Подборки

Голос из прекрасного далека: Лучшие советские фильмы для детей и подростков

Одним из лучших достижений советского кино была способность снимать для детей сказки, которые мгновенно становились неувядающей классикой. Сколько поколений школьников завидовали и сочувствовали предприимчивому Сыроежкину? А сколько смеялись над непутевым фантазером Иночкиным? Вспоминаем главные шедевры, созданные классиками советского кино специально для юного зрителя.

Гостья из будущего

Рейтинг: 8.2IMDb: 8.3
Жанры: Советское, Фантастика
1985, 1 сезон
СССР, 6+
Режиссер: Павел АрсеновГлавные роли: Наталья Мурашкевич, Алексей Фомкин, Вячеслав Невинный, Михаил Кононов, Илья Наумов, Елена Метелкина

Мальчик Коля Герасимов, ученик 6-го «В» 20-й школы в Москве пошел за кефиром, а оказался в будущем. Там он покатался на летающих тарелках, познакомился с говорящим козлом и перехватил у пиратов загадочный прибор миелофон, помогающий читать мысли. Профессор Селезнев изобрел его для изучения редких животных и птиц, а пиратам он нужен, чтобы захватить власть в галактике. Вместе с пиратами в наше время бежит и дочь профессора Селезнева, Алиса. Коле, Алисе и ученикам 6-го «В» удается обезвредить пиратов и сохранить важный прибор для процветания человечества.

Идея экранизировать именно эту книгу Кира Булычёва возникла у режиссера Павла Арсенова во время творческой встречи с детьми. Музыка Евгения Крылатова, актерские работы и понятный сюжет привлекают зрительское внимание до сих пор, хотя теперь фильм смотрится как настоящий памятник ретрофутуризму. Интересно, что в 1992 году в Австралии вышел телесериал «Девочка из завтра», героиня которого по имени Алана интересуется, как и Алиса Селезнева, биологией, теряет ценный прибор и путешествует в связи с этим из 3000 года в 1990-й.

Сказка о потерянном времени

Рейтинг: 7.8IMDb: 7.2
Жанр: Советское
1974, 75 мин
СССР, 0+
Режиссер: Александр ПтушкоГлавные роли: Сергей Мартинсон, Олег Анофриев, Гриша Плоткин, Евгений Соколов

Сказка, в которой зло — это старые волшебники, а добро — мечтающие школьники. Цель злодеев — снова стать молодыми. Способ — найти тех, кто не ценит время своей жизни. Ими оказываются беспечные ученики, предпочитающие труду и социальной активности лень и праздность. Школьники в один миг стареют, колдуны — превращаются в детей. Ситуация кажется безвыходной, но избавление все же есть: нужно успеть найти логово волшебников и перевести вспять стрелки на волшебных часах.

Экранизация сказки Евгения Шварца — единственное современное произведение в творчестве классика советской мультипликации и детского кино Александра Птушко. С одной стороны, фильм — характерный слепок эпохи. Важно не просто дорожить временем, но, как поется в одной из песен фильма, нужно, чтобы время «служило людям и служило всей стране». Забавно, что в начале картины злые волшебники заняты сочинением доносов, за что их ругает заводила Порфирий Прокофьевич, — мол, доносы уже 10 лет как вышли из моды. Это соответствует, вероятно, тому, что Сталин умер в 1953 году — ровно за 10 лет до съемок фильма. С другой стороны, наблюдать за основной коллизией фильма — взрослые ведут себя как дети и наоборот — интересно зрителям и по сей день.

Королевство кривых зеркал

Рейтинг: 7.75IMDb: 7.4
Жанры: Советское, Фэнтези
1963, 74 мин
СССР, 12+
Режиссер: Александр РоуГлавные роли: Ольга Юкина, Татьяна Юкина, Татьяна Барышева, Анатолий Кубацкий, Андрей Файт, Лидия Вертинская

Оля — обычная третьеклассница. Подобно Алисе, которая после Страны чудес попала в Зазеркалье, Оля оказывается в сказочном Королевстве кривых зеркал. Там она знакомится с девочкой Яло, своим двойником. Олю ждут приключения и испытания, иногда по-настоящему опасные. Самое главное — это общение с Яло, благодаря которому Оля многое понимает о себе и возвращается домой повзрослевшей, чем очень радует бабушку.

