Грустный Аффлек, мультяшный Джордан и страдающий ДиКаприо: 7 фильмов про баскетбол
Можно сколько угодно спорить о том, правда ли баскетбол — «лучшая игра с мячом», но это точно один из самых кинематографичных видов спорта. Собрали 7 отличных картин про битвы на площадке и за ее пределами: от сложных психологических драм до экстравагантных полуанимационных комедий.
Джек Каннингэм (Бен Аффлек) когда-то был школьной баскетбольной звездой, но его спортивная карьера не сложилась. Теперь он хмурый алкоголик с тяжелой семейной травмой, о которой не хочет ни с кем говорить. Однажды ему приходит неожиданный звонок: Джека просят стать тренером той самой команды, где он блистал в молодости. Оказывается, с тех времен его школа ни разу не проходила в плэй-офф чемпионата, да и баскетбол перестал быть популярным среди учеников: сейчас им занимается всего 6 человек, среди которых только двух игроков можно однозначно назвать талантливыми. Один, Брэндон — стеснительный интроверт без лидерских качеств. Второй, Маркус — заносчивый пижон со слишком высоким самомнением. Джеку придется собрать команду из руин и в процессе, возможно, наконец справиться со своими демонами.
Драма Гэвина О’Коннора, автора «Воина» и «Расплаты», целиком построена вокруг личности главного актера. Бен Аффлек в данном случае — не просто исполнитель роли, а настоящее зеркало для героя, человек, который в этот образ добавил свой личный печальный опыт: примерно во время съемок фильма он тоже страдал от алкоголизма. Поэтому картине не так уж интересны стандартные мотивы спортивных драм — это в первую очередь щемящая личная драма человека, который закрылся от мира и боится просить помощи, даже когда это абсолютно необходимо. Тренерство в команде помогает Джеку наконец увидеть свои проблемы со стороны: в молодых игроках он видит отголоски себя самого, когда-то бросившего спорт из-за обиды на отца, и своего сына, слишком рано ушедшего из жизни.
Странные монстры, работающие на пустующий парк аттракционов, прилетают на планету Looney Tunes, чтобы украсть знаменитых героев мультфильмов и использовать их для своих капиталистических целей. Недолго думая, Багз Банни предлагает им пари: если они смогут победить команду мульятшек в баскетбол (пришельцы очень маленькие, поэтому кролик выбирает именно этот спорт), то смогут забрать их в рабство. Если нет — инопланетяне навсегда отстанут от Looney Tunes. Монстры соглашаются, после чего летят на Землю и отнимают талант и умения у игроков NBA, превращаясь в огромных супербаскетболистов. У Багза и команды большие проблемы. Единственный, кто может их спасти и научить играть лучше пришельцев, — Его Воздушество Майкл Джордан (Майкл Джордан), которого они крадут прямо с поля для гольфа.
«Космический джем» — на самом деле абсолютно просчитанный коммерческий проект, попытка студии Warner Bros. напомнить о своих анимационных героях (которые в 90-е начали несколько забываться) за счет их кроссовера с великим Джорданом. Для самого баскетболиста это тоже был хитрый пиар-ход: он тогда возвращался в спорт после перерыва (после смерти отца Джордан в течение полутора лет пытался достичь успехов на бейсбольном поле), и фильм как раз осмысляет этот период его карьеры, наглядно демонстрируя, что лучше Майкла все еще никого нет. Тем не менее, несмотря на всю коммерческую заточенность, сегодня фильм смотрится как любопытный артефакт того времени, кино, которое могло появиться только в Америке 90-х: дикое, сумасбродное и глуповатое, сыплющее поп-культурными отсылками и строящее целый подсюжет на поисках трусов Джордана.
Джейк Шаттлсуорт (Дензел Вашингтон) отбывает срок в тюрьме за непредумышленное убийство жены. В это время его сын Иисус (Рэй Аллен) становится баскетбольной звездой — каждый колледж страны хочет заполучить молодого игрока в свою команду. Губернатор Нью-Йорка приходит к Джейку с предложением: тот ненадолго выходит из тюрьмы и убеждает сына пойти в «Биг Стейт», один из главных нью-йоркских вузов, а взамен ему сокращают срок. Шаттлсуорт соглашается, но Иисус его приезду не сильно рад — он не может простить отцу убийство матери.
«Его игра» — один из самых недооцененных фильмов Спайка Ли, автора «Черного клановца» и «Делай, как надо». Пронзительная драма об отцах и детях, в которой баскетбол становится переходящим символом, общим пространством для Джейка и Иисуса и единственным их способом коммуникации. Да, Ли не очень интересуют трехочковые и слэм-данки — он снимает кино о людях в сложном положении и травмах прошлого, которые не излечить даже на корте. Но все же игра занимает важное место в сюжете: и не зря кульминация тут происходит (даже два раза) именно на баскетбольной площадке.
