Установят Windows и не только: 20 фильмов и сериалов о хакерах и программистах
В подписке Okko вышли все эпизоды первого сезона сериала «Оффлайн», а также «Оффлайн. Фильм о фильме». Вспоминаем Лисбет Саландер, Эллиота Элдерсона, Сашу Белова и других ярких хакеров и программистов из кино.
Саша Белов (Никита Ефремов) и Антон Коротков (Никита Кологривый) — создатели приложения BeHappy, которое помогает пользователям покупать наркотические вещества в интернете и при этом оставаться незаметными для спецслужб. На их след выходит некий Анонимус — хакер, который угрожает всем пользователям сервиса раскрыть их данные, если они сами не сдадутся полиции. Саша и Антон не понимают, то ли это злобный конкурент, то ли действительно принципиальный вигилант. В любом случае, чтобы спастись, его нужно найти оффлайн прежде, чем Анонимус найдет их.
«Оффлайн» берет непростую тему и заставляет нас сопереживать героям, которые занимаются незаконной деятельностью. Антагонистом же оказывается человек, вроде бы выступающий за соблюдение закона, только его методы пугают зрителя. Такая амбивалентность помогает шоу не стать банальной историей о противостоянии добра и зла. Это скорее криминальная драма, где стильную мафию заменили умные компьютерщики — истинные герои нашего времени.
Журналиста Микаэля Блумквиста (Дэниэл Крэйг) приглашает к себе на остров крупный бизнесмен Хенрик Вагнер (Кристофер Пламмер) и просит разобраться в тайне сорокалетней давности — тогда пропала его племянница, о чьей судьбе с тех пор ничего не известно. В помощники к Блумквисту попадает хакерша Лисбет Саландер (Руни Мара), девушка с непростым характером и своеобразным чувством стиля. Вместе они погружаются в мрачные секреты семьи Вагнер и в темные глубины собственного прошлого.
Триллер Дэвида Финчера, основанный на одноименном бестселлере Стига Ларссона, шокирует своей откровенностью: глаз камеры не прячется ни от жестоких сцен пыток, ни от открытого сексуального насилия. С другой стороны, хакерша Лисбет Саландер и могла существовать только в настолько мрачной истории. Она здесь — продукт своего мира, сильная героиня, противостоящая озлобленной патриархальной системе.
Эллиот (Рами Малек) страдает от проблем с психикой и наркозависимостью, к тому же ведет двойную жизнь. Днем парень — специалист по кибербезопасности в большой компании. Ночью — хитрый хакер, вместе с коллегами стремящийся пошатнуть мировую экономику и отобрать власть у жадных корпораций.
«Мистер Робот» — пожалуй, главный телесериал о хакерах и одно из важнейших произведений по теме в принципе. Первый сезон тут напоминает вариацию «Бойцовского клуба»: энергичную историю о протесте в мире абсолютной корпоративной серости. По-настоящему оригинальным шоу становится позднее — когда Эллиот все дальше уходит вглубь себя, а сюжет приобретает эпический масштаб.
Начало восьмидесятых. В маленьких подсобках над своими программами трудятся двое компьютерных гениев — никто вокруг не верит, что их разработки вообще кому-то пригодятся. Ребята же уверены: своими идеями они покорят мир. Парней зовут Стив Джобс (Ноа Уайли) и Билл Гейтс (Энтони Майкл Холл). И скоро их имена будут знать все.
Еще в 1999 году фильм «Пираты Силиконовой долины» попытался осмыслить карьерный путь двух великих технологических дельцов, основателей Apple и Microsoft. Вышел занятный байопик, с реальностью, правда, имеющий довольно мало общего. Переврали тут и характеры героев, и их отношения друг с другом. В отрыве от исторических фактов, правда, «Пираты» — все еще любопытное кино: драма о противостоянии двух гигантов мысли, построивших карьеру в мире, где ради успеха люди готовы на любую подлость.
Лили Чан (Соноя Мидзуно) работает вместе со своим возлюбленным Сергеем (Карл Глусман) в мегакорпорации «Амайя». Однажды парня повышают — его отправляют в специальное подразделение «Разрабы», где занимаются секретными изобретениями. Глава компании Форест (Ник Офферман) строго-настрого запрещает выносить любую информацию о проектах «Разрабов», но Сергей пытается скопировать поразивший его код. В итоге парня убивают, а Лили сообщают, что якобы он покончил с собой. Девушку объяснение не устраивает: она решает добраться до правды.
