Энтомологический кошмар: 10 фильмов про насекомых
Несмотря на то что насекомые — невероятно киногеничный материал, экран, как и многие из нас, их почему-то отторгает. За очень редкими исключениями, среди которых истинные шедевры, насекомых загнали в малобюджетные неказистые хорроры. Несмотря на этот печальный факт, некоторые из подобных фильмов категории B заслуживают просмотра ничуть не меньше, чем эти самые шедевры. О тех и о других — в нашей подборке.
Мечтая наконец-таки воплотить в жизнь научно-фантастическую идею телепортации, ученый Сет Брандл (Джефф Голдблюм) создает специальный прибор. После удачных экспериментов на неживой материи и на животных он решает опробовать технологию на себе. Всё проходит удачно, за одним крохотным, но роковым исключением — в герметичную камеру залетает муха. Против своей воли Сет не только изобретает телепорт, но и делает потенциальный прорыв в генной инженерии. Иными словами, ученый постепенно начинает превращаться в большое насекомое.
Сюжет «Мухи» Дэвида Кроненберга уже давно стал притчей во языцех. Что ничуть неудивительно, все-таки главный фильм 1980-х годов. «Муха» — переосмысление рассказа Жоржа Ланжелана и его экранизации 1958 года. Упоминание в титрах этого автора выглядит почти актом вежливости, поскольку в готовом сценарии от первоисточника осталось очень мало. Как и положено Кроненбергу, в процесс сугубо научного наблюдения за мутацией он вводит чувства мутирующего и эмоции наблюдателя. Почти физическая боль, ощущаемая во время просмотра, накладывается на тревожное осознание, что надежды на спасение нет.
Молодая вдова со своей дочерью переезжает в тихий американский городок Блэк Стоун. Тут девушка надеется начать новую спокойную жизнь. Все ее надежды рассыпаются в прах, когда в сарае ее подруги обнаруживают труп бездомного мужчины. В расследовании этого дела принимает участие энтомолог — есть все основания полагать, что здесь замешаны генномодифицированные осы-убийцы, разработанные учеными для армии США. В скором времени теория подтверждается: Блэк Стоун атакует рой смертоносных насекомых.
«Черный рой» — фильм, в котором осы превращают людей в зомби. Кажется, что больше о нем знать ничего и не нужно. Детище Дэвида Уиннинга — малобюджетное, безумное и трешовое кино, с легкостью удовлетворяющее запрос на просмотр чего-то в меру веселого и совершенно ни к чему не обязывающего. Кроме того, не обойдется и без приятного сюрприза в виде актера Роберта Инглунда, каноничного Фредди Крюгера, исполняющего здесь роль безумного ученого.
Еще один почти низкобюджетный хоррор, на этот раз из Канады. Несколько подруг отправляются в Коста-Рику, чтобы устроить там бурный девичник — одна из девушек (Эльма Бегович) скоро выходит замуж. Будущая жена, однако, не выглядит счастливой. Дело в том, что ее избранник не хочет детей, а вдобавок и свекровь, мягко говоря, не питает к ней особой любви. Путешествие тоже не приносит героине удовлетворения, более того, оно превращается в сущий кошмар. Естественно, это никакая не мелодрама о неуверенных в супружеском счастье молодых людях, а настоящий боди-хоррор. Во время купания в реке девушку кусает неизвестное насекомое. Последствий этой маленькой неприятности и врагу пожелать не захочется.
Всё, что происходит с телом героини после укуса, составляет смысл фильма, так что не будем раскрывать подробностей. Достаточно сказать, что визуальные эффекты могут впечатлить даже не самых слабонервных людей. Во время фестивальной премьеры зрители падали в обморок, многим становилось дурно. Одним словом, все, кто отвечал за грим и спецэффекты, делали работу с любовью и фантазией, так что мизерный бюджет не сказывается на силе восприятия.
Снова осы-убийцы, но на этот раз огромного размера. «Ужаленные» — кровавый и сумасшедший карнавал, в некоторых моментах напоминающий главных представителей хоррор-жанра 80-х: «Чужого», «Нечто» и открывшую эту подборку «Муху». Удивительным образом «Ужаленные» не скатываются в унылую самопародию и не выглядят «настолько плохо, что даже хорошо», а сохраняют притягательный дух фильмов категории B от начала и до конца. Режиссер Бенжамин Диез со вкусом сочетает практические и компьютерные эффекты и создает приятных для глаз монстров с жалом, напоминающим гвоздь.
Пол и Джулия занимаются кейтерингом на загородной вечеринке. Между ними что-то есть, но оба боятся сделать первый шаг. Что ж, лучшим помощником в этом для них станут гигантские осы-мутанты, разрывающие своих жертв на куски. Ведь трудно представить более плодотворную почву для прорастания романтического чувства, чем усеянный кровавыми ошметками особняк. Теперь героям осталось только выжить.
Наконец-то дело доходит и до пауков — идеальных героев для ужасов про насекомых. Причем в этом фильме пауки не обычных размеров (с таким материалом работать сложно), а тоже гигантские, за что и спасибо. «Атака» получилась смешной, остроумной и даже зрелищной. Всё потому, что создатели ленты прекрасно понимали, какого рода кино они снимают и какие зрительские ожидания им предстоит оправдать. В качестве бонуса — актерское появление юной Скарлетт Йоханссон.