Основанная на реальной истории драма про Кена Картера (Сэмюэл Л. Джексон), которого приглашают тренировать баскетбольную команду старшей школы Ричмонда, где он учился и играл сам. Ему достается талантливая, но абсолютно неконтролируемая свора ребят: кто-то уже промышляет наркоторговлей, другой переживает из-за беременности своей девушки, и все как один прогуливают уроки. Картер заставляет их подписать специальное соглашение: если игрок не может держать свои оценки в школе на уровне тройки с плюсом, он вылетает из команды. Ребята, конечно, противятся подходу тренера, да и директор школы рекомендует ему заниматься исключительно баскетболом. Но Картер не отступает — ради будущего игроков он готов даже не выпускать команду на матчи (при том, что она идет в чемпионате непобедимой), пока те не поправят оценки.
«Тренер Картер» отлично показывает обратную сторону красивой спортивной мечты — далеко не всех из тех, кто играет в школьных лигах (пускай даже хорошо), потом становятся профессиональными баскетболистами, футболистами или хоккеистами. Зато, бросив учебу ради тренировок, полностью отрезают для себя другие опции. Герой Джексона, сыгравшего тут одну из своих лучших ролей, это хорошо знает — и с решимостью кунг-фу сэнсэя учит подопечных тому, что спорт-то, может, и жизнь, но плохо, когда кроме него в жизни ничего нет. Из драмы про баскетбол «Тренер Картер» быстро трансформируется в роман воспитания, кино не о том, как побеждать, а как развиваться и становиться лучше с помощью спорта. Немного морализаторски, да, но если уж от кого и хочется выслушивать с экрана нотации, так это от Сэмюэла Л. Джексона.
Молодой Джим (Леонардо ДиКаприо) — перспективный баскетболист и начинающий поэт, по всем параметрам выдающийся молодой человек, если бы не одно «но»: парень страдает от наркозависимости и постоянно влипает в неприятности с непутевыми друзьями. Он ненавидит школу и мир вокруг, представляет, как хотел бы убить одноклассников и постепенно разрушает свою жизнь. А после смерти друга еще и начинает принимать героин, из-за чего Джим быстро окажется на улице и из спортсмена-красавца превратится в отброса общества.
Сюжет «Дневника баскетболиста» может звучать как дикая гипербола, но он основан на автобиографической книге — все это действительно произошло с поэтом и писателем Джимом Кэроллом, еще в юношестве пережившим тяжелую героиновую зависимость. Баскетбол в данном случае скорее выступает фоном, маячащим напоминаем о том, насколько иначе могла бы сложиться жизнь героя. «Дневник баскетболиста» заканчивается на позитивной ноте, но даже так это все равно печальная история распада личности, не справившейся с давлением окружающего мира.
Тренер команды техасского колледжа Дон Хаскинс (Джош Лукас) собирает новый состав и, к удивлению руководства и болельщиков, берет аж семерых афроамериканских игроков, что для 1966 года совершенно нетипично. Правда, талант ребят еще нужно раскрыть: пока что они как неограненные алмазы, требующие сложной обработки. Вскоре команда начинает сенсационно побеждать один клуб за другим — и чем больше побед, тем сильнее разгораются пожары вокруг Хаскинса. Агрессивные расисты шлют ему письма с угрозами и издеваются над игроками, да и директор колледжа тоже не особо поддерживает тренера.
«Игра по чужим правилам» основана на реальной истории Дона Хаскинса, первого человека, который вывел на матч в американской баскетбольной лиге стартовую пятерку, целиком состоящую из афроамериканцев. И, заодно, способствовал уничтожению расовой сегрегации в колледжах южных штатов США. Причем Хаскинс не был активистом или политиком — он сделал это просто потому что любил баскетбол и хотел, чтобы команда выиграла. «Игра по чужим правилам» может показаться слишком наивной или прямолинейной, но она хорошо показывает мощную объединяющую силу спорта: на корте все равны, вне зависимости от цвета кожи.
Скотт Ховард (Майкл Джей Фокс) — обычный школьник-неудачник: девушка, которая ему нравится, не обращает на парня внимания, и общаются с ним только такие же друзья-аутсайдеры. Пока в один день он вдруг не понимает, что внутри него происходят какие-то странные физиологические изменения. Скотт становится оборотнем, мальчиком-волчонком. Сверхъестественные силы быстро добавляют ему уверенности в себе — вот он уже завоевывает сердце школьной красавицы, становится звездой баскетбольной команды и главным местным авторитетом.
Подростковая комедия Рода Дэниела вышла в один год с первым «Назад в будущее» и закрепила за Майклом Джей Фоксом статус молодой звезды. Это остроумное кино о школе и ликантропии как изящной метафоры пубертата, с неустаревающей моралью о том, что важнее всего быть собой, а не притворяться волчонком ради какого-то сиюминутного абстрактного успеха. Баскетбола в картине не очень много, но он важен как символ: спорт больших и высоких, в которых маленькому Скотту делать вроде бы совершенно нечего. Как и нечего ему делать среди якобы крутых ребят, из-за которых он забыл о своих настоящих друзьях.