Гении, святые и злодеи: 10 лучших итальянских сериалов
Итальянское сериальное производство пока сложно назвать выдающимся и достойным вершин, которых достиг классический итальянский кинематограф в XX веке. Тем не менее каждый год появляется всё больше примечательных итальянских проектов. Мы собрали десятку самых интересных итальянских сериалов, снятых в XXI веке.
В Ватикане важное событие: кардиналы выбрали нового папу римского. Им стал американец Ленни Белардо, очень молодой по меркам папства — ему всего 47 лет. Кардиналы предполагали, что, поставив молодого, неопытного чужака, они получат папу, который будет покорно слушать наставления кардинала Вайолы, ловкого интригана, привыкшего управлять католической церковью. Тот будет заниматься политикой и общественными отношениями, в то время как папа возьмет на себя чисто декоративные функции. Однако оказалось, что Ленни Белардо, взявший имя Пий XIII, несколько хитрее и решительнее, чем предполагалось.
Эстет и мыслитель Паоло Соррентино до «Молодого папы» снимал в основном для большого экрана. В его наградном арсенале есть «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке («Великая красота») и две «Пальмовые ветви» из Канн («Где бы ты ни был» и «Изумительный»). Когда Соррентино взялся за работу над таким неоднозначным форматом, как сериал, это наделало большого шуму в профессиональном сообществе. Еще больше эмоций вызвал сам сериал с Джудом Лоу в главной роли: «Молодой папа» оказался и скандальным, и лиричным, и философским одновременно.
Сериал доступен по подпискам AMEDIATEKA и «Премиум».
На улицах Неаполя две преступные группировки — клан Савастано и клан Конте — воюют друг с другом за зоны влияния. Молодой бандит Чиро по прозвищу Бессмертный исполняет преступные приказы, участвует в нападениях на конкурента, теряет друзей, хоть и, несмотря на прозвище, сильно боится смерти. Эти неприятные издержки компенсируются внушительными гонорарами. Второй главный герой сериала — Дженни, сын дона Савастано. Этот упитанный и нерешительный молодой человек мечтает отличиться в одной из отчаянных заварушек, но отец держит его подальше от дел клана. Сам Савастано живет в богатом доме, страдает приступами паранойи и чувствует, что его дни в качестве лидера сочтены.
Криминальный сериал создан по мотивам одноименного романа Роберто Савиано, который, работая журналистом, изучал жизнь неаполитанской мафии — каморры. Истории, которые он использовал в своей книге, взяты из реальной жизни. Когда книга вышла в свет, лидеры одной из самых опасных группировок каморры узнали себя в ее героях и приговорили автора к смертной казни, так что Савиано пришлось жить под круглосуточной охраной. Сериал, вышедший спустя 12 лет, не следует сюжетам книги абсолютно точно, но последовательно передает ее дух.
1950-е годы. В бедном районе Неаполя живут две девочки: робкая и старательная дочь швейцара Элена и дерзкая и язвительная дочь сапожника Лила. Лила выглядит как сорванец и всё время влипает в неприятности, при этом девочка — настоящий вундеркинд. Она самостоятельно научилась читать и легко обгоняет мальчиков в решении математических задач. Беда в том, что семья девочки не может позволить себе обучение дочери в средней школе — будущее ее незавидно. Ее подруга Элена тоже делает успехи в учебе, она не так умна, как Лила, зато ее родители понимают, как важно дать дочери шанс. Район, в котором они живут, дышит нищетой и жестокостью. Во дворе без конца скандалят и дерутся — мужчины, женщины, дети. Образование — единственный шанс вырваться из этой среды.
В основе сериала — романы Элены Ферранте из цикла «Неаполитанский квартет». Писательница принимала участие в работе над сценарием к каждой серии и сама выбрала режиссера для постановки. Им стал Саверио Костанцо, обладатель «Золотых львов» из Венеции за фильм «Голодные сердца». Во втором сезоне режиссерскую компанию ему составила Аличе Рорвахер, в 2018 году громко выступившая в Каннах с фильмом «Счастливый Лазарь». Продюсером экранизации стал Паоло Соррентино. На выходе получился хороший драматический сериал, которому удалось соблюсти тонкую грань и не свалиться в мелодраму.