Фильм вышел на экраны в 1963 году и мгновенно завоевал любовь зрителей от мала до велика. Главные роли сыграли близняшки Оля и Таня Юркины. Несмотря на то что они стали настоящим символом смелости и справедливости, актрисами впоследствии они не стали. Любимый артист Александра Роу и главная Баба Яга СССР Георгий Милляр исполнил сразу три роли в фильме: церемониймейстера, королевы-матери и королевского извозчика. Картина создавалась как пародия на капиталистическое общество с королем-болванчиком и его министрами-богачами. Спустя время в нем появился и другой смысл: лишь ребенок из-за своей искренности способен разглядеть в привычном ложь и обличить ее.

Топ детских советских фильмов: «Приключения Электроника»

Электроник — это робот-гений со сверхспособностями во всех областях: от математики и литературы до легкой атлетики и пения. Он мечтает не достигать поставленных целей, а стать человеком. После побега от отца-основателя Электроник встречает своего «близнеца» Сережу Сыроежкина — простого школьника, по фотографии которого был создан пионер-андроид. Сережа быстро понимает, в чем у них с Электроником есть взаимный интерес, и становится тем, о ком робот может заботиться, а значит, очеловечиваться. Теперь Электроник ходит за Сыроежкина в школу и делает домашние дела, но долго такая райская жизнь продолжаться не может.

Фильм снят по повестям Евгения Велтистова «Электроник — мальчик из чемодана» и «Рэсси — неуловимый друг». Автор сам написал сценарий к экранизации, а ошеломительный успех фильму принесли песни Юрия Энтина на музыку Евгения Крылатова. Сюжетная схема «мальчик-робот хочет стать человеком» — популярная в культуре XX века. На ту же тему Стэнли Кубрик разработал сценарий «Искусственного разума», который спустя время воплотит Стивен Спилберг. После выхода картины в прокат на авторов и исполнителей главных ролей обрушился шквал признания. Владимир Приходько, биограф Велтистова, писал, что писателю пришло около 80 тысяч писем от поклонников фильма. «Приключения Электроника» лишь отчасти про мальчика-робота. Это еще и история Емели, предприимчивого лентяя, и его возможностей в стремительно надвигающемся будущем. По опросам журнала «Русский репортер», фильм занимает 42-е место в сотне самых значимых фильмов для россиян.

Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен

Рейтинг: 8.36IMDb: 8.2
Жанр: Советское
1964, 70 мин
СССР, 6+
Режиссер: Элем КлимовГлавные роли: Виктор Косых, Евгений Евстигнеев, Арина Алейникова, Илья Рутберг, Лидия Смирнова, Алексей Смирнов

Костя Иночкин проводит лето в пионерском лагере, начальником которого является строгий, но справедливый товарищ Дынин. Однажды Иночкин переплывает реку в неположенном месте и проводит время на запретной для подопечных лагеря территории, и Дынин решает отправить отбившегося от коллектива школьника домой. Но возвращаться Косте никак нельзя: он уверен, что если бабушка узнает о его поведении, ее тут же хватит инфаркт. Мальчик тайно возвращается в лагерь, живет под сценой, а его друзья-пионеры делают все, чтобы праздник «Родительский день» не состоялся. Только в этом случае бабушка Кости не приедет в лагерь и ничего не узнает о происшествии.

