Дуэлянты, сильные героини и Чужие: 12 главных фильмов Ридли Скотта
В Okko выходит «Дом Gucci» Ридли Скотта. В прошлом году 84-летний режиссер отметился критикой обожающих мобильные телефоны миллениалов и релизом сразу двух звездных исторических драм. Мы подробно изучили фильмографию постановщика и выбрали из нее 12 главных фильмов: от позднего дебюта про одержимость до циничного триллера о принятии последствий.
Ридли Скотту, бывшему режиссеру телевизионных реклам, довелось довольно поздно по меркам индустрии дебютировать в большом кино — ему было около 40, когда состоялась премьера его «Дуэлянтов». Это вдохновленная «Барри Линдоном»Стэнли Кубрика история о противостоянии двух офицеров французской кавалерии времен Наполеоновских войн, которое несколько раз в течение полутора десятилетий доходит до дуэлей то на шпагах, то на мушкетах. Полная нюансов и психологизма историческая драма о чести, мачизме и соперничестве, переросшем в одержимость, не только помогла Ридли Скотту завить о себе как о талантливом постановщике, но и стала его образцово-показательной работой, отголоски и схожие мотивы которой встречаются в его творчестве и 40 лет спустя. Самый очевидный пример — один из его последних фильмов «Последняя дуэль».
Если дебютные «Дуэлянты» были созданы по конспектам «Барри Линдона», то во втором фильме Ридли Скотта, великом «Чужом», трудно не заметить влияние философского шедевра «2001 год: Космическая одиссея». Правда, если у Кубрика космический экипаж отправляется в экспедицию в поисках внеземного сигнала, чтобы ответить на ряд экзистенциальных вопросов о происхождении человечества, то у Скотта герои при том же маршруте наоборот встречают лишь смерть. «Чужой», в отличие от всех сиквелов, спин-оффов и идейных ребутов франшизы, никогда не упивался экшеном и в первую очередь делал ставку на харизматичных персонажей и создание безысходной, сравнимой с кошмаром атмосферы, которой Скотту удалось добиться за счет паранойи главных действующих лиц и хичкоковского саспенса.
Сейчас, ретроспективно, трудно поверить, что Ридли Скотт за несколько лет проделал путь от постановщика копеечной фестивальной драмы до режиссера двух голливудских хитов, навсегда изменивших научную фантастику. «Бегущий по лезвию» представил зрителю не модные в то время космические империи и перелеты со скоростью света, а будущее, которое выглядело как запущенная копия настоящего: развитие технологий здесь неразрывно связано с монополией корпораций и уже давно не живущим, а скорее существующим в этом наполненном андроидами и капиталистическими уловками болоте человеком. «Бегущий по лезвию» — лучший образец киберпанка, который расцветает на экране не только из-за выдающегося продакшн-дизайна, но и из-за того, что Скотт видит в фантастическом сюжете об охотнике за репликантами философский неонуар об изолированном на фоне масштабного города герое с кризисом идентичности.
Несмотря на то, что фильмы Ридли Скотта среди прочего критиковали мачизм и представили зрителю нескольких культовых сильных героинь, постановщика часто обвиняют в сексизме и мизогинии («Советник» и «Последняя дуэль»). Тогда принято вспоминать не только «Чужого» или «Солдата Джейн», но и «Тельму и Луизу» — триллер об эмансипации двух страдающих от патриархального общества женщин, которые стали подругами и после убийства насильника были вынуждены пуститься в бега. Это не только социально и культурно важное для своей эпохи кино, которое изначально не задумывалось, а все равно стало феминистским манифестом, но и один из самых нетипичных фильмов Ридли Скотта. Лишенное фирменной масштабности и подчеркнуто интимное роуд-муви о спасительной дружбе и эскапизме, в котором ощущение дороги намного важнее пункта назначения.
«Гладиатор» — это самый успешный, популярный и любимый аудиторией фильм Ридли Скотта, который и сейчас с отрывом лидирует во всевозможных зрительских рейтингах и до сих пор остается единственной в карьере режиссера картиной, получившей «Оскар» за лучший фильм. Да и сам Скотт питает к ней особые чувства, поэтому в ближайшее время планирует вернуться к картине и снять сиквел. Эта сумасшедшая и не слабеющая с годами любовь легко объяснима: 20 лет назад «Гладиатор» вернул в Голливуд моду на исторические блокбастеры с мечами и сандалиями, а главное — попал в зрительский нерв историей о восстановлении чести и мести главного героя за убитую семью. Ридли Скотт не так часто объединяет эпическую форму и интимное содержание, но каждый его фильм, созданный по этой формуле, не просто работает как часы, но с легкостью покоряет наши сердца.
2021 год — это, между прочим, уже третий раз, когда Ридли Скотт выпускает сразу два фильма в течение одного календарного года: схожая ситуация была в 2017 году, а впервые это произошло в далеком 2001-м. Тогда на большие экраны вышли сиквел «Молчания ягнят» под названием «Ганнибал» и «Черный ястреб» — экранизация реальной истории о неудачной спецоперации по поимке двух приближенных военного диктатора в столице Сомали. Скотт особо не вдается в политические аспекты и серые зоны этой, скажем прямо, сомнительной истории, занимая удобную амбивалентную позицию, и видит в ней только материал для демонстрации хаоса и ужасов войны. Как выдающийся режиссер-ремесленник он не теряется на территории военного кино и создает иммерсивный, практически репортажный блокбастер не об отдельном подвиге, а коллективном героизме попавших в мясорубку ребят — без квасного патриотизма и намека на американскую исключительность.