Действие происходит в Аризоне. Мэр обанкротившегося городка решается на сомнительную авантюру, в результате которой токсичные отходы с предприятий попадают в местный водоем. В это время один из жителей, эксцентричный любитель пауков, в коллекции которого есть сотни экзотических видов, теряет контроль над своим инсектарием. Напитавшись мутагеном, пауки вырастают до размеров автомобиля и отправляются лакомиться людьми… Оправившись от шока, горожане готовы дать монстрам решительный отпор.
В Нью-Йорке бушует неизвестная смертельная болезнь, поражающая детей. Переносчиками вируса являются тараканы. Чтобы спасти город, ученая Сьюзан Тайлер (Мира Сорвино) с помощью генной инженерии выводит новый вид насекомых, диковинную помесь богомола и термита. Эта порода умеет мимикрировать под тараканов, проникать в их логова и уничтожать там всех. План срабатывает, эпидемия останавливается, а новый вид жуков, отслужив свое, вымирает. Однако спустя несколько лет в городе начинают пропадать люди. В катакомбах метрополитена творятся странные вещи: возможно, искусственно созданные маленькие «спасатели» не вымерли, а всё это время развивались. Возможно также, что они выросли до гигантских размеров и научились мимикрировать под людей.
В основе раннего фильма Гильермо дель Торо лежит рассказ Дональда Уоллхейма. При этом «Мутанты» вбирают в себя абсолютно все характерные для режиссера темы и образы, в дальнейшем разбросанные по его фильмографии. Насекомые, монстры, часовые механизмы и темные заброшенные пространства — полный набор. При этом у картины была сложная история создания, дель Торо позднее даже выпустил режиссерскую версию, не сумев смириться с вмешательством продюсеров, которое, очевидно, плохо сказалось на конечном результате.
«Звездный десант» — один из самых известных романов писателя-фантаста Роберта А. Хайнлайна, написанный в 1959 году. Экранизация Пола Верховена — возвращение режиссера к масштабным крупнобюджетным боевикам после ныне культового, но в свое время с треском провалившегося эротического шедевра «Шоугелз». «Десант» закрывает его условную научно-фантастическую трилогию («Невидимка» не в счет), которую начал «Робокоп», а продолжил «Вспомнить всё». Всё, за что любят «безумного» голландца Верховена, здесь на месте: чернущий сарказм, секс, реки крови и тройное дно у всего происходящего.
В далеком будущем мировое общество превратилось в фашистскую утопию, в которой милитаризм заменил религию. Сей факт не вызывает у людей никаких нареканий. Что действительно беспокоит всех, так это угроза со стороны разумных жуков огромного размера, населяющих отдаленную планету. Четверо выпускников старшей школы, как и полагается, грезят о службе в армии, чтобы затем в составе вооруженных сил спасать мир от членистоногих инопланетян. После зачисления в звездный десант розовые мечты ребят окрашиваются в багровый цвет — в качестве пушечного мяса их закидывают в настоящий ад.
«Мгла» — третья работа Фрэнка Дарабонта по произведению Стивена Кинга. До этого режиссер снял две тюремные драмы, до сих пор не покидающие верхушку зрительских топов, — «Побег из Шоушенка» и «Зеленую милю». «Мгла» тоже мгновенно обрела чуть ли не культовый статус, благодаря интересной концепции, атмосфере безысходности, запоминающимся насекомоподобным монстрам и бескомпромиссному финалу.
Американский городок накрывает густой туман. В жуткой мгле проявляются силуэты странных смертоносных существ, захвативших всю территорию. Несколько жителей укрываются в супермаркете в надежде переждать этот кошмар. С ужасом вглядываясь в серую завесу, они пытаются понять, что происходит, и найти выход из сложившейся ситуации. Среди запертых в магазине людей есть религиозная фанатичка (Марша Гей Харден), толкующая о грядущем апокалипсисе. Ее «цель» — привести неверных к спасению, каких бы жертв это ни стоило.
Молодой энтомолог (Найджел Девенпорт) выдвигает теорию на основе своих наблюдений, что пустынные муравьи обладают коллективным разумом и способны объединяться, чтобы уничтожать всё на своем пути. Осознавая потенциальную угрозу и для человечества, он собирается построить высокотехнологичную исследовательскую лабораторию посреди пустыни. Заручившись поддержкой коллеги-ученого (Майкл Мёрфи), он надеется связаться с коллективным разумом муравьев и остановить надвигающуюся опасность.
«Фаза 4» умудряется нагнетать напряжение, не прибегая к монструозным размерам насекомого-убийцы. Режиссер фильма Сол Басс — один из самых влиятельных людей в сфере графического дизайна XX века, который вывел искусство киноплаката и титров на новый уровень. Невероятное художественное чутье не подвело его и на поприще режиссуры. Совместно с оператором Диком Бушем он буквально погружается в мир муравьев, используя потрясающие сверхкрупные планы, и с помощью фактуры документального качества создает интересный научный хоррор.
Закрывает подборку картина, которая может показаться лишней. Что здесь забыл ремейк самого известного голливудского киномифа 1933 года? Конечно, всему виной сцена, в которой команда корабля проваливается на дно оврага посреди джунглей. Этот момент едва не затмевает весь остальной фильм как по степени визуальной интенсивности, так и по драматическому напряжению.
Питер Джексон — большой мастер во многих аспектах, но что касается сложности практических эффектов и реалистичности компьютерной графики в кино, то тут его, кажется, превзойти и вовсе невозможно. Момент из «Кинг Конга», когда в почти что замкнутом пространстве на героев нападает весь цвет экзотической членистоногой и беспозвоночной фауны сверхъестественных размеров, абсолютно самодостаточен и предстает самым адреналиновым аттракционом в этом парке развлечений.