Дебютный комедийный фильм Элема Климова про беззаботное детство столкнулся на этапе производства и выхода на экраны с вереницей препятствий, которые сами по себе заслуживают экранизации. Сначала против сценария выступил ректор ВГИКа, но за проект вступилось руководство «Мосфильма». На съемки фильма с инспекцией приехали руководители Госкино; заместителю Баскакову материал категорически не понравился, а председатель Романов одобрил. Баскаков затаил обиду и спустя пару недель прислал съемочной группе телеграмму с приказом свернуть работу, но Элем Климов попросил директора картины сделать вид, что никакой телеграммы не было, и продолжил снимать. Цензоры Госкино признали фильм «антисоветским» и «антихрущевским». Климов думал, что это из-за шуток о кукурузе, а оказалось, проблема в том, что бабушка Иночкина похожа на Хрущева. За молодого автора вступился мэтр Сергей Герасимов. Он лично показал фильм Хрущеву, генсек на просмотре смеялся, фильм вышел на экраны и вошел в золотую классику советского кино.

Вам и не снилось

Рейтинг: 8.13IMDb: 8
Жанр: Советское
1981, 86 мин
СССР, 12+
Режиссер: Илья ФрэзГлавные роли: Елена Соловей, Лидия Федосеева-Шукшина, Татьяна Аксюта, Никита Михайловский, Ирина Мирошниченко

Роман и Катя — пара влюбленных. Кто-то шутит над ними, кто-то не верит в них, а кто-то желает им счастья. Среди тех, кто одобряет отношения ребят, — мать Кати и отец Ромы. По удивительной киношной случайности в юности у них был роман. Об этом знает мать Ромы и ревнует. Результат ее ревности — попытки разрушить связь детей. Героиня Федосеевой-Шукшиной пускает в ход все доступные средства: переводит сына в другую школу, оплетает сетью интриг всех родственников и знакомых. Но ничего не помогает — потому что такая сильная любовь ей и не снилась.

Фильм снят по мотивам никому до его выхода не известной повести Галины Щербаковой «Роман и Юлька», о постановке ходатайствовали режиссер Сергей Герасимов и его жена, актриса Тамара Макарова. Если в книге ядром истории была любовная линия, то в фильме на первый план вышла драма ложной семейственности и материнской диктатуры. Интересно, что в американском прокате фильм вышел под названием «Любовь и ложь». В премьерном для картины 1981 году ее посмотрели 26 миллионов советских зрителей, а по итогам проката она заняла 12-е место. С тех пор картина прочно обосновалась среди важных фильмов эпохи. Не последнюю роль в успехе фильма сыграла и неугасающая популярность песни «Последняя поэма» Алексея Рыбникова на стихи Рабиндраната Тагора.

Список лучших детских фильмов: «Приключения Буратино»

Столяру Джузеппе по прозвищу Синий нос попадается говорящее полено. Оно так орет при попытке сделать из него ножку стола, что Джузеппе дарит его шарманщику Карло. У него как раз сломалась шарманка, а из полена можно сделать куклу. Мальчишка Буратино очень радует Карло, пока не начинает хулиганить. Отец отправляет его на исправление в школу, но по дороге горе-ученик продает азбуку за 4 сольдо и вступает на путь незабываемых приключений. Впереди — знакомства с друзьями и мошенниками, а главное — чудесное обретение золотого ключика, который откроет потайную дверь в сказочную страну.

Двухсерийный фильм, снятый по сказке Алексея Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино», смело можно отнести к культовым картинам русскоязычного пространства. Секрет успеха традиционный: музыка Алексея Рыбникова и блестящие актерские работы. Особого внимания заслуживают пара лисы Алисы и кота Базилио и вся сюжетная линия с закапыванием денег на поле чудес. Фильм вышел в 1976 году, а значит, к лихим 90-м его посмотрело уже несколько поколений советских детей, и каждый воспользовался обретенным знанием о поле чудес и аферистах по-своему.

Сто дней после детства

Рейтинг: 8IMDb: 7.8
Жанры: Драмы, Мелодрамы
1975, 89 мин
СССР, 12+
Режиссер: Сергей СоловьевГлавные роли: Борис Токарев, Татьяна Друбич, Ирина Малышева, Юрий Агилин, Сергей Шакуров, Арина Алейникова

Лето, пионерский лагерь. Молодой вожатый Сергей Борисович рассказывает детям о том, что в каждом камне есть душа, обсуждает с ними живопись эпохи Возрождения и помогает поставить «Маскарад» Лермонтова. Митю Лопухина сражает настоящий солнечный удар и первая любовь к однокласснице Лене Ерголиной. Ураган чувств так силен, что он не замечает, что в него влюблена другая одноклассница, Соня Загремухина.