«Программисты» (в другом варианте перевода — «Разрабы») — лишь на первый взгляд детективная история. Расследование Лили рождает куда больше вопросов, чем ответов. Вскоре оказывается, что «Разрабы» занимаются технологией, позволяющей заглядывать в будущее или прошлое — и сам сериал превращается в сложный философский сай-фай о предопределении судьбы и отношениях человека с Богом.
Талантливого молодого программиста Калеба Смита (Донал Глисон) приглашает в уединенную хижину глава IT-корпорации, на которую парень работает. Эксцентричный гений-мультимиллиардер Нейтан (Оскар Айзек) приготовил для сотрудника особое задание. Калеб должен общаться с андроидом Айвой (Алисия Викандер) в течение недели, чтобы понять, обладает ли она настоящим искусственным интеллектом.
«Из машины» снял и написал Алекс Гарленд — тот же автор, что сделал «Программистов» (а также «Аннигиляцию»). Именно в этой картине начал проявляться его интерес к особенностям отношений технологий и людей. В диалогах Айвы и Калеба рождается экзистенциальный вопрос: а что такое вообще быть человеком в сравнении с роботом? Ответов фильм не дает, но заставляет всерьез об этом задуматься — впервые, пожалуй, со времен «Бегущего по лезвию».
Ричард Хендрикс (Томас Миддлдитч) живет в Силиконовой долине в компании других молодых перспективных программистов. Все вместе они обитают в доме у богатого инвестора Эрлиха (ТиДжей Миллер), в свое время удачно продавшего стартап. Ричард работает над сервисом, который поможет музыкантам искать нарушения авторских прав, и в процессе случайно создает революционную технологию сжатия файлов. Теперь за программой Ричарда, которая раньше никому не была нужна, охотятся все технокорпорации. Он же решает не продаваться, а основать собственную компанию.
Истории о стартапаха еще никогда не были такими смешными, как в «Силиконовой долине». Креативный ситком с юмором рассказывает о жизни гиков-предпринимателей, корпоративных интригах, ужасах и радостях быта в мире, где каждый день кто-то продает гениальную идею за миллиарды долларов. Но самая лучшая черта сериала — он смог вовремя закончиться и уйти на высокой ноте.
Джонни Депп играет талантливого ученого Уилла Кастера, который вместе с женой создает технологию искусственного интеллекта — с помощью нее он намерен собрать все знания человечества в одном месте. У затеи Уилла есть свои противники: один из них стреляет в героя на конференции. Пуля отравлена, и чтобы ученый не погиб, его сознание перемещают в компьютер с тем самым ИИ. Но такой союз человека и машины не рождает ничего хорошего.
«Превосходство» — режиссерский дебют Уолли Пфистера, некогда постоянного оператора Кристофера Нолана и обладателя «Оскара» за «Начало». Поэтому неудивительно, что картина в первую очередь поражает визуальной изобретательностью и чувством стиля. Сюжет здесь не из самых оригинальных, но вторичность несколько смягчают отличные актерские работы Деппа, Ребекки Холл и Пола Беттани.
История Джулиана Ассанжа (Бенедикт Камбербэтч), хакера и основателя сайта WikiLeaks, где за короткое время было опубликовано огромное количество государственных секретов разных стран — и обычно не самых приятных. Естественно, за Ассанжем была объявлена охота по всему миру: властям и крупным банкам не понравилось, что он рассказал о их грязных закулисных делах.
«Пятая власть» рассказывает о самом громком хакерском скандале в истории. Случай Ассанжа показал всей планете, как много информации скрывают от граждан власти — причем даже тех стран, что особенно громко кричат о правосудии и демократии. Лента, впрочем, не пытается выставить Ассанжа Робин Гудом нашего времени. Камбербэтч играет многогранного персонажа, который далеко не всегда выглядит благородным и правым.
