Шпионы, космонавты и спецагенты: Фильмы о спасательных операциях
В Okko уже можно посмотреть отечественный блокбастер о долге, самопожертвовании и храбрости пожарных «Огонь». По такому поводу рассказываем не только о драме с Константином Хабенским, но и о других важных фильмах о спасателях: от семейной комедии про шпионов до военного блокбастера про вынужденную эвакуацию.
Главной отечественной картиной в конце прошлого и начале этого года заслуженно стал «Огонь» — на бумаге просто зрелищный фильм-катастрофа, а на деле эмоциональная драма об альтруизме и долге, который всегда должен стоять выше формальных приказов. По сюжету во время тушения карельских пожаров команда опытных пожарных теряет одного из своих — на смену ему приходит молодой, дерзкий и не самый приятный в общении сотрудник МЧС (Иван Янковский). Новый состав не успевает толком познакомиться, как сразу же сталкивается с новой проблемой: отряд попадает в эпицентр масштабного пожара — без связи и инструментов им необходимо не только эвакуировать жителей ближайшей деревни, но и выбраться оттуда живыми самим. «Огонь» довольно просто принять за очередной отечественный ответ Голливуду, но помимо нарисованной зрелищности есть в фильме и настоящие эмоции: легкий юмор, крепкая любовь, отвага и братская забота друг о друге. Если динамичный экшен и можно повторить по западным чертежам, то естественность и правдивость происходящего — это уже несомненная заслуга создателей картины.
Если подвигов Хабенского и компании вам будет недостаточно, то в первую очередь советуем обратить внимание на «Дело храбрых» — еще одну драму о героизме команды пожарных. Фильм посвящен реально существовавшему отряду «Гранитная гора», который с 2008-го участвовал в тушениях пожаров по всей территории США. В 2013 году 19 пожарных команды погибли близ городка Ярнелл в штате Аризоне — это максимальное количество умерших пожарных со времен 11 сентября. Создатели «Дела храбрых» не пытаются превратить эту трагичную историю в типичную голливудскую драму: они сфокусированы не на героической кончине отряда (хотя об этом, конечно, тоже есть), а на их обыденной жизни, отношениях друг с другом и уникальной системе ценностей. Вместе с центральным персонажем, бывшим наркоманом (Майлз Теллер), который недавно вышел из тюрьмы, зритель знакомится с отрядом пожарных и получает представление о том, как на самом деле живут современные герои, что они думают о любимом деле и долге и как относятся к тому, что могут в любой момент умереть.
Не самая очевидная кандидатура в списке спасателей — Лиам Нисон, актер, который тем не менее специализируется на ролях о защите обездоленных людей и самого себя. Самым известным фильмом по теме в его фильмографии без сомнений остается «Заложница» — простенький по завязке, но эффектный по исполнению боевик об обычном работяге-отце с загадочным прошлым спецагента. Герой Нисона экстренно отправляется из США во Францию, чтобы как можно скорее спасти похищенную дочь, пока ее не продали в сексуальное рабство. Для самого актера это важнейший проект, после которого он переквалифицировался из драматического актера в звезду боевиков, а для зрителя это нестареющий, как вино, триллер об отцовской любви, который даже 13 лет спустя смотрится напряженно, а главное — на удивление реалистично и правдоподобно.
Впрочем, в кино не только родители спасают похищенных детей — бывают и обратные ситуации. «Дети шпионов» — это, наверное, самый удачный пример истории о том, как ребятишкам пришлось спасать попавших впросак родителей. Подростки Джуни и Кармен Кортес узнают, что казавшиеся им скучными родителями когда-то были легендарными шпионами, а теперь их бывших коллег и их самих кто-то похитил. Малолетние герои набивают карманы примочками спецагентов и отправляются на спасательную операцию. Если вам кажется, что «Дети шпионов» — это такой пережиток культуры нулевых, то вы, конечно, ошибаетесь: на самом деле это удачный семейный блокбастер, высмеивающий бондиану, сближающий семью во время просмотра и пробуждающий у детей интерес к «прошлой» жизни их родителей. Сделайте подарок «Детям шпионов» на двадцатилетие — пересмотрите фильм и убедитесь в этом сами.
