Подборки8 мин.

Дзен, швабра и американская мечта: 10 фильмов об уборке

Уборка — тема необъятная. Это и метафора порядка в жизни и отношениях, и средство самоутверждения, и даже способ раскрытия преступлений. Более того, самая обычная, последовательная и тщательная уборка оказывается жутко увлекательным зрелищем. Об уборке, уборщиках, чистоте, порядке и немного о хаосе — читайте в нашей подборке.

Если же вас больше интересуют игровые мини-сериалы, предлагаем посмотреть нашу подборку лучших зарубежных мини-сериалов.

Помешанные на чистоте

Рейтинг: 6.9IMDb: 7.3
Жанр: Документальное
2013, 5 сезонов
Великобритания, 12+
Режиссер: Пейдж Шеперд

Чистота важнее всего

Британское реалити-шоу «Помешанные на чистоте» далеко за сюжетом не ходило: стоило приглядеться к тому, как живут люди вокруг, — и материал был тут как тут. В каждой из историй происходит столкновение крайностей: в одной комнате оказываются зацикленные на чистоте педанты и абсолютные неряхи, которым безразличен порядок или его отсутствие. Первые приходят в дома ко вторым и пытаются что-то сделать с грязью вокруг и с самими собой на грани нервного срыва.

Конечно, напряжение здесь держит не уборка как таковая, а динамика человеческих отношений. Проблема только в том, что, прежде чем перейти к реализации материала, создатели явно проигнорировали этическую сторону вопроса. В оригинале шоу называется «Обсессивно-компульсивные уборщики», и в программе действительно участвуют люди с обсессивно-компульсивным расстройством (ОКР). Только вот вместо освещения этой проблемы и тех сложностей, с которыми сталкиваются люди с ОКР, шоу лишь использует этот недуг как средство привлечения внимания и еще больше маргинализирует своих участников.

Уборка с Мари Кондо

Рейтинг: 6.9IMDb: 6.6
Жанр: Документальное
2019, 1 сезон
США, 18+
Режиссер: Джейд Сандберг УоллисГлавные роли: Шарлотта Хервю, Мари Кондо, Рэйчел Френд

Прости и отпусти

Совсем иначе устроено шоу «Уборка с Мари Кондо». Вышедшая в 2011 году книга Кондо «Магическая уборка. Японское искусство наведения порядка дома и в жизни» стала абсолютным бестселлером, и продюсеры Netflix знали, что с этим делать. В 2019-м стартовало шоу, где сама Мари Кондо приходила в дома к людям и на разных примерах показывала, как стоит обращаться с вещами. Приводить в порядок, выкидывать, складывать или перемещать в разные части дома.

По Кондо уборка — сложный процесс, который включает в себя и психологическое, и философское измерения. Она убеждена: организация пространства жизни организует и саму жизнь. Как проходит процесс уборки, на какие этапы он делится и к какому результату должен привести — всё это проговаривается в шоу, которое становится отличным практическим пособием к книге.

Жизнь — волнующее волшебство уборки

Рейтинг: 7.7IMDb: 6.4
Жанры: Драмы, Комедии
2013, 92 мин
Япония, 18+
Режиссер: Тоя СатоГлавные роли: Юкиэ Накама, Нацуна Ватанабэ, Мокомити Хаями, Мицуко Байсё, Бэнгару, Мистер Тин

Еще о Кондо

Легла книга Кондо и в основу японского телефильма «Жизнь — волнующее волшебство уборки». Эта картина уже в игровом формате повествует об обращении с вещами. В центре сюжета — девушка Каори, которая в очередной раз оказывается в жутко неудобной ситуации: после удачного свидания она не может пригласить парня к себе в гости. И всё потому, что дома не просто бардак — полный хаос. Каори решает нанять клининговую компанию, но компания оказывается не простой (нам ведь еще в названии пообещали волшебство!). Самое время появиться и доброй колдунье — это Макико Норита. Она научит Каори, а заодно и зрителей обращению с вещами.

Такое отношение к уборке органично для Японии, в самой культуре которой заложен аскетизм, особенно в том, что касается обустройства дома. Хотя на деле фильм больше напоминает нашу «Мэри Поппинс»: и по дидактичности, и по зонту, с которым постоянно ходит волшебница Макико Норита.