70-е годы. В то время как в Неаполе всем заправляет каморра, в Риме нет контролирующей группировки. Поскольку свято место пусто не бывает, появляется молодой и амбициозный уголовник по кличке Ливанец, который мечтает прибрать город к рукам. Он собирает соратников Фреддо и Денди, и вместе они затевают первое дело, которое позволит им разжиться стартовым капиталом: похищают барона и требуют за него 10 миллионов. Операция заканчивается относительно удачно для бандитов, и они организуют собственную преступную сеть.
«Криминальный роман» — одновременно и экранизация романа Джанкарло Де Катальдо, и развернутая телевизионная версия одноименного фильма режиссера Микеле Плачидо (известного в России как комиссар Катани из сериала «Спрут» 1980-х годов). Джанкарло Де Катальдо, написавший этот роман, работал судьей в Риме, и описываемые события отчасти основываются на истории группировки Banda della Magliana, терроризировавшей Рим в конце 70-х — начале 80-х годов.
Заместителя квестора (проще — следователя) Рокко Скьявоне перевели в провинциальный город после скандальной истории с задержанием педофила. Теперь он расследует преступления в альпийском городке Аоста вдали от любимого Рима. Тут его раздражает всё: холод, надоедливый снег и глуповатые коллеги. Первое дело, которое достается Рокко, — гибель неизвестного, тело которого обнаружили на горнолыжном склоне, когда ратрак раскатал его по трассе. Останки можно опознать только по чудом сохранившейся татуировке. По шкале неприятностей для Рокко это дело — чистая десятка.
Италия настолько разнообразна, что скандинавский нуар отлично вписывается в ее пейзажи, а образ разочарованного и депрессивного героя оказывается неожиданно уместным. Антонио Мандзини, создатель романов, по которым поставлен сериал, принимал активное участие в экранизации. Поначалу это типичный процедурал, и о проблемах Рокко мы узнаем лишь между делом, зато в следующих сезонах сериал обзаводится сквозным сюжетом, полнее раскрывающим образ главного героя и историю его несчастья.
Субура — один из старейших районов Рима и лакомый кусок для многих влиятельных групп в городе. За обладание ею спорят криминальные авторитеты, политики, Ватикан. А пока большие боссы делят клочок земли, который должен стать перевалочным пунктом для наркоторговцев, три парня из принципиально разных семей волею судеб объединяются с целью шантажировать священника, связавшегося с проституткой. Аурелиано Адами — сын могущественного криминального босса, Альберто «Кинжал» Анаклети — сын цыганского барона, Габриэле Маркилли — сын полицейского.
Название сериала отсылает к истории Рима: еще до нашей эры в низине между холмами располагался грязный район Субура, в котором жили бедняки, процветали разбой и притоны. Сюжет сериала, сосредоточенный на теневой стороне жизни «вечного города», показывает, насколько грязь Субуры распространилась за ее пределами и захватила весь Рим. В числе режиссеров, работавших над этим проектом, — главный специалист по преступности Микеле Плачидо. Он, кстати, прежде чем стать актером и режиссером, некоторое время работал в полиции и интерес к криминальной теме пронес через всю свою творческую биографию.
Художника Леонардо да Винчи обвиняют в убийстве женщины по имени Катерина. В тюрьме он рассказывает о своей жизни, многие из эпизодов которой связаны с нею. Леонардо познакомился с натурщицей в мастерской Верроккьо, и на долгие годы они стали хорошими друзьями. У девушки бурное и тяжелое прошлое, о котором она не хочет говорить. Написав ее портрет, Леонардо поражает своего наставника мастерством, и тот назначает его первым учеником. Это не может не вызывать зависть у менее талантливых подмастерьев.
Биография великого художника эпохи Возрождения полна пробелов: после Леонардо сохранилось много рисунков и исследований, но очень мало подробностей личной жизни. Так что всем, кто пытается снять байопик о нем, приходится довольствоваться домыслами исследователей и собственной фантазией. Создатели сериала, откинув привычный нам образ величественного харизматика, представили художника мятущимся гением в вечном поиске истины, робким и сутулым. Зато много внимания уделили истории создания произведений Леонардо.
