Гениальные крысы и псы-супергерои: 10 мультфильмов о животных
Звери, насекомые и рыбы нередко становятся полноценными героями мультфильмов. Причем речь не только о домашних питомцах: в приключения отправляются и доисторические гиганты, и избалованные зоопарками хищники. Сегодня мы собрали для вас 10 мультфильмов с животными в главных ролях: от диснеевской классики до современных хитов.
Огромные ледники появляются на месте долин и лугов, доисторические животные массово покидают свои края и уходят на юг. Кроме мамонта Мэнни — ему, кажется, уже все равно на наступающий апокалипсис. В один день к нему случайно прибивается нелепый ленивец Сид, от которого сбежала вся его семья, а чуть позже тонущая женщина отдает им маленького человеческого ребенка: за ними гнались саблезубые тигры, решившие отомстить людям за массовое истребление их рода. Мэнни хочет вернуть мальчика в его племя, но те тоже ушли. Помочь найти людей вызывается саблезубый тигр Диего, который на самом деле планирует отдать ребенка своим сородичам и предать новых друзей.
«Ледниковый период» давно разросся до огромной франшизы с не самой завидной репутацией: последние ее части ругают за излишнюю инфантильность и глупость. Пересмотрев сейчас первый мультфильм, многие наверняка удивятся, насколько он был вдумчивым. За дурачествами Сида и слэпстик-приключениями белки с ее желудями скрывается пронзительная драма героев-изгоев — обреченных на вымирание зверей, пытающихся на фоне глобального коллапса спасти хотя бы чужой род. То, что главным героем тут выступает мамонт — животное, чей вид вымер именно по вине человека, — только подчеркивает замысел фильма. В одной сцене Мэнни видит наскальные рисунки людей, на которых изображена охота на его сородичей, и все равно продолжает свой опасный путь: жизнь оказывается важнее войны.
Маленький олененок Бемби — сын могучего Великого Князя. У него есть друзья: заяц Топотун, скунс Цветочек и олениха Фелин, а также любимая мать, с который он проводит большую часть времени. Пока не приходит Человек с ружьем и не убивает родительницу Бемби, раз и навсегда указывая ему, что жизнь зверей совсем не безопасна. Уже взрослым, олень сталкивается с внутренними разногласиями в племени: некоторые сородичи пытаются оспорить его право стать царем леса. Да и Человек с ружьем никуда не делся и все так же представляет угрозу Бемби и его друзьям.
Кажется, ни один учебник по биологии или социальный ролик не убедили столько людей, что жизнь любого животного ценна, как это сделал «Бемби». Мультфильм Disney — настоящая классика эко-кино: душераздирающее напоминание о жетокости человека по отношению к природе, фильм, который способен у каждого вызвать глубокую ненависть к охоте. «Бемби» не стесняется быть прямолинейным, но детскому мультфильму и необязательно путаться в эзоповом языке, чтобы донести важные мысли. К тому же, авторы филигранно играют на нервах аудитории: попробуйте пересмотреть хотя бы сцену смерти матери олененка — даже точно зная, что произойдет, поток слез сдержать почти невозможно.
Далматинец Понго хитростью сталкивает своего одинокого хозяина Роджера с девушкой Анитой — и вскоре пара женится. Пес в этом союзе тоже находит свою любовь: ведь оказывается, что у Аниты как раз есть самка-далматинец Парди. Пока хозяева налаживают романтическую жизнь, их питомцы времени даром не теряют. У них рождается щенок за щенком, веселый собачий визг скоро заполоняет весь дом. Вот только маленькими далматинцами почему-то начинает интересоваться школьная знакомая Аниты, модельер Стервелла де Виль. Она пытается купить щенят. А когда Роджер отказывает, просто похищает их. Семья отправляется на поиски далматинцев, пока из них не сделали модное пальто.
Еще один культовый мультфильм Disney подарил нам не только знаменитую черно-белую братию, позже перекочевавшую в многочисленные продолжения и live-action экранизации, но и одну из самых жутких злодеек в истории студии. Даже на фоне инквизиторов, морских чудищ и злобных магов всех сортов Стервелла выделяется своей бескомпромиссной циничностью. Именно благодаря «101 далматинцу» мы поняли, что зритель может терпеть сколько угодно убийств людей на экране, но стоит кому-то тронуть щенка, и они готовы ненавидеть антагониста всей душой.