Дэйд Мёрфи, известный в хакерских кругах как Zero Cool, еще в 11 лет умудрился обрушить полторы тысячи сайтов и встряхнуть фондовую биржу. Повзрослев, он находит себе приятелей по интересам (одну из которых играет Анджелина Джоли) — и оказывается втянут в глобальную интригу, где крутятся миллионы долларов. Но и охотятся за ними очень серьезные люди.
В год выхода «Хакеры» провалились в прокате и оказались не особенно востребованными простыми зрителями. Сегодня же картину интересно смотреть как эдакий слепок эпохи: раннюю попытку разобраться в еще новой тогда субкультуре компьютерных панков. Причем, что любопытно, в «Хакерах» вы не найдете типичных жанровых клише и диалогов, где герои просто бросаются друг в друга бессмысленными терминами. Сценарист Рафаэль Мореу действительно пристально изучал настоящих хакеров и постарался написать правдоподобную историю без фантастических допущений.
Молодой хакер Бенджи использует свой талант, чтобы впечатлить девушку, в которую влюблен, украв для нее ответы на экзаменационные вопросы. Его ловят с поличным и приговаривают к общественным работам. Здесь Бенджи встречает единомышленника Макса, вместе с которым они основывает группировку CLAY (Clowns Laughing At You — «Клоуны смеются над вами»). Хакеры в масках врываются в мир киберпреступности, инициируя опасные акции в сети. В какой-то момент они привлекают внимание европейской полиции, и ставки становятся действительно высокими.
Немецкий режиссер Баран бо Одар, в прошлом успешный клипмейкер и создатель рекламы, прекрасно справился с визуализацией истории про даркнет. Вместо того чтобы сидеть перед экранами мониторов и видеть строчки кода, герои встречаются в темных вагонах подземки, носят эффектные маски и вообще считают себя чуть ли не членами «Бойцовского клуба» (у Бенджамина в спальне даже висит постер этой картины). Фильм был настолько успешен в Германии, что Голливуд сразу же выкупил права на ремейк, а режиссеру доверили съемки проекта для Netflix.
Оскароносный режиссер Оливер Стоун снял байопик про самого известного хакера современности. Эдвард Сноуден, американский патриот и бывший сотрудник ФБР, похитил около 1,7 миллиона секретных правительственных файлов и «слил» прессе компромат на правительство США. Его поступок привлек внимание общественности к проблеме глобальной слежки, хранения и защиты персональных данных. Но что заставило Сноудена пойти на государственную измену?
Оливер Стоун посетил реального Сноудена по окончании съемок и показал ему неоконченную версию фильма. Родители Эдварда были на показе картины и похвалили Джозефа Гордона-Левитта за исполнение роли их сына. Актер сказал, что это была самая значимая поддержка, которую он когда-либо получал по результатам своей работы.
Действие картины разворачивается в киберпанковской вселенной будущего, которой управляют технологии. Компьютерный гений Коэн Лет помешан на поиске смысла жизни и своего предназначения. Он уверен, что однажды в его доме раздастся звонок, и сам Бог откроет ему секреты мироздания. В то же время корпорация, на которую он работает, хочет, чтобы компьютерщик доказал Теорему Зеро, над которой бились лучшие умы человечества. Но вместо решения загадки на Коэна надвигается экзистенциальный кризис, выйти из которого ему помогут 15-летний подросток и виртуальная стриптизерша.
Лента наполнена религиозными аллюзиями: стоит хотя бы сказать, что главный герой живет в бывшей церкви, а имя его переводится с иврита как «священник». Есть в фильме и несколько выдуманных культов будущего, например, «Церковь Бэтмена-искупителя» и «Церковь умного дизайна».
История создания одной из самых популярных соцсетей в мире началась с пьяной выходки в колледже. Студент Гарварда Марк Цукерберг, с которым только что порвала девушка, взломал базы данных общежитий. На их основе он создал онлайн-базу с фотографиями студенток и возможностью проголосовать за самую привлекательную. Эта выходка привела Цукерберга к основанию Facebook, предательству, головокружительному успеху и состоянию размером в десятки миллиардов долларов.
