Абсурд, саспенс и поиски: Фильмы Дени Вильнева — главного режиссера 2010-х
Объясняем в 10 фильмах, как Дени Вильнев стал одним из главных постановщиков Голливуда и гарантом качества.
Голливудская ассоциация кинокритиков назвала Дени Вильнева главным режиссером 2010-х — выбор, как ни странно, более чем оправдан: еще 10 лет назад Вильнев только-только выходил на международный уровень, а теперь он считается одним из главных постановщиков Голливуда, имя которого для зрителя стало редким в наше время гарантом качества.
Пока сам Вильнев благодарит удачу за то, что финансовый провал «Бегущего по лезвию 2049» не испортил ему карьеру, мечтает о сиквеле «Дюны» и подмигивает продюсерам Бонда, утверждая, что он готов снять новый фильм о приключениях агента 007, мы рассказываем о богатой фильмографии канадца: от фестивальных драм и экспериментальных короткометражных работ до атмосферных триллеров и умной научной фантастики.
Если вы знакомы только с поздним творчеством Дени Вильнева, то его дебютный фильм «32-е августа на Земле», вас, скорее всего, удивит: это такая максималистская и по-фанатски подражающая мотивам, эстетике и приемам французской «новой волны» история, в которой нет ни следа будущей фирменной отстраненности и молчаливой многозначительности канадца. Написанный лично Вильневом сценарий рассказывает о молодой девушке по имени Симон (Паскаль Бюссьер), которая чудом выживает в автомобильной аварии, но в результате становится более осознанной, отказывается от рабочих обязанностей и переосмысляет свою жизнь. Она планирует стать матерью, а в роли отца будущего ребенка видит исключительно будущего врача и своего друга Филиппа (Алексис Мартен). Тот влюблен в Симон, но не хочет портить их отношения быстрым сексом, поэтому ставит условие: зачатие должно произойти в пустыне. Героиня соглашается, и они отправляются в суточное путешествие из Монреаля в Солт-Лейк-Сити. Под стать названию фильма синопсис звучит не менее абсурдно, но в нелепости и кроется очарование этого легкого романтического роуд-муви.
Тягу к абсурду и меняющим жизнь ДТП Вильнев перенес и на второй фильм, «Водоворот», который стоит рассматривать как более мрачную, но не менее романтическую версию «32-го августа на Земле».
Рыба на разделочной доске решает рассказать занимательную историю о том, как все в нашей жизни переплетено: только что сделавшая аборт владелица бутиков Бибиен (Мари-Жозе Кроз) засыпает за рулем и сбивает пожилого мужчину — в панике она уезжает с места происшествия, но совесть и чувство вины мысленно возвращают ее к ДТП и даже вынуждают покончить жизнь самоубийством. Главная героиня, конечно, выживет, но судьба подкинет ей в ответ еще не одно испытание — например, сына сбитого мужчины, который внезапно в нее влюбится. Даже учитывая обескураживающего и сбивающего с толку «Врага», «Водоворот» — самый неоднозначный фильм в карьере Вильнева, который хоть и кажется не до конца продуманным, но все равно восхищает попыткой создать современную сказку, наполненную цинизмом, эротикой и черным юмором.
Следующий фильм вышел только через девять лет. За это время Вильнев снял несколько короткометражек, главной из которых стоит считать «Этажом выше» — это гротескная притча о консьюмеризме и классовом разрыве.
Вышедший за ним «Политех» кардинально отличается от первых фильмов: вместо очередной авторской, полной абсурда и иронии зарисовки зрителей ждал основанный на реальных событиях фильм-реконструкция главного теракта в новейшей истории Канады, который произошел в 1989 году в Политехнической школе Монреаля.