Зебра Марти, жираф Мелман, бегемотиха Глория и лев Алекс всю свою жизнь живут в Центральном зоопарке Нью-Йорка — развлекают толпу, радуются благам цивилизации вроде медицины и хорошего питания и, в общем, живут припеваючи. Вот только Марти как-то неспокойно. В свой 10-й день рождения он вдруг начинает рассуждать о том, как хорошо было бы увидеть историческую родину, Африку, и побегать по саванне в компании таких же, как он. А на следующий день сбегает из зоопарка. Друзья идут его спасать, но в итоге все вместе попадаются. Их действительно везут в Африку, но по дороге контейнеры со зверями падают с корабля в океан (во всем виноваты захватившие судно пингвины), и в итоге приятелей прибивает к берегам Мадагаскара. Где народ лемуров во главе с эксцентричным королем Джулианом никак не может справиться с нашествиями диких псов — и видит в Алексе их возможного спасителя.
Если вы выросли в нулевые, есть большой шанс, что цитаты и целые сцены из «Мадагаскара» прочно въелись в вашу память. Начиная с внезапного музыкального номера под I Like to Move It и заканчивая великим финалом, где пингвины решают не разрушать для героев сладкий хэппи-энд («улыбаемся и машем, парни»), весь мультфильм — настоящий кладезь креативной анимационной комедии. А еще история про изнеженных городских животных, попавших в дикую среду, становится поводом поговорить о предназначении: хищник не обязан быть хищником, если родился таковым, а настоящая дружба способна победить заложенные природой инстинкты.
Неуклюжая панда По работает в лапшичной своего отца-гуся и собирает фигурки великих кунг-фу бойцов. Когда в ближайшем храме объявляют имя Воина Дракона, который должен будет открыть тайный свиток знаний и обрести нечеловеческую силу, герой изо всех сил пытается попасть на церемонию, чтобы своими глазами посмотреть на кумиров. Но в итоге, по собственной глупости, оказывается прямо перед лицом мастера Угвэя ровно в тот момент, когда он принимает судьбоносное решение. Мастер указывает на По и объявляет его Воином Дракона — ученики пытаются убедить его в том, что это ошибка, но в ответ слышат одно и то же: «Случайности не случайны». Теперь добродушной панде придется в кратчайшие сроки научиться искусству кунг-фу под присмотром строгого учителя Шифу. А еще сразиться с грозным Тай-Лунем, сбежавшим из тюрьмы, куда его много лет назад кое-как засадил сам Угвэй.
«Кунг-фу Панда» познакомила западных маленьких зрителей с восточными единоборствами и эстетикой уся — китайских фильмов о великих мастерах и их мудрых учителях. Несмотря на то, что здесь очень много юмора, картину не назовешь пародийной — за уморительной комедией о мечтательной панде, вроде бы совершенно неподходящей на звание Воина Дракона, скрывается история, решенная вполне себе в духе жанра. Экшен-сцены в «Кунг-фу Панде» искрят креативом, который можно найти только в азиатском кино, и дадут фору любому голливудскому блокбастеру. А сюжет о панде-бойце простым языком доносит важные истины: силу можно найти в каждом (главное, подобрать правильный подход), а никакого магического секрета в жизни нет — достаточно верить в себя и то, что делаешь.
Провинциальная крольчиха Джуди Хоппс приезжает в огромный Зверополис, чтобы реализовать свою мечту — работать там полицейской. Жизнь в большом городе дается ей непросто, да и крупные коллеги ни во что не ставят маленького ушастика и доверяют героине разве что лепить штрафы на лобовые стекла машин. Все меняется, когда Джуди знакомится с мошенником-лисом Ником Уайлдом. Вместе им предстоить разобраться в жуткой тайне: дело в том, что жители-хищники в последнее время почему-то начали сходить с ума и атаковать других горожан.
«Зверополис» в первую очередь поражает своим артистическим масштабом: город животных, в честь которого и назван мультфильм, — одно из самых живых и колоритных мест, когда-либо созданных аниматорами Disney. Тундра граничит с пустыней, тропические джунгли соседствуют с огромными небоскребами — этот мир хочется изучать, тут хочется остаться. Тем более, когда в нем происходит такая захватывающая история: детектив, плавно перетекающий в социальную драму о том, что иногда овцы могут быть страшнее любых волков.
Рыба-клоун Марлин спокойно жил себе с женой под защитой актиний, но однажды на них напал хищник, убил супругу и съел почти все их икринки. Осталась лишь одна: Немо, которого отец пообещал в будущем защищать от всех бед мира. Но вот сын подрос и пошел в школу, гиперопека родителя начала ему откровенно надоедать — ему хочется увидеть мир. Поспорив с друзьями, Немо отплывает от рифа и попадается в руки аквалангисту. Марлин отправляется спасать сына сквозь опасный и темный океан.
