Духи, гули и зловещий интернет: 10 страшных аниме-фильмов и сериалов
Для многих зрителей аниме до сих пор остается чем-то неизвестным и стереотипным — набором сюжетов о гиперэкспрессивных школьниках и их будничных проблемах. Лучший способ изменить свое отношение — дать шанс необычным представителям японской анимации, например, хоррорам. Выбрали 10 страшных аниме-фильмов и сериалов, которые не только испугают вас, но и заставят пересмотреть взгляды на жанр.
«Агент паранойи» — opus magnum великого японского постановщика Сатоси Кона, сериал, который часто остается в тени более именитых работ, вроде «Истиной грусти» и «Паприки». Но именно здесь собраны ключевые мотивы режиссера — противопоставление личного и публичного, снов и яви, выдуманного и реального. Впрочем, это не просто попурри, а самая амбициозная и радикальная работа мастера, которая ставит диагноз японскому обществу середины нулевых — расслабленному, с культом комфорта и избеганием ответственности. Проблема в том, что не каждый зритель способен проникнуться этой комплексной и фрагментарной историей — в отличие от динамичных полнометражных работ мастера, в сериале Кон постоянно что-то утаивает и нагнетает интригу.
В «Агенте паранойи» даже нет главного героя, вместо этого набор сюжетов о том, как разные люди становятся жертвами нападения загадочного ребенка на роликах и с золотой битой. Однако каждый эпизод здесь — маленький шедевр. Среди них есть и абсурдные комедии о жизни неудачников, и жуткие городские крипипасты, от которых становится не по себе.
«Когда плачут цикады» — это не только аниме, а целая культовая франшиза. Сначала вышли визуальные романы, потом манга, аниме, фильмы, новеллы и даже дорама. Подступиться к этой глыбе можно с первых двух сезонов этого сериала. Сюжет выстроен вокруг подростка Кэйити, который в 1983 году вместе с родителями переезжает из города в живописную деревушку. Герою нравятся новые одноклассники и спокойствие нового дома, но все кардинально меняется, когда он узнает о приближении традиционного фестиваля в честь местного божества Оясиро-сама. В последние годы во время праздника находили убитых, и этот вряд ли станет исключением.
История о прибытии горожанина в провинцию в самый неподходящий момент — классическая завязка японских детективов, но этот сериал точно найдет чем удивить. Будут здесь и лихо закрученный сюжет, и вездесущие мультивселенные, и полюбившиеся за десятилетие «Игры престолов» сцены с насилием.
Творчество, возможно, самого известного хоррор-мангаки современности Дзюндзи Ито экранизируют постоянно. Например, недавно Netflix объявил об адаптации 20 историй Ито в формате антологии с названием «Маньяк», а еще вот уже несколько лет с постоянными переносами ведется работа над аниме по манге «Спираль» — самой известной и жуткой работе автора.
«Дзюндзи Ито: Коллекция» — достойный внимания альманах, который может стать отличной точкой вхождения в причудливое творчество маэстро для тех, кто не любит читать. Здесь собраны 12 кошмарных историй. Среди них есть сюжеты об одержимых, призраках, проклятиях, японском фольклоре, потусторонних измерениях и похоронных ритуалах. Возможно, не все они нарисованы на высочайшем уровне (это проблема аниматоров, а не мангаки), но больному воображению Ито точно можно позавидовать. Или, наоборот, ужаснуться: от отдельных образов или сцен непременно станет не по себе.
Если вы ничего не знаете об аниме и манге, то поверьте на слово: «Токийский гуль» — настоящая легенда прошлого десятилетия. Впрочем, вы наверняка косвенно слышали о нем благодаря некогда популярной субкультуре «дед инсайдов». Сюжет выстроен вокруг студента-первокурсника Кэна, который идет на свидание с загадочной девушкой — гулем, питающимся человеческой плотью. Когда она пытается напасть на главного героя, на них падают металлические балки. В больнице Кэну почему-то пересаживают органы спутницы, так он и сам становится гулем. Вчерашнего студента мучает дикий голод, он не переносит человеческой пищи, а еще у него появился красный глаз.
«Токийский гуль» балансирует между драмой о юноше, который пытается побороть свою натуру и найти в себе остатки человеческого, и стильным хоррором о гуле, ищущем себе жертв для пропитания. Перевес сделан в сторону первого, но даже эта, казалось бы, философская история о кризисе идентичности подарит несколько запоминающихся сцен, полных ужаса.
Снова Сатоси Кон в списке — в этот раз с самой известной своей работой. «Истинная грусть» — его дебютное полнометражное аниме, которое моментально превратило мангаку и начинающего постановщика в звезду. Этот запутанный психологический триллер посвящен тому, как популярная поп-звезда Мима переживает сложнейший период в жизни. Она только что объявила, что уходит из музыки, чтобы сконцентрироваться на актерской карьере. Решение и без того дикое — фанаты возмущены и уже вовсю названивают идолу, но все может стать намного хуже. Ей предстоит сняться в скандальной сцене изнасилования — если она согласится, то в глазах поклонников опорочит себя и уже не сможет вернуться в музыкальную индустрию. В это же время девушка знакомится с интернетом — оказывается, там в свободном доступе существует ее дневник, который раскрывает слишком много личного, чтобы быть фейком.