Идеальные дни

Рейтинг: 8.2IMDb: 7.9
Жанр: Драмы
2023, 125 мин
Япония, Германия, 18+
Режиссер: Вим ВендерсГлавные роли: Кодзи Якусё, Ариса Накано, Токио Эмото, Томокадзу Миура, Юрико Кавасаки, Юми Асо

Дзен за туалетным бачком

Посвящает уборке свое очередное признание в любви Японии и Вим Вендерс. Главный герой его «Идеальных дней» — уборщик городских туалетов. И жизнь, и работа его устраивают совершенно. Каждый день он проводит по определенному распорядку: рано встает, радуется ветвям дерева в полураспахнутом окне, поливает свои растения, надевает рабочий комбинезон, берет кофе в автомате у дома и на машине под кассетную музыку отправляется навстречу своему первому туалету.

Так же размеренно проходит обед и ужин. Для героя подобная аскеза явно служит целям, схожим с теми, что стоят перед буддийскими монахами, — он отгораживает себя от мирских страстей. Даже его дом и интерьер напоминают традиционные японские жилища. Ни планов, ни связей — только каждый следующий день, привычный, обозримый, понятный. Вендерс, а точнее его герой, достигает в своем деле настоящего дзена, превращая уборку в каждодневное спасение души от жестокости мира.

Джой

Joy
Рейтинг: 7IMDb: 6.6
Жанры: Драмы, Комедии
2015, 119 мин
США, 16+
Режиссер: Дэвид О. РасселлГлавные роли: Дженнифер Лоуренс, Роберт Де Ниро, Брэдли Купер, Эдгар Рамирес, Дайан Лэдд, Вирджиния Мэдсен

Дети, швабра, эмансипация

Но стоит перейти на территорию голливудского кино — тут просветления не жди. Только экшен, только движение вперед, только истории успеха. Именно такой и становится история Джой (Дженнифер Лоуренс). Еще маленькой Джой мечтала изобретать, но жизнь взяла свое. Вместо университета она осталась помогать матери, которая только что развелась. Вместо времени на себя потратила всю молодость на брак, детей, домашние дела. Бесконечные домашние дела.

И всё же дар Джой остался при ней. В очередной полный стресса и семейной суматохи день Джой осенило: она придумала уникальную конструкцию для швабры. Эта чудо-швабра не только умеет выжимать себя сама, но еще и снимается с палки, то есть пригодна для стирки. Поначалу кажется, что Джой размечталась, но не будь то Голливуд и история, основанная на реальных событиях. И вот швабра Джой вместо символа тысячелетнего бесплатного женского труда становится настоящим символом эмансипации. Вопрос только — как? Ведь пока что Джой должна огромные суммы денег серьезным дядькам, а о ее швабре никто не знает.

Как угодить женщине

Рейтинг: 6.1IMDb: 6.2
Жанр: Драмы
2022, 111 мин
Австралия, 18+
Режиссер: Рени УэбстерГлавные роли: Сэлли Филлипс, Хейли МакЭлхинни, Кэролайн Брейзиер, Тасма Уолтон, Ашер Ясбинчек, Кемерон Дейдду

Уборка и право на оргазм

Еще один отличный пример того, как можно при помощи уборки наделить женщину статусом власти — перевернуть гендерные роли. Кто из жен не мечтал увидеть своего мужа за работой по дому? Джине уже за 50, но ее подруги не из робкого десятка. В ее день рождения они решают устроить сюрприз — заказывают Джине стриптизера. Только вот ей не до стриптиза — нужно вылизать дом. Когда парень уведомляет Джину, что ему заплатили за два часа, которые он готов провести так, как только Джина пожелает, она желает помощи в уборке. Проходит время, и вот уже Джина набирает себе команду парней, готовых убирать женские кухни, и это еще не всё.

Комедия предлагает не только полдюжины неожиданных поворотов сюжета, но и переосмысление уборки по дому: в фильме она становится волнующим занятием, которое можно переложить на плечи других. К тому же картина предлагает присмотреться к сексуальным нуждам женщин всех комплекций и возрастов. По ходу сюжета оказывается, что хозяйки не прочь получить помощь не только в полировке ванной, но и в получении оргазма. И вот наши парни принимаются за работу, старательно пытаясь угодить женщинам. Везде.

Чистка до блеска

Рейтинг: 6.6IMDb: 6.8
Жанры: Драмы, Комедии
2008, 91 мин
США, 18+
Режиссер: Кристин ДжэффсГлавные роли: Эми Адамс, Эмили Блант, Алан Аркин, Джейсон Спивак, Стив Зан, Мэри Линн Райскаб

Американская мечта

Если же платить женщине за уборку, получится известная всем профессия — уборщица. Убирать можно дома, учреждения, а еще места преступлений. Именно за них и берутся сестры Лорковски (Роуз и Нора в исполнении Эми Адамс и Эмили Блант). Платят за такую работу больше, чем во время обычных вызовов, а делать всё равно то же — убирать. И судя по всему, за сестер переживать не стоит, ведь в какой-то момент героиня Адамс выдает блистательный монолог, в котором объясняет, что любит свою работу, что любит помогать людям, что наводит чистоту и тем самым облегчает травму потери.

