Главное — хвост: Фильмы и сериалы о русалках
Русалки издревле укоренились в мифах разных народов. Как правило, они великолепно поют, живут под водой, но могут недолго пребывать на суше, а порой остаются среди людей насовсем. Мужчины интересуют их в основном как сиюминутные сексуальные игрушки. Ганс Христиан Андерсен в своей сказке переосмыслил образ русалок, возвысил его и облагородил. Русалки-героини современных фильмов и сериалов причудливо сочетают в себе весь накопившийся к прошлому веку багаж представлений о них, а также добавляют новые индивидуальные черты в мифический образ. Какие? Ответы ищите в нашей подборке.
Классическая история: у морского царя было много дочерей, но младшая — самая любимая и самая непослушная. Ариэль, несмотря на все запреты отца, бредит земным миром и собирает затонувшие предметы, принадлежавшие людям. Однажды из-за очередной находки Ариэль теряет голову и забывает о важной премьере своего друга-композитора, краба Себастьяна, в которой у нее главная роль. Ссора с отцом вызывает бурю, после которой Ариэль удается спасти в кораблекрушении принца Эрика. Ариэль влюбляется в него и теперь готова ради него на всё, подводная ведьма Урсула пользуется этим и забирает у героини голос, с помощью которого сама овладевает вниманием принца. Получится ли у Ариэль вырвать принца из чар колдуньи и спасти свою жизнь?
О мультфильме про русалочку студия Disney впервые задумывалась еще в 1920-е в виде короткометражки для серии «Глупые симфонии», но потом было решено, что экранизация другой сказки Андерсена, «Гадкого утенка», — дело более перспективное. В итоге полнометражный фильм о приключениях Ариэль вышел на экраны в 1989 году и спровоцировал волну больших кассовых хитов студии. «Русалочка» стала рекордсменом по использованию различных анимационных эффектов. А композитор Алан Менкен совместно с автором песен Ховардом Эшманом были удостоены «Оскара» за лучшую песню и лучший саундтрек.
Подружки Клер и Хэйли грустят, что им осталось провести вместе всего пять дней, а после Хэйли уезжает с мамой в Австралию. Мама мечтала об этой поездке много лет, она морской биолог и наконец-то выиграла грант. Клер очень привязана в Хэйли, в раннем детстве ее родители погибли в морском шторме, она стеснительная и боится плавать. И Клер, и Хэйли влюблены в спасателя Рэймонда, впрочем, как все местные девушки. Однажды ночью случается чудо — девчонки находят в пляжном бассейне настоящую русалку Аквамарин. Она поругалась со своим морским отцом, потому что не хочет выходить замуж без любви. Аква обещает исполнить любое их желание, если они помогут ей влюбить в себя парня. Рэймонд вполне на эту роль годится!
Беззаботная комедия годится для девочек 10+, фильм блещет пуританством и беззубым юмором. В образе Аквамарин в глаза бросается то, как ее неспособность запомнить самые простые объяснения о любви и пикапе (память как у рыбки) оборачивается сражающей наповал даже главного красавчика невинностью и искренностью. Умеренные феминистские нотки звенят не только в финале (обойдемся без спойлеров, смотрите сами), но и в сюжетной линии Клер, которая благодаря встрече с Аквамарин узнает подробности о гибели своих родителей — и набирается сил, чтобы взглянуть в лицо своему страху воды.
Алан Бауэр — хозяин овощной базы в Нью-Йорке. Он мечтает встретить девушку, которой он сможет по-настоящему признаться в любви. В очередном приступе экзистенциальной тоски Алан едет на мыс Кейп-Код, где он однажды в детстве упал в воду и увидел русалку. И да, герой снова оказывается в воде, и снова его спасает водяная нимфа. После чего она обнаруживает бумажник Алана и через некоторое время находит парня на суше. Алан потрясен раскрепощенностью и красотой девушки, которая вернула ему кредитки, а то, что она немая и дикая, блекнет на этом фоне. Но примет ли он любовь в облике русалки? Готов ли оставить ради любви с ней бренную землю?
Дэрил Ханна со своим ростом и внешностью выглядит в образе морской обитательницы весьма оригинально. Кстати, в детстве Дэрил обожала сказку Андерсена и выучилась плавать «по-русалочьи» (соединив ноги) — кто бы мог подумать, что это пригодится в жизни! О популярности безмятежной фэнтезийной мелодрамы, снятой Роном Ховардом на заре его карьеры, можно судить хотя бы по тому, что редкое и преимущественно мужское имя Мэдисон после выхода картины стремительно набрало популярность в Америке.