Если вдруг забыли, самый успешный режиссерский проект Бена Аффлека также был посвящен спасательной операции. Удостоенная трех премий «Оскар» (в том числе и в главной номинации) «Операция «Арго»» рассказывает о последствиях Исламской революции в Иране в 1979 году. Из захваченного посольства США удается сбежать шестерым сотрудникам, отсутствие которых вот-вот обнаружит новое исламское правительство. Агент ЦРУ Тони Мендес (сам Аффлек) предлагает одновременно нелепый и гениальный план по спасению: отправиться в Иран и выдать специальный отряд за съемочную группу научно-фантастического фильма, напоминающего «Звездные войны». Учитывая события, происходящие сейчас в Афганистане, «Операцию «Арго»» можно назвать не только самым невероятным фильмом в подборке, но и самым актуальным: кто знает, какие удивительные планы придумывают сейчас местные жители и сотрудники иностранных посольств, чтобы выбраться из захваченной террористами страны.
Операция «Динамо» или Дюнкерская эвакуация неоднократно попадала на большие экраны: важнейшее событие начального периода Второй мировой войны режиссер Джо Райт частично экранизировал в «Искуплении» и «Темных временах». Кристофер Нолан сделал более радикальный шаг и посвятил экстренной эвакуации английских, французских и бельгийских солдат отдельную картину, которую правильнее будет назвать киноаттракционом, погружающим зрителя в тщательно воссозданный военный хаос. «Дюнкерк» неслучайно остается чуть ли не самой неоднозначной лентой поздней фильмографии Нолана: после чересчур эмоционального «Интерстеллара» он представил сухой, на первый взгляд нескладный и лишенный традиционного протагониста фильм. На самом деле «Дюнкерк» — это сценарно-технический эксперимент, комбинирующий в один нарратив три различных по месту и времени истории, каждая из которых вполне могла стать великолепным финалом отдельной военной драмы.
Во времена Второй мировой войны были и куда менее заметные, но ничуть не уступающие по важности спасательные операции. Они, конечно, связаны с Холокостом. В «Списке Шиндлера», самом известном и важнейшем фильме по теме, немецкий предприниматель Оскар Шиндлер (Лиам Нисон как драматический актер), который во время войны нанимал на свое предприятие евреев из гетто, спас не одну жизнь, а более тысячи, но в самой эмоциональной сцене этого и без того тяжелейшего фильма он корит себя за то, что сделал недостаточно: он мог спасти еще десятки, если не сотни евреев, но вместо этого тратил деньги на свои прихоти. Впрочем, в историю он все равно вошел как герой и спаситель: картина о его подвиге неспроста начинается с важнейшей цитаты из Талмуда: «Кто спасает одну жизнь, спасает целый мир».
Вообще, раз речь зашла о спасателях, стоит вспомнить ставшую мемной категорию фильмов о спасении Мэтта Дэймона — в ней, например, можно найти «Спасти рядового Райана», «Сириану» и даже «Интерстеллар». СМИ, кстати, подсчитали, сколько стоили все эти спасательные операции. Мы же расскажем о последней из них, которая произошла в фильме «Марсианин»: актер исполнил роль биолога по имени Марк, который из-за песчаной бури не успевает покинуть Марс в составе экипажа космического корабля. Героя по понятным причинам считают погибшим, но со временем Марк начинает обустраивать жилой модуль, без прямой связи с Землей пытаясь продержаться до следующей экспедиции на Красную планету. Понятно, что это несколько обратный фильм — про ожидание спасателей, хотя, надо признать, что сюжетная ветка про то, как земляне реагируют на жизнь Марка, и финальная экспедиция смотрятся почти так же интересно, как эпизоды из марсианского бытования героя Дэймона, сажающего картошку в одиночестве.