Всего лишь за 80 минут «Истинная грусть» успевает многое: раскритиковать повышенный консьюмеризм японского общества и его идолизацию поп-див, удивить зрителя креативным использованием возможностей аниме как медиума (про один только монтаж Кона можно найти несколько видеоэссе), а главное — изрядно напугать. Тем, что жизнь в любой момент может оборваться из-за прихоти одержимого фаната, или тем, что порой нельзя доверять самой себе.
Из Токио в провинциальный городок перебирается подросток Коити — из-за болезни легких первый месяц после переезда он проводит в больнице, где встречает будущую одноклассницу Мэй с перевязанным глазом. Когда начинается учеба, все делают вид, что девушки просто не существует, а любые попытки Коити заговорить с ней пресекаются одноклассниками. Оказывается, все дело в странной традиции: однажды в их школе все притворялись, что популярная ученица не умерла и до сих пор находится рядом, но когда начались загадочные смерти, местные жители поняли, что отныне нужно, наоборот, игнорировать живого ученика. Так происходит каждый год — в этот раз жребий пал на Мэй. Правда, смерти все равно начались — все думают, что виноват чересчур общительный Коити.
Интригующая завязка «Иной» раскручивается в интенсивный детектив о секретах прошлого и ужасающую страшилку, основанную на местных городских легендах и древних проклятиях. Сериал напоминает экранизацию лучших крипипаст — часто абсурдных и нелогичных, но захватывающих внимание и вызывающих холодный пот.
«Истинная грусть» вышла в один год с «Экспериментами Лэйн» — культовым сериалом, создатели которого также постарались осмыслить зловещую сущность активно набирающего популярность интернета. 13-серийный проект рассказывает о замкнутой в себе школьнице Лэйн, которая начинает интересоваться всемирной сетью, когда получает электронное письмо от одноклассницы, совершившей самоубийство. Та рассказывает, что на самом деле жива: просто ее душа освободилась от плоти и живет в виртуальном мире, в котором, кстати, есть и Бог. Далекая от технологий Лэйн выпрашивает у отца компьютер и пытается попасть в это загадочное место.
Моментально понять эту комплексную и трансцендентальную историю о кризисе идентичности и цифровизации сознания будет сложно, но это и не так важно. Главное здесь — не ответы на уйму философских и до сих пор злободневных вопросов, а то, что во время просмотра финальных эпизодов зрителю гарантированы экзистенциальный ужас и тревога по поводу своего места в мире и будущего наследия. Только выдающиеся хорроры могут испугать так, что воспоминания о них навсегда останутся в подсознании. «Эксперименты Лэйн» — один из них.
«Мононокэ» — это не полнометражный фильм Хаяо Миядзаки, а сериал, посвященный борьбе с ёкаями, сверхъестественными мифологическими существами из японского фольклора. Главный герой, безымянный аптекарь, путешествует по миру и освобождает мононокэ, то есть злых духов. Чтобы провести обряд, необходимо узнать сущность, желание и форму духа, который раньше был человеком. Такие приключения часто превращаются в запутанные расследования. На пути у аптекаря встанут такие известные существа, как домовые, морские монахи, загадочные кошки и духи с пропавшим лицом.
Некоторым сериал напомнит «Ведьмака» или тематически похожее аниме «Мастер Муси» о странниках-одиночках, помогающих людям в борьбе со сверхъестественными силами. Главная особенность «Мононокэ» — уникальный визуальный ряд, напоминающий традиционные гравюры: сериал выглядит ярко и примитивно, но каждая встреча с духом благодаря этому становится неповторимой.
У старшеклассника Ватануки беда — уникальная способность видеть духов и призраков портит ему жизнь, отношения с девушкой и дружбу с одноклассником. Однажды он попадает в магазин могущественной ведьмы, которая соглашается помочь ему перестать видеть то, что не должно быть доступно простым людям, но при одном условии: герой должен будет у нее работать.
Было бы ошибкой назвать «Триплексоголик» хоррором — на самом деле это комедия о повседневности, но с сильным креном в сторону фантастики, фэнтези и ужасов. Сериал балансирует между приключениями в мире мертвых и школьными буднями — шокировать или напугать у него точно не получится, зато он преуспевает в другом: заставит зрителя задуматься о том, какие потусторонние существа постоянно окружают его. В первое время оставаться дома одному станет как-то не по себе — чем не успех для хоррора?
«Агента паранойи» Сатоси Кона активно сравнивали с работами Дэвида Линча, но это не первый аниме-сериал, который заслужил такую высокую оценку. За четыре года до этого на японском телевидении состоялась премьера проекта «Бугипоп никогда не смеется», который также сбивал с толку зрителей нелинейным нарративом и эпизодами, посвященными различным героям. История выстроена вокруг трех временных периодов — настоящего, событий месячной и пятилетней давности. Только к концу 12-серийного сериала сюжет складывается воедино — тогда и станет ясно, как связаны между собой повесившийся маньяк, фантом, убийца и девушка, которая находится на новой ступени человеческой эволюции.
За нелепым названием скрывается одно из самых недооцененных аниме нулевых — экспериментальная история, которая скрещивает элементы психологического триллера и фолк-хоррора с размышлениями об эскапизме, неспособности меняться и о том, как память формирует людей.