Яростно презирающий идеи феминизма 25-летний студент по имени Марк ворвался в здание школы и, выгоняя из аудиторий мужчин, начал стрелять по девушкам, а после убийства 14 женщин застрелился сам. Черно-белый «Политех» не романтизирует случившееся и, благо, не исследует психологию и радикальные взгляды убийцы, вместо этого Вильнев практически поминутно воссоздает подготовку и нападение на школу, как это было в «Слоне» Гаса Ван Сента. Впрочем, благодаря трогательному финалу и второстепенной сюжетной ветке об ушедшем из аудитории парне, которого после случившегося мучает совесть, «Политех» смотрится как один из самых взвешенных и честных фильмов о стрельбе в школах и последствиях мизогинии.
Параллельно с «Политехом» Вильнев работал над «Пожарами» — еще одной драмой, исследующей последствия идеологического конфликта. Фильм основан на одноименной пьесе, но назвать его камерным язык не повернется. В центре сюжета брат и сестра, которые после смерти матери, отправляются в выдуманную страну на Ближнем Востоке в поисках своих корней, а также потерянных отца и брата.
В отличие от трех предыдущих фильмов «Пожары» сейчас выглядят как важнейшая и стилеобразующая работа Вильнева, в которой проявились его основные режиссерские приемы: наблюдательная отстраненность, упор на музыкальное сопровождение и нагнетание интриги до финального сюжетного твиста. «Пожары» принесли Вильневу первую номинацию на «Оскар» (за лучший иностранный фильм) и тем самым открыли ему прямую дорогу в Голливуд.
После отмеченных номинацией на премию «Оскар» «Пожаров» Дени Вильнев сделал единственно верный следующий шаг в своей карьере — принял предложение снять голливудский фильм. Хотя на самом деле «Враг» лишь предтеча последующего за ним по-настоящему голливудского периода в фильмографии Вильнева. Да, это англоязычный дебют с Джейком Джилленхолом в главной роли, но он все равно снят в Канаде и представляет из себя не удобное массовому зрителю кино, а сложно интерпретируемую психологическую головоломку о материализации внутренних страхов.
Основанная на романе «Двойник» великого португальского писателя Жозе Сарамаго картина посвящена обычному преподавателю истории, который однажды замечает в массовке фильма человека, подозрительно похожего на него самого. Поиск актера быстро превращается в одержимость и даже приводит к знакомству с внешне идентичным, но по характеру совсем другим мужчиной.
В один год с параноидальным «Врагом» вышли «Пленницы» — еще один триллер с Джейком Джилленхолом, но уже с привлекающей прямолинейной и очень эмоциональной историей. День Благодарения в провинциальном американском городке омрачен пропажей двух маленьких девочек. Отец одной из них (Хью Джекман) решает взять закон в свои руки и похищает отпущенного из-за недостатка улик подозреваемого. Со стороны властей пропажу расследует детектив Локи (Джилленхол), который узнает, что в городе хватает подозрительных людей, некоторые из которых даже объявляли войну Богу.
Неслучайно «Пленницы» остаются одним из самых популярных фильмов Вильнева и лучшей точкой вхождения в его творчество: это держащая в напряжении и блестяще разыгранная история о гниющем изнутри провинциальном сообществе и цене правосудия. Она настолько иммерсивна, что вынуждает все время думать, как бы ты поступил в схожей ситуации.
«Убийца» доказал одну из главных особенностей работы Дени Вильнева — он намного удачнее справляется с режиссерскими обязанностями, когда не работает над сценарием и выступает в качестве ремесленника, реализующего чужую историю.
Дебютный сценарий Тейлора Шеридана погружает зрителя в полную недомолвок и упущенных деталей войну ЦРУ и мексиканского картеля. Фильм о том, как агентша ФБР в исполнении Эмили Блант попадает на, как выразился один из героев фильма, «землю волков», где граница между добром и злом максимально размыта, а моральные установки и совесть считаются проявлением слабости. Дезориентирующий и сбивающий с толку сюжет Шеридана вкупе с хорошо срежиссированными Вильневым экшен-эпизодами (перестрелка на мосту!) и виртуозной работой оператора Роджера Дикинса (кадр с силуэтами солдат, исчезающих на закате во тьме!) превратили «Убийцу» в один из самых напряженных и антиамериканских триллеров XXI века.