Проблема только в том, что весь этот неокрепший бизнес оборачивается катастрофой, и теперь Роуз по уши в долгах. Что же делать с американской мечтой о финансовой независимости, об успехе, о доме и дружной семье? И возможна ли она вообще для простой уборщицы? Фильм про всё расскажет.

Миссис Даутфайр

Mrs. Doubtfire
Рейтинг: 7.5IMDb: 6.9
Жанры: Драмы, Комедии, Семейное
1993, 120 мин
США, 0+
Режиссер: Крис КоламбусГлавные роли: Робин Уильямс, Салли Филд, Пирс Броснан, Харви Файерстин, Полли Холлидей, Лиза Якуб

Пропуск в дом

Нестареющая классика не совсем об уборке, уж точно не в прямом смысле слова, хотя, конечно, миссис Даутфайр — центральная фигура кинопереполоха — только тем и занята, что наводит порядок. Сначала в доме, куда устраивается няней, а потом и в собственном, где оказывается, что никакая это не миссис, а самый настоящий мистер — мистер Хиллард. Он недавно развелся, потерял работу и воспользовался единственным шансом продолжать общение с детьми — устроился работать в дом бывшей жены. Разумеется, не забыв предварительно надеть женскую одежду и парик.

Одна из канонических ролей Робина Уильямса оказывается важным напоминанием о том, что, будь то уборщица или няня, все они оказываются на очень интимной территории — в доме, в комнатах, в мыслях обитателей. И хорошо, когда это безобидная комедия с хэппи-эндом, ведь бывает и похуже. Скажем, у Пон Джун-хо в оскароносных «Паразитах» — тот же обман, вхождение в дом и неумолимый триллер, который следует после.

Уборщица

The Cleaning Lady
Рейтинг: 5.1IMDb: 5.5
Жанр: Триллеры
2018, 87 мин
США, 18+
Режиссер: Джон НаутцГлавные роли: Алексис Кендра, Стелио Саванте, Рэйчел Элиг, Элизабет Сэнди, Микайла Сон, Джоэнн МакГрат

Пропуск в хоррор

Джон Наутц идет дальше и рассказывает историю одной уборщицы в жанре хоррора. Хотя поначалу фильм отлично маскируется под самую типичную мелодраму. У главной героини, прекрасной светловолосой Элис, никак не выходит порвать с возлюбленным. Отношения их никуда не ведут, он женат и супругу бросать не собирается. Элис общается с подругой, принимает на дому клиентов — она косметолог, — а параллельно нанимает уборщицу, девушку с изуродованным лицом по имени Шелли, которая подрабатывает сантехником в доме, где живет Элис.

Проходят дни. Элис, видя нелюдимость Шелли, пытается быть с ней любезной, приглашает на ужин, дарит свое платье, но Шелли по-прежнему похожа на дикого зверька. Дело не в лице, скорее в повадках, и неспроста. Очень скоро Элис узнает, что не стоило пускать Шелли ни в свою квартиру, ни в свою жизнь.

Форма воды

The Shape of Water
Рейтинг: 6.9IMDb: 7.3
Жанры: Фантастика, Драмы, Мелодрамы
2017, 118 мин
США, 18+
Режиссер: Гильермо дель ТороГлавные роли: Салли Хокинс, Майкл Шеннон, Ричард Дженкинс, Октавия Спенсер, Майкл Стулбарг, Даг Джонс

Пропуск в мир фантазии

Еще один способ рассказать про уборщицу, обойдя стороной быт, дом, посуду, швабры, тряпки или вантузы, — быть Гильермо дель Торо. В его удивительной «Форме воды» уборщице отведена главная роль. Это немая сирота с неведомым прошлым и странными шрамами на шее Элайза Эспозито. Она, как и многие другие уборщицы, получает доступ туда, куда войти может не каждый. Не в дом и не в квартиру, но в секретную лабораторию в Балтиморе. На дворе 1960-е, холодная война в разгаре, и американское правительство все силы кидает на разработку тайного оружия. Таким как раз может стать последнее открытие — человек-амфибия, привезенный прямиком из вод Амазонки.

Дель Торо, как и Наутц, работает с маргинальными героями, но не сводит маргинальные черты к страшилке, а нормализует их. Его странные нездешние герои оказываются способны на искренние чувства и взаимопонимание. А уборщице в фильме отведена роль и вовсе судьбоносная. Ведь не будь эта профессия доступна тем, кого общество не готово видеть на более высоких позициях, человек-амфибия так и не узнал бы, что не все человеческие существа — бессердечные подлецы.