Сериал доступен по подпискам AMEDIATEKA и «Премиум».
I век до нашей эры. 15-летняя Ливия Друзилла выходит замуж за человека, которого выбрал ей отец. Вскоре после свадьбы в республике разгорается война за власть между двумя политическими группами: с одной стороны сын Гая Юлия Цезаря, с другой — Брут и Кассий. Октавиан Август назначает вознаграждение за убийство двух тысяч сенаторов в расчете на то, что их казнят собственные слуги. Ливия с мужем и маленьким ребенком вынуждены бежать и несколько лет скитаться по всей стране. Скрываться им приходится до тех пор, пока Октавиан Август, будущий второй муж Ливии и основатель Римской империи, не объявит амнистию.
Яркий и радующий глаз исторический сериал может похвастаться еще и всемирно известными актерами в эпизодических ролях. Так, роль отца Ливии играет Лиам Каннингэм, известный по многолетней работе в сериале «Игра престолов», а хозяйка притона из Субуры — Изабелла Росселлини. Сюжет более-менее аккуратно следует за историческими событиями, так что лучше отложить чтение «Википедии» до финала, а потом для развлечения сравнить истории. За сценарий отвечал Саймон Бурк, в чьем портфолио можно найти такие сериалы, как «Фортитьюд» и «Дзен», и фильм «Доводы рассудка».
Сериал доступен по подпискам AMEDIATEKA и «Премиум».
XV век. После смерти богатейшего банкира Флоренции и самого влиятельного человека республики управление банками и забота о благополучии семейства ложится на плечи его сына Козимо Медичи. Как назло, всего пару дней спустя приходит сообщение о нападении миланцев на Лукку, и Флоренция, невзирая на увещевания Козимо, вступает в войну. Это разорительно и для банкиров, и для жителей города. Чтобы помочь людям пережить войну и не умереть от голода, Козимо решает забрать из банка папскую десятину и закончить строительство грандиозного собора Санта-Мария-дель-Фиоре.
Историческая драма об эпохе Возрождения и ее меценатах Медичи развлекает зрителей крутыми виражами судьбы. У героев ни минуты покоя: если не чума, то война, если не война, то политические интриги. При этом сериал наполнен любовью к красоте Флоренции и Рима и к творениям художников, скульпторов и архитекторов, которые умудрялись творить в самых невыносимых условиях. Первый сезон посвящен фигуре выдающегося политического деятеля Флоренции и основателя династии Медичи — Козимо. Второй и третий сезоны сосредоточены на истории покровителя наук и искусств Лоренцо Медичи и вышли под названием «Медичи: Великолепный» (версия после «адаптации» — «Великолепные Медичи»).
2011 год. В Лондонском банке работает трейдер-суперзвезда Массимо Руджеро: он умеет предугадывать кризисы и делать на этом миллионы. Массимо ждет заслуженного повышения до должности вице-генерального директора, правда, на место есть и другой кандидат. Удача отворачивается от Массимо, когда в город возвращается его жена-наркоманка и попадает в больницу с передозировкой. Такое пятно на репутации мешает крутому дельцу занять достойный пост. Но неожиданно только то, что победивший противник Массимо кончает жизнь самоубийством.
История о людях, которые дергают за ниточки мировой истории, используют запутанные схемы, махинации и убийства ради прибыли, понравится ценителям закрученных сюжетов. Трейдеры здесь возведены в ранг демонов, а весь мир — их песочница. Над «Дьяволами» работала целая армия сценаристов, адаптировавших для сериала одноименный роман Гвидо Марии Бреры, и всего два режиссера: Ник Харран, снимавший до этого эпизоды для «Шерлока» и «Доктора Кто», иЖан Микелини, работавший над сериалами «Медичи: Повелители Флоренции» и «Великолепные Медичи».
Сериал доступен по подпискам AMEDIATEKA и «Премиум».