500 лет назад на берегу моря встретились молодой государственный служащий Ким Дам-рён и русалка Сэ-ва. Их любовь вспыхнула и озарила собой будни приморского поселка. От радости встречи с юношей Сэ-ва плачет перламутровыми слезами, в моменты расставания — белым жемчугом. Но люди в любые времена — всего лишь люди; страх, зависть и жестокость разлучают влюбленных. Сэ-ва отпускает Кима и забирает у него все воспоминаниях об их чувствах. Спустя столетия их любовь снова возрождается — на этот раз между аферистом Хо Джун-дже и русалкой Сим-чон. У Джун-дже есть дар гипноза и команда друзей-хакеров. После очередного удачного дельца он отсиживается в Испании, где встречает немую девушку. Их тянет друг к другу, но если Сим-чон не сопротивляется этому чувству, то человеку нужно время, чтобы принять его.
20 серий из Южной Кореи по-настоящему покорили мир (и продолжают это делать, судя по интересу к сериалу на платформах). Секрет успеха известен сценаристу сериала (Пак Чжи-ын) по предыдущей работе «Человек со звезды». Оба сериала объединяет тема любовной связи, которая длится сквозь время. «Легенда синего моря» — также и уморительное шоу о русалке с суперспособностями. «Как ты всё быстро впитываешь!» — с завистью удивляется Джун-дже после того, как за ночь Сим-чон удалось выучить человеческий язык, поставив себе ноутбук на голову. Нехитрых шуток в сериале так много, что удивляет отсутствие закадрового смеха.
Рыбак и алкоголик в завязке Сиракуз, известный по обидному прозвищу Циркач, живет на ирландском побережье. У него есть дочь Энни, у которой проблемы со здоровьем. Однажды вместо рыбы Сиракуз вытаскивает в сетях девушку. Хотя у нее и нет хвоста, ведет она себя загадочно — точь-в-точь русалка: просит спрятать ее от людей, прекрасно поет, а омары с лососем теперь не переводятся в сетях рыбака. Ундина (так решили называть странную гостью) становится для Энни лучшей подругой и учит девочку плавать. Казалось бы — живи и радуйся, но прошлое Ундины не дает Сиракузу покоя.
Логлайн фильма — «Истина не то, что вы знаете. Это то, во что вы верите» — обыгрывается по полной не только благодаря ирландскому пейзажу и сумрачной стилистике операторской работы. Режиссеру Нилу Джордану не в первый раз приходится работать с сюжетом, в котором действуют мифологические создания (вспомнить хотя бы «Интервью с вампиром»). Ему действительно блестяще удается держать интригу, сохранять натяжение между реальностью и вымыслом, чтобы в кульминации расставить все точки над «и» и наполнить сердце зрителя щемящей тоской: «А счастье, мол, было так возможно».
Очередной виток приключений Джека Воробья. В центре сюжета — борьба между Испанией, Англией и пиратом Эдвардом Тичем за источник молодости. Джеку Воробью, ко всему прочему, надо еще и отыскать утерянную в прошлой серии «Черную жемчужину». У Воробья проблемы с самого начала: оказывается, по Лондону разгуливает его двойник и собирает команду от его имени. Двойником оказывается бывшая любовница Джека Анжелика, которая весьма зла на него после разрыва. Джеку приходится подчиниться ей — на пару со своим отцом Эдвардом Тичем Анжелика владеет куклой вуду, способной лишить воли ловкого пирата. Все вместе морские разбойники отправляются к Пенной бухте, кишащей русалками, которые способны погубить человека или, напротив, даровать ему вечную жизнь поцелуем.
Русалка в сюжете картины играет важную роль: именно она находит необходимые для проведения ритуала обретения бессмертия серебряные чаши. Но еще более важно то, как авторы развернули образ русалки относительно канонического андерсеновского. Русалка в исполнении испанской актрисы Астрид Берже-Фрисби — невинное дитя, которое покоряет сердце участника экспедиции, проповедника Филиппа. Он дает ей имя (Сирена), носит на руках и говорит: морская дева не может быть созданием темных сил, она красива, как подлинное божественное создание. Финал этой сюжетной линии — Сирена дарит утопленнику Филиппу способность дышать под водой и уводит его в подводный мир — выглядит как хеппи-энд для счастливой пары достойных друг друга влюбленных.