Инопланетные ракушкообразные корабли садятся на Земле. В этот раз не только в США, но и по всему миру. Спецслужбы стран переведены в боевую готовность, обычные люди следят за происходящим, затаив дыхание. Но ничего не происходит — гости не идут на контакт. Тогда правительство Америки просит лингвиста Луизу (Эми Адамс) и астрофизика Иэна (Джереми Реннер) найти общий язык с пришельцами.
«Прибытие» открывает действующий период в карьере Вильнева — после его успехов на поприще триллеров он перешел к научной фантастике, при этом практически не изменив своему режиссерскому стилю. Как в «Пожарах» и «Убийце», протагонистом истории выступает женщина, которая извне попадает в место, где доминируют мужчины. Мотив поиска тоже сохранился, правда, в отличие от предыдущих героев режиссера, Луиза ищет не конкретного человека, а ответы на вопросы, будь то цель приезда инопланетян или природа странных видений героини. В этом пацифистском сай-фае нет разве что фирменного для Вильнева отчужденно снятого насилия, но следующие фильмы докажут, что и оно органично уживается в жанре научной фантастики.
Предложение снять сиквел культового «Бегущего по лезвию» Дени Вильнев получил еще после выхода «Пленниц» в 2014 году. Режиссер понимал, что темами исследования идентичности и памяти сценарий напоминал его прошлые фильмы, но все же предложил повременить с проектом. Сперва он решил поставить куда менее масштабное «Прибытие», чтобы понять продакшн и логистику многобюджетного сай-фая.
Вышедший в 2017 году «Бегущий по лезвию 2049» занимает особое место в списке фильмов Вильнева: дело даже не в том, что это самый популярный среди зрителей и меметичный фильм канадца. Это еще и фильм, объединяющий его излюбленные режиссерские приемы и мотивы. Медитативность повествования, саспенс перед экшеном, герой в поиске (идентичности, ответов и кого-то другого) и окружающая среда как средство художественной выразительности (футуристическая архитектура и огромные выжженные ландшафты подчеркивают крохотность людей) — свобода научной фантастики полностью развязала Вильневу руки. И хотя картина получила два «Оскара» (за лучшую операторскую работу и визуальные эффекты), зрители фильм не оценили: «Бегущий по лезвию 2049» провалился в прокате, но позволил режиссеру переосмыслить другой важный сай-фай.
Чтобы понять масштаб экранизации великого романа «Дюна» Фрэнка Герберта, достаточно взглянуть на дату выхода фильмов Дени Вильнева: за четыре года, с 2013 по 2017, у него вышло аж пять фильмов, а в следующие четыре года только один. Впервые с «Пожаров» постановщик лично участвовал в написании сценария, потому что для него это был второй подряд проект мечты: Вильнев обожает первоисточник и не очень любит киноверсию Дэвида Линча. В своей версии он принял радикальное решение — экранизировать лишь половину романа. А еще у блокбастера впечатляющий актерский состав: Тимоти Шаламе, Оскар Айзек, Ребекка Фергюсон, Хавьер Бардем, Зендея, Джейсон Момоа, Стеллан Скарсгард, Дэйв Батиста, Шарлотта Рэмплинг и не только.
Зрителя не торопясь вводят в курс дела: он без лишней спешки узнает о раскладе сил во вселенной фильма и ценности добываемого на планете Арракис ресурса под названием «пряность», знакомится с домами Харконненов и Атрейдесов, в том числе с наследником последних, Полом (Тимоти Шаламе), которому суждено сыграть в грядущей войне ключевую роль. Решение разделить экранизацию на две части вроде бы оправдано, но оно все равно сыграло с Вильневым злую шутку: многоточие в финале первого фильма позволило постановщику сделать упор на излюбленные медитативность и неспешность повествования. Из-за этого «Дюна» смотрится как вступление, завязка куда более масштабного космического эпика, который из-за кассовых сборов, увы, может никогда не выйти.