Один из первых фильмов Сергея Соловьева снят в 1975 году и радикально отличается от всех предыдущих картин для детей и юношества в СССР. Главный предмет исследования режиссера и героев — мир чувств, в котором важны не только смыслы и передающие их слова. «Сто дней после детства» — настоящий шедевр визуального воплощения мира юности. Кадры наполняются витальностью благодаря чуткой камере Леонида Калашникова и пронзительной музыке Исаака Шварца. И в нем важны отсылки не только к Лермонтову, но и к Бунину. Недаром главного героя зовут Митя — точь-в-точь как в бунинском рассказе «Митина любовь», из которого в фильм перекочевали и томления первой любви, и сочный мир русского лета. С одной только разницей, что герой в финале даже и не думает прощаться с жизнью, а просто предлагает запомнить это лето на всю жизнь.

Доживем до понедельника

Рейтинг: 8.1IMDb: 8.1
Жанр: Советское
1968, 100 мин
СССР, 12+
Режиссер: Станислав РостоцкийГлавные роли: Вячеслав Тихонов, Ирина Печерникова, Нина Меньшикова, Михаил Зимин, Надир Малишевский, Дальвин Щербаков

Советская школа, конец 60-х. Три обычных дня, четверг, пятница и суббота, наполнены событиями. Старшеклассники и учителя ищут ответ на главный вопрос: «Что такое счастье?» Новая учительница английского Наташа Горелова, как и многие ученики, без ума от любимца школы, офицера-фронтовика и преподавателя истории Ильи Семеновича. Так образуется любовный треугольник, ведь в историка влюблена и завуч школы и преподавательница литературы Светлана Михайловна. Впрочем, учитель истории не замечает направленных на него восторженных взглядов. Что гложет его? Что так печалит?

Несмотря на то что авторы считали, что основная тема фильма — творческий кризис героя в исполнении Вячеслава Тихонова, зрители (и молодые, и постарше) видят прежде всего школу как модель микромира, благодаря которой можно лучше понять и основу противоречий отцов и детей, и конфликт живого контакта с формальным подходом. Поразительно, что эта классика советского кино не устаревает и сегодня. Что такое счастье? Что значит взаимопонимание? Безусловно, главная тема фильма — любовь, любовь на разных уровнях, со всеми ее трагическими противоречиями и случайными неслучайностями.

Чучело

Рейтинг: 7.93IMDb: 7.9
Жанры: Драмы, Советское
1984, 127 мин
СССР, 12+
Режиссер: Ролан Быков, Аркадий ХайтГлавные роли: Кристина Орбакайте, Юрий Никулин, Елена Санаева, Дмитрий Егоров, Ксения Филиппова, Анна Толмачева

Шестиклассница Лена Бессольцева приезжает жить в провинциальный городок к своему дедушке, бывшему военному и коллекционеру картин. В городке дедушку считают чудаком и недолюбливают. Это отношение полностью переносится на внучку. И Лена изо всех сил пытается это стерпеть. Но не все в классе травят Лену, она влюбляется в Диму Сомова. А он из трусости и слабости предает ее. Как пережить предательство и остаться человеком?

Яркая роль дочки примадонны Аллы Пугачевой Кристины Орбакайте, последняя большая актерская работа Юрия Никулина и последняя режиссерская работа Ролана Быкова. Фильм вышел в 1983 году, а страсти по нему до сих пор не утихают. Часть зрителей продолжает считать его «чернухой», другая узнает в героине себя, близкие и понятные проблемы и боль, о которых невыносимо говорить вслух. Сам Быков считал главной темой своего творчества конфликт между личностью и посредственностью, но если в фильме «Айболит-66» этот конфликт решался в комедийном ключе, то в «Чучеле» — в трагическом. «Появился комплекс тотальной полноценности обывателя перед личностью, а это уже не смешно», — так говорил сам режиссер.