Из обширной фильмографии Ридли Скотта при желании можно выбрать несколько претендентов на звание недооцененного шедевра — одним из них точно будет «Великолепная афера», затерявшаяся между военным блокбастером «Черный ястреб» и историческим эпосом «Царство небесное». Это черная комедия про мошенника с синдромом Туретта и ОКР, который умело обманывает людей, воспитывает придурковатого протеже и в рамках терапии пытается восстановить отношения с 14-летней дочерью. «Великолепная афера» очаровывает двумя важными вещами — мало того, что это самый легкий и добродушный фильм Скотта, ассоциирующегося с драматическими и циничными сюжетами, так еще здесь Николас Кейдж исполнил пожалуй лучшую роль в своей карьере. В конце концов, кому как не ему играть героя с паническими атаками, несколькими серьезными психическими расстройствами и фобиями.
В 2007 году Ридли Скотт заступил на практически не исследованную территорию криминальных эпиков. Тогда он представил «Гангстера» — амбициозную двойную историю о гарлемском преступнике, после смерти босса ставшего главным в Нью-Йорке поставщиком героина, и противостоящим ему честным полицейским, который не смотрит в карман людям и просто пытается сделать мир чуточку чище. Фильм сколько угодно можно критиковать за романтизацию преступного образа жизни (Скотт понял, каково это — быть Мартином Скорсезе), вторичность по отношению к целой россыпи жанровых шедевров (от «Крестного отца» до «Донни Браско»), но все это забывается, когда видишь на экране дуэт Дензела Вашингтона и Рассела Кроу — блестящих актеров, которые убедительно рисуют еще один честный портрет американской мечты и ее обратной стороны.
Вряд ли найдутся желающие поспорить с утверждением, что «Советник» — самый противоречивый фильм Ридли Скотта. Оценочное «противоречивый» — это не попытка избежать эпитета «худший», скорее желание занять нейтральную позицию между хейтерами и фанатами картины. Дело в том, что от союза писателя Кормака Маккарти с Ридли Скоттом ждали еще одну загадочную притчу в стиле «Старикам тут не место», а получили нелепый на первый взгляд эротический нуар (ох уж эта сцена секса с авто!) о вседозволенности, морали и сломленной жизни. Однако за историей успешного юриста, который ради интереса решил переступить черту закона и поучаствовать в сделке по продаже кокаина, скрывается экзистенциальный хоррор о фатализме, неизбежности и современной Америке. Нет сомнений в том, что в ближайшем будущем «Советник» пройдет переоценку и будет считаться одним из шедевров не только Ридли Скотта, но и выдающегося писателя Кормака Маккарти.
«Марсианин» — это уникальный фильм сразу по нескольким причинам: во-первых, это самая приземленная и смешная научная фантастика Ридли Скотта, который до этого скрещивал жанр с хоррором о выживании и философским неонуаром. Во-вторых, среди узкой категории фильмов о спасении Мэтта Дэймона «Марсианин» восхваляет не опасные героические подвиги, а тягу к знаниям и покорению космоса; да и спасают здесь застрявшего на Марсе инженера-биолога не от неминуемой смерти, а от одиночества и утомительного садоводства. Понятно, что «Марсианина» и так любят зрители, но он достоин более серьезного отношения и места в топе лучших фильмов Ридли Скотта — не за свое простодушие и заразительный оптимизм, а из-за мастерской комбинации интимной робинзонады и эпического приключения о покорении Марса.
Франция, конец XIV века. Рассказанная с трех точек зрения и разыгранная звездным составом средневековая драма о поисках справедливости. В фильме, премьера которого состоялась во внеконкурсной программе Венецианского фестиваля 2021 года, заслуженный британский режиссер наглядно показывает, насколько мир вокруг нас субъективным и каждый представляет его себе совсем не так, как другой рыцарь или его жена. Сценарий основан на книге Эрика Джейгера «Последний поединок: правдивая история преступления, скандала и дуэли в средневековой Франции», опубликованной в 2004 году. Центральные роли в картине исполнили Мэтт Дэймон и Адам Драйвер, на вторых ролях — Бен Аффлек и Джоди Комер. Часть сцен сняли во Франции, часть — в Ирландии.
Тридцатилетняя история одного из самых знаменитых и культовых модных домов мира, включающая в себя любовь, предательство, упадок семейного дела и заказное убийство. В центре сюжета оказывается хроника неравного брака: бойкая девушка из простой семьи Патриция Реджани (Леди Гага) женит на себе Маурицио Гуччи (Адам Драйвер) — богатого наследника с безупречными вкусом и манерами. И не смотря на то, что отец Маурицио уже давно был далек от семейного бизнеса, обладающая железной боевой хваткой Патриция делает все, чтобы Маурицио стал главой компании. В итоге получилась вольная интерпретация семейной истории, в которой патриархов высокой моды сыграли Аль Пачино, Джаред Лето и Джереми Айронс.