1914 год. Метеоролог Френд прибывает на остров в Южной Атлантике, чтобы заменить предшественника, который умер от тифа. Кроме него на острове живет смотритель маяка Грюнер, который гостю явно не рад. Довольно быстро становится ясно, что по ночам остров атакуют неизвестные существа. Скорее всего, о них идет речь в безымянном дневнике, который Френд находит в домике метеоролога. Существа явно посягают на жизнь Френда, а Грюнер не спешит помогать ему. Наконец Френд обнаруживает, что у Грюнера в качестве секс-рабыни живет амфибия женского пола. Герой именует ее Анерис («Сирена» наоборот) и постепенно понимает, что агрессивность амфибий — лишь способ защититься от людей.
Хоррор «Атлантида» снят по популярному испанскому роману «Холодная кожа». Предсказуемый сюжет с колониальными мотивами компенсируется завораживающими декорациями и инфернальной атмосферой. Несмотря на ряд сценарных недочетов картины (самый главный — плохая проработка образа амфибий), магистральный вопрос фильма «что делает человека человеком», а также тема своих и чужих делают историю предельно актуальной.
США, наши дни. Прибрежный городок Бристоль-Коув — тихая заводь мирной жизни. С появлением голубоглазой девушки с зеленым отблеском в глазах заводь превращается в омут. Местные жители вспоминают легенды о том, что бухта — место, где русалки издавна устраивали свою личную жизнь, заманивая в свои сладкие сети мужчин. Впрочем, теперь от встречи с глазастой гостьей сходят с ума и женщины… Кто она? Каковы ее цели? Почему после встречи с ней одни погибают, а другие обретают новые смыслы и силу?
Исполнительница главной роли Элайн Пауэлл не первый раз играет русалку (дебютировала у Гая Ричи в «Мече короля Артура»). Судя по популярности сериала, авторы с выбором главной актрисы не прогадали. Изначально проект планировался как мини-сериал из 10 эпизодов; после их выхода проект продлили на 16 серий, а потом еще на 10. Очевидно, зрителей привлекает спектр смыслов «Сирены», от сомнения в человеческом превосходстве над другими живыми организмами до идеи того, что внешнее вторжение в наш социум может помочь его членами взглянуть на привычное новым взглядом — и очиститься от того, что устарело, хотя, возможно, и страшной ценой.
Гаспар — музыкант и артист, вокруг него всегда было много женщин, но полюбить он не смог ни одну. Многолетние разочарования сделали из него черствого холостяка, увлеченного собиранием игрушек. Но однажды во время прогулки вдоль набережной Сены Гаспар встречает русалку по имени Лулу и искренне в нее влюбляется. Она точно знает, что не должна давать волю чувствам: любой ее возлюбленный обречен на проклятие. Впереди целый фильм о том, как герои справляются с вековыми чарами.
Предыдущая работа режиссера Матиаса Мальзьё — мультфильм «Джек и механическое сердце». Кроме общего лейтмотива «влюбляться нельзя, но так получается», оба фильма роднит еще и визуальная эстетика. Кадр всегда заполнен мелкими деталями, мир Парижа напоминает открытки 1950-х годов, цветовые решения пространств предельно выразительные. Особую роль здесь играет музыка: композитором выступил сам Мальзьё, играют и поют оба главных героя, причем Лулу делает это убийственно в прямом смысле.
Обычный дом с квартирами для аренды, с бассейном во дворе. Однажды вечером домоуправляющий Кливленд Хип находит в бассейне девушку, нимфу или сирену, хоть и без хвоста. Он едва успевает укрыться с нею на руках в доме — их обоих чуть не убивает непонятная сущность. Девушку зовут Стори, она героиня сказки, злые сущности мешают ей вернуться в свой мир. Спасти ее может только писатель, один из жильцов дома. Постепенно Хипу становится ясно, что все жильцы дома поневоле связаны и стали героями этой истории. И чем быстрее он убедит их в этом, тем больше у них шансов выжить.
«Девушка из воды» считается первым провалом суперзвезды Голливуда и студии Disney американского режиссера индийского происхождения М. Найта Шьямалана. После этого фильма с ним разорвали контракт на съемки «Гарри Поттера и принца-полукровки», а также шесть раз номинировали на «Золотую малину». Но, возможно, дело в том, что режиссер просто попытался уйти от того, что делал раньше, и этим разочаровал кинокритиков. В картине действительно гораздо меньше фирменной эффектной жути, зато призыв увидеть скрытые возможности в самих себе и привычном не устаревает до сих пор.