно переплетен с реальным пространством Парижа и пропитывает собой жизнь Люси, студентки факультета истории искусств. Люси пишет исследование об образе женщины, которую Ватто из работы в работу изображает спиной к зрителю. Кто она и почему Ватто не дает нам увидеть ее лицо? Но пока Люси исследует изображение женщины на репродукциях, уткнувшись в экран компьютера, ее собственный образ в окне бизнес-центра день за днем внимательно изучает уличный мим Винсент — и находит разгадку ее тайны.
Тайны, скрытые изобразительным искусством, не стоят ничего без человеческой истории за ними. По крайней мере, это справедливо для кино и литературы. Что толку в загадочных знаках, символах и шифрах, если за ними нет истории, которой можно сопереживать?
Главный герой «Лучшего предложения» мистер Вёрджил Олдман (Джеффри Раш) — антиквар, коллекционер, оценщик, аукционист и знаток. Он виртуозно ведет торги, с полувзгляда может разглядеть в покрытой патиной дощечке шедевр XV века и со страстной педантичностью пополняет свою коллекцию женских портретов. В мире искусства и антиквариата мистер Олдман — профессионал высокого класса, а вот в области чувств — совершенный профан. Что такое сопереживание, мистер Олдман впервые узнает, когда некая мисс Клер Иббетсон (Сильвия Хукс) заказывает ему оценку своего дома со всем имуществом. В ее образе отшельницы и социопатки мистер Олдман неожиданно узнает самого себя.
Кристин (Николь Кидман) страдает амнезией. Ночной сон полностью стирает последние 20 лет ее жизни, и каждое утро она заново учится жить: знакомится с мужем Беном (Колин Фёрт) и доктором Майком Нэшем (Марк Стронг), который стремится вылечить ее. Прогресс в лечении намечается, когда по совету доктора Кристин начинает вести видеодневник и каждое утро пересматривать записи прошлых дней.
Фильм «Прежде чем я усну» посвящен тайне человеческой памяти, которая, как известно, очень избирательна. Кроме того, фильм исследует загадочную проницаемую границу между воображаемым и реальным и то, как первое конструирует второе. История Кристин демонстрирует, что новая жизнь героини может быть придумана и собрана с нуля — вручную и весьма нехитрыми средствами. Но как долго эта новая жизнь сможет существовать?
Главный герой (Итан Хоук) работает на так называемый патруль времени — правоохранительную организацию будущего, которая предотвращает преступления, совершенные в прошлом. Для этого герой использует машину времени: она выглядит как кофр для скрипки с двумя кодовыми замками, на которых выставляется дата — место назначения очередного путешествия. Получив новое задание, герой отправляется в 1970-е, где он бармен в баре. Разговорившись с одним из посетителей, герой узнает удивительную историю его жизни и решает ему помочь.
«Патруль времени» — это экранизация фантастического рассказа Роберта Хайнлайна «Все вы зомби» (1958). В рассказе тайна происхождения человека (что было раньше: курица или яйцо) представляется в виде парадокса путешествия во времени. В популярной культуре мечта о машине времени возникла вместе с промышленной революцией, получила воплощение в книге Герберта Уэллса «Машина времени» и была излюбленным сюжетом в научно-фантастической литературе на протяжении XX века. В кино феномен путешествий во времени начинает фигурировать после Второй мировой войны (достаточно вспомнить картину «Иван Васильевич меняет профессию»), но обретает популярность и становится объектом рефлексии сравнительно поздно, в 1980-е годы, параллельно с выходом научно-популярных книг Стивена Хокинга.
Если путешествия во времени возможны, значит, прошлое можно изменить (хотя бы в кино). Но стоит ли? Домохозяйка Линда (Сандра Буллок) получает известие о смерти мужа. Проснувшись на следующий день, она спускается на кухню и видит его пьющим свой утренний кофе. Что это: ошибка полиции, дурной сон или галлюцинация?
«Предчувствие» — фильм-демонтаж, фильм-головоломка. Это обычная история о семейном несчастье, но рассказанная причудливым образом. Благодаря манере изложения «Предчувствие» имеет характерный привкус триллера. Фильм разбирает на части сам себя, а возможность собрать его как надо предоставляется главной героине, которая берет листок и фломастер, рисует табличку, что и когда должно произойти, и наводит порядок, как и подобает находчивой домохозяйке.
В оригинале фильм называется Serenity — «Безмятежность». Это имя яхты, на которой Бейкер Дилл (Мэттью МакКонахи) каждый день выходит рыбачить в океан. Он часто ходит на меч-рыбу и продает улов, но его мечта — поймать тунца. Бейкер Дилл живет в островной деревушке Плимут, на самом берегу, и по утрам с отвесной скалы ныряет в голубой океан. В Плимуте персонажей немного: рыбак с семьей, торговка снастями, владелец единственного бара. Слухи здесь расходятся быстро, и, когда к Бейкеру Диллу приезжает печальная красавица в белом (Энн Хэтэуэй), об этом сразу узнают все.
Яркие краски, солнце, море, пляж, яхта — настоящая безмятежность. Может быть, именно так выглядит рай? Фильмы о жизни после смерти бывают разные. Когда души умерших населяют старый особняк с видом на кладбище, как в «Других» (2001) с Николь Кидман, — это классика жанра. Совсем другое дело, когда после смерти герой обнаруживает себя персонажем компьютерной игры. И неясно даже, радоваться здесь или горевать.
В забытой богом альпийской деревушке пропала 16-летняя девушка. Анна Лу получила строгое религиозное воспитание, любила маму, папу, братьев и сестер, а еще кошек и плела браслеты из бусинок — едва ли она сбежала из дома. Неужели в мирной деревне завелся маньяк? За дело берется инспектор Фогель, чьи оригинальные методы — публичный блеф, мифотворчество, привлечение СМИ и разного рода инсценировки — довольно быстро приводят к убийце. Однако настоящее расследование начнется только после этого.
Как и в «Твин Пиксе», одном из лучших фильмов про загадки, леса здесь таят опасность. Но если «Твин Пикс» — мистически-чарующий, то «Девушка в тумане» — жутковато-ироничный фильм. Его создатели демонтировали жанры детектива и триллера и попутно выдали социальную сатиру на современное общество спектакля. Но главная тайна, на которой зиждется сюжет, — уже заявленный во многих фильмах этой подборки вопрос: является ли реальность источником для художественного вымысла или, напротив, вымысел конструирует реальность? Искусство подражает жизни или жизнь подражает искусству?