Дэвид Финчер запретил актерам знакомиться с людьми, которых они играют. Реальный Марк Цукерберг планировал никогда не смотреть этот фильм, но в конце концов сделал это вместе с несколькими подчиненными. Он заметил, что, несмотря на некоторые неточности, его изобразили в картине достаточно реалистично.
Мировая безопасность оказывается под угрозой. Крупная хакерская террористическая организация устроила нападение на атомную электростанцию в Китае и обрушила биржу в Чикаго. Выясняется, что в ее руки попал код талантливого программиста Николаса, попавшего в тюрьму за киберпреступления. Если он поможет поймать преступников, правительство США отпустит его на волю. На создание фильма команду вдохновил реальный инцидент с компьютерным червем Stuxnet, который разрушил почти пятую часть ядерных объектов Ирана. Об этом мощном вирусе американский режиссер Алекс Гибни снял документальный фильм «Уязвимость нулевых дней», участвовавший в конкурсе Берлинского фестиваля в 2016 году.
Талантливый кодер Кевин работает на крупную корпорацию и создает компьютерные игры. Но его успехи присваивает себе другой сотрудник компании, а Кевина увольняют. Он решает найти программный файл, доказывающий его авторство произведений, и в итоге попадает в виртуальный мир. Вопрос в том, сможет ли программист попасть обратно в реальность.
Для создания фильма впервые в истории кино была широко использована компьютерная графика. По словам создателя «Истории игрушек»Джона Лассетера, без «Трона» не было бы этого мультфильма, полностью нарисованного на компьютере.
В центре внимания гениальный математик Макс, который пытается написать код, предугадывающий поведение фондовой биржи. Но однажды его самодельный компьютер сгорает, выдав таинственное 216-значное число. Поначалу Макс не принимает это событие всерьез, но, начав анализировать Тору, снова получает тот же результат. Программиста начинают преследовать странные люди с Уолл-стрит и религиозные фанатики, а он сам все глубже погружается в паранойю…
Деньги на свой дебютный фильм Даррен Аронофски собирал по друзьям и знакомым (в основном они вносили по 100 долларов). При бюджете в 60 тысяч долларов картина была продана кинокомпании Artisan Entertainment за 1 миллион долларов.
В 2045 году мир находится на грани коллапса, а люди сбегают от ужасов реальности в виртуальную вселенную OASIS. Здесь можно быть кем угодно, а обладая навыками программирования, получится немного обмануть систему. Когда создатель мира OASIS умирает, то заявляет в завещании, что оставил в игре некое «пасхальное яйцо». Игрок, который его найдет, получит состояние цифрового магната и контроль над виртуальной реальностью. В квесте может участвовать любой, и простой парень Уэйд Уоттс включается в поиски сокровища.
В одном из интервью Стивен Спилберг заявил, что это третий по сложности фильм в его карьере, после «Челюстей» 1975 года и «Спасти рядового Райана» 1998 года. Картина снята по одноименному научно-фантастическому роману Эрнеста Клайна, опубликованному в 2011 году.
Доктор Лоуренс стремится найти способ искусственного развития умственных способностей человека. Он сотрудничает с военными и ставит эксперименты над приматами, но однажды решает использовать в качестве подопытного умственно отсталого газонокосильщика Джоба. Ученый вводит ему вакцину, а для обучения использует виртуальную реальность. Неожиданно для всех Джоб становится настоящим сверхчеловеком и начинает мечтать о захвате мира.
Поначалу кинокомпания утверждала, что фильм основан на одноименном рассказе Стивена Кинга, так как ею действительно были куплены права на экранизацию произведения. Но сюжет не имел ничего общего с литературным произведением, и писатель через суд добился того, чтобы его имя убрали из титров.
Жизнь в небольшом городке Салем переворачивается с ног на голову, когда неизвестный хакер делится компроматом на местного мэра и директора школы. Поначалу общественность приходит в негодование, но когда следом в сети появляются грязные секреты половины жителей, все по-настоящему слетают с катушек и объявляют «охоту на ведьм». Ими оказываются четыре старшеклассницы, фанатки секстинга, селфи и соцсетей.
Роль Бекс, отношения с которой пытается скрыть один из героев из-за ее трансгендерности, сыграла Хари Неф. Она стала первой в Британии открытой трансгендерной женщиной, появившейся на обложке крупного журнала.