Студия Pixar, вероятно, лучше прочих умеет делать неглупое анимационное кино, которое способно понравиться и маленьким зрителям, и их родителям. Для детей «В поисках Немо» — это захватывающее приключение, где Марлину придется спасаться от акул, подружиться со столетней черепахой и попасть, как Иов, в чрево кита, пока его сын будет пытаться сбежать из тесного аквариума. Для взрослых мультфильм Pixar — пронзительная драма об одиноком отце, который никак не может отпустить свое трагическое прошлое. Не зря спутником на его пути становится рыбка Дори, полная ему противоположность — ведь она не помнит ничего из того, что с ней происходило минуту назад.
Пес по кличке Вольт снимается в популярном сериале, где играет собаку со сверхспособностями и постоянно спасает хозяев от невероятных угроз. Впрочем, сам он не догадывается, что все это — лишь фикция, и всерьез верит в то, что умеет летать и прожигать металл лазером из глаз. И когда по сюжету шоу хозяйку Вольта похищает злодей, пес принимает все за чистую монету, сбегает с киноплощадки и отправляется на поиски. Реальный мир, конечно, сразу ставит ему преграды: летать почему-то не выходит, сил особых нет. Зато кошки оказываются вовсе не такими ужасными созданиями, как в сериале.
На понятном для детей языке «Вольт» деконструирует жанр супергероики — помещает киношного персонажа в суровую реальность и смотрит, как он будет адаптироваться, разом потеряв все свои выдуманные силы. Все это, конечно, не только шутки ради. Пройдя испытания жизнью, самоуверенный Вольт осознает важную истину: чтобы быть героем, необязательно светить лазером из глаз. Достаточно просто быть хорошим человеком, псом или слегка сумасшедшим хомяком.
Макс наслаждается жизнью избалованного домашнего пса: еда по расписанию, безграничная любовь хозяйки и милая компания соседских животных. Все меняется, когда в дом к нему приводят еще одну собаку, приютского Дюка. Максу, разумеется, кажется, что внимание хозяйки полностью переключилось на новенького, он ревнует и пытается избавиться от конкурента. Но в итоге они вместе теряются на улицах Нью-Йорка, где их уже поджидают ловцы животных, бездомные кошки и банда брошенных питомцев, возглавляемая кроликом Снежком.
«Тайная жизнь домашних животных» не изобретает велосипед: если присмотреться, местный сюжет о ревности к хозяину и закаленной в несчастьях дружбе — почти полная копия «Истории игрушек». Только вместо тряпичного ковбоя и пластмассового астронавта тут два пса. Но студия Illumination (подарившая нам «Гадкого я», «Миньонов» и «Зверопой») никогда и не отличалась креативными сюжетами. Зато она лучших прочих умеет развлекать своих маленьких зрителей: яркой анимацией, эксцентричными героями и инфантильным, но зато точно попадающим в аудиторию юмором.
Реми — крысенок, живущий с семьей на чердаке простого деревенского дома где-то во Франции. В отличие от родственников, жизнь грызуна-паразита его совсем не прельщает. Он мечтает стать настоящим поваром и даже учится по книге французского шефа Огюста Гюсто. Но, конечно, на кухнях Парижа крысе не место — что не мешает Реми отправиться в город и тайком прокрасться в одно из лучших заведений столицы. Случайно попав в шляпу к неуклюжему молодому повару Альфредо, крысенок обнаруживает, что может управлять человеком за волосы и, таким образом, готовить за него. Реми нужна мечта. Альфредо нужна карьера. Даже не умея общаться друг с другом, они договариваются и начинают вместе штурмовать высокую кухню Парижа.
«Рататуй» не просто так оказался в списке 100 лучших фильмов XXI века по версии BBC (где были, понятно, не только анимационные картины). Это универсальное кино о таланте и обратной стороне успеха: чем выше по карьерной лестнице пробираются Альфредо и Реми, тем сложнее им скрывать свою ложь и оставаться друзьями. В конце концов, кто если не «Рататуй» покажет детям силу искусства? Сцена, в которой суровый критик, попробовав еду из детства, вмиг превращается в беззащитного ребенка, лучше любых слов запечатлевает то, что способно со зрителем сделать хорошее кино.