В присутствии художника: Фильмы о людях искусства
По случаю премьеры в Оkkо фильма «Дом Пьера Кардена» вспоминаем яркие документальные фильмы о великих творцах — магах и волшебниках среди нас.
24-летний Пьер Карден начинал свою карьеру у Кристиана Диора. Затем открыл собственный модный дом и творил на протяжении более полувека, для многих став самим символом высокой моды. Карден одним из первых понял, что от кутюр не должен существовать в полной изоляции, и сделал свою одежду и аксессуары более доступными для широких масс. Пьер Карден создавал не только одежду: в его коллекции есть и парфюм, и мебель, и даже вещи для NASA. Фирменные узкие брюки Beatles — тоже его рук дело. Его любили все — от Майи Плисецкой до Наоми Кэмпбелл.
Фильм П. Дэвида Эберсоула и Тодда Хьюза о жизни и творческом пути культового дизайнера получился ярким, с броской оберткой, за которой скрываются подробности удивительного мира Кардена. Премьера фильма прошла на Венецианском кинофестивале в присутствии самого героя.
Себастьян Сальгадо — один из самых известных бразильских фотографов. Он прославился в 1980-х, когда его фотографии из жизни работников золотодобывающих компаний потрясли мировые СМИ.
История жизни Сальгадо рассказана совместными усилиями его сына Джулиано и немецкого классика Вима Вендерса. За свою карьеру Себастьян побывал в самых враждебных и опасных уголках Земли. Путешествие в мир Сальгаду сопровождается медитативным закадровым голосом самого Вендерса. Сальгадо, как никто другой, умел сочетать в своих работах скульптурное использование света и пространства с эмпатией к жизни другого. В результате у него получались сложные черно-белые изображения, передающие саму суть каждого объекта. Их красота неизменно облагораживала тех, кого фотографировал Сальгадо создавая слепки человечности подлинной глубины.
Одна из самых ярких поп-певиц XXI века ушла из жизни трагически рано — в 2011 году ей было всего 27 лет. Всемирная слава и любовь пришли к Эми Уайнхаус после того, как мир услышал ее песню Rehab. Затем последовали победа на 50-й церемонии Grammy и многочисленные турне по всему миру. Простой девчонке из лондонского пригорода было сложно справляться со свалившимся на нее успехом. Потомственная джазовая певица Эми глушила боль и страдания с помощью наркотиков и алкоголя, которые впоследствии и стали причиной ее смерти.
Документальная картина Азифа Кападиа прослеживает становление Эми как большой артистки с самого начала, когда она в возрасте 15 лет начала писать проникновенные и не по возрасту зрелые композиции. В фильме много ранее неопубликованных видеозаписей из личного архива певицы, звучат голоса ее близких, друзей и коллег, что делает ленту «Эми» многогранным портретом сложного, ранимого и очень талантливого человека.
Владимир Сорокин — самый известный писатель-провокатор современной России. Док о нем снят в манере, напоминающей его творчество: статичные, холодные, отталкивающие планы и эксцентричный монтаж. Фильм открывается показом московского Ясенево — родного района писателя, состоящего из штампованных многоэтажек. Сорокин ведет пространные разговоры на фоне своей белоснежной немецкой квартиры, украшенной его собственными (и не только) огромными картинами. А ещё на прогулках, за работой, за просмотром спектакля. Рассказывает он и о том, каким спертым был творческий воздух в Советском Союзе, о собственных писательских экспериментах и поисках своих современников и близких товарищей — Монастырского, Пригова, Кабакова и Булатова.
Фильм Ильи Белова — на сегодняшний день, пожалуй, самый личный портрет скандального мастера.
Карьера звезды советского, а затем и мирового балета Рудольфа Нуреева была окружена мифами еще при его жизни. Сам Нуреев всегда был против того, чтобы режиссеры «вторгались» в его жизнь со своими камерами. Исключение он сделал лишь для близкой подруги Патриции Фой в 1991 году, на выходе, впрочем, раскритиковав и ее творение. Важнейшим фактом биографии Нуреева остался его побег из СССР — прямо в парижском аэропорту во время мировых гастролей он просто отказался возвращаться на родину.
Эта глава жизни танцовщика, конечно, тоже обыгрывается в документальной ленте Дэвида Морииса и Жак Моррис. Однако интересно, что их картина не чурается и игровых вставок в тех эпизодах, где режиссерам кажется это органичным. Отдельное достоинство фильма — интервью с самим Нуреевым, его коллегами и друзьями, ранее не опубликованные и чудом сохранившиеся в архивах.
В 2021 году Марина Абрамович, кажется, давно не нуждается в представлении. Знаменитая «бабушка перформанса» за свою карьеру сделала столько дерзкого и опасного, впечатляющего и эмоционального, что обрела продолжателей своего искусства на долгие годы. А вот сама Абрамович в манифесте заявляет, что подражать другому художнику строго запрещено.
Фильм Мэттью Эйкерса сосредотачивается на грандиозной выставке художницы в нью-йоркском MoMA, прошедшей в 2012 году. Эта ретроспектива подвела своеобразную черту под творчеством Абрамович. Интенсивная подготовка к ней длилась в течение полугода. Мощная внутренняя сила этой женщины, годами завораживающая зрителей ее перформансов, как будто льется с экрана. Именно эта сила заставляла плакать и смеяться от счастья посетителей выставки в MoMA, во время которой Абрамович осуществила еще один радикальный эксперимент. В течение почти трех месяцев она каждый день неподвижно сидела на стуле и предлагала любому установить с ней зрительный контакт на 30 минут.
Дрис Ван Нотен — модельер, который вопреки всем тенденциям, остается верен своему уникальному видению человеческой личности. В ней главное — свобода: от клише, от давления, от оков собственного разума. Таков и сам ван Нотен. Дрис не особенно любит давать интервью и уж тем более пускать посторонних в свой личный мир.
Но режиссеру Райнеру Хольцмеру удалось заглянуть в святая святых — творческое закулисье дизайнера. Хольцмер пробыл с ван Нотеном целый год, став свидетелем того, как создавались четыре коллекции. Модные показы бренда — это отдельное произведение искусства, перфомансы, в которых важны модель, ткань, свет и цвет. Ван Нотен создает коллекции для всех, но, пожалуй, именно большая любовь к женскому началу делает его одежду столь свободной и одухотворенной. Весь фильм Хольцмера — это чистая медитация, наблюдение за тем, как волшебник перебирает свои ткани, эти магические амулеты, с помощью которых от творит чудеса.